ВЕКСЛЕРА, ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА

Найдено 1 определение:

ВЕКСЛЕРА, ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА (WPPSI)

Тест интеллекта, разработанный для использования с детьми, младше 6-летнего возраста.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Развитие интеллектуальных операций у младших школьников, переживших физическое насилие

Нямаа Жанцан
В статье анализируются особенности развития интеллектуальных операций у детей, переживших физическое насилие. Обследованы 96 младших школьников и проведено сравнение результатов исследования, полученных в группе детей, не имеющих травматического опыта, и группе детей, испытавших физическое насилие. В исследовании установлено, что на низком уровне у детей, переживших физическое насилие, сформирована способность выделять существенные признаки предметов и способность выводить умозаключение на основе несколько существенных признаков, а также способность мыслить в идеальном плане.
Скачать PDF

Исследование активности младших школьников в процессе интеллектуальной деятельности

Масленников В.А.
В статье приводятся результаты диагностики интеллектуальной активности младших школьников. Автором установлено, что в ситуации неуспеха диагностика менее информативна, чем в ситуациях успеха или в ситуациях переменного успеха и неуспеха. Выявлено, что ситуативная интеллектуальная активность детей в значительной мере зависит от их самооценки успешности выполнения предложенных интеллектуальных заданий.
Скачать PDF

Особенности адаптивных реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развити

Быструшкин Сергей Константинович, Айзман Роман Иделевич
В статье представлены результаты изучения функциональных параметров реактивности психофизиологических реакций, выраженности межполушарной ассиметрии головного мозга и способности к саморегуляции функциональных состояний у детей 8-9 лет в норме и при нарушении интеллектуального развития.
Скачать PDF

Трехфакторная модель социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков

Семенов Владислав Юрьевич
Представлена трехфакторная модель социоэмоционального интеллекта (СЭИ) младших школьников и подростков. Применение метода моделирования структурными уравнениями (SEM) позволило верифицировать концептуальную модель СЭИ. Концептуальная модель социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков соответствует эмпирическим данным.
Скачать PDF

Уровень развития психометрического интеллекта у младших школьников Московской агломерации

Сабанин П.В.
Скачать PDF

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Петригина Ольга Николаевна
В данной статье рассматривается проблема формирования социального интеллекта у младших школьников. Выделяются структурные компоненты этого феномена, его особенности, связанные со спецификой образовательных программ. The problem of the social intelligence formation of the junior pupils is considered in this article. Structural components of this phenomenon, its peculiarities connected with the know-how of the educational programs are pointed out.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОКАЗАТЕЛИ КАРДИОРИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Добрин Александр Викторович
Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи показателей вариабельности кардиоритма (ВСР) и эмоционального интеллекта (ЭИ) детей 7-8 лет. Значимость выявления взаимосвязи показателей ВСР с уровнем ЭИ детей 7-8 лет обусловлена как индивидуализацией процесса обучения, с одной стороны, так и необходимостью сохранения здоровья детей, с другой. Особенности регуляции сердечного ритма отражают специфику адаптации к изменяющимся условиям. В связи с этим анализ взаимосвязи ВСР и ЭИ детей даёт возможность обнаружить специфику регуляции кардиоритма, связанную с эмоциональной активностью, и на основе этого спрогнозировать особенности адаптации к обучению в начальной школе. Целью статьи является изучение особенностей регуляции сердечного ритма младших школьников с различным уровнем эмоционального интеллекта. Методология. Было обследовано 150 школьников младших классов. Детям были предложены методики диагностики эмоционального интеллекта («Эмоциональная пиктограмма», «Дорисовывание: мир вещей мир людей мир эмоций», «Три желания»). Исследование ВСР проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М». Результаты. Эмоциональный интеллект оказывает влияние на особенности регуляции сердечного ритма младших школьников. Установлено, что в исследуемой выборке преобладает средний и высокий уровень эмоционального интеллекта. Показано, что чем выше эмоциональный интеллект, тем выше показатели активности парасимпатического отдела автономной нервной системы. Заключение. Делаются выводы о том, что эмоциональный интеллект отражает регуляцию внутреннего эмоционального состояния и чем выше уровень ЭИ, тем эффективнее вегетативная регуляция кардиоритма в процессе эмоциональной нагрузки. На основании полученных результатов отмечается важность параметра ЭИ как в регуляции физиологических, так и психологических особенностей, т. к. он отражает способность ребенка оценить значимость эмоциональной ситуации, что способствует эффективному планированию собственного поведения и эффективной адаптации в эмоциональных условиях.
Скачать PDF

Формирование адекватного поведения дошкольников и младших школьников в ситуации общения с незнакомым

Захарченко Наталья Анатольевна, Ситдикова Светлана Николаевна, Кулинцева Юлия Сергеевна
В статье рассматриваются и анализируются основные подходы к осмыслению феномена доверия, его содержательные характеристики, а также условия, определяющие доверие детей к незнакомым взрослым. В данной статье представлена авторская программа формирования и развития навыков адекватного поведения дошкольников и младших школьников к незнакомым взрослым. Раскрыты основные этапы программы и особенности психологической деятельности на каждом из них. Показана особая роль диагностической работы психолога на основном и итоговом этапе программы, результаты которой позволяют не только определить в целом уровень и содержание доверия детей к незнакомым взрослым, но и выявить детей с очень высоким или очень низким уровнем доверия. Представленная в статье программа способствует решению актуально проблемы современности, связанной с безопасностью детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать PDF

Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников

Волгуснова Екатерина Андреевна
В данной статье раскрывается взаимосвязь отрицательных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы, а именно показателей тревожности и неуверенности в теоретико-эмпирическом исследовании. Дана сравнительная характеристика определений, причин и форм проявления тревожности и неуверенности в психолого-педагогической литературе. Для выявления уровней проявления тревожности применялся тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), а для изучения уровней неуверенности обратились к тесту «Дом-Дерево-Человек». Объекты тревожности и неуверенности были зафиксированы при ответе на вопросы «Что тебя тревожит?» и «В чем ты неуверенный?». Рассмотрены многоуровневость показателей тревожности и неуверенности, вариативность их объектов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Встречается в данном исследовании такая закономерность развития отрицательных эмоциональных состояний, как гетерохронность проявления уровней и объектов тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников. Кроме того, имела место синхронность показателей тревожности и неуверенности у испытуемых 4-10 лет. В эмпирическом исследовании обнаружены специфические тенденции проявления тревожности и неуверенности, а именно половой диморфизм и возрастные особенности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Зафиксировано одиннадцать групп объектов тревожности.
Скачать PDF

Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в условиях соревновательной и

Чеснокова Ольга Борисовна, Тарасова Кристина Сергеевна
Начиная с дошкольного возраста, ребенок неизбежно попадает в ситуацию соревнования и оценочного взаимодействия на основе внешних стандартов в рамках тех деятельностей, в которых он может не чувствовать себя компетентным, но и от выполнения которых он порой не может отказаться. В процессе подготовки к школе дошкольники усваивают относительную ценность своих достижений, поскольку в школе с первых дней предметом социального сравнения и конкурентной борьбы являются учебные способности и академические достижения [4]. Кроме того, дети участвуют в различных соревнованиях за пределами школы, посещая разнообразные секции и кружки. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и в младшем школьном возрасте игра остается важной частью жизни детей [1]. Соревновательные типы игры становятся все более популярными среди младших школьников, позволяя сравнить различные внеакадемические способности и определить свое место в иерархии межличностных отношений [2]. Однако развивающий потенциал соревновательных игр и стратегии поведения детей в конкурентном взаимодействии изучены пока недостаточно. Материалы и методы. В качестве основного методического инструментария использовалась авторская методика диагностики конкурентного поведения младших школьников в условиях соревновательной игры. Первый (вводный) игровой этап не является диагностическим и нацелен на вхождение в соревновательную игровую ситуацию, создание соревновательной мотивации и снятие тревожности. В качестве такой игры используется настольная игра в футбол. В игровой коробке устанавливаются ворота. Для управления игровым мячом каждому участнику предлагается трубочка, в которую необходимо дуть для того, чтобы попасть в ворота соперника, одновременно защищая собственные ворота. Основной этап игры представляет собой модифицированную методику И. Джоржиу, К.Бечио, С. Кловер и У. Кастьело [3] с использованием кубиков Никитина. Детям раздаются образцы рисунков, которые им необходимо собрать из заданного количества кубиков (два или четыре) в горизонтальной или вертикальной ориентации при кооперативной и соревновательной инструкции. В ходе выполнения дети должны сидеть за столом друг напротив друга, у каждого из них имеется половина кубиков, необходимых для образования рисунка. В соответствии с введенными правилами перед ними посередине располагается лист картона игровое поле, с изображением серединной линии, по которой дети должны выкладывать кубики. На заключительном этапе детям задаются вопросы, кто из них победил и какой из вариантов игры они хотели бы повторить еще раз. Обсуждение и результат фиксируются. До начала исследования и после каждому ребенку задается вопрос о его настроении, и для ответа предлагается выбрать пиктограмму, отражающую его состояние: «хорошо», «нормально», «плохо». Поведенческие и эмоциональные проявления ребенка оценивались по заранее выделенным критериям по шкале от 1 до 5 в зависимости от силы выраженности параметра. В апробации методики проводилась при участии 203 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (110 девочек и 93 мальчика). Средний возраст детей составляет 7,8 лет. Результаты. В ходе проведения исследования и наблюдения за игровым соревновательным взаимодействием детей мы выделили группы детей, которые реализуют продуктивную стратегию конкурентного поведения, и которые испытывают определенные трудности в ситуациях соревновательной игры. Последние могут проявлять тревожно-неуверенный или агрессивно-нетерпеливый типы конкурентного поведения. В таблице представлено распределение детей по выделенным группам. Наблюдение за участниками исследования позволило нам описать особенности игрового взаимодействия детей и выделить типы конкурентного поведения детей в условиях соревновательной игры. Дети, реализующие оптимальный тип конкурентного поведения, отличаются высокой ориентацией на задачу, значительно превосходящей стремление к достижению личностного доминирования над соперником. У них позитивный эмоциональный фон, высокая и богатая эмоциональная выразительность. Они соблюдают правила игры даже в ситуации высокого эмоционального накала и наличия возможности нарушить правила, способны, ориентируясь на изменяющиеся условия игрового процесса, гибко менять свои коммуникативные и конкурентные стратегии. Проявляют высокую эмпатию по отношению к партнеру, с уважением относятся к его переживаниям и проявляют терпение. Дети этой группы могут брать на себя функции лидера и руководить общими процессами в ходе игры, они адекватно оценивают исход соревновательной игры. Одинаково радуются возможности поиграть как в кооперативные, так и в соревновательные игры, предпочтения носят скорее личностный, чем типовой характер. Дети, реализующий эффективный тип конкурентного поведения, успешны в соревновании, к проигрышам относятся как к частным эпизодам, не отражающимся на общем ощущение собственной компетентности. Дети, реализующие тревожно-неуверенный тип конкурентного поведения, склонны ориентироваться на данную им задачу, а не на личностное доминирование. Они способны гибко согласовывать и координировать игровое поведение с изменениями в ситуации соревновательной игры и действиями партнера, но делают это несколько 92 медленнее, чем дети из группы продуктивного типа конкурентного поведения. Дети этой группы досконально соблюдают правила игры, способны долго и терпеливо ждать, пока товарищ справится со своим заданием, но редко предлагают ему свою помощь. Эмоциональный фону у них сниженный, эмоциональная выразительность крайне сдержанная и бедная. Соревновательная мотивация низкая, дети этой группы стараются избегать участия в соревновательных видах деятельности. Они высоко ценят возможность сохранения благополучных отношений с партнером, ценность выигрыша, однако, для них выше, чем для детей из первой группы. Дети этой группы способны адекватно оценить исход игры, но часто колеблются при необходимости назвать победителя. Дети из данной группы не успешны в соревновании, они чаще проигрывают, чем выигрывают, реакции на проигрыши часто носят черты выученной беспомощности, доминирующими эмоциями во время соревнования у них являются волнение и тревога, отличаются робостью и часто медлительностью. Дети, реализующие агрессивно-нетерпеливый тип конкурентного поведения, отличаются доминированием ориентации на личностное превосходство над соперником в игре. Могут также проявлять вербальную и физическую агрессию в ходе игры. Гибкость коммуникативных стратегий и способность координировать свои игровые действия с действием товарища снижены, что в целом говорит о низкой ориентации на партнера по игре. Они могут брать на себя функции лидера, редко сдерживают свои эмоции, эмоциональные проявления яркие и богатые, отличаются импульсивностью. Соревновательная мотивация и ценность победы в соревновании очень высокие, ради выигрыша дети этой группы могут нарушать правила при любой возможности, оказывать давление на партнера и экспериментатора, рисковать благополучием дружественных отношений со сверстниками. Дети данной группы успешны по результатам соревнования, они часто выигрывают, но адекватность оценки исхода игры снижена: в большинстве случаев они называют победителем себя, вне зависимости от реального положения в соревновательной игре, склонны переносить конкурентный тип взаимодействия на кооперацию, продолжая соревноваться, когда условия игры этого не требуют или не предполагают. Заключение Анализ характеристик конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников показал, что дети избирают разные стратегии поведения в соревновании в соответствии со своими личностными особенностями, способностями, имеющимся у них опытом конкурентного взаимодействия и текущей ситуацией соревнования. Соревнование является сложным процессом, результат которого зависит не только от многих компетенций его участников, но и от временного фактора, посторонних обстоятельств и порой случайности. Таким образом, выявление эффективных и неэффективных типов конкурентного поведения не может основываться только на успешности ребенка в результате соревнования, но должно определяться совокупностью процессуальных характеристик. Изучение конкурентного взаимодействия детей на материале соревновательных игр может помочь ответить на вопрос о том, как использовать естественно-возникающие в совместной деятельности детей и специально организуемые взрослыми соревновательные игры для подготовки ребенка к разнообразным по форме соревновательным видам деятельности и к конкурентным взаимоотношениям.
Скачать PDF

Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников

Данченкова Светлана Николаевна
Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает всё большую тревогу и обеспокоенность общества. Дошкольный возраст характеризуется многочисленными изменениями в организме ребёнка. Возросшая физическая выносливость в старшем дошкольном возрасте, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падет через 25-30 минут. Дети очень утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности познавательной деятельности, мероприятий. Все это необходимо учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость данного возраста. В возрасте 6-7 лет для получения популярности решающее значение имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т.д. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Популярность группы имеет большое значение для появления вспышек ярости и агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидирующее место в группе. Такие вспышки могут проявляться, если желания ребёнка по какой-либо причине не выполняются. Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Экспериментально доказано, что появление агрессии или её запрет может нарушить период адаптации ребёнка младшего школьного возраста. Изменение статуса ребёнка и предъявляемых к нему требований ведёт к обострению имеющихся проблем в психическом развитии ребёнка. И если проблемы приобретают глобальный характер, они могут послужить причиной дезадаптации ребёнка в школе, особенно если эти проблемы затрагивает эмоциональную сферу ребёнка. При поступлении ребёнка в 1 класс, меняется режим дня, больше времени школьник проводит за столом, у него меньше возможностей для движения игр все эти изменения в окружении ребёнка происходят очень быстро. А если добавить сюда большие учебные нагрузки, то неудивительно, что именно в этот период многие дети выдают агрессивные реакции. Дети в этом возрасте могут быть достаточно жестокими, особенно в коллективе. Несоответствие желаемого положения ребёнка в классе его реальному положению обязательно вызовет у него гнев, агрессию. Только у одного она будет проявляться вовне: на сверстников, учителя, родителей, школу вообще, а другого она может быть направлена вовнутрь, на самого себя, и будет носить разрушающий характер (подавленность, нежелание что-либо делать, частые болезни и т.д.). В числе разнообразных взаимозависимых факторов, обусловливающих проявления отклоняющегося поведения, можно выделить следующие: индивидуальный фактор сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.); стиль воспитания в семье (гипери гипоопека); совместная демонстрация сцен насилия (компьютерные игры, телевидение и т.д); личностный фактор активно-избирательное отношение ребёнка, к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, а также личная способность к саморегулированию поведения; социально-культурный статус семьи; нестабильная социально-экономическая обстановка. У определённой категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Для того, чтобы снизить уровень агрессивности у младших школьников, необходимо проводить комплекс мероприятий, направленный на преодоление и профилактику агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Своевременная коррекция способствует нейтрализации агрессивных тенденций в поведении ребёнка. Цели коррекционных мероприятий: снятие мышечного напряжения у дошкольников; обучение детей навыкам бесконфликтного общения; объединение родителей с целью просвещения по вопросам воспитания. Первым шагом в работе с агрессивным ребёнком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Качественный мониторинг проводит педагог-психолог учреждения. Роль педагога очень важна! Каким же образом воспитатель может помочь справиться ребёнку с агрессивностью?! Некоторые методики педагог (воспитатель или учитель) сможет провести самостоятельно, не затратив много времени. К таким методикам можно отнести «Несуществующее животное», "Кактус". Одним из интереснейших методов выявления агрессии у детей является тест «Сказка», составленный детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребёнок и будет стараться идентифицировать себя. Цель данного теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются, но, то же время живут в нём. Большую эффективность имеют упражнения, направленные на снижения агрессивного поведения и объединение дошкольников, которые педагоги должны применять в своей работе. Идя в детский сад, каждый ребёнок должен знать, что его там любят и ждут! Утро ребёнка должно начинается с ритуала приветствия. Это обязательная улыбка педагога, лёгкое поглаживание. В каждой группе своё приветствие: в первой младшей группе педагог может встречать малышей с игрушкой, в средней с улыбкой и объятиями, а вот в старшей группе воспитатель с подружками может встретить ребёнка. Коррекционная работа с агрессивным ребёнком должна вестись параллельно с работой с родителями. Эффективно проводить: встречи с родителями, мастер-классы, различные мероприятия с совместным участием детей и родителей, привлечение к активному участию в конкурсах.
Скачать PDF

Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активной познавательной позиции как центрального психологического новообразования детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции авторов, раскрывает компоненты данного феномена: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и нравственно-волевые качества личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!