Управление транспортом под воздействием психоактивных веществ

Найдено 1 определение
Управление транспортом под воздействием психоактивных веществ
сопряжено с риском травматизма из-за нарушения у водителя психических и физических функций, важных для вождения.
Наиболее изучено влияние алкоголя на способность вождения ввиду большой распространенности его употребления и высокой частоты аварий в связи с алкогольным опьянением. Алкоголь значительно нарушает почти все функции, необходимые для безопасного вождения, начиная от скорости реакции на изменение ситуации и функциональной координации между глазами и руками и кончая выполнением нескольких операций одновременно. Особенно чувствительной к воздействию алкоголя является задача разделения внимания (например, одновременное слежение за бегущим навстречу полотном дороги и сменой дорожных указателей и сигналов). Нарушения функций вождения становятся особенно заметными при превышении концентрации алкоголя в крови, равной 0,02%.
Исследований, изучавших влияние на вождение других психоактивных веществ, существенно меньше, но имеются данные по ряду веществ, позволяющие сделать сравнительную оценку.
Высокую опасность представляет собой управление транспортом под воздействием кокаина, который влияет и на восприятие, и на мышление, и на настроение. Особенно важным является его влияние на зрение. Кокаин может вызвать повышенную чувствительность к свету и обусловить «гало» вокруг ярких объектов, а также затруднения в фокусировке взгляда. Потребители кокаина часто сообщают о расплывчатости видения и возникающих трудностях при сильном освещении, о зрительных галлюцинациях, особенно в виде «снежных отсветов»: слабых вспышек или движений света на периферии поля зрения, которые побуждают водителя сворачивать в сторону. Некоторые потребители сообщали о слуховых (например, звон колоколов) или обонятельных (запах дыма или бензина) галлюцинациях.
Многие потребители утверждают, что кокаин и амфетамины улучшают их способность вождения, что неудивительно, поскольку эти наркотики вызывают эйфорию и чувство подъема умственных и физических сил. Однако такие самооценки нужно принимать критически, поскольку эти эффекты кратковременны и часто сменяются усталостью и расслабленностью.
Кокаин и амфетамины, кроме того, могут повысить раздражительность, возбудимость и готовность к реакции испуга. Потребители сообщали, что внезапные звуки, такие как гудки или сирены, вызывают у них порой резкую тревогу, сочетающуюся с быстрой реакцией поворота руля или нажатия на тормоза, даже когда источник звука не находился в непосредственной близости от их автомобиля.
Другие возможные реакции на кокаин, такие как подозрительность, недоверие, ложные суждения, побуждают потребителей спасаться бегством на автомобиле или ехать в обход. Сообщалось также о недостатке внимания и пренебрежении к происходящим изменениям в дорожных сигналах.
Препараты каннабиса, как показали эксперименты, тоже нарушают способности, важные для вождения. Значительно искажаются восприятие и внимание, нарушаются и другие функции, существенные для слежения за дорогой. Испытания на водительских тренажерах показали, что самые значимые дефекты, вызванные каннабисом, возникают в восприятии, оценке и ответной реакции на потенциально опасные ситуации. В сочетании с алкоголем, седативными средствами и другими препаратами отрицательное воздействие каннабиса на мышление, поведение и мышечный контроль усиливается.
Транквилизаторы и барбитураты снижают скорость реакции водителя; особенно опасны в сочетании с алкоголем, такая смесь значительно повышает риск несчастных случаев при вождении. Особенно сильным бывает воздействие смеси алкоголя и диазепама.
Опиаты могут заметно влиять на скорость реакции. Потребители героина склонны также к употреблению в больших дозах других психоактивных веществ, таких как алкоголь, седативные и снотворные препараты, опасных сами по себе, когда речь идет о вождении автомобиля.

Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.