ВЛЕЧЕНИЕ
Drive; Trieb) - см. Инстинкт; Инстинкт жизни; Инстинкт смерти.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ВЛЕЧЕНИЕ
— подсознательно возникающая направленность на определенные объекты.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
ВЛЕЧЕНИЕ
внутреннее побуждение человека к действию, сопровождаемое желанием сблизиться с объектом В.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ВЛЕЧЕНИЕ
желание (потребность) что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Влечение
Возникающая, главным образом инстинктивно, выраженная потребность, имеющая определенную направленность поведения.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
ВЛЕЧЕНИЕ
наиболее примитивная эмоциональная форма направленности личности: переживание смутной (чаще биологической) потребности.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Влечение
динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели.
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
влечение
одна из форм (простой мотив) проявления направленности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
влечение
одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ВЛЕЧЕНИЕ
психологическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность человека в близости. В. преходяще, поскольку данная потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение.
Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007
ВЛЕЧЕНИЕ
DRIVE) Попытка выявить различие между терминами " ИНСТИНКТ " и "влечение" едва ли окажется полезной. Сам Фрейд использовал немецкое слово *trieb". Что касается причин, по которым Стрэчи отдавал предпочтение "инстинкту" перед "влечением",см. его общее предисловие к Собранию сочинений Фрейда.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Влечение
сильная склонность, стремление к кому– или чему-л.
За что ж виновнее Татьяна?..
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства..?
(А. Пушкин, Евгений Онегин)
Ср.:
Влеченье – род недуга.
(А. Пушкин)
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
ВЛЕЧЕНИЕ
от праславянского volčiti – «волочь, тащить» – психическое состояние, проявляемое в форме переживания плохо или хорошо осознанной потребности человека. Как правило, со временем В. ослабевает, так как возникшая потребность угасает или осознаётся причина данного В., вследствие чего возникает стремление последовать побуждению и конкретное желание, намерение или мечта.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
ВЛЕЧЕНИЕ
проявление потребности человека, имеющее эмоциональную окраску, но еще НЕ СВЯЗАННОЕ В ВЫДВИЖЕНИЕМ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению психологических механизмов защиты.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
ВЛЕЧЕНИЕ
/англ. Drive/, физиологическая потребность к удовлетворению пол. инстинкта; то же, что либидо. Ср. Похоть.
«Прикорнувши под горою,
Мистик молит о любви
Но влеченье половое
Скептик чувствует в крови.»
А. Блок.
Расторможенность В. (дезингибиция) – ослабление способности к самоконтролю, возникающее в результате психических расстройств, алкоголизации, действия наркотических веществ и т. п.
Источник: Словарь доктора либидо
ВЛЕЧЕНИЕ
психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта; одно из центральных понятий психоанализа. З. Фрейд выделял В. к жизни (сексуальное) и В. к саморазрушению. В. к смерти проявляется вовне в агрессии по отношению к др. людям и предметам. В патологических случаях В. к смерти может выразиться в садистских действиях по отношению к др., острых внутриличностных конфликтах.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ВЛЕЧЕНИЕ
внутреннее, эмоционально окрашенное, осознаваемое или неосознаваемое стремление человека к кому-либо (чему-либо), к совершению действия или поступка. В результате возникшего В. к кому-либо или к чему-либо у человека появляется желание сблизиться с соответствующим объектом. При этом познавательные процессы определенным образом настраиваются на стимулы, которые связаны с объектом В. человека. См. внимание, воображение, восприятие, драйв, мышление, память, процессы психические, речь.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Влечение
Категория. Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.
Специфика. Характеризуется достаточно яркой эмоциональной окраской и отсутствием сознательных целей по достижению предмета потребности. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению механизмов психологических защиты.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Влечение
(англ. craving) — возникающее независимо от желания и сознательного усилия субъективное переживание какой-либо потребности, стимулирующее поведение личности в определенном направлении. Влечение может принимать патологический характер, выходя из-под личностного самоконтроля и реализуясь в действиях с пагубными последствиями. Патологическое влечение к наркотику является ключевым компонентом заболевания наркоманией. См. Влечение патологическое; Влечение обсессивное; Влечение импульсивное; Влечение компульсивное.
Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.
Влечение
Следует различать два рода влечений. Один это эрос в широком смысле, сексуальное влечение, включающее в себя не только половое влечение во всем его многообразии, но и весь инстинкт самосохранения; это – влечение к жизни. Другой род влечений, типическим примером которых следует считать садизм, может быть обозначен как влечение к смерти. Задачей этого влечения является, как говорит Фрейд , возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние, т.е. его цель – «восстановить состояние, нарушенное возникновением жизни», вернуть жизнь к неорганическому состоянию материи. (28.1, 31)
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
ВЛЕЧЕНИЕ
DRIVE)
В Стандартном издании работ Фрейда повсеместно используется термин Trieb, переводимый как "инстинкт". Однако, в противоположность автоматическому, основанному на стереотипах инстинктивному поведению (которое мы видим у низших животных), в психоаналитическом употреблении этот термин обозначает психологическое явление. Это психическое соответствие биологической силы, вносящей мотивирующий вклад, то есть побуждающей ум к действию. В отличие от моторной деятельности, которая у животных следует сразу после возбуждения, у человека в данной ситуации поведение зависит от Эго. Это создает возможность пластичного, разнообразного выражения реакции на бессознательный импульс.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
влечение (патологическое)
craving] - Очень сильное желание принять психоактивное вещество или испытать проявления интоксикации этого вещества. Влечение - это часто применяемый термин для обозначения механизмов, предположительно лежащих в основе нарушенного контроля: некоторые авторы полагают, что оно возникает, по крайней мере частично, в результате кондиционированных (условно-рефлекторных) ассоциаций, вызывающих реакцию кондиционированного состояния отмены. Влечение может быть вызвано также любым физиологическим состоянием возбуждения, напоминающим синдром отмены алкоголя или других психоактивных средств. См. также: - компульсивное влечение; контроль, нарушенный; синдром зависимости; состояние отмены, кондиционированное.
Источник: Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других ПАВ
Влечение
возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деятельность человека и придающее ей направленность.
В. импульсивное – патологическое В., внезапно овладевающее личностью, подавляющее иные желания, подчиняющее себе все поведение больного; продолжается от нескольких минут до нескольких суток, критическое отношение к В. и. отсутствует (является признаком личностных или шизофренических расстройств).
В. контрастное – навязчивое В., по своему характеру противоположное диктуемым данной обстановкой, запретное или неуместное в ней, противоречащее этическим и социальным установкам больного (встречается при невротических, личностных и шизофренических расстройствах).
В. навязчивое – В. совершать ненужные и даже опасные действия, болезненность которого осознается больным, сопровождается страхом или тревогой.
Источник: Терминологические основы феноменологической диагностики в психиатрии
ВЛЕЧЕНИЕ
Термин с избытком моделей употребления, некоторые из них довольно точные, другие очень свободные. Возможно наиболее ясное значение, и то, из которого образовываются все другие значения, это понимание влечения как мотивационного состояния, вызванного: (а) отсутствием необходимых веществ, таких как пища, лекарственные средства, гормоны и т.д.; или (б) присутствием вредного стимула, такого как громкий шум, чрезмерный холод или жара, и болезненного стимула и т.д. Обратите внимание, что термин в этом смысле относится к гипотетическому состоянию организма и должен быть выведен или из контролируемых действий (преднамеренное лишение субъекта необходимого вещества), или из наблюдений за внешним поведением (например, предпочтение пищи сексу, или наоборот). Следует отличать влечение от потребности. "Потребность" употребляется для описания состояния депривации и не обязательно подразумевает мотивационное состояние. Согласно стандартной точке зрения, состояния потребности рассматриваются как вызывающие состояния влечения, которые, в свою очередь мотивируют поведение. Сложность заключается в осмыслении этого; см. побудитель.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Влечение
Субъективное переживание, возникающее независимо от сознания, которое отражает потребности человека и стимулирует осуществление той или иной деятельности. Связано с широким кругом чувственных, двигательных, эмоциональных и интеллектуальных процессов. Расстройства влечений наблюдаются чаще всего при психопатиях, шизофрении, циклофрении и др.
В., импульсивное. Патологическое влечение, внезапно овладевающее личностью, подавляющее другие желания и полностью подчинающее себе поведение больного. Длится от нескольких минут до нескольких суток. К импульсивному влечению отсутствует критическое отношение.
В., контрастное. Навязчивое влечение, которое по своему характеру противоположно требованиям данной обстановки и противоречит этическим и социальным нормам больного.
В., навязчивое. Влечение к совершению действий против воли самого больного, к которым он критичен и непрерывно делает безуспешные и мучительные попытки бороться с ними; сопровождается страхом или тревогой. См. Навязчивость.
В., половое (Libido sexualis) (от лат. libido - сильное желание и sex - пол). Стремление к половой близости, желание полового сношения. Син. Либидо.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Влечение
1. мотивационное состояние организма, вызванное отсутствием необходимых для развития и жизнедеятельности пищевых и иных субстанций и/или наличием вредных стимулов; 2. в психологии - начальная фаза волевого процесса, вызванная актуализацией потребности; осознается как неясное ощущение нехватки чего-то необходимого для индивида, сопровождаемое усилением активности и поисковой деятельностью; объект или цель потребности при этом не осознается (Рубинштейн, 1933); 3. в психопатологии – термин нередко используется как общее название болезненных побуждений к деятельности, чаще всего имеются в виду импульсивные, компульсивные, навязчивые, сверхценные влечения, а иногда также побуждения, связанные с психотическими расстройствами (бредом, галлюцинациями, кататонией, помрачением сознания) или вызванные утратой способности контролировать собственное поведение (лобный синдром, деменция); 4. философская концепция базовых влечений или инстинктов человека, имеющих, как предполагается, определяющее значение в его существовании; 5. в биологии - биологическое представление влечений, распадающихся на влечения самосохранения особи и влечения к сохранению вида; 6. в психоанализе – врожденные, инстинктные влечения: влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ВЛЕЧЕНИЕ
Психологическое состояние, неосознаваемый этап формирования потребности. Представленная в нем потребность либо не развивается, угасает, либо, становясь осознаваемой, реализуется в форме конкретного желания, мечты и т.п. В. соответствует стадии зарождения потребности, оно стимулирует деятельность человека, придает ей определенную направленность. Патология В. ("жизни влечений") характерна, в первую очередь, для аномальных, психопатических личностей. Различают импульсивные В., направленные на достижение объективно неприемлемых целей (дипсомания, дромомания, пиромания, клептомания, мифомания, копролалия, нимфомания, сатириазис), и расстройства на уровне инстинктов, выражающиеся извращениями врожденных В., в первую очередь сексуального влечения (гомосексуализм, садизм, мазохизм, фетишизм, пигмалионизм, нарциссизм, трансвестизм). Импульсивные В. носят непреодолимый характер, они реализуются без попытки внутреннего сопротивления. К расстройствам В. на инстинктивном уровне относятся и нарушения пищевого влечения (булимия, анорексия, полифагия, полидипсия). В. может носить контрастный характер, в этих случаях оно противоречит конкретной реальной ситуации и морально-этическим установкам личности. Патология В. может носить навязчивый характер - стремление совершать ненужные и даже опасные для больного поступки; такие В. характерны для навязчивых состояний, в рамках которых могут наблюдаться и контрастные В.
В. ПОЛОВОЕ (лат. libido sexualis). См. Либидо.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
ВЛЕЧЕНИЕ
психосостояние, выражающее-отражающее либо осознанную, либо неосознанную потребность у индивида к чему-либо, его эго-психоинтенцию к какому-либо объекту, субъекту; В. может быть явлением ситуативным, кратковременным, недлительным, потому что содержащаяся в нем потребность склонна к угасанию-деструкции, а также, в случае более экспрессивной осознанности, дискурсосмысленности, В. может трансформироваться в актуализированное желание, стремление, намерение, задачу, цель; В. нашло широкое применение в исследованиях, связанных с психоанализом, в частности, в работах З.Фрейда, который характеризует В. в русле четырех аспектов: в качестве источника, цели, объекта и силы-энергии; в своих работах Фрейд противопоставлял В. индивидуальному Эго и доказывал, что, к примеру, сексуальные В., или В., связанные с либидо, по Фрейду, способствует сохранению человеческого вида, иногда, в противовес, самосохранению; он развивал критерии-концепции, согласно которым В. подразделял, в свою очередь, на два феномена: В. к жизни, сюда входят В. сексуальные, и В. способствующие самосохранению; и В. к смерти, которое проявляется, по Фрейду, в виде агрессии по отношению к индивидам и объектам; эти концепции он связывал с различными бессознательными моделями индивидуальной психики самого человека; он концептуализировал, что В. к жизни в психоаномальных случаях, может проявляться в садистских формах, в различных извращениях, а у меланхоликов, могут быть причиной самоподавленности, депрессивности; такая абсолютизация, естественно, малоприемлема, но последователи Фрейда, в частности, Адлер, Юнг, Хорни отмечали приматную роль В. в психодинамической активности индивида.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ВЛЕЧЕНИЕ
англ. drive) - непосредственное эмоциональное переживание потребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. В психологической литературе чаще всего встречаются 2 трактовки. Одна делает акцент на его недостаточной осознанности, тогда как др. ставит В. в непременную связь с органическими потребностями (в пище, воде, наркотиках, гормонах и т. д.; а также в избежании болезненных состояний, вызываемых дискомфортными условиями). Оба эти взгляда имеют под собой основание, но в целом являются слишком односторонними. На самом деле В. м. б. и плохо, и хорошо осознанным (см., напр., Гомосексуализм). Недостаточная осознанность В. бывает связана не столько с отсутствием представления о его объекте, сколько с непониманием существа потребности в нем. Человек обычно в той или иной степени знает, к чему именно его влечет, но очень часто не может дать себе отчета в причине этого В. Столь же неправомерно сводить В. к проявлению одних лишь органических потребностей.
Сущность В. м. б. понята только при учете принципиального отличия мотивации поведения человека от мотивации поведения животных. У последних актуализированная, отраженная в эмоциональном переживании потребность мотивирует их активность непосредственно. Если же у животного возникает сразу несколько побуждений, то верх берет просто самое сильное из них. Действия животных непроизвольны. Для взрослого нормального человека, наоборот, типична произвольная активность, первым условием которой является способность к рефлексии, к осознанию своих собственных В. и либо к принятию их или же отвержению. Возникновение В. образует начальный этап мотивационного процесса. На смену этому этапу приходит этап "желания" ("хотения"), возникающего в результате сознательного решения последовать тому или др. побуждению. См. Либидо, Наркомания.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Влечение
«Мы пьем, не чувствуя жажды, и занимаемся любовью, когда нам угодно, только это, мадам, отличает нас от других животных» (Бомарше). Правда в том, что влечение сохранило неудержимую силу инстинкта, но все остальные определения влечения касаются именно того, чем влечение отличается от инстинкта. Инстинкт является характеристикой врожденного поведения, обусловленного генетически, общего для определенного вида, как, например, инстинкт медоносных пчел или перелетных птиц. Осталось ли еще у человека хоть что-то инстинктивное? Может быть, голод в ситуациях крайней нищеты, потому, что в остальном… возбуждение рафинированного гурмана, отказ от еды больного анорексией, а также ненасытность больного булимией указывают не на инстинктивные проявления, а на неудачные попытки адаптации к ситуации нужды. Приступ булимии, его необузданность, насильственность – яркая иллюстрация того, что происходит с влечением, когда речь идет не о потребности в еде, а о заполнении пустоты, именно пустоты тела, которое фантазм и тревога сделали похожим на бочку Данаид. Все начинается с сексуального инстинкта. Кроме специфического эндокринного состояния, благоприятного для репродуктивности, являющегося фертильным периодом после овуляции, течки, мы не замечаем у самок млекопитающих никакой сексуальной активности. У всех, за исключением одной… – людской. Женщина и мужчина занимаются любовью в любой период, и не всегда вдвоем. Человеческая сексуальность потеряла не только компас, ориентирующий ее на воспроизведение, в поисках удовольствия она заразилась стремлением к получению удовольствия от любого действия, начиная с потребления еды и утоления жажды. Влечение дублирует инстинкт только для того, чтобы использовать его не по назначению. Инстинктивная потребность всегда «знает», что именно необходимо человеку в данный момент, в то время как «что-то из природы влечения, наоборот, противится полному удовлетворению» (Фрейд). Всегда не хватает, никогда не заканчивается. Никакие другие биологические тела не демонстрируют столько безумия. Требуется вмешательство фантазма с условием, чтобы его не перепутали с простой фантазией. Фантазм как вросший ноготь; он вдавлен в плоть, трепещущую при одном упоминании о нем.
Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022
ВЛЕЧЕНИЕ
(ДРАЙВ) / ЦЯГА / ATTRACTION– первичное эмоциональное проявление потребности человека; побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием, инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этой потребности. Психическое состояние, выражаю щее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное с выдвижением сознательных целей. В. как первичное, прежде всего эмоциональное, побуждение по мере осознания может перейти сначала в желание, а потом и в стремление. Пройдя такой психологический путь во внутреннем мире личности, В. может реализоваться в действиях. Возникновение В. образует таким образом исходный этап мотивацион но го процесса, когда человек не ставит цели и не определяет средства, ведущие к ее достижению. На этапе желания осознается цель, но еще не определены средства достижения этой цели. На этапе стремления четко осознаются цели и средства их осуществления, появляется готовность действовать в определенном направлении. В психоанализе В.– одно из центральных понятий (в составе драйвов) и первоисточник любого психического движения и поведения. В. характеризуется четырьмя аспектами: источником; целью; объектом; мерой силы (энергии, стимула). З. Фрейд в своих поздних работах выделял: В. к жизни– жизнеутверждающие, их цель– сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся В. сексуальное, половое (либидо), В. к самосохранению, В. к смерти и разрушению (мортидо)– тенденция к саморазрушению, агрессии. В современной психологии проблема В. рассматривается в первую очередь в контексте патологических В. и является синонимом зависимости, или аддиктивного поведения. Помимо традиционных патологических В. (к алкоголю, наркотикам, игровой деятельности) в последние годы появляются новые патологические В., обусловленные возросшими технологическими возможностями человека (модификации собственного тела и др.). Также наблюдаются патологии естественных В. человека (например, полового), которые также требуют терапии. Классическим методом диагностики В. является тест восьми влечений Сонди. Подробный обзор методик диагностики В. в клинической психологии и психиатрии представлен в работе А. Ю. Ненастьевой. Т. В. Разина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ВЛЕЧЕНИЕ
инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и пр. Влечение - одно из центральных понятий психоанализа. Это - стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения, характерный наличием источника энергии (силы), цели и объекта. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению механизмов защиты психологической. Согласно З. Фрейду, влечение происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения; потому это понятие служит для отграничения душевного от телесного. Самое простое и естественное предположение о природе влечений - что они не обладают никаким качеством, а принимаются во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Лишь отношение влечений к их соматическим источникам и их целям отличает их друг от друга и придает им специфические свойства. Источник влечений - возбуждающий процесс в некоем органе; ближайшая цель влечения - прекращение этого раздражения. Итак, в психоанализе классическом влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией). С начала 20-х гг. Фрейд разделял:
1) влечения к жизни - жизнеутверждающие; их цель - сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению;
2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Влечения понимаются и как наличие в организме стремления к восстановлению некоего прежнего состояния. Они опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая объектом то, посредством чего могут достичь цели. В числе объектов могут быть и части собственного тела. Хотя психоанализ преувеличивает значение влечений в психической жизни личности, в частности - влечения сексуального (-> либидо), его последователи выявили важную роль конкретных влечений в формировании различных личностных структур, механизмов защитных и пр. (-> защита психологическая).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Влечение
стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения организма, характеризующийся наличием источника энергии (силы), цели и объекта. По З. Фрейду, В. происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения. З. Фрейд отмечал, что "под "В." мы понимаем только психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения, в отличие от "раздражения", вызываемого отдельными возбуждениями, воспринимаемыми извне. В. является, таким образом, одним из понятий для отграничения душевного от телесного. Самым простым и естественным предположением о природе В. было бы, что они сами по себе не обладают никаким качеством, а могут приниматься во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Только отношение В. к их соматическим источникам и их целям составляет отличие их друг от друга и придает им специфические свойства. Источником В. является возбуждающий процесс в каком-нибудь органе, и ближайшей целью В. является прекращение этого раздражения органа" (З. Фрейд. Очерки по психологии сексуальности). З. Фрейд различал два рода (вида, группы) основных В.: 1) сексуальные (жизнеутверждающие) В. и 2) влечения к смерти (агрессии, разрушению). Представления классического психоанализа о В. было сформулировано З. Фрейдом следующим образом: "Мы полагаем, что человеческие В. бывают двух родов. Либо те, что направлены на сохранение и объединение; мы называем их эротическими — в том смысле, как Эрос понимается в платоновском "Пире", — или сексуальными влечениями, сознательно расширяя понятие "сексуальность". Либо те, что направлены на разрушение и убийство: мы сводим их к инстинкту агрессии, или инстинкту деструктивности" (Фрейд З. Психоанализ, религия, культура). В. понималось им также как "наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния" (Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия). При этом подчеркивалось, что "психическое значение влечения повышается в связи с отказом от его удовлетворения" (Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности). По З. Фрейду, В. опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая своим объектом то, посредством чего они могут достичь своей цели. В числе объектов В. могут быть и части собственного тела субъекта. З. Фрейд считал, что "В. и их превращения суть конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию" (З. Фрейд. Леонардо да Винчи). В дополнение к классическим представлениям о В., в современном психоанализе была предпринята попытка выделить В. "второго порядка" ("спокойные" В.). А. Моделл (1975) предложил в качестве этих В. "В. Эго" ("Я"), имея при этом в виду, что данные В. (в отличие от В. введенных З. Фрейдом), вероятно, не имеют определенного физиологического источника и ориентированы на получение удовольствия не в результате разрядки напряжения, а в силу самого процесса взаимодействия с объектом. Но эта новация не получила значительного распространения.
Источник: Клиническая психология. Словарь
ВЛЕЧЕНИЕ
Нем.: Trieb. - Франц.: pulsion. -Англ.: ms?nkt или drive. - Исп.: instinto. - Итал.: istinto или pulsione. - Португ.: impulso или puls?o.
o Динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. По Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту.
o I. С терминологической точки зрения, понятие влечения (pulsion) введено во французских переводах Фрейда как эквивалент немецкого Trieb, чтобы избежать ассоциаций, связанных с употреблением таких более традиционных понятий, как instinct и tendance. Такое употребление, хотя оно и не всегда соблюдается, тем не менее оправданно.
1) В немецком языке влечение обозначается двумя словами: Instinkt и Trieb. Слово Trieb - германского происхождения, употребляется давно и связано по смыслу с "толчком" (treiben - толкать); при этом подчеркивается не какая-то конкретная цель или объект, но скорее общая направленность движения и невозможность противостоять толчку.
Некоторые авторы не различают термины Instinkt и Trieb (а), другие - проводят между ними различие, называя "инстинктом" (например, в зоологии) устойчиво наследуемое поведение, присущее, почти без изменений, всем животным одного вида (1).
2) Фрейд употреблял и четко разграничивал два различных термина. Говоря об инстинкте, он имел в виду биологически наследуемое поведение животных, характерное для вида в целом, развертывающееся по заранее определенным схемам и приспособленное к объекту (см.:Инстинкт).
Во французском языке слово "инстинкт" имеет те же смысловые оттенки, что и Instinkt у Фрейда, и потому, как нам представляется, его можно сохранить при переводе; если же, однако, использовать его для перевода немецкого Trieb, мысль Фрейда окажется искаженной.
Французское слово pulsion не является органичной частью обьщенного языка, однако имеет смысловой оттенок, связанный с "толчком".
В Standard Edition немецкое Trieb переводится как instinct, a другие лексические возможности (drive, urge) отсекаются (?). Этот вопрос обсуждается в общем введении к первому тому Standard Edition.
П. Хотя слово Trieb появляется в текстах Фрейда лишь в 1905 г., это экономическое понятие восходит к давнему разграничению между двумя типами возбуждения (Reiz), от которых организм, согласно принципу постоянства*, должен освобождаться. Наряду с внешними возбуждениями, от которых субъект может укрыться или защититься, существует и постоянный прилив возбуждения из внутренних источников: поскольку организм не в состоянии избежать этих возбуждений, они становятся пружиной функционирования психического аппарата.
В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), где впервые вводится понятие Trieb, появляются также разграничения между источником*, объектом* и целью* влечения, которые с этого момента станут у Фрейда постоянными.
Фрейдовское понятие влечения вырабатывалось на основе изучения человеческой сексуальности. Исследование извращений и различных форм детской сексуальности позволило Фрейду опровергнуть обыденное мнение, согласно которому сексуальное влечение имеет особую цель и объект и локализуется в возбуждениях половых органов и самом их функционировании. Фрейд показал переменчивость и условность объекта, который приобретает определенную форму лишь претерпев в человеческой истории многочисленные превращения. Он выявил также многообразие и раздробленность целей влечений (см.:Влечение частичное), их связь с определенными соматическими источниками, эрогенными зонами, разнообразие которых позволяет им поочередно выполнять (а иногда и сохранять) ведущую роль в жизни субъекта, причем частичные влечения не зависят от генитальной области и могут включаться в коитус лишь в результате сложной эволюции, выходящей за рамки процесса биологического созревания.
Наконец, последний аспект влечения у Фрейда - это сила как количественный, экономический фактор, как "побуждение психического аппарата к работе" (2а). Именно во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) Фрейд соединил эти четыре аспекта - силу, источник, объект, цель - в общем определении влечения (2Ь).
III. Где место этой силы, которая давит на организм изнутри, побуждая его к действиям, способным вызвать разрядку возбуждения? Что это - телесная сила или психическая энергия? Фрейд по-разному отвечает на этот вопрос, определив влечение как "пограничное понятие между психикой и соматикой" (3). Фрейд связывает его с понятием "репрезентатора", или, иначе, представителя соматики в психике. Этот вопрос более подробно рассматривается в нашем комментарии к статье "Репрезентация (-тор) психическая^)".
IV. Хотя, как было показано, понятие влечения строится на основе сексуальности, в теории Фрейда сексуальное влечение сразу же противопоставляется другим влечениям. Как известно, теория влечений у Фрейда всегда была дуалистической: первый дуализм - это противоположность сексуальных влечений* и влечений Я* или влечений к самосохранению*, причем под влечениями к самосохранению Фрейд понимает жизненно важные потребности и функции: их прообразом являются голод и функция пищеварения. Это противопоставление, по Фрейду, присутствовало уже в самих истоках сексуальности, когда сексуальная функция отделилась от функций самосохранения, к которым она поначалу примыкала (см.: Примыкание). В этой противоположности - вся суть психического конфликта, при котором Я обретает во влечении к самосохранению большую часть энергии, нужной ему для защиты от сексуальности.
Второй дуализм влечений вводится в работе "По ту сторону принципаудовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920), где противопоставление влечений к жизни* влечениям к смерти* изменяет роль и место влечений в конфликте.
1) Конфликт на уровне топики (между защитной инстанцией и вытесненной инстанцией) не совпадает с конфликтом влечений, поскольку Оно* мыслится как источник обоих типов влечений. Свою энергию Я* черпает из общего источника, прежде всего в виде "десексуализированной и сублимированной" энергии.
2) Эти два основных типа влечений в последней фрейдовской теории представляют собой не столько конкретные побуждения, связанные с функционированием организма, сколько основополагающие принципы его деятельности: "Влечениями называются те силы, которые, как мы полагаем, лежат в основе напряжений, порождаемых потребностями Оно" (4). Этот сдвиг акцента особенно ярко проявляется в знаменитом отрывке: "Теория влечений - это, так сказать, наша мифология. Влечения - это мифические существа, величественные в своей неопределенности" (5).
Как ясно из этого краткого обзора, фрейдовский подход приводит к перевороту в традиционном понимании инстинкта. Это происходит одновременно в двух направлениях. С одной стороны, понятие "частичного влечения" подчеркивает мысль о том, что сексуальное влечение существует поначалу в "полиморфном" состоянии и направлено на подавление телесного напряжения, что оно связано в истории субъекта с репрезентаторами влечений, определяющими объект и способ удовлетворения: у влечения, этого поначалу неопределенного внутреннего натиска, есть своя судьба, придающая ему в высшей степени индивидуализированные черты. Однако в отличие от создателей теории инстинктов Фрейд далек от поисков биологической основы каждого отдельного вида деятельности: все проявления влечений он сводит к основоположному мифическому противопоставлению Голода и Любви, а затем Любви и Вражды.
Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996
ВЛЕЧЕНИЕ
общая направленность движения живого организма, бессознательное стремление субъекта к удовлетворению своих потребностей.
З. Фрейд, впервые использовавший это понятие в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), проводил различие между инстинктом (Instinkt) и влечением (Trieb). Под инстинктом он понимал биологически наследуемое животное поведение. Под влечением – «психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения».
Уделяя особое внимание половому влечению, З. Фрейд выделял сексуальный объект, то есть, лицо, на которое направлено это влечение, и сексуальную цель, то есть действие, на которое влечение толкает. Под этим углом зрения им были переосмыслены обыденные представления о человеческой сексуальности, в соответствии с которыми ставился знак равенства между сексуальным и генитальным. З. Фрейд описал те отклонения в отношении сексуального объекта и цели, которые могут иметь место при половом влечении. Рассмотрение перверсий (извращений) привело его к мысли о том, что сексуальное влечение не является простым, оно состоит из различных компонентов.
На основе клинической практики З. Фрейд пришел к заключению, что психоневрозы являются результатом действия сексуальных влечений, которые следует рассматривать в качестве постоянного и важного источника невроза. Психические расстройства не обусловлены сексуальными влечениями как таковыми. «Бегство в болезнь» осуществляется в результате конфликтов между требованиями сексуальных влечений и сопротивлениями им в форме стыда, отвращения, морали.
Наряду с извращениями З. Фрейд исследовал сексуальные проявления в детстве, что позволило ему описать как существенные черты полового влечения, так и первоначальные формы его проявления. В частности, влечение к познанию, проявляющееся у ребенка на ранних стадиях его развития, рассматривалось им как имеющее непосредственное отношение к инфантильной сексуальной жизни и связанное с влечением к подглядыванию и жестокости. Описание эрогенных зон (частей тела, связанных с сексуальным наслаждением), соответствующих телесных раздражений и сексуального возбуждения позволило ему говорить о токсическом и физиологическом источниках влечения.
Психоаналитическое понимание объекта, цели и источника влечения З. Фрейд дополнил соответствующими представлениями о силе влечения. Для количественной характеристики сексуального влечения он использовал понятие либидо как некую силу или энергию, способствующую измерению сексуального возбуждения. Либидо направляет сексуальную деятельность человека и позволяет описывать в терминах экономии протекающие в психике человека процессы, в том числе связанные с невротическими и психотическими заболеваниями.
В работе «Влечения и их судьба» (1915) З. Фрейд углубил свои представления о влечениях. Он подчеркнул, что целью влечения является достижение удовлетворения, а объектом влечения – тот, на котором или посредством которого влечение может достичь своей цели. В отличие от предшествующих разрозненных идей им более четко было сформулировано положение о двух видах влечений: сексуальных или либидозных, направленных на объект, и влечений Я или влечений к самосохранению. Впоследствии он неоднократно подчеркивал, что психоаналитическое понимание влечений с самого начала было дуалистическим.
Согласно З. Фрейду, влечения подвергаются влиянию трех полярностей, господствующих в душевной жизни человека. Биологической полярности, включающей в себя активное или пассивное отношение к миру. Реальной, подразумевающей деление на субъект и объект, Я и внешний мир. Экономической, основанной на полярности наслаждения (удовольствия) и неудовольствия.
Что касается судьбы влечений, то, по мнению З. Фрейда, существует несколько возможных путей их развития. Влечение может обратиться в свою противоположность (превращение любви в ненависть и наоборот). Оно может возвратиться на саму личность (направленность на объект сменяется установкой на самого себя). Влечение может оказаться заторможенным, то есть подверженным к отступлению от объекта и цели. И наконец, влечение способно к сублимации (модификации цели и смены объекта, при которой учитывается социальная оценка).
В последующих своих работах, включая «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923) «Недовольство культурой» (1930), З. Фрейд внес изменения в первоначальное понимание влечений. Дуализм психоаналитической теории влечений сохранился, но принял иную форму. Размышляя о началах жизни, основатель психоанализа пришел к выводу о существовании влечения, противоположного инстинкту самосохранения. Это влечение является консервативным по своему характеру и направлено на разрушение жизни. Речь идет о признании З. Фрейдом двух противостоящих друг другу влечений человека: влечения к жизни (Эрос) и влечения к смерти.
В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) г., З. Фрейд обобщил свои взгляды на жизнь влечений. В свете этих обобщений психоаналитическое понимание влечений сводилось к следующему: а) влечение отличается от раздражения: оно происходит от источника раздражения внутри тела и действует как постоянная сила; б) во влечении можно различать источник, объект и цель (источник влечения – состояние возбуждения в теле, цель – устранение этого возбуждения), влечение становится психически действенным на пути от источника к цели; в) психически действенное влечение обладает определенным количеством энергии (либидо); г) отношение влечения к цели и объекту допускает изменение: они могут быть заменены другими целями и объектами, в том числе социально приемлемыми (сублимация); д) можно различать влечения, задержанные по пути к цели и задерживающиеся на пути к удовлетворению; е) существует различие между влечениями, служащими сексуальной функции, и влечениями к самосохранению (голод, жажда), сексуальные влечения характеризуются пластичностью, замещаемостью, отстраненностью, в то время как влечения к самосохранению непреклонны и безотлагательны.
Новое положение в психоаналитической теории сводилось к признанию двух видов влечений: сексуальных, понимаемых в широком смысле (Эрос), и агрессивных, цель которых – разрушение.
В садизме и мазохизме наблюдается слияние этих двух видов влечений. Садизм является направленным вовне влечением к разрушению. Мазохизм, если отвлечься от эротического компонента, – влечением к саморазрушению. Последнее (влечение к саморазрушению) можно считать выражением влечения к смерти, которое приводит живое к неорганическому состоянию.
Влечение к жизни и влечение к смерти являются основными. Они переплетаются между собой в жизненном процессе, находясь в постоянном взаимодействии и борьбе.
Выдвинутая З. Фрейдом теория влечений вызвала неоднозначную реакцию со стороны различных ученых, включая психоаналитиков. Многие из них подвергли критике метапсихологические (основанные на общей теории человеческой психики) представления о влечениях человека. Сам же основатель психоанализа неоднократно подчеркивал, что влечения являются такой областью исследования, в которой трудно ориентироваться и не легко достичь ясного понимания. Так, понятие влечения было введено им первоначально для «отграничения душевного от телесного». Однако впоследствии ему пришлось говорить о том, что влечения управляют «не только психической, но и вегетативной жизнью».
В конечном счете З. Фрейд признавал, что: (1) влечение является «довольно темным, но в психологии незаменимым, основным понятием»; (2) влечения и их превращения – это «конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию»; (3) теория влечений – «это, так сказать, наша мифология»; (4) влечения – «мифические существа, грандиозные в своей неопределенности».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001