Вербальный фрустрационный тест это что такое Вербальный фрустрационный тест: определение — Психология.НЭС
ВЕРБАЛЬНЫЙ ФАКТОР Вербигерации

Вербальный фрустрационный тест

Найдено 1 определение:

Вербальный фрустрационный тест

Л. Н. Собчик. Предназначен для оценки степени выраженности агрессии, ее направленности в сфере межличностных отношений и определению наиболее значимых ценностей индивида. Психол. качество, называемое агрессивностью, может проявляться в контексте межличностных отношений в производственных группах, экипажах, командах, в семье, а также в случаях противоправного, криминального поведения. Вербальный фрустрационный тест представляет собой многоступенчатый опросник, в к-ром респондент отвечает с помощью заготовленных реплик на фрустрирующие сентенции со стороны разных по значимости окружающих лиц. Это могут быть коллеги, сотрудники, начальство, родственники, члены экипажа, команды, бригады, в правоохранительных органах - подельники, авторитеты, администрация в местах отбывания наказания и др. В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется: 1) в виде агрессии, направленной на самого себя, переживаемой как страх, тревога и т. д. (интропунитивный тип реагирования); 2) как наступательное, обвиняющее поведение (экстрапунитивный, внешнеобвиняющий тип реагирования); 3) как стремление подавить и те и др. реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта (импунитивный, сдержанный, подвластный самоконтролю тип реагирования). Вербальный фрустрационный тест базизируется на след. положениях: 1) Тип реагирования на фрустрацию - экстрапунитивный, интропунитивный или импунитивный - в значительной степени зависит от наличия, отсутствия или слабости самоконтроля; 2) Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей респондента, т. е. от того, насколько значима для него та или иная зона интересов, которая при этом оказалась задетой; 3) Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем более напряженными сложились отношения с тем или иным фрустрирующим лицом (это могут быть члены семьи, начальство, сотрудники, подчиненные, подельники) или наименее значимые для конкретного индивида фрустрирующие лица (напр. - уличные контакты). Процедура обсчета включает в себя не только ответы-высказывания на вопрос «Что бы я сказал?», но и описание респондентами своих чувств - «Что бы я почувствовал?», к-рые фигурируют в подсказках и оцениваются по степени выраженности реакции: 1-2 балла - интропунитивная реакция; 4-6 баллов - агрессивная, экстрапунитивная и 3 балла - импунитивная, сдержанная реакция. Вычисляются баллы агрессивности по 2 вариантам: по всем пунктам на вопрос «Что бы Вы сказали?» - и отдельно - на вопрос «Что бы Вы почувствовали?». Если оценки по суммарным баллам категории «Сказал» меньше чем по категории «Почувствовал», то агрессивные эмоции контролируется рассудком. Если оценки по ответам обеих категорий одинаково повышены, то контроль над агрессивностью ослаблен. Если оценки ответов категории «Сказал» выше, то агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер. Баллы определяют: а) степень агрессивности; б) преобладающий тип реакции на фрустрацию; в) сферу межличностных отношений, в к-рой у респондента проявляется наибольшая агрессия; г) наиболее значимые для респондента ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию. Если посчитать отдельно суммарный балл агрессивности общего количество включенных в список фрустрирующих лиц мужского и женского пола, то выявляется разница в проявлении агрессивности в контактах с лицами собственного или противоположного пола. В целом преобладание ответов, оцениваемых в среднем 3 или 4 балла, характерна для устойчивой нормы и хорошо контролируемой личности. Агрессивность внешнеобвиняющая - 5 или 6 баллов свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (эксплозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим самоконтролем. Агрессивность, направленная на самого себя - 2 или даже 1 балл - характерна для гипотимных акцентуаций, т. е. лиц с тревожно-мнительными чертами, сенситивных, пессимистичных интровертов. Низкая агрессивность, как правило, обнаруживается в сфере сверх значимых межличностных отношений, когда фрустрация вызывает повышение уровня самоконтроля, в связи с чем, происходит оттормаживание негативных эмоциональных проявлений. Максимальная агрессивность выявляется в сфере наименее значимых контактов (для большинства это - уличные, ничему не обязывающие контакты) или в адрес тех лиц, с к-рыми сложились враждебных отношения, т. е. в зоне наиболее выраженного конфликта. Повышение балла агрессивности наблюдается при фрустрации, направленной на наиболее значимые для респондента ценности. Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной, производственной (или учебной), интимной (отношения между полами) или генерализованной - при выраженной аффективной неустойчивости. С разными аспектами агрессивности приходится встречаться и школьному психологу. Агрессивность у детей нередко носит подражательный характер, когда агрессия культивируется через средства массовой информации: телевидение, кино, детективные романы и пр. Агрессия может быть проявлением защитной реакции на жесткие поступки др. лиц, в т. ч. и репрессивные меры, предпринимаемые к ребенку в родительской семье. Агрессивность нередко носит характер гиперкомпенсации ранимой, впечатлительной личности, маскирующей псевдоагрессивными высказываниями реакции страха и неуверенности. Лит.: Собчик Л. Н. Вербальный фрустрационный тест. СПб., 2002; Она же. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003, 2005, 2008; Она же. Психодиагностика в медицине. М., 2007. Л. Н. Собчик
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Вербальный фрустрационный тест — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическая концепция вербального отражения действительности

Медведев Д.А.
Статья посвящена проблеме построения психологической концепции вербального отражения действительности. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему, блоки которой формируются на разных стадиях онтогенеза, и приводит результаты констатирующего эксперимента по этапам развития картины мира, мировоззрения и субъективного мироздания.
Скачать PDF

Роль прототипов в процессах вербальной креативности

Абисалова Елизавета Алексеевна
Наиболее часто используемые модели креативности опираются на ассоциативные процессы, однако они не могут объяснить все экспериментальные данные, накопленные за последние несколько десятков лет. Мы провели эксперимент, в котором показали наличие прототипической структуры ответов испытуемых в тесте Гилфорда. Из материалов предыдущего исследования мы взяли бланки ответов испытуемых на тест необычных использований Гилфорда для одного предмета (кирпич), убрав упоминание этого предмета из ответов. Испытуемые оценивали по 5-балльной шкале типичность и адекватность полученного списка вариантов использования для пяти различных предметов. Результаты показали одинаковую структуру результатов для всех использованных понятий: больше всего времени испытуемые тратили на проставление среднего балла, тогда как крайние баллы, отражающие несомненную принадлежность к категории и, напротив, непринадлежность к категории, требовали меньше всего времени. У всех понятий была обнаружена сходная категориальная структура: набор «хороших примеров», входящих в ядро категории и периферия, куда вошли все остальные ответы. Таким образом, полученные результаты демонстрируют, что при работе с тестами креативности испытуемые используют не только одну заданную -категорию, но и ряд других.
Скачать PDF

К вопросу о социально-психологических предпосылках подверженности личности вербальному влиянию

Богатова Е. Б.
В данной статье приведен теоретический анализ проблемы изучения социально психологических предпосылок подверженности личности вербальному влиянию. Среди наиболее значимых условий высокой восприимчивости личности к информационному воздействию выделяют : интерес к теме, дефицит надежной информации, состояние тревоги, неопределенность, социальные установки, фрустрация потребности в безопасности, признании, престиже и др. Сегодня, когда личность все чаще сталкивается с натиском беспорядочной информационной лавины, возникает актуальная необходимость эмпирического изучения социально психологических факторов и механизмов формирования устойчивости к различным видам вербального влияния.
Скачать PDF

Эмоциональный, абстрактно-логический и вербальный интеллект в контексте проблемы социализации молоды

Шемякина Т.П., Богомаз С.А.
Достижение молодыми людьми высокой степени социализации в большей степени обусловлено уровнем развития их эмоционального интеллекта, чем абстрактно-логического и вербального.
Скачать PDF

Вербальное и невербальное выражение социотипических характеристик животных в мультфильмах (на матери

Тукаева Ирина Илдаровна
Данная статья посвящена особенностям вербального и невербального выражения социотипических характеристик животных в мультфильмах на примере мультфильма «Жил был пёс». Освещаются основные персонажи мультфильма, выявляются особенности их поведения и речевые характеристики.
Скачать PDF

Психофизиологические детерминанты вербальной креативности старшеклассников

Серпионова Е. И.
Скачать PDF

Тест Роршаха в психодиагностике факторов наркозависимости

Кувшинникова Борисовна Кувшинникова
В данной статье рассматриваются факторы наркозависимости, выявляемые проективной методикой Роршаха.
Скачать PDF

Особенности формирования зрительно-вербальных функций у детей с нарушениями речи

Вишнёва Е. А.
В статье представлено исследование зрительно-вербальных функций у детей с нарушениями речи. Установлены возрастные особенности опознания зрительных образов и зрительного внимания у данной категории детей. Обоснованы пути компенсации нарушений семантической интерпретации зрительных образов.
Скачать PDF

Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности

Мальцев В.П., Шибкова Д.З.
Рассматриваются особенности образной и вербальной креативности студентов естественного профиля обучения 1-3 курсов с учетом тендерной принадлежности. В результате анализа полученных результатов выявлены тендерные различия по показателю вербальной оригинальности. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий. Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление тендерных различий в образной и вербальной креативности студентов.
Скачать PDF

Сравнительный анализ проявлений вербальных и невербальных компонентов умственных способностей у юнош

Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович
В статье говорится, что для разработок образовательных программ и технологий, наиболее адекватных разным этапам роста и взросления человека, требуется всестороннее изучение всех природных детерминант интеллектуального развития. Нужно учитывать индивидуальные качества каждого учащегося, играющие, безусловно, различную роль и имеющие различную степень влияния на характер познавательной деятельности. Авторы рассматривают различия в проявлениях интеллекта дифференцировано, по половому признаку. Выясняется, в какой мере меняется соотношение вербальных и невербальных компонентов умственной деятельности у юношей и девушек в зависимости от их общего интеллектуального потенциала. В ходе исследования, которое проводилось в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и в котором приняли участие студенты первого курса, было установлено, что гендерных различий в уровне общего интеллекта нет. Однако у девушек отмечено преобладание вербальных умственных способностей. Кроме того, обнаружены следующие закономерности: у студентов мужского пола с высоким, средним и низким уровнем общего интеллекта отмечается примерно одинаковый коэффициент соотношения вербального и невербального интеллекта; среди студенток подобное равновесие отмечено лишь у обладательниц высокого интеллекта. Основной вывод статьи заключается в том, что, поскольку развитие вербальных и невербальных компонентов взаимообусловлено, необходим интегрированный подход к формированию мыслительных способностей учащихся. Учебный материал должен быть ориентирован на стимулирование всех умственных качеств, что позволит умственных способностей у юношей и девушек, различающихся уровнем интеллекта осуществить дифференциацию обучения и даст возможность максимально раскрыть индивидуальные задатки студентов.
Скачать PDF

Прогностические возможности пространственных и вербальных тестов в диагностике возникновения труднос

Коногорская Светлана Анатольевна
Представлены результаты исследования пространственного и вербального компонентов мышления первоклассников в их взаимосвязи с успешностью освоения школьных навыков. Наиболее чувствительными к различным трудностям обучения оказались тесты пространственного мышления. Вербальные тесты могут дать дополнительную информацию для построения прогноза о возникновении трудностей чтения.
Скачать PDF

Выраженность вербальной агрессии и отношение к преподавателю у лиц с различной успешностью овладения

Крет Марина Владимировна
Данная статья рассматривает агрессивность и ее влияние на успешность обучения взрослых иностранному языку. Как предполагалось, в соответствии с анализом литературы, исследование показало, что спонтанность агрессии, неумение переключать агрессию, ауто агрессия, использование ритуальных форм агрессии и ответная агрессия характерны для обучающихся с низкими показателями обучения. Для этой группы обучающихся также характерно негативное отношение к преподавателю.
Скачать PDF