ВОЗРАСТ МЛАДЕНЧЕСКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВОЗРАСТ МЛАДЕНЧЕСКИЙ
период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В возрасте младенческом выделяют три этапа:
1) новорожденность (первый месяц жизни) - когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;
2) первое полугодие жизни - во время коего деятельностью ведущей становится ситуативно-личностное общение со взрослыми (-> этап полугодия первого);
3) второе полугодие жизни -"когда ведущей становится деятельность предметно-манипулятивная -> этап полугодия второго). Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребенка (-> кризис возрастной).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Младенческий возраст
Период возрастного развития человека от рождения до одного года (в пределах которого выделяют и возраст новорожденности от момента рождения до 1 месяца). По современным представлениям М. в. исключительно важен во всех сторонах становления его функций и здоровья и является сенситивным для развития речи, терморегуляции, двигательной активности, становления психики и др. функций. В связи с этим исключительное значение имеет организация образа жизни ребенка. Основными условиями последнего являются грудное вскармливание, полноценная двигательная активность (в основе которой лежат самопроизвольные движения ребенка) и благоприятная психологическая среда. При нормальном физическом и психическом развитии к концу периода ребенок понимает речь взрослых и произносит первые слова, координированно ходит, выполняет простые действия по самообслуживанию и т. д.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
первый год жизни ребенка, к–рый разделяется на период новорожденности (до 1 месяца) и грудной. В период новорожденности происходит первичное приспособление организма ребенка к жизни во внешней среде. Уже через две недели у младенца начинает функционировать кора больших полушарий мозга, становится возможной выработка условных рефлексов. Характерным для М.в. является очень интенсивное, с возрастом, однако, постепенно снижающееся, увеличение роста и веса ребенка (с 49
–50 см до 73–75 см; с 3,3 кг до 10 кг). Уже в М.в. обнаруживаются особенности, характерные для высшей нервной деятельности человека: относительно малая роль врожденных форм поведения и решающее значение воспитания: медленное нарастание функциональной работоспособности мозга, выражающееся в особенностях соотношения сна и бодрствования младенца (2х мес. ребенок может бодрствовать без перерыва 1,5 ч, 7и мес. – 2,5 ч, 10ти мес. – 3,5 ч). В М.в. идет интенсивное развитие анализаторов: на 2й неделе возникает слуховое, а на 4й – зрительное сосредоточение. Сложные движения глаз – фиксация, слежение, конвергирование, обеспечивающее бинокулярное зрение, формируется в первой половине 2го мес. На 3–4 мес. образуются не только условные рефлексы, но и их дифференцировки. М.в. наиболее благоприятен для развития анализаторов, для сенсорного воспитания. Из эмоционально-выразительных реакций вначале имеются только отрицательные – крик и беспокойные движения. Но уже на 5й неделе начинают формироваться эмоционально-положительные выразительные движения и мимика; на 2–3 мес. формируется весь комплекс сложных эмоционально-положительных реакций: более ярко выраженная улыбка, быстрые, оживленные движения, голосовые проявления и т.д. При правильном воспитании радость – преобладающее состояние здорового младенца в часы бодрствования, что является обязательной предпосылкой хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. Развитие общих движений младенца идет «сверху вниз»; сначала оформляются движения головы (2–3 мес.), затем развиваются движения рук в форме хватания предметов (на 4–5 мес.), после чего развиваются общие движения по сохранению положения тела в пространстве и его перемещению – ползание (6 мес.), сидение и вставание на ноги при помощи неподвижной опоры (7–8 мес.), ходьба с поддержкой около неподвижной опоры (8 мес.), ходьба держась за подвижную опору (с 9 мес.), самостоятельная ходьба (ок. 1 г.). М.в. лишь подготовительный период развития речи. Первоначально формируется только понимание речи. Уже в 7–8 мес. младенец понимает несколько слов. К концу года понимает название многих окружающих его предметов и лиц. Первые голосовые реакции в виде коротких звуков «кхы», «ггы» (гуканье) возникают у 2–3 мес. младенца, в 4 мес. возникает «гуление», в возрасте 6–7 мес. – лепет (благодаря подражанию). На основе подражания, лепета и понимания слов к концу года возникают первые осмысленные слова.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
англ. infancy) - (в рос. возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно. - Ред.). М. в. подразделяется на 3 этапа: новорожденность, 1-е и 2-е полугодия жизни.
Этап новорожденности охватывает 1-й мес жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.
1-е полугодие жизни - этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности - ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап - во 2-е полугодие.
Во 2-м полугодии ведущей становится пред-метно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое "обслуживает" предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе - в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. (См. также Госпитализм, Дефицит общения.)
При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова (см. Автономная речь), осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка (см. Кризисы возрастные). (С. Ю. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Депрессия у детей младенческого и раннего возраста

Киселева Мария Георгиевна
Актуальность.
Читать PDF

Показатели качества жизни детей младенческого возраста

Гиздатуллина К. Х., Амирова В. Р., Рыбалко О. В.
Читать PDF

Психология общения в младенческом возрасте: современное состояние

Плотникова А. Л.
Статья посвящена освещению проблемы разработки новой теоретической базы, позволяющей объединить разрозненные эмпирические данные по психологии младенческого возраста в единую систему, соответствующей требованиям социально-психолог
Читать PDF

Лечение эпилептического статуса в младенческом и раннем детском возрасте

Холин Алексей Александрович, Ильина Е. С., Заваденко Н. Н.
Актуальность проблемы эпилептического статуса (ЭС) у младенцев и детей раннего возраста обусловлена высокой частотой встречаемости, тяжелыми последствиями продолжительных приступов на развивающийся мозг ребенка, атипичными вариант
Читать PDF

Рабдомиосаркома левого желудочка сердца у ребенка младенческого возраста

Шиляев Р. Р., Харитонова Е. В., Копилова Е. Б., Отрощенкова Н. И., Смирнова Т. Л., Гоголев А. Ю., Москвина Л. П., Антонова С. Н.
Читать PDF

Социально-гигиенические аспекты качества жизни детей младенческого возраста

Гиздатуллина К. Х., Амирова В. Р., Рыбалко О. В.
Проведено изучение качества жизни (КЖ) 294 детей младенческого возраста с помощью международного опросника QUALIN. Установлено, что родители оценивают КЖ детей в целом выше, чем врачи.
Читать PDF

Особенности нейросонографии у детей младенческого возраста с синдромом Дауна

Неижко Лариса Юрьевна, Одинокова Галина Юрьевна, Ерохина Анастасия Валерьевна, Величко Э. В., Бериша А.
До недавнего времени знания о присущих людям с синдромом Дауна особенностях строения центральной нервной системы (ЦНС) базировались на исследованиях биологического материала.
Читать PDF

Сочетание двух опухолей средостения различного генеза в младенческом возрасте

Скобелев В. А., Разин М. П.
Читать PDF

Колыбельные как средство формирования модели мира ребенка младенческого возраста

Паутова Наталья
Статья посвящена осмыслению и раскрытию культурносимволического значения колыбельных песен, их значимости в построении модели мира ребенка и в выстраивании психологических границ личности.
Читать PDF

Коммуникативно-речевое развитие ребенка в младенческом возрасте: норма и отклонения

Горлова Наталья Алексеевна
Раскрываются особенности и закономерности коммуникативно-речевого развития ребенка в период младенчества с позиции психолингвистики детского развития; обосновывается необходимость рассмотрения младенчества как периода перцептивно-
Читать PDF

Формы оказания ранней помощи родителям детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ

Н. Н. Хрущева
Читать PDF

Изучение типов речевого поведения матерей, воспитывающих детей младенческого возраста

Сазонова Людмила Васильевна
В статье рассматриваются основные проявления чувствительного поведения матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, в зависимости от направленности речевого поведения и преобладающего средства общения.
Читать PDF

Психологические условия гармонизации развития ребенка младенческого и раннего возраста

Лазарев Илья Михайлович
Работа затрагивает вопросы психического и личностного развития детей младенческого и раннего возраста.
Читать PDF

Особенности родительской позиции по отношению к ребенку младенческого и раннего возраста

Горлова Елена Леонидовна
Обсуждается содержание родительской позиции по отношению к ребенку младенческого и раннего возраста в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского.
Читать PDF

Показатели качества жизни детей младенческого возраста, проживающих в республике Татарстан

Рыбкина Н. Л., Винярская Ирина Валерьевна, Черников В. В.
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ИССЛЕДОВАНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (КЖ) У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПРОСНИКА QUALIN. ПОКАЗАНО, ЧТО КЖ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ ВЫШЕ, ЧЕМ У ДЕТЕЙ, РОДИВШИХСЯ НЕДОНОШЕННЫМИ И ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА.

Похожие термины: