Толерантность этническая

Найдено 1 определение
Толерантность этническая
1) свойство этнич. общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др. этносов; 2) направленность этнич. сознания на признание и уважение ценности и самоценности человека, его потребностей и прав; 3) культура эмпатического отношения к миру и к своей этнич. идентичности; 4) принцип поведения и деятельности, направленный на уравновешивание позиций субъектов и стабилизацию их отношений. Субъектом Т. э. могут выступать: человек, готовый к восприятию всего многообразия мира; этнич. группа, у к-рой есть опыт отношений и деятельности, основанных на толерантности, внутри этноса и за ее пределами. Толерантность как свойство представителя этнич. общности включает такие компоненты, как: 1) установка на уважение и самоуважение; 2) склонность проявлять терпимость, снисходительность, такт по отношению к лицам противоположных взглядов, убеждений, культурных традиций; 3) способность волевым усилием отсрочить свою эмоциональную реакцию на раздражающие факторы и вывести ее за пределы напряженной ситуации; 4) способность и готовность отказаться от действий, к-рые могут нанести ущерб людям, расстроить отношения с ними; 5) способность преодолеть противоречия в отношениях с людьми путем разумных действий, основанных на внутр. убеждении в необходимости взаимных уступок. Направленность этнич. сознания на признание ценности и самоценности человека Б. Х. Бгажноков относит к индивидуалистическому типу этнич. культуры, направленность на гуманистические связи и отношения людей к коллективистскому типу. По его мнению, индивидуалистическая направленность этнич. сознания создает больше условий для развития способностей, интеллекта, наиболее полной реализации творческого потенциала. В общности с преобладанием такой направленности этнич. сознания больше пространство для гуманных отношений, разумных решений и действий, а потому и выше вероятность позитивного восприятия др. культур. Коллективистская направленность - это направленность на сохранение целостности и идентичности этнич. общности. Она способствует самоорганизации и культурной консолидации этнич. систем, формированию позитивной этнич. идентичности. Однако крайние формы проявления индивидуалистической направленности ведут к дегуманизации человеческих связей и отношений, а крайние формы коллективистской направленности - к этнич. интолерантности. Т. э. предполагает эмпатическое О., проникновение субъектов О. во внутр. мир друг друга, понимание мотивов и действий друг друга и их внутр. оправдание. Опыт такого О. внутри этноса распространяется на межэтнич. отношения. В зависимости от объекта толерантного отношения различаются интратолерантность и интертолерантность. Приоритет в этнич. общности уважительного отношения к человеку, эмпатического О., культуры взаимодействия, основанной на взаимном доверии и готовности к уступкам для принятия обоюдных решений - это проявления толерантности внутри этноса (интратолерантности). Готовность признать и принять культуру и традиции, ценности и убеждения, поведенческие и коммуникативные модели, образ жизни др. этнич. общностей - это составляющие межэтнич. толерантности (интертолерантности). (2 разновидности Т. э. выделяет и П. В. Степанов, когда он предлагает рассматривать ее в 2 контекстах: в контексте ценностного отношения к людям вообще, безотносительно к их культурной принадлежности и в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных этнич. групп). Формы проявления интратолерантности индивидуальны для каждой этнич. общности. Это: этикетные нормы уважительного отношения к человеку, защиты его чести и достоинства; черты характера и поведенческие модели, одобряемые народом; пропаганда гуманистических идеалов в произведениях народной культуры; нравственные нормы, составляющие структурный компонент этнич. менталитета; предпочитаемые механизмы взаимодействия и взаимопонимания в процессе О. и совместной деятельности. Интратолерантность основывается на принципах: возвышение и уважение человеческого достоинства; признание у др. людей права на несхожесть, индивидуальность; О. и взаимодействие с людьми, основанные на эмпатии, понимании и взаимоуважении; достижение и поддержание человеком статуса уважаемого члена общества; поддержание социального порядка, организованности этнич. группы и сознательное торможение посягательств на права отдельного человека или этноса. Принципы интратолерантности и опыт внутриэтнич. толерантности трансформируются в интертолерантные отношения. И интратолерантность, и интертолерантность имеют в своей основе позитивную этнич. идентичность. В зависимости от отношения к объекту Т. э. может быть субъект-объектной и субъект-субъектной. Первый тип Т. э. применяется к объектам: а) находящимся в зависимом или дискриминированном положении, и проявляется в формальном признании этнич. самобытности и ориентирован на сохранение фактического неравенства между субъектом и объектом; б) занимающим позицию превосходства, проявляется во внеш. учтивости и ориентирован на самосохранение и самозащиту более слабой стороны. При втором типе Т. э. объект отождествляется с субъектом. Это эмпатическая толерантность, к-рая основывается на заинтересованном проникновении во внутр. мир человека, в этнич. менталитет для установления отношений взаимопонимания и взаимного сочувствия интересам и притязаниям каждой из сторон. Эмпатическое отношение распространяется на мир во всех его проявлениях: природу, этнич. группу, отдельных людей. По частоте и интенсивности межэтнич. контактов С. Т. Баранов различает след. типы толерантности: 1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтнич. контактам); 2) пассивная толерантность (нерегулярность межэтнич. контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнич. групп); толерантность избирательная (межэтнич. контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку - языку, религ. принадлежности, культурным особенностям); толерантность вынужденная (межэтнич. контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, напр., по служебной линии); 5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми др. культуры). Механизмами проявления Т. э. являются эмпатия, понимание, признание, принятие. Эмпатия включает: доброжелательное и заинтересованное проникновение во внутр. мир людей; сопереживание и сочувствие другим с позиции их представлений о переживаемых событиях и ситуациях; эмоциональную оценку культурных традиций др. этносов в соответствии с их представлениями о культуре поведения и О. Понимание проявляется: в способности ориентироваться в ментальности людей; в соотнесении Я-образа с образами Я др. людей и в соответствующей собственной потребности в самореализации и самоутверждении; в способности и готовности принять жизненный мир др. человека или этноса; в способности и готовности понять и принять нравственно-этические принципы и ценности др. народа; в способности и готовности признавать и принимать поведение, убеждения и взгляды представителей др. этносов. Признание выражается в способности видеть в другом человеке носителя др. ценностей, др. логики мышления, др. форм поведения, в осознании его права быть другим, отличным от остальных. А принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Оно проявляется в признании прав человека и этнич. общностей на: собственные цели, интересы; свойственную их традициям расстановку коммуникативных ролей и правил О.; принятые в их общности социальные отношения и иерархию социальных ролей; внутриэтнич. нормы обществ. поведения и взаимодействия людей друг с другом. Лит.: Асмолов А. Г. Слово о толерантности. Век толерантности. 2001. № 1; Бгажноков Б. Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2002; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Этническая толерантность как феномен современного общества / М. Д. Киекбаев, Д. М. Абдрахманов, И. З. Султанмуратов. Уфа, 2008. Р. М. Кумышева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.95 мб

К вопросу об этнической толерантности

Толстикова Анна Александровна
Читать PDF
123.17 кб

Исследования этнической толерантности личности

Шлягина Елена Ивановна, Ениколопов Сергей Николаевич
Показано, что понимается под этнической толерантностью и какими методами ее можно диагностировать.
Читать PDF
696.58 кб

Этническая и религиозная толерантность молодежи

Шереги Ф. Э.
По данным многолетних всероссийских опросов. Анализируется становление национального и гражданского самосознания российской молодежи. Предпринята попытка объяснить рост националистических настроений среди молодых россиян.
Читать PDF
395.58 кб

Сущностные характеристики этнической толерантности

Эм Е. А.
Представлена трактовка понятия «этническая толерантность» как одного из видов толерантностей в ряду других и комплекса установок личности; проведен сопоставительный анализ терминов «интернационализм» и «толерантность».
Читать PDF
295.79 кб

Психологическая структура этнической толерантности

Нижегородцева Надежда Викторовна, Солынин Никита Эдуардович
В статье говорится о том, что не существует однозначного понимания термина «этническая толерантность». Проблема толерантности является междисциплинарной.
Читать PDF
327.76 кб

Этническая толерантность в интегративном пространстве

Федотов Василий Артемьевич, Клементьев Валерий Леонидович
Статья посвящена рассмотрению аспектов проблемы межнациональных отношений, которая в настоящее время остается актуальной для любого полиэтнического общества.
Читать PDF
245.14 кб

Этническая толерантность в многонациональных обществах

Антипина О.В.
В статье рассмотрено взаимодействие в многонациональных обществах. Приведен общий анализ проблем современного этапа исторического развития межэтнических отношений на примере России.
Читать PDF
106.67 кб

Толерантность в Грузии: религиозные и этнические аспекты

Гегешидзе Арчил
Статья посвящена актуальным проблемам сохранения и усиления в Грузии толерантности, которая, по мнению автора, является неотъемлемой характеристикой современного грузинского общества.
Читать PDF
895.93 кб

Исследование этнической толерантности старших подростков

Батракова Ольга Александровна
Данная статья поднимает и анализирует проблему этнических конфликтов в старшем подростковом возрасте.
Читать PDF
549.17 кб

Этническая толерантность в региональной молодежной среде

Проказина Наталья Васильевна
На примере ситуации в мононациональном регионе Орловской области охарактеризованы основные составляющие этнической толерантности молодежи. Выявляются территориальные и гендерные особенности толерантности.
Читать PDF
9.12 мб

Формирование этнической толерантности в молодежной среде

Нейман Светлана Юльевна, Кациель Светлана Анатольевна
Рассматриваются проблемы сложного комплекса межэтнических отношений с позиций анализа, оценки и возможного применения успешных практик предыдущего периода истории России.
Читать PDF
645.49 кб

Этническая толерантность Московской студенческой молодежи

Малкова Ирина Александровна
В статье уделяется внимание межэтническим отношениям в молодежной среде. Приводятся социологические данные, указывающие на рост межэтнической нетерпимости и конфликтности среди молодежи.
Читать PDF
65.30 кб

Обучение этнической толерантности в интолерантном обществе

Рахманова Юлия Викторовна
Современное российское общество нельзя назвать толерантным. Особую тревогу вызывает воспитание детей в духе нетерпимости и агрессивности.
Читать PDF
10.37 мб

Этническая толерантность как основа взаимодействия культур

Кагермазова Лаура Цараевна, Абакумова Ирина Владимировна
В работе рассматривается проблема этнической толерантности, которая понимается как проявление личностной толерантности. Этническая толерантность выступает и как элемент общей и личностной культуры представителей различных этносов.
Читать PDF
386.78 кб

Проблема определения детерминанты этнической толерантности

Шарапов В. В.
Статья посвящена актуальным аспектам формирования этнической толерантности. С научно-исследо-вательских позиций освещены и проанализированы основные компоненты, определяющие становление толерантного мировоззрения личности.