ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ВОСПРИЯТИЕ ХАПТИЧЕСКОЕ

Восприятие формы | очертаний

Найдено 1 определение:

Восприятие формы | очертаний

form / shape perception) Восприятие формы/очертания, включая характерную деталь фигуры и общую конфигурацию, обычно осуществляется живыми организмами посредством анализа признаков стимула, извлекаемых из сенсорного входа. Нет единого мнения о том, что же такое форма или очертание. Поскольку предполагается, что контуры и края воспринимаются на ретинальном уровне, нек-рые специалисты считают, что контур и края служат основой для восприятия сложной формы. Конструкты зрительного восприятия допускают кодирование информ. на ретинальном уровне и в др. нервных центрах. Процесс обработки и анализа визуальной информ. требует в качестве первой ступени фигуративного синтеза, описанного Ульриком Найссером в "Когнитивной психологии" (Cognitive psychology). Фигуративный синтез - это способ перенесения стимульной информ. из и конического образа и ее синтезирования в форму. Чтобы узнавание конфигурации или формы стало возможным, эта синтезированная информ. переносится в память для порождения однозначно определяемой реакции. Одной из важнейших проблем в области распознавания или восприятия изображений теоретики считают установление того, как организмы узнают формы или очертания независимо от размеров предмета, положения его образа на сетчатке, искажений вследствие плохой видимости, фрагментарности изображения, как например, на картинках или в мультфильме. Два осн. направления в теории восприятия - это теория извлечения признаков и теория сравнения с шаблоном. Большинство исследователей сходятся во мнении, что организмы реагируют на организацию дифференциальных признаков, как это продемонстрировал Уильям Аттел в экспериментах на людях по распознаванию размытых букв. Эти опыты описаны в его книге "Психология сенсорного кодирования" (The psychology of sensory coding). В книге "Зрение и зрительное восприятие" (Vision and visual perception) Кларенс Грэхем указывает, что исслед. восприятия формы включают "идентификацию и спецификацию условий, необходимых для называния, распознавания, указания или различения форм или их аспектов". Первый аспект восприятия формы, рассматриваемый автором, это восприятие контура. Большинство исслед. восприятия формы/очертаний основывается на базисных аспектах зрения, к к-рым относятся характеристики распределения яркости, производящие линии или полосы Маха, воспринимаемые признаки форм, фигуративные послеэффекты (включая влияние пространственных и временных факторов, смещение и эффекты наклона), изменения зрительной иллюзии, обусловленные непредусмотренными признаками, и оценка вертикали. Рассматривая трехмерное восприятие, Джеймс Дж. Гибсон в книге "Экологический подход к зрительному восприятию" (The ecological approach to visual perception) отметил, что восприятие предмета может основываться только на восприятии формы. Гибсон считает, что признаки являются важными по той причине, "что значение имеет не форма как таковая, а параметры вариации формы". Хотя форма и очертания часто используются как синонимы, Леонард Зусне отмечал в своей работе "Зрительное восприятие формы" (Visual perception of form), что "форма" - это более общий термин, а "очертания" - более специфический. Он тж указывал, что нет единого мнения о том, что следует понимать под формой, однако специфические операции побудили исследователей к использованию этого термина. Эти операции включают "материальную характеристику объекта в трехмерном пространстве, проекцию этого объекта на двумерную поверхность, его плоскостное рисуночное изображение, схематическое изображение контуров в одной плоскости или вычисление координат объекта в евклидовом пространстве". См. также Константность, Восприятие Н. С. Андерсон
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Анализ трехлопастной формы на основе психологии восприятия

Буторина Ирина Викторовна
В статье рассматривается трехлопастная форма, характерная для средневекового искусства. Автор определяет особенности, присущие ей вне зависимости от того, где она использовалась, основываясь на универсальных законах психологии восприятия. Анализ выразительности трехлопастной формы дает возможность связать ее с важными для христианского мировоззрения идеями, что и явилось причиной устойчивости данной формы в искусстве Средних веков.
Скачать PDF

Зрительное восприятие формы и цвета изображений

Чудина Юлия Александровна, Шляхта Дмитрий Александрович
В работе описаны результаты экспериментального исследования зрительного восприятия изображений разной формы и цвета. Целью эксперимента было определение набора зрительных модулей, участвующих в различении комплексных признаков изображения. Достижение поставленной цели обеспечивалось построением сферической модели стимулов и интерпретацией ее формальных и содержательных характеристик в рамках векторного подхода. Установлено, что различение таких стимулов осуществляется специфической комбинацией конфигуративных и энергетических двухканальных модулей, моделью которой является многомерная сфера.
Скачать PDF

Клинико-психологические формы нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленин

Вертячих Наталья Николаевна
В статье представлены результаты 2-х летнего исследования психологических проявлений и факторов риска нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выделены и описаны клинико-психологические формы нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях.
Скачать PDF

Дофамин-зависимые формы поведения крысят, матери которых подвергались стрессу в период беременности

Авалиани Т.В., Лебедев А.А., Белобокова Н.К., Цикунов С.Г., Кусов А.Г., Шабанов П.Д.
Выявлена функциональная асимметрия в регуляции ротационного и стереотипного поведения крысят, матери которых подвергались стрессовому воздействию на 14-е сутки беременности. Наиболее выражено нарушения поведения проявлялись в форме повышения реактивности на введение психостимулятора фенамина (2,5 мг/кг). Это касалось в первую очередь двигательной активности и стереотипного поведения, то есть типичных проявлений действия психостимуляторов амфетаминового типа. Сделан вывод о высокой вероятности развития девиантного поведения как результата воздействия мощного стресса на организм беременной матери.
Скачать PDF

Особенности когнитивного компонента самосознания студентов заочной формы обучения

Семенова Елена Александровна
В статье дается обоснование актуальности изучения проблемы профессионального самосознания студентов, представлен теоретический анализ основных подходов к понятиям «профессиональное самосознание» «структура профессионального самосознания», «представление о профессии как когнитивный компонент профессионального самосознания». Раскрываются особенности когнитивного компонента профессионального самосознания студентов очной и заочной форм обучения в вузе
Скачать PDF

Исследования особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощности в молодежной ср

Глухова Евгения Сергеевна, Щеглова Элеонора Анатольевна
Приводятся результаты исследования распространенности и особенностей табакокурения в молодежной среде, а также данные, подтверждающие различия в мотивах начала курения в различных молодежных группах, а также свидетельствующие о том, что табакокурение является формой проявления синдрома выученной беспомощности.
Скачать PDF

Витальная и авитальная активности человека как формы выхода из отчужденного бытия

Голуб-Бережная М.П.
В статье дана философско-культурологическая интерпретация понятий «отчуждение», «уход», «витальная и авитальная активность». Предложена классификация основных форм ухода (выхода) из отчужденного бытия. Витальная и авитальная деятельности человека представлены как неизбежные результаты выбора соответствующей формы ухода из бытия
Скачать PDF

Внедрение проекта МГУ «Психология как профессия» в качестве формы самостоятельной работы студентов Н

Дворцова Е. В.
В статье описывается практический опыт использования одной из форм самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология труда» при обучении по специальности «Психология» в НФИ Кем ГУ. В качестве формы самостоятельной работы выступает внедрение проекта Московского государственного университета «Психология как профессия». The article describes the practical experience of using a form of independent work in the discipline of "Psychology of Labour" for students whose speciality is "Psychology" in the NBI KemSU. The project of the Moscow State University "Psychology as a profession" is implemented as a form of independent work.
Скачать PDF

Фиксированные формы экономического поведения в контексте теории избыточной устойчивости индивидуальн

Залевский Генрих Владиславович, Залевский Владислав Генрихович
В качестве фиксированных форм экономического поведения (ФФЭП) в статье рассматриваются многочисленные стереотипы экономического поведения людей, являющиеся неадекватными в ситуациях изменения социально-экономического состояния общества. Сущность и природа ФФЭП анализируется с позиции систематизированных авторами теорий фиксированных форм поведения вообще.
Скачать PDF

Формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансо

Фадейкина Ольга Алексеевна
Освещены формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансов и банковского дела, которые включают тренинги, дискуссионные клубы, индивидуальное психологическое консультирование и т.д. Главную роль в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса играет психологическая службы академии.
Скачать PDF

Изучение влияния наставничества как формы педагогического сопровождения профессионального становлени

Чуйков Юрий Михайлович
Статья ориентирована на решение проблемы поиска новых форм педагогического сопровождения профессионального становления будущего офицера. Представленные автором результаты эмпирического исследования подтверждают эффективность влияния наставничества на эмоциональную, когнитивно-профессиональную и субъектную составляющие профессионального сознания курсантов.
Скачать PDF

Формы агрессивного поведения детей 2 3 лет, воспитывающихся матерями-педагогами в семьях с разным ти

Бурыкина Марина Юрьевна
Представлены результаты исследования родительского отношения к детям матерей-педагогов и установлены его связи с формой агрессивного поведения детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях полной и неполной семьи.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16