ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Валидность критериальная
греч. kriterion – мерило оценки) – независимое измерение, для оценки которого разработан данный тест.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВАЛИДНОСТЬ, КРИТЕРИАЛЬНАЯ
Независимое измерение, для оценки которого данный тест разработан. См. критериально определяемая валидность.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Критериальная валидность
(criterion validity) — одна из форм валидности теста, которая зависит от корреляции показателей теста с определенными внешними критериями измеряемого атрибута.

Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002

Критериальная валидность
criterion validity). Валидность, состоящая в том, что наличие некоторого психологического критерия измерений дает возможность предсказать будущее поведение или этот критерий существенным образом связан с другим показателем.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

Валидность критериальная
комплекс характеристик, включающий прогностическую и текущую валидность методики и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемой способности. В. к. включает как комплекс связей с текущим состоянием изучаемого явления, так и вероятность и обоснованность прогноза о его состоянии в будущем.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ (ВАЛИДНОСТЬ ПО КРИТЕРИЮ)
Понимается как обоснование корреляции между результатами теста и эмпирическим критерием. На возможную валидность теста по отношению к этому критерию указывает корреляция с ним теста; чем выше коэффициент корреляции, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ
(критериально-ориентированная, критериально-связанная) валидность, определяемая по соответствию результатов тестирования некоторому, заранее заданному критерию. Например, проверяя на В.к. психологический тест, предназначенный для оценки уровня интеллектуального развития человека, мы можем предполагать, что его результаты будут коррелировать с успешностью обучения человека, которая действительно зависит от уровня интеллектуального развития человека (успешность обучения в данном случае может выступать в качестве независимого критерия оценки валидности интеллектуального теста). Если окажется, что между успешностью обучения и показателями теста действительно существует значимая корреляционная зависимость, то это позволяет заключить, что проверяемый тест обладает В.к. См. валидность, тесты интеллекта.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ
комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую методики и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемой способности. В качестве валидизации критерия выступают
независимые от результатов теста и непосредственные меры измеряемого качества, такие, как уровень достижений в какой-либо деятельности, степень развития способности, выраженность определенного свойства личности и т. д. Так, В. к. опросника
личностного для измерения социальной интроверсии может быть охарактеризована на основании сопоставления тестовой оценки с экспертными характеристиками обследуемого со стороны хорошо знающих испытуемого лиц, с результатами наблюдения за проявлением
этой особенности, с объективными сведениями о круге общения. При валидизации тестов достижений результат измерений сравнивается с мнениями педагога о знаниях учащегося в определенной области, академическими оценками, контрольными проверками
и т. д. В случае валидизации профориентационных тестов и методик тестовые оценки сравниваются как с экспертными оценками коллег и руководителей, так и с объективными показателями достижений в профессиональной сфере.
В. к. включает как комплекс связей с текущим состоянием изучаемого явления, так и вероятность и обоснованность прогноза о его состоянии в будущем. Здесь в рамках В. к. различаются валидности текущая (диагностическая, конкурентная) и прогностическая.
В случае характеристики текущей В. к. изучение корреляции результатов теста с независимыми критериями проводятся параллельно с измерением. Таким образом, показатели текущей В. к. указывают на степень репрезентации характеристик изучаемого
психического явления в результате теста. Предсказательная В. к. может отражать как соответствие прогноза, сделанного на основании данных теста, с реальным состоянием измеряемого качества спустя некоторое время, так и временной интервал, в
котором результат теста является валидным.
Валидизация по какому-либо критерию эффективно осуществляется методом контрастных групп. При этом, как правило, используется сложный критерий, в котором отражено комплексное влияние различных факторов. Напр., при характеристике В. к. теста интеллекта
показатели умственно отсталых детей могут быть сопоставлены с показателями нормальных школьников того же возраста. Множество факторов, обусловивших помещение ребенка в специальное учреждение для детей с глубокой умственной отсталостью, составляет
критерий валидизации. Аналогично В. к. личностного опросника, предназначенного для выявления «уровня невротизации», характеризуется на основе сравнения его результатов у пациентов, страдающих неврозами, и практически здоровых людей. Такой
критерий в силу его обобщенности и интегративности приближает В. к. к области валидности конструктурной.
Более эффективным с т. з. практической направленности валидизации теста (т. е. его адекватности как средства диагноза и прогноза реальной деятельности) является соотнесение результатов с критериальными мерами определенных существенных элементов
изучаемой деятельности или способности. Так, напр., тест для определения профессиональных способностей конторского служащего может включать анализ грамотности письма, счетных способностей, комбинаторного мышления, навыков делового общения
и т. д. Валидность такого сложного по составу теста, состоящего из разных групп заданий, может определяться, как показано выше, критерием «успешности трудовой деятельности». Однако более точным и правильным будет соотнесение с ее элементами
перечисленными выше по отдельности. Информация о текущей или прогностической валидности по такому элементному критерию носит название синтетической валидности. Процесс такой валидизации складывается из детального анализа тестируемой деятельности
для выявления ее существенных составных элементов, определения степени важности проверки удельного веса отдельных качеств; определения связи с критериями по каждому из выделенных элементов деятельности, определения валидности теста путем «синтеза
весов» отдельных элементов в реальной деятельности и в тесте (см. ВАЛИДНОСТИ КОЭФФИЦИЕНТЫ).
Валидизация теста может осуществляться на основе критерия, отражающего событие или состояние качества в прошлом (ретроспективная валидизация). Сведения такого рода, как правило, являются дополнительными и применяются в случаях невозможности валидизировать
тест по текущему или перспективному критерию.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.56 мб

Критериальная валидность опросника «Учебная активность младших школьников»

Краснов Алексей Витальевич
Статья представляет собой описание результатов проверки опросника «Учебная активность младших школьников», разработанного А.В. Красновым, на текущую критериальную валидность.
Читать PDF
427.19 кб

Современные критериальные системы валидности качественных исследований в психологии

Мельникова Ольга Тимофеевна, Хорошилов Дмитрий Александрович
Анализируются современные наиболее обсуждаемые критериальные системы валидности качественного исследования: реалистическая, конструкционистская, критическая, эстетическая, радикальная.
Читать PDF
298.35 кб

Дистанционная оценка управленческого потенциала: исследование критериальной и инкрементной валидност

Попов Алексей Юрьевич, Лурье Евгений Валентинович
В статье рассматриваются проблемы критериальной валидности дистанционных инструментов оценки, их отношение к диагностике и прогнозу управленческих компетенций и бизнес-результатам.

Похожие термины:

  • ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА КРИТЕРИАЛЬНАЯ

    характеристика теста, отражающая показатель соответствия диагноза и прогноза теста определенным внешним критериям, характеризующим объект измерения.