ВДОХНОВЕНИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вдохновение
творческий подъем, прилив сил.

Источник: Ильин Е. Психофизиология состояний человека

Вдохновение
словообразовательная калька греч. emponoia – вдохнуть) - 1. ощущение вселения во внутриличностное пространство высшего духовного начала, нередко так или иначе персонифицируемого («духа», «божества», «бога»). Ср. Одержимость; 2. состояние наивысшего подъема душевных сил. Синоним: Воодушевление, Творческий инсайт.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

вдохновение

психическое состояние личности, связанное с ее повышенной дееспособностью, продуктивностью деятельности, высоким уровнем подьема творческих сил, творческим волнением, переживаниями и ведущее к возникновению нового, творческого результата в материальной или духовной сфере жизни общества.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Вдохновение
состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения искусства, науки, техники. В. характеризуется повышенной общей активностью человека, необычайной продуктивностью его деятельности, сознанием легкости творчества, переживанием “одержимости” и эмоционального погружения в творчество. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ВДОХНОВЕНИЕ
состояние общего душевного подъёма, сопровождающееся хорошим настроением, желанием активно работать и интенсивно общаться с людьми. В таком состоянии обычно находятся люди в те моменты их жизни, когда им что-либо особенно хорошо удаётся, например, учёные при совершении открытий, писатели в моменты написания лучших своих произведений, актёры – тогда, когда они играют лучшие свои роли, художники – в то время, когда они рисуют лучшие свои картины.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ВДОХНОВЕНИЕ
состояние душевного подъема, сопровождающееся хорошим настроением человека, желанием много и продуктивно работать, активно и эмоционально положительно общаться с людьми. В таком состоянии многие люди обычно находятся в те или иные моменты их жизни, когда им что-то особенно хорошо удается, например, ученые – в момент совершения ими научного открытия, писатели – когда им удается создать хорошее литературное произведение, художники – когда пишут прекрасную картину, артисты – когда они удачно выступают на сцене.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Вдохновение
церковнослав. «вдыхание», ср. вдохнуть душу в кого-л.) – состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил человека, ведущие к возникновению или реализации замысла и идеи произведений науки и искусства; творческое волнение человека.
И для меня воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(А. Пушкин)
Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение (А. Куприн, Тапер).
См. картину Бенедетто Лути «Юный музыкант». Ср. воодушевление.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ВДОХНОВЕНИЕ
психическое состояние, включающее стенические эмоции, интуицию, творческое мышление и выражающее высокий уровень их продуктивности. Высший уровень В.— озарение. Точное психологическое описание поэтического
В.— в стихотворении А. С. Пушкина «Осень»:
И забываю мир — ив сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ВДОХНОВЕНИЕ
состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к появлению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. Характерно повышенной общей активностью, необычайной продуктивностью деятельности, сознанием легкости творчества, переживанием "одержимости" и эмоционального погружения в творчество. Кажущаяся несознаваемость творческого процесса - следствие максимальной сознательности самого творчества, предельной ясности сознания, своеобразного наплыва и прояснения мыслей и образов, чрезвычайной обостренности памяти, внимания, страстной воли, направленной на реализацию идеи. При всей кажущейся самопроизвольности вдохновение, как правило, - результат предварительного напряженного труда.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ВДОХНОВЕНИЕ
англ. inspiration) - резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда. В. характеризуется глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете труда, активизацией способностей, знаний и умений, высоким уровнем активности познавательных процессов (живостью впечатлений), яркостью образов памяти и воображения. С В. нередко связано рождение замысла и идеи произведения, нахождение решения неприступной проблемы, создание центральных образов художественного произведения. "В. не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде" (БелинскийВ. Г. Поли.собр. соч. - М. Л., 1953. - Т. 2. - С. 443). См. Творчество.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ВДОХНОВЕНИЕ
психосостояние специфического напряжения, экзальтации, сублимации интеллигибельно-духовных сил. креативных мультиволнений индивида. его психофизиологической одержимости, которые приводят обычно к реализации замысла-идеи в результирующих актах, связанных с созданием произведений искусства, науки, техники, культуры? В. модальноизируется обычно повышено-динамической, тотально-общей активацией человека, гиперпродуктивностью его активности-деятельности и глубинным эмотивно-чувственным, а также ментально-рефлексивным погружением в творчество-созидание; В. можно герменевтизировать и как психопереживания предельной ясности-отчетливости в актах эго-психики самого творца, специфического потока в прояснении-гиперосознанности мыслей, образов, которые он репродуцирует в том или иной автономном виде, в творческо-созидательных актах, спроецированных на реализацию замысла или идеи; в таких ситуациях-эпизодах, как правило, механизмы памяти, внимания, воображения и воли индивида интенсифицируются-обостряются и становятся активными единицами в актах психического самовыражения-самореализации индивида.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Вдохновение
состояние высокой активности и концентрации внимания, ясности сознания. Характеризуется таким же уровнем организованности поведения и деятельности, обострением наблюдательности и мышления, в значительной мере приобретающих интуитивный характер. Основу для возникновения В. создают высокая степень мотивации, увлеченность стоящими задачами, доходящая до полной поглощенности ими, творческое отношение к делу, развитые навыки самоорганизации. Важны и другие причины: впечатляющие события общественной жизни, люди, имеющие влияние, их деятельность, природа, произведения искусства, радость успеха, ожидание удачи и признания людей. Многие художественные произведения создавались под влиянием любви к близкому человеку. В. усиливается уверенностью в своих силах и возможностях. Субъективную картину В. характеризует положительный эмоциональный фон, переживания воодушевления, подъема, легкости, «одержимости». Момент В., исключительного подъема творческой мощи, сила интуиции иногда становятся столь интенсивными, что не осознаются целиком самим автором, не управляются его рассудком, и поэтому плодотворные результаты такого В. оказываются временами неожиданными для самого художника или ученого. В таких случаях некоторые из них признавали, что то или иное их произведение кажется им «выше» их возможностей или появление его они не могут объяснить сами. Такие эпизоды позволяют творческой личности познать истинную высоту и силу своих возможностей.
Литература
Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.
Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
Теплое Б. М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ВДОХНОВЕНИЕ
НАТХНЕННЕ / INSPIRATION– особое психофизиологическое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъемом и концентрацией сил человека. Основой возникновения данного состояния является очаг возбуждения в коре головного мозга (доминанта), который подавляет другие активные центры. Очаги возбуждения возникают в результате реакции человека на внешние раздражители (источники В.). При этом источники В. имеют сугубо индивидуальный характер. Субъективно В. переживается как состояние наивысшего подъема, когда познавательные и эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи, часто человек не замечает течения времени, у него могут притупляться прочие потребности. В состоянии В. часты появления инсайтов, озарений, ощущение потока. В концепции «потокового состояния» М. Чиксентмихайи состояние В. описывается следующими составляющими: «вызов ситуации» (поставленная перед собой задача должна быть достаточно трудна и требовать мастерства); сосредоточенность; ясность цели; немедленное ощущение отдачи; полное погружение в действие, не требующее специальных усилий; чувство контроля над ситуацией; исчезновение восприятия себя; остановка времени. В. возникает в процессе труда, часто (но не только) у художников, литераторов, ученых, композиторов. В. приходит вследствие напряжения духовных сил человека, глубокой сосредоточенности на предмете деятельности, активизации способностей, знаний, навыков, умений. В период В. легко рождаются новые мысли, решения, подходы, труд становится исключительно продуктивным. В структурном отношении В. включает восприятие, внимание, память, воображение, эмоции, мотивы, интуицию. В ходе эмпирического исследования состояний В. у студентов была установлена трехфакторная структура комплекса эмоций, сопровождающих В. Первый фактор составили переживания: глубокое чувство своей значимости, чувство близости ко всему, ощущение единства со всем миром, чувство своей потенциальности, наполненности идеями, планами, чувство полного вовлечения, растворения в том, что вы делаете, ощущение легкости, парения, чувство любви ко всему существующему, всей жизни, ощущение сосредоточенности, совершенной ясности цели, полного контроля над ситуацией, обостренное восприятие красоты мира, природы, чувство внутреннего спокойствия, умиротворенности. Второй фактор содержит негативные переживания: страдания, конфликты, протест. Третий фактор объединяет амбивалентные переживания: чувства возбуждения, азарта, адреналина в крови. В культуре и религии также имеются определенные представления о В. как о явлении, существующем как некая субстанция, независимо, отдельно от своего носителя, которая приходит к нему извне, как дар высших сил. Такая трактовка не может считаться научной и обусловлена редкостью и уникальностью явления В., его кратковременностью. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Мотивация студентов к процессу обучения: впуиз (вдохновение, польза, успех, интерес, внимательность)

Хабирова Т. Г.
Дано описание модели академической мотивации для тематического планирования курса обучения преподавателями вузов.
Читать PDF
0.00 байт

Мастерство и вдохновение

Рашидова Зоя Магомедовна
Читать PDF
0.00 байт

Комплекс эмоциональных переживаний, соответствующих проявлениям вдохновения

Стариков Павел Анатольевич, Порхачева Евгения Павловна, Лыкова Светлана Николаевна
Цель исследования, основные результаты которого описаны в статье, изучение структуры эмоциональных переживаний, связанных с проявлением вдохновения в творческой деятельности студентов вузов. Методика и методы.
Читать PDF
0.00 байт

«И жар вдохновенья, и творчества сила»: об Учителе с благодарной памятью и любовью

Гендина Н. И., Колкова Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Художественный образ как источник вдохновения для создания модной коллекции

Фомина Надежда Николаевна
В статье рассматриваются вопросы использования художественного образа при создании модной коллекции.
Читать PDF
0.00 байт

Источник вдохновения творческих людей

Жаксыгарина Марзия Жумашкызы, Исмамбетова Дина Арыстановна, Жаксылыкова Амина Жалгасовна
Данная статья посвящена исследованию источника вдохновения творческих личностей. В рамках исследования были проведены интервью с творческими личностями из различных сфер искусств.
Читать PDF
0.00 байт

Психофизиологические основы творческого вдохновения в образовательном процессе

Одинцов Иван Николаевич
Проанализированы факторы, влияющие на психическую подготовку учителей и учеников в образовательном процессе.
Читать PDF
0.00 байт

"без божества, без вдохновенья. . . ": языковая способность современного школьника

Лукашевич Елена Васильевна
Статья посвящена анализу современной языковой ситуации в рамках преподавания русского языка как родного.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности детского творчества и стимулирование педагогическими средствами и методами вдохновения у

Груздева М. В.
Читать PDF
0.00 байт

Философствовать с мальчиками и девочками в Латинской Америке: один пример, источник вдохновения, поз

Вальтер Омар Кохан
В статье Вальтера Кохана прослеживается краткая история философской работы с детьми в Латинской Америке. Отталкиваясь от идей Мэтью Липмана и Энн М.
Читать PDF
0.00 байт

Философия искусства: о творчестве, творческом процессе и вдохновении

Коломиец Галина Григорьевна
Искусство и наука составляют сферу творческой деятельности человека, их связывает идея творчества, творческий процесс, который есть: 1) со4бытие разверзания истины в актах сцепле4 ния логического, рационального и внелогического, и
Читать PDF
0.00 байт

Людвиг Фейербах в России: социальный философ или "вдохновенный проповедник гуманизма"?

Роцинский Станислав Борисович
Рассматривается восприятие идей Л.Фейербаха в России и их интерпретации представителями различных мировоззренческих ориентаций. Главное внимание уделено истолкованию учения немецкого мыслителя религиозным философом П.Д. Юркевичем.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Общение и искусство : творческое вдохновение

    Вдохновение - это состояние, связанное с усиленной потребностью личности художника, творца, автора в творческом самовыражении, активизирующее творческий процесс. В этом состоянии повышается энер
  • Бред вдохновения

    патологическое убеждение пациента в том, что в него вселился добрый дух, ангел, бог и которые действуют внутри его, определяют его побуждения, действия, мысли. Синоним: Бред одержимости высшими сил