Трансперсональная психология ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга

Найдено 1 определение:

Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трапсперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К. Юнг, Р. Ассаджоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов холотропного погружения и реберфинга (С. Гроф). К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название "комплексов". Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал "архетипами". Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим "Я", соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии. Среди областей, открытых и серьезно изученных Юнгом и его последователями, – динамика архетипов и коллективного бессознательного, мифотворческие свойства психики, определенные типы медиумических явлений и синхронные связи психологических процессов с объективной реальностью. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО – "Я"; 2) индивидуальное бессознательное – "ОНО"; 3) "коллективное бессознательное", состоящее из психических первообразов, или "архетипов". Коллективное бессознательное – в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) – идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие "дух времени". Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует "персону" ("маску"), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, – это "тень" ("тень" носит врожденный характер: если "сорвать "маску", то увидим "тень", которая проявляется в комплексах, симптомах"). Психологическая коррекция эффективна, лишь если происходит коррекция "тени" и "персоны". Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выделяют следующие главные уровни: 1. физический уровень неживой материи, энергии; 2. биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии; 3. психологический уровень ума, Эго, логики; 4. тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5. причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией; 6. абсолютное сознание. Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика, видения на расстоянии, предвидение будущего и т.д.).  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Взгляды Д. Н. Овсянико-Куликовского на психологию художественного творчества

Блинова Лариса Васильевна
В статье раскрываются взгляды Д. Н. Овсянико-Куликовского на становление и развитие художественного творчества как одного из направлений русской психологической мысли конца XIX начала XX вв. Д. Н. Овсянико-Куликовский, сравнивая мысли и чувства в плане сбережения и накопления психической энергии, заключил, что язык экономит мысли, сохраняя психическую энергию больше, чем тратя ее, а сохраненная энергия тратится на процесс художественного и научного творчества. The article is focused on the views of D. N. Ovsyaniko-Kulikovsky on formation and development of artistic creation as one of the directions of Russian psychological thought at the turn of the 20th century. Comparing thoughts and feelings in terms of saving and accumulation of psychic energy, D. N. Ovsyaniko-Kulikovsky concluded that language economises thoughts keeping psychic energy more than wasting it, and the retained energy is spent on the process of artistic and scientifi c creation
Скачать PDF

Образовательная среда современного вуза: организационно-психологический взгляд

Ясько Бэла Аслановна, Шалюгина Татьяна Александровна
Проблема конкуренции в системе образовательных услуг рассматривается в контексте современных подходов к интерпретации мира «конфликтующих реальностей»; проводится организационно-психологический анализ некоторых аспектов конкуренции/сотрудничества в системе высшего профессионального образования. Делается вывод о необходимости конструирования объединительной концепции и движения к продуктивной конкуренции с опорой на высшие этические принципы отечественной педагогической деятельности: преданность профессии, служение, коллективизм.
Скачать PDF

Взаимосвязь эволюции взглядов М. Я. Басова и развития отечественной психологии

Кочеткова Татьяна Николаевна
Представлены этапы научного творчества М.Я. Басова, отражающие трансформацию его взглядов на предмет, методы и развитие психологии в целом. Отражены подходы исследователя к формированию сознания в процессе осуществления деятельности и приобретения социального опыта. Рассмотрены разработанный М.Я. Басовым метод объективного наблюдения и специфика его практической реализации. Показана связь видов деятельности с развитием личности; представлена часть практических рекомендаций М.Я. Басова, адресованных психологам и педагогам, для улучшения качества их профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Концепт буддизма в аналитической психологии К. Г. Юнга

Сидорова Елена Геннадиевна
Статья посвящена рассмотрению западной концепции буддизма, впервые представленной в юнговской аналитической психологии. Автор вскрывает противоречие как в юнговской методологии постижения буддийской психотехники, так и в его теоретических тезисах о направленности компаративистских исследований культур Востока и Запада; обосновывается авторское убеждение, что Юнг использовал буддизм в качестве иллюстраций своей теории, и таким образом инициировал компаративные исследования в ракурсе обоснования базовой общности формирования коллективного бессознательного вне зависимости от культурного контекста.
Скачать PDF

Изучение психологического времени: анализ имеющихся взглядов на проблему

Леснянская Жанна Александровна
Рассмотрены различные взгляды отечественных и зарубежных ученых на вопрос изучения психологического времени, Проанализированы понятия, характеризующие аспекты изучения психологического времени, сформировавшиеся в русле отечественной и зарубежной психологии
Скачать PDF

Творчество О. К. Тихомирова: историко-психологический взгляд

Ждан Антонина Николаевна
В статье воссоздаются этапы творчества О.К. Тихомирова. В центре внимания находятся программы исследований мыслительной деятельности человека. Раскрывается содержание смысловой теории мышления. Определяется вклад школы О.К. Тихомирова в развитие психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Скачать PDF

Дифференциальная психология: современный взгляд

Головей Лариса Арсеньевна, Дерманова Ирина Борисовна
В статье проводится анализ предмета и задач дифференциальной психологии на современном этапе ее развития. Авторы рассматривают современные подходы, соотнося их с теми задачами, которые были сформулированы основоположником дифференциальной психологии В. Штерном. Проведенный анализ позволяет сформулировать понимание предмета дифференциальной психологии как науки, изучающей феномены целостной индивидуальности. Отмечается тенденция к появлению новых направлений дифференциальной психологии.
Скачать PDF

Психологический портрет личности современного студента (региональный взгляд)

Иванова Наталья Вильямовна
В данной работе мы постарались представить некий срез студенческой жизни, на протяжении всего периода обучения в вузе, разобраться в проблемах студенческой жизни с точки зрения самих студентов, а также «увидеть» портрет современного студента: его жизненные цели и ценности, идеалы и приоритеты, отношение к различным сторонам современной жизни.
Скачать PDF

Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию

Субботский Евгений Васильевич
Автор ищет ответ на вопрос, каким образом вера в магию может сосуществовать с верой в науку в сознании рационального образованного человека? Рассматриваются эксперименты, проверяющие гипотезу о том, что вера в магию выживает в рациональном сознании посредством ухода в бессознательное. Проанализированы теоретические и практические следствия существования бессознательной веры в магию у современных образованных людей.
Скачать PDF

Фундаментальные свойства психологического контакта: психотерапевтический взгляд

Погодин Игорь Александрович
В центре внимания статьи находится процесс обсуждения контакта через призму его основных свойств. Выделяются свойства, одно из которых основывается на возможности выбора партнерами по контакту, а другие являются производными от предыдущего опыта контактирования участников коммуникации.
Скачать PDF

Грустный оптимистический взгляд на психологическую науку

Аллахвердов Виктор Михайлович
Психологи в целом стоят перед выбором: или удовольствоваться существующим положением дел в психологии (такая у нас странная (или сложная) наука, которая всегда будет распадаться на несовместимые и несоизмеримые части) и стать довольным эпистемологическими пессимистами, или, наоборот, с грустью признать, что в нашей любимой психологии очередной кризис и быть при этом оптимистами, т. е. надеяться на лучшее психологическое будущее. Автор считает позицию эпистемологического оптимизма предпочтительной и призывает коллег продолжить работу над манифестом.
Скачать PDF

Феномен подсказки при решении задач: взгляд со стороны психологии творчества часть 1. Прайминг-эффек

Лаптева Е.М., Валуева Е.А.
В статье приводится обзор исследований, посвященных феномену подсказки при решении задач с точки зрения психологии творчества. Сопоставляются исследования подсказки-прайма в элементарных когнитивных задачах и подсказки в сложных мыслительных задачах. Дан краткий обзор видов прайминга. Описаны исследования чувствительности к праймингу на разном уровне креативности и при разной установке на креативность. Выделяется преднастройка как особая разновидность прайминга, не связанного содержательно с решением. Приведены исследования эмоционально-мотивационной, когнитивной и телесной преднастройки, улучшающей решение задач. В заключение описываются теории механизмов действия прайминга.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: