ВЕРИФИКАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУШЕНИЯ СВЯДОЩА это что такое ВЕРИФИКАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУШЕНИЯ СВЯДОЩА: определение — Психология.НЭС
ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ ВЕРИФИКАЦИЯ

ВЕРИФИКАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУШЕНИЯ СВЯДОЩА

Найдено 2 определения термина ВЕРИФИКАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУШЕНИЯ СВЯДОЩА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕРИФИКАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУШЕНИЯ СВЯДОЩА

Известно, что внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания в сообщении. Так, например, человеку нельзя что-либо внушить на незнакомом ему языке. Однако далеко не всякая информация оказывает внушающее воздействие. В зависимости от формы подачи, источника поступления и индивидуальных особенностей личности одна и та же информация может оказать либо не оказать его. Для ответа на этот вопрос А. М. Свядощ (1982) выдвинул следующую концепцию.

Согласно В. к. в. С., в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т. е. определения ее достоверности. На живой организм падает огромное количество различных, иногда противоречивых сигналов, несущих информацию о происходящем как во внешней, так и во внутренней среде. Более сложные из них подвергаются логической переработке и оценке, осуществляемой путем сознательного целенаправленного мышления. Однако большая часть поступающей информации подвергается в соответствии с имеющимися алгоритмами автоматической, неосознаваемой оценке с точки зрения ее достоверности и значимости. Благодаря этому организм, не загружая сознания, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему не имеют отношения либо несут ложную или несущественную информацию. Так, оборонительная реакция не возникнет, если ребенок, направив игрушечное ружье, будет выкрикивать слова угрозы; не возникнет и ощущения запаха, если, подав палочку, ребенок скажет, что это букет цветов.

Особенность внушения кроется в том, что при нем, помимо основной (семантической) информации, определяющей содержание внушения, вводится еще добавочная (верифицирующая) информация, повышающая достоверность основной. Так, например, психотерапевт просто говорит больному "Руке не больно". Далее он внушает ему же: "Руке не больно!" Во втором случае добавочную информацию несет голос психотерапевта - интонация речи, мимика, авторитет врача. Если этой добавочной информации не будет или окажется недостаточно, то эффект внушения не наступит.

Для исследования добавочной информации были записаны на магнитофон и подвергнуты спектральному анализу с помощью интонографа одни и те же фразы, произнесенные обычным тоном и тоном внушения. Таким путем после соответствующей математической обработки удалось получить цифровые физические характеристики, отличающие повествовательную речь от внушающей, и выявить некоторые особенности верифицирующей информации.

Чем более уверенным тоном говорит человек, тем более верифицирующее действие оказывает его речь. Нередко верифицирующий эффект дает повторность поступления информации. Ложная верификация информации лежит в основе плацебо-эффекта, а также играет большую роль в косвенном внушении, благодаря чему больной приписывает терапевтическую активность веществу, которое в действительности ею не обладает.

Восприятие информации без ее критической переработки свойственно маленьким детям и в этом возрасте биологически целесообразно. Лишь в дальнейшем, по мере накопления детьми жизненного опыта и развития логических способностей, воспринимаемое начинает подвергаться ими критической переработке. В той или иной степени внушаемы и взрослые люди. Верификация информации затруднена, в связи с чем внушаемость повышена при неожиданности сообщения, а также в тех случаях, когда недостаточно развиты или ослаблены критические способности (при астении, суженном сознании, гипнотических состояниях). Отсюда понятно, почему внушаемость часто повышена у лиц суеверных, отсталых, с проявлениями дебильности, истощенных, у наркоманов, у страдающих импотенцией, астенизированных соматогенными заболеваниями или психогенными воздействиями, у лиц с некоторыми формами психопатии, находящихся в состоянии аффекта.

Внушающее влияние раздражителя будет сильнее, если вызываемое им действие усилится уже имеющимися представлениями. Так, например, человеку, постоянно опасающемуся за свое здоровье, могут быть легче внушены ипохондрические идеи. При истерии проще внушаются представления, обладающие "условной приятностью или желательностью". Таким образом, внушаемость может оказаться избирательно повышенной лишь в отношении определенного круга представлений.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

СВЯДОЩА ВЕРИФИКАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУШЕНИЯ

Свядощ А.М., 1982]. Во внушении помимо смыслового (семантического) компонента выделяется фактор верификации информации. Достоверность и значимость вводимой психотерапевтом информации верифицируются путем их автоматической, неосознаваемой оценки. Благодаря этому организм, не загружая сознания, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые либо не имеют существенного для него значения, либо несут ложную или неосуществимую информацию. Такая добавочная (верифицирующая) информация повышает достоверность основной (семантической). Примеры верифицирующей информации - интонация речи и мимика психотерапевта, его врачебный авторитет.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

Найдено рефератов по теме ВЕРИФИКАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУШЕНИЯ СВЯДОЩА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Особенности становления Я-концепции и мнестической сферы у школьников с врожденной расщелиной губы и

Чистоградова И. А.
Статья посвящена проблемам изучения особенностей становления Я-концепции и памяти у школьников с врожденной расщелиной губы и неба. Анализ экспериментальных результатов показал, что специфические особенности мнестических процессов в виде высокой устойчивости памяти на отрицательные слова обуславливают тенденции к формированию негативной концепции. Полученные факты важны для правильной психологической коррекции.
Скачать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Маргинальность как характеристика молодежных неформальных объединений в границах концепции «Упорядоч

Шабанов Л. В.
В предложенной статье дается краткий анализ проблемы, связанной с молодежной субкультурой и ее нонконформной картиной мира, которую мы склонны рассматривать как следствие искусственно созданной обществом позиции «вынужденной маргинальности», которая усугубляется проблемами переходного периода, изобилующими различными «точками бифуркации», вблизи которых социальные системы начинают вести себя неупорядоченно и непредсказуемо.
Скачать PDF

Особенности индивидуальной концепции здоровья старшеклассников городских школ

Дыхан Л.Б., Панова Ю.В.
Скачать PDF

Значимость «Я-концепции» в профессионально-личностном становлении студентов будущих преподавателей т

Пономаренко Карина Геворговна
Статья посвящена изучению актуальной проблемы педагогической психологии исследованию личностного становления студента, определению функциональной роли «Я-концепции» в данном процессе. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью системного психологического сопровождения и поддержки личностной успешности, взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения на этапе студенчества.
Скачать PDF

Структурно-уровневая концепция психической адаптации

Гадельшина Т. Г.
Представлена модель психической адаптации / дезадаптации, объединяющая уже известные в данной теме теории на основе структурно-уровневой концепции функционирования психики. Выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высоком уровне. Это позволяет исследовать ее на донозологическом уровне возникновения отклонений психического здоровья от нормы. Данная модель может быть использована в мониторингах образовательных систем.
Скачать PDF

Построение «Я-концепции» как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников

Беляева Л. А.
В статье представлены актуальные вопросы, имеющие отношение к профессиональному самоопределению старшеклассников в школе. Автор рассматривает вопросы формирования профессионального самоопределения в зависимости от личных особенностей субъекта. При разработке подхода к проблеме профессиональной направленности старшеклассников представлено ее изучение с позиций «Я-концепции», которая является определяющим фактором личностной самореализации, в том числе и профессиональной.
Скачать PDF

Психологическое изучение Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости

Кузьмина Т. И.
В статье обозначена проблема изучения Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости с точки зрения инновационного подхода, учитывающего основное влияние на это личностное образование трех факторов: нарушения интеллектуального развития, низкой критичности умственно отсталых лиц и социальной среды.The article deals with the problem of studying the self-concept of persons with mild mental subnormality from the point of view of the innovative approach considering the basic influence of three factors on this personal formation: infringements of intellectual development, low criticality of mentally retarded persons and social environment.
Скачать PDF

Изменения я-концепции у детей с хронической гастродуоденальной патологией в процессе медицинской и п

Милейко М. В.
В статье обсуждается взаимосвязь заболевания и особенностей смысловой сферы у детей с ХГП. По результатам исследования у детей с ХГП и их родителей выявлены: двойственная самооценка, значительный разрыв между «Я реальным» и «Я идеальным».The paper describes the interconnection between the disease and the peculiarities of the mental sphere of CGP-suffering children. Results of the study of CGP-suffering children and their parents have shown ambiguous self-feeling, significant gap between "I-actual" and "I-ideal".
Скачать PDF

Возможные подходы к исследованию индивидуальной концепции любви

Петрушин С.В.
Скачать PDF

Становление позитивной Я-концепции дошкольников

Косолапова Нина Григорьевна
В статье представлен опыт экспериментального исследования автора. Показывается роль личностного опыта в становлении и формировании Я-концепции дошкольника. Личностный опыт складывается в процессе реализации специальной программы, направленной на самопознание и открытие своего «Я» дошкольником посредством Я-усилий в условиях преобразовательной деятельности. Игра как ведущая деятельность является важнейшей преобразовательной деятельностью дошкольника.
Скачать PDF

Похожие термины: