УС Усвоение понятий и развитие

УСВОЕНИЕ

Найдено 3 определения термина УСВОЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

УСВОЕНИЕ

основной путь обретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения он овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения. Усвоению подлежат все содержательные компоненты поведения и побудительно-мотивационные, и операциональные (-> мотивация; операция).

Усвоение значений предметов материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержень воспитания - усвоение нравственных норм поведения.

Усвоение предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия - в виде образца, орудий, плана выполнения и пр. Эти условия могут задаваться и неявно - например, включаться в поведение других людей.

Условия, от коих зависит эффективность усвоения - его качество, прочность и скорость - таковы:

1) полнота ориентировочной основы действия, подлежащего формированию;

2) предметное, логическое и психологическое разнообразие типов материала, включающего усваиваемое содержание;

3) мера управления процессом формирования действия.

Выполнение этих условий наряду с усвоением нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов усвоения - новых действий, понятий и форм поведения - сильно зависит от их места в структуре значимых для человека видов деятельности.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Усвоение

основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У. подлежат все содержательные компоненты человеческого поведения — и побудительно-мотивационные, и операциональные. У. значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является У. нравственных норм поведения. У. предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле этого слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия (в виде образца, орудий, плана выполнения и т. п.)- Эти условия могут задаваться и неявным образом (например, включаться в поведение других людей). Эффективность У. — его качество, прочность и скорость — зависит от полноты ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирования действия. Реализация этих моментов наряду с У. нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов У. — новых действий, понятий и форм поведения — во многом зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта У. видов деятельности. А.И.Подольский

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Усвоение

включение во внутриличностную область новых знаний, умений, жизненного опыта их ьдругих, внешниъ источноков..

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено книг по теме — 10

Найдено научных статей по теме — 12

Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этичес

Севостьянова Елена Олеговна
Цель: формирование мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий. Методы проведения работы: теоретический анализ и моделирование, тестирование, анкетирование, эксперимент, статистическая обработка полученных результатов (t критерий Стьюдента). Результаты: Разработана процессуально-содержательная развивающая программа «Страна Добра», способствующая формированию у старших дошкольников мотивационной направленности на усвоение этических понятий. Предложенная технология в ходе экспертной оценки и по результатам апробации доказала свою теоретико-методологическую обоснованность и эффективность, может быть использована в ДОУ для детей в возрасте 6-7 лет. Область применения результатов: Авторская программа, построенная на специальной технологии, позволит практикам обучать детей мотивационной направленности, моральному выбору, позитивному применению этических понятий в жизненных ситуациях.
Скачать PDF

Функциональные асимметрии человека и психолого-педагогические особенности усвоения математической ин

Попов Николай Иванович, Токтарова Вера Ивановна
Фундаментальные различия между левои правополушарной стратегиями переработки информации имеют непосредственное отношение к формированию различных психолого-педагогических особенностей студентов при изучении математики.
Скачать PDF

Изучение продуктивности усвоения иностранного языка в разных возрастных группах

Кудинова Наталья Викторовна
В работе с практической точки зрения изучается степень влияния возрастного фактора на усвоение иностранного языка. На основе психологических исследований выделяются специфические особенности трех возрастных групп учащихся (старшей подростковой, юношеской и взрослой) и анализируется их влияние на успешность в изучении иностранного языка.
Скачать PDF

Особенности усвоения и переработки информации личностью, находящейся в суггестивно измененном состоя

Алтунин Алексей Валерьевич, Жиляев Андрей Геннадьевич
Информационное взаимодействие между личностью и средой находится в центре внимания теоретической и практической психологии. Это взаимодействие на любом своем этапе может включать в себя измененные состояния сознания. Одной из моделей таких изменений является суггестивное изменение. Цель работы изучить особенности усвоения и переработки информации личностью, находящейся в суггестивно измененном состоянии сознания. Результаты работы свидетельствуют о том, что в гипносуггестивно моделированном измененном состоянии сознания происходит изменение информационной картины мира, отражающейся в системе представлений личности об эмоционально узнаваемых переживаниях.
Скачать PDF

Влияние эмоциональной сферы спортсменов на качество усвоения учебного материала. Оптимизация процесс

Воробец Т. В., Агафонова Т.С.
Ведущими компонентами воздействия эмоций на выполняемую человеком деятельность являются не эмоциональные реакции и состояния, а эмоциональные отношения к явлениям действительности. В статье показан спектр психофизиологических сложностей, отражающихся на качестве усвоения знаний учебного процесса. Даются психофизиологические показатели неготовности спортсмена к усвоению материала. Рассматриваются стили взаимоотношений с тренером. Сраниваются экспериментальные показатели темпераментальных особенностей; психоэмоциональной сферы, тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности спортсменов.
Скачать PDF

Эффективная организация усвоения знаний в процессе обучающего тренинга публичного выступления

Ассоров Д. С., Ахмадиева Л. Р.
В статье на основе эмпирического исследования описываются условия, влияющие на количество усвоенных в процессе обучающего тренинга знаний. Процесс усвоения знаний изучается на материале темы «Публичное выступление». Сравнивается усвоение теоретического материала по данной теме в процессе тренинговых и лекционных занятий, исследуются такие условия организации тренинга, как характер обратной связи, просмотр видеозаписи собственного выступления и выступлений других людей, время предъявления видеозаписи собственного выступления, стимуляция активности участников. Анализируется усвоение знаний при использовании двух видов оценочной обратной связи, при наличии и отсутствии стимуляции активности участников и просмотра видеозаписей публичных выступлений других людей, при различном времени предъявления видеозаписи собственного выступления, при индивидуальном и групповом просмотре собственного публичного выступления.
Скачать PDF

Исследование способности к усвоению искусственных языков у программистов

Орел Екатерина Алексеевна
Профессиональная деятельность программиста предполагает работу с большим количеством искусственных языков. Часто перед профессионалами стоит задача в короткие сроки освоить новую программную среду, что требует от них высокого уровня развития вербального интеллекта. Этот факт подтверждается многими исследованиями. В настоящей работе мы исследуем динамику усвоения искусственных языков программистами, по сравнению с представителями другой профессиональной группы и обычными пользователями компьютера. Нам удалось показать, что процесс усвоения искусственных языков у программистов протекает особым образом и содержит стилевые особенности, определяемые требованиями профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Двусистемная символьная вычислительная модель усвоения искусственной грамматики

Иванчей И.И., Андриянова Н.В.
Работа посвящена моделированию когнитивных процессов человека. Представлена вычислительная модель усвоения искусственной грамматики - задачи, позволяющей изучать процесс усвоения человеком статистических закономерностей в окружающей среде. В литературе описано большое количество экспериментов, демонстрирующих, что в обработке информации человеком участвует несколько когнитивных систем. Представленная модель описывает возможные механизмы работы этих систем и принципы их взаимодействия в разных условиях выполнения задачи. Результаты моделирования сравниваются с результатами экспериментов с людьми, представленными в литературе и полученными авторами работы. Модель достаточно хорошо согласуется с данными экспериментов. Описаны успешные и неуспешные аспекты работы модели, обсуждаются их причины. В отличие от большинства современных двусистемных моделей, представленная модель с теоретической точки зрения является символьной, т.е. не содержит нейросетевых компонентов. Описываются достоинства двусистемных когнитивных моделей, а также обсуждаются символьные и коннекционистские (нейросетевые) подходы к моделированию когнитивных процессов. Результаты работы могут быть применены для построения и проверки теоретических моделей в психологии, а также для разработки когнитивных архитектур, основанных на принципах обработки информации человеком
Скачать PDF

Психологические факторы усвоения студентами учебной информации в зависимости от типа мультимедийной

Костромина Светлана Николаевна, Гнедых Дарья Сергеевна
В статье отражены результаты исследования психологических факторов усвоения студентами учебного материала в процессе электронного обучения. Был проведен анализ влияния формы предъявления визуальной информации (текст, схема, комикс) на качество усвоения учебного материала у студентов при использовании электронных средств обучения. Установлено, что каждый тип электронной визуализации учебной информации имеет свою дидактическую спецификацию без ярко выраженных общих преимуществ (более приемлем либо для анализа, либо для синтеза, либо лучше способствует дальнейшему применению материала). Студенты были разделены на три группы, в каждой из которых последовательно на трех занятиях проводились лекции с предъявлением на экране информации в виде текста, схемы или комикса. Для выявления уровня и качества усвоения учебной информации студенты выполняли контрольные работы после каждой пройденной темы. Для выявления психологических факторов усвоения учебной информации применялись психодиагностические методики. По окончанию эксперимента было выделено три группы студентов с высоким, средним и низким уровнем усвоения учебной информации по результатам проверочных работ (разработанных на основе таксономии Блума) по каждой форме визуализации учебного материала (текст, схема и комикс). В дальнейшем проведен факторный и регрессионный анализ всех психологических методик для групп учащихся с высоким и низким уровнем усвоения. Определены психологические особенности студентов, которые способствуют или препятствуют усвоению визуальных учебных материалов в e-learning.
Скачать PDF

Формирование сенсомоторных механизмов продукции слога на начальном этапе усвоения чтения

Корнев Александр Николаевич, Столярова Эльвира Ивановна, Гальперина Елизавета Иосифовна, Гийемар Диана Михайловна
Когнитивные механизмы формирования навыка чтения у детей изучены недостаточно. Применительно к русской письменности вопрос не изучен совсем. В связи с особенностями русской письменности центральное положение в развитии навыка чтения занимает слогообразование. В статье представлены результаты лонгитюдного исследования фонетических и временных характеристик слогообразования у детей первого класса на начальном этапе освоения чтения. Рабочей гипотезой исследования является предположение о существовании нескольких индивидуально-типологических стратегий овладения навыком чтения. В эксперименте участвовали 40 детей из общеобразовательной школы, которые еще не овладели к началу 1 класса навыком чтения целыми словами. Исследование проводилось индивидуально и состояло из двух типов заданий: I чтение стимулов (букв, слогов, слов, квазислов) и II повторение аналогичных звуковых стимулов. Фонограммы анализировались посредством компьютерных программ PRAAT 5.2.16, Gold Wave и авторской компьютерной программы. Оценивались временные и фонетические характеристики чтения букв и слогов (СГ, ГС), подсчитывался индекс симультанности распознавания слога детьми. Выявлены статистически значимые различия в основных фонетических и временных характеристиках между результатами в начале 1 класса (Э1) и через 3 месяца (Э2). Обнаружены индивидуальные качественные и количественные различия в динамике изменений изучаемых параметров. Показано, что в ходе становления навыков чтения происходит переход от параллельных процессов распознавания графического слога к последовательным процессам распознавания графического и синтеза фонетического слога. Обсуждаются вариативность стратегий распознавания и синтеза слогов у детей, а также индивидуальные стратегии.
Скачать PDF

Особенности усвоения и переработки информации в различные периоды развития личности ребенка и постро

Жиляев А.Г.
Скачать PDF

ПСИХИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПСИХИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСВОЕНИЯ

Решетова Зоя Алексеевна
Статья посвящена значению проблемы механизмов усвоения для понимания природы психики человека. Усвоение рассматривается как особая деятельность, играющая определенную роль при формировании психики человека в конкретной культурно-исторической обстановке и опосредствованная деятельностью ее формирующей. В работе отражено авторское понимание значения идей, развиваемых психологической теорией деятельности, для установления законов становления и развития психики человека. Дается трактовка диалектических связей мозговых процессов, психики и предметной деятельности, их порождающих. С позиций деятельностной теории вскрываются причины психологических затруднений учащихся и низкой результативности процесса обучения при господстве репродуктивного метода или использования метода проб и ошибок. Предлагается новое понимание известных дидактических принципов научности, доступности, предметности, связи обучения с жизнью и других. Показаны возможности психологической теории применительно к организации и управлению учебной деятельностью учащегося, повышению активности и сознательности учения, обеспечению роста ее внутренней мотивации. Особое внимание в работе уделено проблеме развития интеллектуальных и творческих возможностей. Автор отстаивает позицию, согласно которой творческие возможности учащегося связанны со способом его обучения. При этом разработчики и педагоги должны приложить усилия для формирования у них системной ориентировки в предмете, прежде всего, в овладении методом системного анализа. Будучи усвоенным, метод системного анализа превращается в общее интеллектуально-развивающее орудие, посредством которого организуется деятельность по решению любых учебных задач с разным содержанием и типом сложности. В обобщающей части работы делается заключение о том, что организация процесса усвоения учащихся как деятельности в ее социальной, сознательно-преобразовательной и смыслообразующей структурах, объяснение им условий его осуществления и значения для формирования их сознания и организации жизни открывают им возможности к самодвижению к вершине человеческого развития становлению развивающейся личности.
Скачать PDF