ВООБРАЖЕНИЯ ВИДЫ Воодушевление

Воображения развитие

Найдено 1 определение:

Воображения развитие

развитие способности ребенка к созданию новых образов на основе мысленного преобразования объектов и ситуаций, встречавшихся в его опыте. Элементарные формы В. можно наблюдать уже в конце младенческого возраста, в первых детских играх— напр., когда ребенок протягивает взрослому пустую руку, как бы подавая какой-то предмет. В раннем возрасте В. р. проявляется в первоначальных формах игрового замещения (использования одних предметов в функции других), в игровом отождествлении себя со взрослым (высказывания типа «Миша — папа»). Периодом расцвета В. является дошкольный возраст. В этот период В. р. происходит в сюжетно-ролевой игре, а также в продуктивных видах деятельности дошкольника — рисовании, конструировзнии и др. (О.М. Дьяченко и др.). Младший школьный возраст, будучи периодом освоения «правильных» (нормативных и в значительной мере стандартизованных) форм действия, оставляет относительно мало простора для детского В. Вместе с тем, этот «латентный» этап В. р. имеет существенное значение для последующих возрастных периодов (А.А. Мелик-Пашаев, Ю.А. Полуянов и др.). Овладев нормативными способами действий, субъект в дальнейшем оказывается способен воплощать продукты деятельности В. в творческих произведениях, относящихся к художественной или научно-технической сфере. Так, в подростковом и юношеском возрастах чрезвычайно широко распространено писание стихов, музицирование, техническое творчество и т.п. Во взрослых возрастах В. р. продолжается у относительно небольшой части людей: у тех, кто продолжает заниматься творческой деятельностью — профессионально или в качестве хобби. Вообще говоря, с возрастом продуктивность В. снижается в силу профессионализации, т.е. овладения стандартизованными способами действий (даже в художественной или научной сфере). Вероятно, именно этим объясняется, что в большинстве случаев новые направления в искусстве или науке создаются молодыми людьми. Лишь у отдельных наиболее творческих личностей высокий уровень В. сохраняется до старости. А.Л.Венгер
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Развитие воображения как основа творческого потенциала личности детей дошкольного возраста при воспр

Захарюта Нина Васильевна
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются закономерности, условия и способы развития воображения детей-дошкольников в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения дошкольников в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов смысловой группировки связного текста, т.е. составления плана. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.
Скачать PDF

Исследования пологендерной индивидуальности младших школьников с разным уровнем развития воображения

Мищенко Любовь Владимировна
Исследовалась специфика пологендерных структур индивидуальности младших школьников с высоким и низким уровнем развития воображения. Выявлено, что структуры интегральной индивидуальности мальчиков с высоким уровнем развития воображения более гармоничны, чем у девочек с таким же уровнем развития воображения, в то время как интегральная индивидуальность мальчиков с низким уровнем развития воображения менее гибкая и пластичная, чем у девочек
Скачать PDF

Игровая методика развития воображения «Инициалы»

Тюрин Павел Трофимович
Статья представляет оригинальную игровую методику «Инициалы» развития воображения, свободного ассоциирования и гибкости мышления. Методика предлагает выполнение задач интерпретации собственных инициалов, объединяя различные варианты их расшифровок с представлениями о себе в целостном образе. Продуцирование оригинальных интерпретаций инициалов как предельно сокращенных вербальных конструктов и отражающих субъективные переживания их автора, рассматривается как проявление креативной способности
Скачать PDF

Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников

Волгуснова Екатерина Андреевна
В статье описываются такие специфические особенности творческого воображения как половые, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, проявляющиеся в ассоциациях, сказочных импровизация и комических конструкциях.
Скачать PDF

Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения

Тютюева Ирина Анатольевна, Тетерина Мария Владимировна
В статье раскрывается проблема агрессии у дошкольников. Делается сравни-тельный анализ таких понятий, как агрессия и агрессивность, рассматриваются различные точки зрения ученых на классификацию, виды и формы агрессии. Раскрывается генезис агрессии в дошкольном возрасте.
Скачать PDF

Особенности развития творческого воображения у иракских студентов в процессе дизайн-образования

Хамид Аям Тахир
В статье рассматриваются специфические особенности развития творческого воображения у иракских студентов-дизайнеров в процессе художественного образования. Подробно исследуются психологические аспекты восприятия и создания дизайнерского продукта в условиях разнонаправленных категорий - художественность и функциональность
Скачать PDF

Роль воображения в развитии творческой личности

Меньшиков С.В.
Скачать PDF

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Белкина Валентина Николаевна, Сивкова Мария Алексеевна
В статье обсуждаются вопросы развития воображения у детей дошкольного возраста: диагностика с описанием методик исследования, специфика воображения мальчиков и девочек, особенности основных видов воображения (воссоздающего, творческого, образного, вербального). Приведен также анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста. В частности, результаты изучения воображения детей 5-6 лет говорят о некоторых тенденциях в развитии воображения у современных детей, несколько отличающихся от данных, ранее представленных в психологической литературе. Раскрывается роль игры в развитии детского воображения. Предлагаются варианты известных детям сюжетно-ролевых игр и различные варианты заданий, связанных с проигрыванием этих игр детьми.
Скачать PDF

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Симановский Андрей Эдгарович, Ершова Надежда Геннадьевна
В статье представлена концепция развития творческого воображения у дошкольников. Согласно данной концепции развитие творческого воображения проходит четыре этапа. На первом этапе воображение возникает из процесса восприятия как механизм восполнения недостающей сенсорной информации и стабилизации перцептивного образа. На втором этапе процесс воображения также существует в структуре процесса восприятия как механизм формирования смыслового контекста воспринимаемой ситуации. Третий этап развития воображения возникает как необходимость приспосабливать предметы и действия, используемые в одних ситуациях, для использования в других ситуациях. При этом творчество проявляется в виде модификации и трансформации образов-представлений. На четвертом этапе воображение начинает выполнять функцию предвосхищения и антиципации возможного будущего. Воображение проявляется в виде трансформации образов-представлений на основе прогнозирования и планирования своей деятельности. При этом образы возможного будущего постепенно становятся все более управляемыми и контролируемыми. Концепция развития творческого воображения дополнена типичными упражнениями и заданиями, характерными для каждого этапа. Эти упражнения собраны в программе «Юные волшебники», составленной для дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье описаны особенности формирования воображения у данной категории детей. В статье представлены результаты экспериментальной апробации программы «Юные волшебники». Статистический и качественный анализ показал, что дети, обучающиеся по экспериментальной программе, стали рисовать детализированные и проработанные рисунки, им проще изменять и модифицировать предложенные объекты, чем детям контрольной группы. У них значительно повысились показатели оригинальности их творческих продуктов (рисунков).
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF