ВЕРБАЛИЗАЦИЯ это что такое ВЕРБАЛИЗАЦИЯ: определение — Психология.НЭС
ВЕРАПАМИЛ вербализация сознания

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

Найдено 5 определений термина ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

В широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (Helm J., 1978) В. определяется как точное словесное описание психотерапевтом эмпатического понимания эмоционального содержания переживания пациента.

В. отличается от эмпатии более дифференцированной реакцией психотерапевта на высказывания пациентов, в которых лишь намечается эмоциональное или мотивационное содержание, а их значение пока неясно, неизвестно или малоосознаваемо пациентом. Важнейшим аспектом В. является сообщение психотерапевтом пациенту своего эмпатического понимания переживаний и поведения больного доступным последнему языком. Качество и выраженность В. могут быть различными. При высокой степени В. психотерапевт эмпатически очень точно описывает эмоциональные стороны конкретного актуального переживания с позиций внутреннего мира пациента. Он способен различать в высказываниях больных экстернальное (внешнее) и интернальное (внутреннее) содержание. При низкой степени В. психотерапевт не выявляет личностно-эмоциональных аспектов в беседе, предпочитая делать замечания, давать советы и высказываться о внешней стороне проблем больного. Психотерапевту важно уметь выделять из интернального содержания высказывании наиболее существенные проблемные аспекты переживаний, помогать пациенту прояснить их и вербализовать в приемлемой и ясной для него форме. Благодаря такому поведению психотерапевта повышается самоэксплорация больного, под которой следует понимать степень активности, с которой он привносит в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные переживания, свои размышления и выводы. При высокой степени самоэксплорации пациент подробно излагает свои связанные с той или иной проблемой переживания, старается прояснить их и благодаря этому адекватнее понимает себя, других и жизненную ситуацию, а также предпринимает попытки изменить поведение, что способствует редукции невротической симптоматики.

Примерами низкой и высокой степени В. могут служить два следующих ответа психотерапевтов на одно и то же высказывание пациента. Пациент: "Я нахожусь в весьма трудной ситуации; собственно, я хочу разойтись с этой женщиной; когда же я хочу сказать ей об этом, мне становится жаль ее и я не могу этого сделать". Замечание при низкой степени В.: "Наверное, для вас обоих было бы лучше как можно быстрее выяснить отношения". При высокой степени В.: "Вы находитесь в состоянии душевного смятения - намереваетесь уйти, но из-за сострадания и нежелания сделать ей больно вы не можете вести себя как хотите, собираясь сказать ей о желании уйти".

Процесс В. имеет лечебный характер, так как формирование нового понимания у пациента само по себе приводит к изменению в прежней дезадаптивной системе представлений о себе и конфликтной ситуации. В условиях эмпатической коммуникации психотерапевт оказывает помощь пациенту посредством В., последовательно проникая в те сферы переживаний, о которых пациент прежде не мог высказаться. Скованность в эмоциональном реагировании и поведении больных часто проявляется в том, что они с трудом находят слова для выражения своих чувств, импульсов, оценок. Эмпатический подход психотерапевта с В. проблем пациента оказывает терапевтическое влияние не только на осознание этих проблем и формирование нового опыта, но и на ослабление дезадаптивной психологической защиты. Однако нередко психотерапевт эмпатически тонко понимает переживания больного, но не способен вербально передать это понимание в доступной для пациента форме.

Измерение степени В. осуществляется с помощью специально разработанных тестов, включающих фрагменты высказываний пациентов из психотерапевтических бесед. Опыт такого исследования (Ташлыков В. А., Фробург И., 1985) показал обоснованность использования при подготовке психотерапевтов тренинга практических навыков В., расширяющих их диапазон и способствующих гибкости психотерапевтического поведения.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

verbalization) Процесс словесного выражения. Обычно - словотворчество для создания речевых оборотов или формулировок, однако иногда понимается как процесс превращения в слова зрительных образов или преобразования " СНОВИДЧЕСКОГО " мышления первичных процессов (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ) в словесное мышление СОЗНАНИЯ . Психоанализ представляет собой попытку вербализовать невербализуемое; поскольку его содержание - БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ психическая деятельность - является невербальной по своей сути, то, следовательно, вербальные формулировки только искажают его. См. СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ .

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

1. Вообще – любое устное утверждение, высказывание. 2. Акт вербального самовыражения. Ср. с вокализацией.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Вербализация

лат. verbalis - словесный) - словесное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (Helm, 1978) В. - точное словесное описание психотерапевтического понимания переживаний клиента. Психотерапевт выделяет из высказываний клиента наиболее существенные на его взгляд аспекты переживаний, помогает ему прояснить их и вербализовать в приемлемой и ясной для него форме. В результате этого у пациента повышается самоэксплорация (степень активности, с к-рой он привносит в беседу свое поведение, эмоциональные переживания, свои размышления и выводы), благодаря чему он начинает адекватнее понимать себя, других, свою жизненную ситуацию, а также предпринимает попытки изменить поведение, О. с другими. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Вербализация

лат. verbum - слово) – 1. продуцирование звуков речи, слов с помощью артикуляционного аппарата; 2. представление мыслей и/или впечатлений в вербальной форме, их проговаривание.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ВЕРБАЛИЗАЦИЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 6

Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения. Подчеркивается значимость общения для формирования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Обсуждается проблема неразработанности репрезентаций положительных эмоций, возникающих в процессе и результате общения. Опознание и вербализация эмоций выделяются в качестве базовых коммуникативных навыков. Описываются данные лонгитюдного эксперимента и возрастных срезов. Рассматриваются гендерные различия опознания и вербализации эмоций. В результате анализа данных экспериментального исследования показано, что точность опознаваемых по лицевой экспрессии эмоций изменяется у юношей и девушек разными темпами. Обсуждаются перспективы определения возрастных норм для опознания и вербализации эмоций.
Скачать PDF

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ВОСПРИЯТИЕ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Иванова Е.С.
В статье представлены данные лонгитюдного и срезового исследования взаимосвязи объема активного словаря эмоций и точности опознания лицевой экспрессии на примере учащихся начальной школы. Показана недостоверность гендерных различий опознания и вербализации эмоций. Доказано, что к четвертому классу вербальный компонент занимает лидирующее положение в развитии эмоциональной сферы. Обсуждается перечень ядерных понятий, формирующих индивидуальные и общегрупповые словари учащихся.
Скачать PDF

Уровни вербализации эмоционального опыта

Трунов Дмитрий Геннадьевич
Выделены и подробно описаны следующие уровни вербальной дифференциации эмоционального опыта: уровень алекситимии, уровень обобщенных оценок, уровень эмотивной лексики, уровень анализа состояния.
Скачать PDF

Изучение и оценка особенностей понимания, дифференцировки и вербализации эмоциональных реакций учащи

Верхотурова Наталья Юрьевна, Дмитриева Светлана Алексеевна
Статья посвящена изучению актуальной для современной теории и практики коррекционной психологии проблемы эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. В статье отражены результаты экспериментального исследования по изучению особенностей понимания, дифференцировки и вербализации эмоциональных реакций изучаемого контингента детей.
Скачать PDF

Развитие эмоциональных представлений и овладение вербализацией детьми в дошкольном возрасте

Галеева Елена Владимировна, Галкина Ирина Александровна
В статье рассматриваются вопросы формирования эмоциональных представлений, способности и овладение вербализацией у детей дошкольного возраста. Содержании лексики, используемой ребенком, в которой отражена сфера эмоций, ставит проблему изучения закономерностей приобретения этих значений, их динамики. Способность осознавать явления речевой действительности и представления об эмоциональном состоянии развиваются у детей дошкольного возраста во взаимосвязи. Эмоции составляют базисную основу смысловых образований, а осознание их возможно в форме обозначения, являющейся результатом вербальной деятельности. В связи с этим важно подчеркнуть влияние эмоциональных процессов на формирование осмысленного отношения ребенка к слову. Эмоциональные представления подразумевают совокупность вербальных обозначений эмоций, которые служат средством их осознания. Для достижения эффективности общения и речи ребенку необходимо обеспечить развитие вербализации эмоциональных представлений, которые обеспечиваются эмотивной лексикой, являющейся вербальным обозначением эмоций в ситуациях эмоционального воздействия на говорящего.
Скачать PDF

Способность к вербализации негативных эмоций как фактор эмоциональной компетентности подростков с от

Королева Юлия Александровна
Понимание и вербализация эмоций как сложный когнитивно-перцептивный процесс приобретает особую значимость в подростковом возрасте в аспекте развития эмоциональной компетентности. В статье представлены результаты экспериментального исследования вербализации такой негативной эмоции как «страх» подростками с отклонениями в развитии и подростками с нормативным развитием; обнаружены общие и специфические закономерности в понимании и соответствующей вербализации эмоции страха подростками разных групп.
Скачать PDF

Похожие термины: