Вонг Зонг-Мин Воображаемое исполнение желаний

ВООБРАЖАЕМОЕ

Найдено 1 определение:

ВООБРАЖАЕМОЕ

одно из понятий, дающее наряду с реальным и символическим представление о психоаналитическом понимании субъекта деятельности.

   Понятие «воображаемое» связано с раскрытием специфической функции Я, формирующейся на стадии зеркала и рассмотренной Ж. Лаканом (1901–1981) в его докладе, прочитанном на ХVI Международном конгрессе по психоанализу в Цюрихе в 1949 г. В этом докладе он высказал мысль о том, что формирование Я символизируется в сновидениях, функция стадии зеркала (в возрасте от 6 до 18 месяцев) представляется случаем функции образа, заключающегося в установлении связей между организмом и его реальностью, и на стыке природы и культуры «только психоанализ сумел распознать тот узел воображаемого рабства, который любовь обречена вновь и вновь развязывать или разрубать». Из теории стадии зеркала вытекало, что один лишь вид целостной формы человеческого тела дает субъекту воображаемое господство над его собственным телом, то есть такое господство, которое является преждевременным по отношению к реальному овладению.

   В дальнейших своих размышлениях о психоаналитическом опыте Ж. Лакан провел различие между реальным, воображаемым и символическим. Вместе с тем он исходил из того, что в психическом аппарате воображаемый и реальные миры находятся в тесном сплетении друг с другом. В соответствии с теорией зеркала субъект предвосхищает завершение психологического развития, это предвосхищение придает свой стиль всякому позднейшему обладанию двигательными функциями, что представляет собой первичный опыт видения себя, где человек в отражении осознает себя другим, чем он есть, «закладывается основное человеческое измерение, структурирующее всю его фантазматическую жизнь».

   Ж. Лакан считал, что механическое подключение сексуального инстинкта кристаллизовано на отношении образов, на воображаемом отношении. Это значит, что либидозное влечение сфокусировано функцией воображаемого. Центральная структура человеческого опыта – это «структура воображаемого порядка». Данная воображаемая функция встречается во множестве различных форм. Однако настройка воображаемого зависит от символической связи между людьми. Собственное Я, функция воображаемого, участвует в психической жизни исключительно в качестве символа. И именно слово, символическая функция, определяет большую или меньшую степень совершенства, полноты, «приблизительности воображаемого». А от отношения к другому зависит то, насколько удовлетворительно структурировано воображаемое.

   Для Ж. Лакана Я – это воображаемая конструкция. Без понимания этого невозможно работать в сфере психоанализа. Для психоаналитика важно иметь в виду то, что понимание Я, как воображаемой конструкции, не умаляет значение Я. Напротив, в этом заключается его достоинство. Не будь Я воображаемым, мы бы не были бы людьми. Вместе с тем это не означает, будто достаточно иметь воображаемое Я, чтобы быть человеком. Можно оказаться тем промежуточным существом, которое называют сумасшедшим. «Ведь сумасшедший как раз и есть тот, кто просто-напросто с этим воображаемым срастается».

   По мнению Ж. Лакана, реальное может включать и одновременно определять положение воображаемого, а «воображаемое может включать в себя реальное и одновременно оформлять его». Что касается символического, то оно отождествляется с языком. В конечном счете проблема заключается «в сопряжении символического и воображаемого при конструировании реального».    

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено научных статей по теме — 3

Динамика ценностно-целевых ориентиров личности в воображаемых ситуациях

Вартанян Владимир Анатольевич
Проведено изучение ценностно-целевых ориентиров студентов в штатных ситуациях и в ситуациях конфронтации со смертью. Целью исследования явился сравнительный анализ проявленных и глубинных моральных уровней сознания личности путём создания в сознании личности виртуальных ситуаций временного приближения к состоянию смерти. Показано, что в виртуальной ситуации конфронтации со смертью ценностно-целевые ориентиры большинства студентов проявляются в сфере обеспечения благосостояния референтной для них группы, и в процессе усугубления моделируемой ситуации, личностные ориентиры у большего числа студентов замещаются ценностно-целевыми ориентирами группоцентрического и мироцентрического характера.
Скачать PDF

Воображаемые друзья: плохо или хорошо?

Веракса Николай Евгеньевич
Воображаемые друзья: плохо или хорошо?
Скачать PDF

Реальный и воображаемый диалог Л. С. Выготского и Э. Гуссерля: подступы к феноменологической интерпр

Росийчук Татьяна Анатольевна
Теоретическая эволюция Л. С. Выготского свидетельствует о значении феноменологии для понимания психологами природы субъективного. Руководствуясь «феноменологическими» открытиями Выготского, мы обсуждаем перспективы разработки концепции речевого развития на основе главных событийных моментов в развитии субъектности.
Скачать PDF