УСВОЕНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Усвоение
включение во внутриличностную область новых знаний, умений, жизненного опыта их ьдругих, внешниъ источноков..

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

УСВОЕНИЕ
форма познания, имеющая три произвольных или непроизвольных этапа: понимание, запоминание, возможность практического использования.
При внушении У. непроизвольно.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

УСВОЕНИЕ
процесс воспроизведения индивидом исторически-сформированных, общественно-выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс превращения их в формы индивидуальной субъективной деятельности (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов)

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

УСВОЕНИЕ
1. Приобретение человеком психологических свойств или форм поведения. 2. Превращение чего-либо, не свойственного человеку, в присущее ему. С У., в частности, связано развитие способностей человека, приобретение им новых личностных свойств, знаний, умений и навыков.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

УСВОЕНИЕ
основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта; познавательная деятельность, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками. Процесс У. является психологической стороной учения, показывающей как педагогические воздействия отражаются в сознании учащихся в их учебной и практической деятельности и в какой мере учение служит целям всестороннего развития учащихся и выработке у них научного мировоззрения. У. – форма познания, имеющая три произвольных и непроизвольных этапа: понимание, запоминание, возможность практического использования (при внушении У. непроизвольно).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Усвоение
основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У. подлежат все содержательные компоненты человеческого поведения — и побудительно-мотивационные, и операциональные. У. значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является У. нравственных норм поведения. У. предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле этого слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия (в виде образца, орудий, плана выполнения и т. п.)- Эти условия могут задаваться и неявным образом (например, включаться в поведение других людей). Эффективность У. — его качество, прочность и скорость — зависит от полноты ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирования действия. Реализация этих моментов наряду с У. нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов У. — новых действий, понятий и форм поведения — во многом зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта У. видов деятельности. А.И.Подольский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

УСВОЕНИЕ
это процесс репродукции-воссоздания субъектом историческо-онтологическо культурологическо-социалыю-индивидуального опыта, модусов-приемов поведения, знаний, способностей, навыков, умений, действий и их реинкарнаций-тектонизаций-ретектонизаций в матрицы-формы индивидуально-праксиологической деятельности-активности; укажем-отметим, что процессы, связанные с У. эволюционизируются с момента рождения индивида человеческого рода и уже дифференциально-индивидуально инкарнируются-проявляются в течение всей жизни субъекта, являясь т.о. базисом-фундаментом эволюции его психики, поведенческих индексов-эталонов, его нейропсихофизиологических феноменов; в макромодель-структуру У., в зависимости от научно-эмпирическо-исследовательско-практических задач, включаются такие радикально-базальные элементы: предметы искусства-науки-культуры, кот. воплощают-инкарнируют знания-умения-навыки-способности-таланты-приемы-способы, связанные с людьми, как феномены содержательно-индивидуально-апостериорного порядка У.; модусы-приемы знания этих предметов-вещей-объектов-феноменов, кот. конгруэнтны-изоморфны уже определенно-индивидуально-эмпирической форме их У.; праксиологическо-эмпирическо-гностическая активность субъекта, кот. эквивалентна-сообразна деятельности-активности, инкарнированной-проявленной в предметах-объектах культуры-искусства-науки, в профессионально-производственно-трудовой сфере, с подключением когнитивных субмоделей, способностей-навыков-умений-приемов-методик разработок, кот. характеризуют-модальноизируют эволюционно-индивидуальные уровни психоэволюции субъекта, явл. предпосылкой самого У.; в научно-психологическо-исследовательских целях можно интерпретировать-моделировать-исследовать такие специфическо-базальные матрицы У.: ролеигровая, учебно-теоретическая, учебно-праксиологическая, профессионально-трудовая, индивидуально-коммуникативная, интеграционно-интеркоммуникативная, дифференциальные социально-онтологические мультиматрицы У.; аргументируем-резюмируем, что различные социально-онтологическо-индивидуальные формы У. конституируют-формируют у субъектов эффективность, произвольность психических функций, психических процессов, способность к рационально-эмпирическим действиям с умственно-интеллектуальными задачами, а также базисно-фундаментальные основы теоретическо-праксиологическо-апостериорного мышления, особенно на стадиях фазах подростково-школьного возраста.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

УСВОЕНИЕ
ЗАСВАЕННЕ / ASSIMILATION (LEARNING)– результат различных действий человека, когда что-либо из огромного мира информации становится для него своим, т. е. «присвоенным», «освоенным». Изначально это процесс и механизм формирования собственного индивидуального опыта человека через присвоение социокультурного общественно- исторического опыта (совокупности знаний, значений), обобщенных способов действий (умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения. Такое У. осуществляется на протяжении всей жизни человека в результате наблюдения, обобщения, принятия решений и собственных действий и протекает стихийно и в специальных условиях образования. С другой стороны, это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение, воспроизведение и применение усвоенного материала в новых ситуациях решения практических и теоретических задач. В теории учебной деятельности У. понимается как «основная цель и главный результат деятельности» (В. В. Давыдов), «центральная часть процесса обучения» (С. Л. Рубинштейн). У.– это сложный многоступенчатый процесс, имеющий фазы (стадии): ознакомление с материалом, его осмысление, сохранение и применение. Стадии характеризуются взаимообусловленностью, и каждая из них определяет конечный результат усвоения. (И. И. Ильясов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская ). Дж. Брунеррассматривал У. как три одновременно протекающих процесса: получение новой информации, ее преобразование (трансформация) и приспособление к решению задач, проверка и контроль. Основными характеристиками У. являются легкость актуализации, прочность, полнота и системность знаний, управляемость, личностная обусловленность и зависимость характера усвоения от разных возрастных периодов обучающихся.
Усвоение знаний / Засваенне ведаў / Assimilation of knowledges (learning knowledge)– процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач. Знания представляют собой проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности и адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков. В результате познавательной активности человека в повседневном опыте формируется обыденное знание, вбирающее в себя донаучные и житейские знания. Донаучные знания есть часть картины мира, житейские касаются отражения главным образом внешних сторон и связей с окружающей действительностью, основываются на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Научное знание представляет собой систематизированное обобщенное знание, которое складывается на основе эмпирического (опытного) и теоретического отражения мира и закономерностей его развития. Они передаются в процессе организованного целенаправленного обучения и характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки. Могут расходиться и даже противоречить житейским представлениям и понятиям в силу ограниченности или односторонности опыта, на который последние опираются. Научные знания существуют в различных формах: понятие, суждение, умозаключение, доказательство, объяснение, гипотеза, теория. Процесс У. знаний проходит в непроизвольной и произвольной формах. У. знаний– сложный процесс, который может идти верно и неверно. Неверное формирование научных понятий называется генерализацией, когда по причине наличия определенного житейского опыта человека, его имеющихся донаучных понятий в ранг существенных возводятся несущественные, но яркие признаки, непосредственно воспринимаемые или представляемые человеком, которые не позволяют осмысленно вычленить смыслообразующие связи.
Усвоение умений и навыков / Засваенне ўменняў і навыкаў / Assimilation of com petences and skills (learning of competences and skills)– У. системы знаний учащимися сопровождается овладением ими определенными умениями и навыками. Знания определяют соответствующие умения и навыки, указывают, как следует их выполнять. У. умений и навыков проходит этапы установления (ознакомление с приемами выполнения действий и овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения) и стандартизации (сочетание и объединение элементарных движений в единое действие, овладение произвольным регулированием характера действия). У. умений и навыков может идти разными темпами: сначала формирование навыка идет быстро, а затем все более замедляется, приближаясь к некоторому предельному уровню скорости и числа ошибок; сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее. Существенную роль в У. умений и навыков играют индивидуальные различия, мотивация, способы обучения. О. Г. Ксенда

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этичес

Севостьянова Елена Олеговна
Цель: формирование мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий.
Читать PDF
0.00 байт

Компоненты структуры субъективного опыта и их влияние на усвоение понятий психологии студентами педа

Калинкина Ирэна Владимировна
В статье рассматривается проблема усвоения психологических понятий студентами педагогического вуза в процессе изучения ими курса психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Об эпистемной интерпретации некоторых взглядов на восхождение к познанию по Аристотелю и усвоение зн

Никитина Ольга Александровна
Целью статьи является интерпретация при помощи эпистемного подхода некоторых взглядов Аристотеля на восхождение от чувственного восприятия к познанию, включая понятия опыта, искусства, науки и т. д.
Читать PDF
0.00 байт

Коммуникационный аспект воздейстаия на усвоение подростком гигиенических навыков

Копытов А. А., Гонтарев С. Н., Чернигов И. М., Пащенко Л. Б.
Несмотря на интенсивно проводимую профилактическую работу, на всех социальных уровнях, отсутствие динамики улучшения стоматологического здоровья населения России приводит к мысли о необходимости более широкого осмысления проблемы.
Читать PDF
0.00 байт

Усвоение ритма ав-ревербератором

Бакусов Л. М., Насыров Р. В.
В работе [1] предложена схема АВ-ревербератора, включающего следующие отделы ССС: левый желудочек, дуга аорты, грудная аорта, брюшная аорта, подвздошные артерии, подвздошные вены, нижняя вена, верхняя полая вена, правое предсердие
Читать PDF
0.00 байт

Усвоение ритма световых мельканий и результативность интеллектуальной деятельности

Коробейникова И.И., Каратыгин Н.А., Венерина Я.А., Бирюкова Е.В.
У испытуемых (n=48; мужчины 19-21 года) исследовали спектрограмму ЭЭГ затылочных областей коры головного мозга при проведении функциональной пробы со светостимуляций частотой в 5, 10, 15 и 20 Гц, а также и при целенаправленной дея
Читать PDF
0.00 байт

Усвоение детьми цветовой картины мира как элемента историко-культурного наследия

Любимова Н. И.
Статья посвящена проблеме обогащения речи детей начальных классов колоративами. Цветовая картина мира этнически обусловлена, способствует обретению исторически накопленного лексического богатства.
Читать PDF
0.00 байт

Учет психологических факторов, влияющих на усвоение знаний по иностранному языку при инновационном о

Коробейникова Елена Валерьевна, Аулова Ольга Владимировна
Инновационное обучение студентов-медиков представляет собой многомерное явление в области образования. Его главная направленность заключается в качественном обновлении педагогической деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Теоретическое обоснование проблемы влияния несформированности интонационной стороны речи на усвоение

Репина Зоя Алексеевна, Ларина Елена Анатольевна, Седова Анна Михайловна
в статье раскрываются теоретические основы проблемы формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Читать PDF
0.00 байт

Усвоение междисциплинарных связей лингвистических, методических и логопедических курсов в процессе п

Коробкова Оксана Федоровна
Читать PDF
0.00 байт

Усвоение текстообразующей функции словосочетания младшими школьниками с задержкой психического разви

Тушева Е. С.
В статье раскрываются возможности усвоения текстообразующей функции словосочетания младшими школьниками с задержкой психического развития.
Читать PDF
0.00 байт

Учебно-познавательная ситуация, ориентированная на понимающее усвоение математики: сущность и специф

Дронова Екатерина Николаевна
Учебно-познавательная ситуация рассматривается автором как средство организации понимающего усвоения математики учащимися.

Похожие термины:

  • Усвоение понятий и развитие

    conceptual learning and development) Понятия состоит из организованной информ. субъекта об одном или более предметах - объектах, событиях, идеях, процессах или отношениях, - к-рая позволяет ему отличать конкретный
  • ПОНЯТИЯ, УСВОЕНИЕ

    обозначение процесса усвоения ранее неизвестного понятия.
  • ПРАВИЛА, УСВОЕНИЕ

    См. усвоение правила.
  • Усвоение речи

    понимание идей, а также способность формулировать их по-разному во время каждой репетиции.
  • УСВОЕНИЕ РОЛЕЙ

    Процесс, проходящий в рамках группового развития, когда участники группы принимают каждый свою роль.
  • ТВОРЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЙ

    оно достигается в обучении с помощью создания проблемных ситуаций и обеспечения возможностей «открытия» учеником усваиваемых знаний. Обеспечение возможностей творческого усвоения не требует в
  • Аппарат усвоения языка

    согласно Хомскому, механизм, который отвечает за развитие языка у детей.
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА

    Первоначально п. Хомский предполагал, что это данный от рождения механизм, который действует на лингвистическом входе, разрабатывая репрезентативную грамматику, вид "языкового органа". В представ
  • Оценка ощущения усвоения

    Оценка человеком того, насколько хорошо материал им усвоен. Производится после процесса изучения.
  • ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

    создание нового уровня компенсаторных психофизиологических процессов человека, при котором перегрузка информацией в объемах, превышающих психологически допустимые пределы ее усвоения, не веде