ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
(синоним: внутренняя медицина) — область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез и клинические проявления болезней внутренних органов и разрабатывающая методы их диагностики, лечения (кроме хирургического и лучевого) и профилактики. Авторы данного термина — практикующие врачи XIX в. (в основном земские), благодаря которым он вошел в употребление и вытеснил применявшееся ранее наименование «терапия». Обучение искусству врачевания у постели больного было свойственно древнегреческой медицине и медицине народов древнего и средневекового Востока. Однако в Европе в период господства средневековой схоластики преподавание медицины велось только по книгам, «отрецензированным» церковными служителями. Возрождение в Западной Европе в XVI в. клинического (от греч. klinike уход за лежачим больным, klinе ложе) преподавания (т. е. у постели больного) связано с именем Дж. Монтано, который утверждал, что «учить можно не иначе, как посещая больных». И все же влияние схоластики было слишком велико, обучение студентов в Западной Европе долгое время оставалось книжным. В начале XVIII в. ведущую роль в развитии внутренней медицины играл Лейденский университет (Голландия). При университете была организована клиника, которой руководил врач, химик и педагог Г. Бурхааве (Бургав). Тщательное обследование больного Г. Бурхааве сочетал с физиологическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями. Г. Бурхааве прозвали «учителем всей Европы». Он стал пионером инструментального метода обследования — термометрирования, используя термометр Фаренгейта, который был изобретен в 1714 г. Научная клиническая школа, созданная Г. Бурхааве, сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины. Последователями Г. Бурхааве были А. Галлер, Ж. Ламетри, Г. ван Свитен, Н. Бидлоо — основатель первого в России московского госпиталя и медицинской школы при нем (госпитальная школа). В XIX в. в России медицинский факультет Московского университета и Петербургская Медико-хирургическая академия стали центрами медицинской науки и формирования научных медицинских школ. Большую роль в их становлении сыграл И. Е. Дядьковский, который, развивая учение о болезни, исходил из представлений о единстве и целостности организма и окружающей природы. Крупнейшим терапевтом России первой половины XIX в. был выпускник Московского университета, а впоследствии его профессор и декан медицинского факультета М. Я. Мудров. Обследуя больных, он одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации. Во второй половине XIX в. особое место в области внутренней медицины занимали две научные клинические школы: С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине, и школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики. Создали научные школы профессора И. М. Сеченов, В. П. Образцов, А. А. Остроумов, Н. Ф. Филатов, В. Ф. Снегирев, А. Я. Кожевников, С. С. Корсаков, Г. Н. Габричевский, Ф. Ф. Эрисман и многие другие. В ХХ в. выделились и организационно оформились основные разделы внутренних болезней — кардиология, пульманология, гастроэнтерология, нефология, гематология, ревматология, эндокринология. Несмотря на современную тенденцию к дроблению клинической медицины на узко специализированные (чаще по органному принципу) разделы, возрастает роль внутренних болезней как основной области клинической медицины, призванной обеспечить интегрирующие научные исследования и общетерапевтическую подготовку врача.