Психическая травма это что такое Психическая травма: определение — Психология.НЭС
Травма производственная Травма психологическая

ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ

Найдено 13 определений термина ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ

разнообразные повреждения психики, нарушающие ее нормальное состояние, порождающие психический дискомфорт и выступающие в качестве причины появления неврозов и иных заболеваний. Причины и симптомы психонервных заболеваний, образующиеся как остатки, осадки и следы аффективных переживаний, мощно воздействующих на психику на деятельность психики и поведение личности.

Согласно З. Фрейду, являет собой переживание, приводящее за короткое время к такому сильному увеличению раздражения, что освобождение от него или его нормальная переработка не удается, отчего могут наступить длительные нарушения в расходовании энергии. Происхождение травмы объясняется преимущественно как следствие психического конфликта, порожденного столкновением двух сил - слишком разросшегося либидо и слишком строгого отрицания сексуальности, или же вытеснения.

Как одна из причин невроза, травма психическая - случайное переживание, как правило, сексуального характера, и в таких случаях выступает как травма сексуальная. Обнаружение, диагностика и терапия травм психических - фундаментальная задача психоанализа.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ

Патогенное эмоциональное воздействие на психику человека, которое при специфически-личностной значимости и недостаточности психологических защитных механизмов может привести к психическому заболеванию. Т.п., таким образом, может служить причиной возникновения психогенно-реактивного заболевания или фактором, провоцирующим начало эндогенного процесса.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ

частичное или полное психическое отклонение от нормы в результате воздействия чрезвычайно сильного стрессора, фрустратора.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.1825

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА

какая-либо личностно значимая ситуация (явление), имеющая характер патогенного эмоционального воздействия на психику человека, психологически тяжело пере носимая и способная, при недостаточности защитных психологических механизмов, привести к психическим расстройствам. Практически всегда является причиной или триггером суицидогенеза. Ситуация, в которой человек получает психическую травму, называется психотравмирующей.

Источник: Справочник невропатолога и психиатра Под ред. Гращенкова, Н.И.Снежневского, А.В., 1965 г.

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА

Общий термин, используемый для обозначения любого болезненного психологического опыта. Обычно используется с импликацией, что влияние этого опыта длительно и что оно мешает нормальному функционированию.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ

 Неожиданное событие, которое наносит непосредственный вред живому существу. Ужас, страх, стыд, отвращение и т.д. 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА

вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий др. людей на его психику. Многие конфликты несут в себе именно такие стрессовые воздействия на психику, причем не только основных участников, но также и психику окружающих (напр., конфликты между родителями в присутствии детей). По интенсивности психотравмирующие воздействия делятся на массированные (катастрофические), внезапные и острые, приводящие к подавлению адаптационных возможностей человека, по социальным последствиям – на узконаправленные и многопланового действия, при которых страдают параметры социальной жизни человека (социальный престиж, возможность самоутверждения, уважения окружающих и близких людей и т. п.); по интимно-личностным последствиям – на биологически и личностно разрушительные, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам, реактивным состояниям. Разрушительная сила П. т. зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищенности и устойчивости к ударам судьбы.

Источник: Словарь конфликтолога

Травма психическая

Эмоциогенное воздействие, вызвавшее психическое расстройство.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

Психическая травма

травма – греч. «рана») – психический ущерб от сильного эмоционального оскорбления, болезненный психологический опыт, имеющий длительное влияние на эмоциональную сферу, взгляды и поведение индивида, чаще всего отрицательное. Ср. ситуацию в романе Э. Войнич «Овод», когда юноша Артур неожиданно узнает о тайне своего рождения.

Все было лишь ложь и обман…

Прощай, и мечты и покой!

А боль незакрывшихся ран

Останется вечно со мной.

(Романс)

Ср. комплекс неполноценности.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Психическая травма

общий термин, обозначает психологический опыт, к которому в силу определенных обстоятельств индивид оказался не готовым и который нарушает его соматическое, психологическое, личностное функционирование и/или влечет нарушения поведения. Понятие сугубо индивидуализированное и в значительной степени связаное со степенью зрелости личности. Известно немало случаев, когда некоторые люди (такие, как Э.Хонекер, генерал Д.М. Карбышев, сын И.В.Сталина Яков Джугашвили, психологи В.Франкл, А. Кемпински и др.), а еще больше забытые или никому неизвестные люди, которые с величайщим достоинством оказались способными встретить весь запредельный ужас пребывания в нацистских концлагерях и нашли в себе мужество и силы ему противостоять, в то время как многие люди «ломаются» от повседневных житейских испытаний. Классический художественный образ «простого», безымянного, но поражающего величием духа человека такого типа создал М.И.Шолохов в рассказе «Судьба человека». Попытки составить шкалу психической травмы по ее «тяжести» являются в этом смысле обреченными на полную неудачу, поскольку одно и то же событие («стимул», по терминологии бихевиоризма) может быть воспринято разными людьми совершенно по-разному. У.Джемс упоминает в своей книге о разорившемся американце, который не знал, куда ему деваться от этого неожиданно свалившегося на него «счастья». Синоним: Психологический дисстресс.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Травма психическая

1. значимый для индивида психологический ущерб, нанесенный внезапным изменением ситуации, внешних обстоятельств (утрата объектов привязанности, собственности, положения в обществе, здоровья, других жизненно важных ценностей), с которым индивид не в состоянии самостоятельно справиться или считает себя к этом неспособным. В некоторых случаях такая травма способна повлечь развитие шока, острой реакции на стресс, реактивного психоза, суицида, а в последующем – посттравматического стрессового расстройства, а у некоторых пациентов и травматического невроза. Нередко психическая травма является фактором, провоцирующим начало психического или соматического заболевания, утяжеляющим их течение либо видоизменяющим симптоматику основного расстройства; 2. в психоанализе, в расширенном значении – любое переживание, преодолеваемое с помощью психологических защит. Понимаемая таким образом травма вызывает тревогу, которая завершается спонтанным выздоровлением или развитием психоневроза. Травматические теории неврозов обычно подразумевают этот вид травмы; 3. более широко – любое мучительное или доставляющее страдание переживание независимо от того, имеются ли при этом объективные неблагоприятные обстоятельства или нет.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

травма психическая

(от греч. trauma – повреждение) – частичное или полное психическое отклонение от нормы в результате воздействия чрезвычайно сильного стрессора, фрустратора.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Травма психическая

Психогенное расстройство психического состояния и поведения человека при переживании им экстремальных ситуаций (несчастье, насилие, катастрофа и др.).

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Найдено рефератов по теме ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Детская психическая травма как отзвук социальных потрясений

Николаева Елена Ивановна, Сафонова Алла Михайловна
Цель исследования (его базовая часть проводилась в 1990 году) описать влияние событий 1930-х годов на детей, чьи родители были репрессированы. Через 50 лет у испытуемых зафиксирован характерный психологический механизм, состоящий в подавлении непосредственной реакции на негативный стимул и преломлении агрессии через инвертированную реакцию на позитивный стимул. Детские психологические травмы служат в данном случае маркером масштабных социально-исторических потрясений.
Скачать PDF

Психическая травма в определениях и понятиях современных ученых

Михеева Анастасия Валерьевна
В работе исследуются подходы современных ученых к явлению психической травмы и его определению через научные понятия, категории и концепции.
Скачать PDF

Переживание психической травмы и печали в условиях эмиграции

Хрусталева Нелли Сергеевна
В статье дается целостное представление об общей картине травматизации эмигрантов в условиях чужой языковой и социокультурной среды -на примере восьми наиболее важных травм: расставание с родиной; чувство вины; чувство ностальгии; изучение языка; утрата своего Я; комплекс иностранца и переживание стигматизации; изменение в семейных отношениях; разобщенность с детьми. Далее анализируется роль печали в переработке утрат и психических травм эмигранта. Акцент сделан на универсальный характер закономерностей, которым подчиняется психологическая адаптация различных этнических групп, переживающих состояние травмы, печали и утраты в условиях чужого общества.
Скачать PDF

Психологический статус подростков в раннем периоде после психической травмы, связанной с насилием в

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Кирьянов Владимир Михайлович, Москаленко Галина Владимировна
В исследовании показано, что психологический статус пострадавших в результате жестокого обращения подростков в остром (раннем) периоде после психической травмы характеризуется наличием выраженных психологических нарушений в эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной и когнитивной сферах, что отражается на феноменологии их невротической патологии и обусловливает формирование устойчивой симптоматики невротического расстройства, нарушений сна, тревоги, фобий, дезадаптивных копинг стратегий, просоциальных копинг защит, социальной дезадаптации. С помощью методов многомерного математического моделирования разработана факторная модель острых психических последствий жестокого обращения в семье, которая описывает психологический статус подростков, пострадавших в результате семейного насилия, посредством выделенных пяти ведущих симптомокомплексов: «аффективная симптоматика», «обсессии, фобии», «гипевозбудимость», «психологические защиты», «копинг-реакции».
Скачать PDF

Невротическая симптоматика у подростков в позднем периоде после психической травмы, связанной с наси

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Калугин Алексей Михайлович, Кирьянов Владимир Михайлович
В исследовании показано, что структура невротических состояний подростков, подвергшихся насилию в семье, в позднем периоде после психической травмы характеризуется наличием пяти ведущих психопатологических симптомокомплексов: расстройства с преобладанием тревожно-фобического радикала; реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации; диссоциативные (конверсионные) расстройства; соматоформные расстройства; неврастения, которые отражают феноменологию патопсихологической симптоматики у подростков в позднем периоде после психической травмы и проявляются на соматическом и поведенческом уровне. С помощью методов многомерного математико-статистического моделирования проведена оценка вектора развития невротической симптоматики у подростков, подвергшихся насилию в семье, которая позволяет с высокой точностью и достоверностью определять значимость и задействованность патопсихологической симптоматики острого периода, при прогнозировании вариантов невротического развития подростков, подвергшихся насилию в семье, в позднем периоде после психической травмы.
Скачать PDF

Параметры психологического благополучия/неблагополучия при разном уровне психической травматизации

Дымова Екатерина Николаевна, Тарабрина Надежда Владимировна, Харламенкова Наталья Евгеньевна
Представлены результаты изучения зависимостей между интенсивностью переживания психотравмирующих событий, уровнем посттравматического стресса и параметрами психологического благополучия у солдат, проходящих срочную службу в войсковых частях г. Москвы и Московской области (n=123; возраст 18-25 лет). Методики: Опросник травматических ситуаций ( Life Experience Questionnaire, LEQ ) Дж. Норбек, И. Сарасон и др. в адаптации Н.В. Тарабриной и др.; Шкала психологического благополучия (ШПБ) К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко; Опросник выраженности психопатологической симптоматики ( Symptom Check List-90-r-Revised, SCL-90-R ) Л. Дерогатис и др. в адаптации Н.В. Тарабриной и др.; Миссисипская шкала (МШ, гражданский вариант) Т. Кина и др. в адаптации Н.В. Тарабриной и др. В исследовании установлена значимая обратная связь между психологическим благополучием, интенсивностью посттравматического стресса и переживанием психотравмирующих событий. Показано, что интенсивный посттравматический стресс связан с различными психопатологическими симптомами - соматизацией, обсессивностью-компульсивностью, межличностной сензитивностью, депрессией, тревожностью, паранойяльностью и психотизмом. Выявлено, что наличие у человека чувства автономии препятствует развитию сопутствующих посттравматическому стрессу психопатологических симптомов, поддерживает психологическое благополучие, но без дополнительных ресурсов не может направленно влиять на уровень психической травматизации.
Скачать PDF

Девиантное поведение подростков: педагогические условия как источник социальной и психической травмы

Жигинас Наталья Владимировна
Предлагается авторский подход к проблеме становления девиантного поведения подростков, он рассматривается как совокупность неблагоприятных педагогических условий, которые обнаруживают определенную зависимость от семейного воспитания. В предлагаемом анализе эмпирических данных были использованы материалы бесед и опросов всех обследованных учащихся и их родителей, а также результаты анкетирования и тестирования. Представлены результаты опроса родителей. Отмечены мультифакторные педагогические проблемы в большинстве опрошенных семей: частые семейные конфликты, скандалы, холодность отношений между супругами, разводы и т. д. Отмечено несоответствие между оценкой характера взаимоотношений в семье родителями и детьми. Психоэмоциональное состояние и состояние психического здоровья членов семьи определяется как гармоничность/дисгармоничность семейных отношений. Чем больше в семье стабилизирующих педагогических факторов, тем уровень психического здоровья детей выше. Обосновывается адекватность применения комплексных программ педагогического анализа, диагностики и профилактики, что позволит в существенной степени оптимизировать коррекционно-педагогические, реабилитационные мероприятия и повысить их эффективность.
Скачать PDF

Социальная поддержка и ее связь с уровнем психической травматизации в разных возрастах

Харламенкова Наталья Евгеньевна, Проценко Дарья Александровна
Целью исследования стал анализ взаимосвязи уровня посттравматического стресса и типов социальной поддержки у людей среднего и старшего возраста. Показано, что в более молодом возрасте уровни посттравматического стресса и социальной поддержки не превышают средних значений, а связь между ними имеет характер обратной зависимости. В старшем возрасте интенсивность посттравматического стресса становится существенно выше, а характер связи с уровнем социальной поддержки менее однозначным. Выявленная в старшем возрасте сопряженность высокого уровня посттравматического стресса и высокого уровня социальной поддержки указывает на недостаточность (нефункциональность) социальной поддержки в этом возрасте. Библиогр. 28 назв. Табл. 5
Скачать PDF

Структура личностных качеств у детей, переживших психическую травму

Нямаа Жанцан
В данной статье автор исследует особенности формирования качеств личности у детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием. Результаты исследования показали, что физическое насилие оказывает негативное влияние на формирование личностных качеств у детей младшего школьного возраста: в структуре качеств личности у детей, переживших физическое насилие, в наибольшей степени представлены такие личностные характеристики, как замкнутость; эмоциональная неустойчивость; зависимость, конформность; сдержанность и малая экспрессивность в межличностном общении; соблюдение социальных норм и стандартов; ранимость; неуверенность в себе; пугливость; высокий уровень самоконтроля и высокая фрустрированность.
Скачать PDF

Психическая травма раннего возраста и психологические характеристики личности наркозависимых

Кадыров Р.В., Ковалев И.А., Ильина И.С.
Описаны психологические характеристики личности наркозависимых с психической травмой раннего возраста, рассмотрены особенности механизмов психологической защиты. Особое внимание уделено взаимосвязи психологических характеристик и опыта переживания травмы раннего возраста.
Скачать PDF

Профессионально-психологическое здоровье сотрудников полиции, переживших психическую травму

Шаповал В.А., Тураносова В.В.
Скачать PDF

Опыт ранних травматических переживаний в системе отношений личности подростков свидетелей и участник

Егоркина Таисия Васильевна
Вооруженный межэтнический конфликт является источником психотравмирующих переживаний, этот опыт фиксируется в системе отношений личности и может быть легко актуализирован. В основном подростки достигают нормального уровня адаптации к условиям послевоенной жизни, основной ресурс адаптации и для сербских, и для албанских подростков поддержка семьи и сообщества. В ряде случаев интенсивность эмоциональных переживаний, озабоченность будущим требуют психологической коррекции может быть рекомендована психопрофилактическая и коррекционная работа с эмоциональным и когнитивным компонентами системы отношений личности.
Скачать PDF

Похожие термины: