УНИЧТОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

УНИЧТОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
characteras-sassination) Термин использован Leslie Faiber (1966) для того, чтобы описать неправильное применение психоаналитической теории в целях уничижения человека и искажения мотивов его поведения. Это достигается или
а) истолкованием поведения с точки зрения ИНФАНТИЛЬНЫХ мотивов без учета их модификации вследствие СУБЛИМАЦИИ, воспитания, жизненного опыта и т.д., или
б) определением черт характера в категориях тех психиатрических состояний, которые выставят их в карикатурном виде.
Первый прием, как правило, заключается в толковании вызывающего зависть поведения (см. ЗАВИСТЬ) как ЗАЩИТЫ. Т.е. проявляя недоверие к жертве и, считая, что путем создания зашиты, она овладела примитивным ИМПУЛЬСОМ, Эго дает возможность объяснять доброту, деликатность и мягкость, как ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ против САДИЗМА, а продуктивность, опрятность и чистоплотность - как формирование реакции против анальности (см. АНАЛЬНЫЙ). Второй прием дает возможность определить все упомянутые качества как навязчивости (см. НАВЯЗЧИВОСТЬ): назвать воодушевление и жизнеспособность МАНИАКАЛЬНОСТЬЮ, способность к объективности и независимости ШИЗОИДНОСТЬЮ, наблюдательность - ПАРАНОИДНОСТЬЮ, спонтанность и эмоциональность - ИСТЕРИЧНОСТЬЮ. Хотя, мотивами, лежащими в основе этих психоаналитических извращений, являются зависть, ненависть и злоба, они стали возможными потому, что при всех претензиях психоанализа быть универсальной психологией, способной объяснить все особенности человеческой природы, его данные взяты из патологии. В результате этого противоречия, те понятия и системы классификации, которые являются достоянием врачебных кабинетов, слишком легко применяются вне их стен, не претерпевая изменений. Трудности в избегании уничтожения личности отчетливо показаны в психоаналитических исследованиях художников и исторических личностей, например, в исследовании Вильсона, сделанного Freud and Bullitt (1967). См. ПАТОБИОГРАФИЯ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Уничтожение личности
в психоанализе – термин L.Farber (1966), используемый для того, чтобы описать неправильное употребление психоаналитической теории с целью уничижения человека и искажения мотивов его поведения. Это достигается по-разному: а) истолкованием поведения с точки зрения инфантильных мотивов без учета их модификации вследствие воспитания, жизненного опыта, сублимации и др.; б) определением черт характера в категориях тех психиатрических состояний, которые выставляют их в карикатурном, гротескном виде. Первый прием дает возможность объяснять доброту, деликатность и мягкость как формирование реакции против садизма, а продуктивность, опрятность и чистоплотность – против анальности. Второй прием дает возможность определять все названные качества как навязчивости, называть воодушевление и жизнеспособность маниакальностью, способность к объективности и независимости – шизоидностью, наблюдательность – параноидностью, а спонтанность и эмоциональность – истеричностью. Мотивы этих «психоаналитических извращений» автор термина усматривает в зависти, ненависти и злобе, которые стали возможными потому, что при всех претензиях к психоаналитической теории быть универсальной психологией, способной объяснить все особенности человеческого существа, основным источником фактов для которой являются некоторые данные психопатологии. В результате этого противоречия те понятия и системы классификации, которые стали достоянием врачебных кабинетов, слишком легко и не всегда адекватно применяются вне их стен, не претерпевая при этом существенных изменений. На самом деле подлинная и основанная на изучении реальных клинических фактов всеми доступными ныне научными методами психопатология, независимо от того, как она воспринимается дилетантами, отнюдь не является уничтожением личности, напротив, именно она дает реальную возможность если не понять, то хотя бы почувствовать всю грандиозную сложность и даже величие человеческой личности, а также то, что с нею происходит в результате психического расстройства. Что касается психоанализа, в нем изначально, согласно А.Маслоу, заложена тенденция к уничтожению личности, поскольку он (имеется в виде классический психоанализ), как и бихевиоризм, оставляет без внимания именно человеческие качества, то есть то, ради чего, собственно, и существует психология, представляя эти качества в виде некоего арифметического компромисса между потребностями организма, инстинктов, с одной стороны, и объект-представлениями, с другой, в котором лишь до известной степени отражены нужды и требования общества, существующие в личности как бы на вторых ролях.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012