ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВИЯ КОГНИТИВНОГО это что такое ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВИЯ КОГНИТИВНОГО: определение — Психология.НЭС
Теория соматизирования Теория соответствующего вывода

ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВИЯ КОГНИТИВНОГО

Найдено 2 определения термина ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВИЯ КОГНИТИВНОГО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское]

ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВИЯ КОГНИТИВНОГО

класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления западной психологии социальной в 50-е гг. XX в. (-> психология когнитивная). Имеют целью дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека.

Основная идея всех теорий соответствия когнитивного - в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной; если же дисбаланс появляется, то немедленно возникает тенденция вновь восстановить внутреннее соответствие системы когнитивной. Эта идея по разному представлена в различных теориях (-> теория баланса структурного; теория актов коммуникативных; теория конгруэнтности).

Теории соответствия когнитивного страдают рядом методологических просчетов, связанных с общей методологической ограниченностью когнитивистского направления в психологии социальной. Неточность в определении исходных понятий "соответствия" и "несоответствия", ограниченные возможности моделей объяснения поведения, построенных на абсолютизации "потребности в соответствии" и исключающих мотивацию к поиску нового, а также отказ от учета реальных противоречий общественной среды как источника "когнитивных несоответствий" снижают их ценность. Но накопленный богатый эмпирический материал может быть переосмыслен в рамках иного, более широкого подхода.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

теория когнитивного соответствия

теория когнитивной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд), обьясняющая процесс преодоления несбалансированного, дисгармоничного состояния когнитивных структур имманентно, спонтанно присущей человеческой психике способностью вновь восстанавливать внутреннее соответсвие, гармонию когнитивных структур за счет изменения отношения к сравниваемым обьектам, лицам. Т.к.с. экспериментально-практически ставит проблему о соотношении логичного и алогичного в поведении человека: внутренняя психическая гармония достигается и за счет алогичности.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВИЯ КОГНИТИВНОГО — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Когнитивно-стилевые и личностные особенности субъекта в интерпретации текстов: к теории и методологи

Павленко Виктория Анатольевна
Рассматривается один из фундаментальных вопросов психологии о роли когнитивно-стилевых и личностных особенностей субъекта в интерпретации текстов. Анализируются различные подходы, позволяющие говорить о том, что порождение текстов и их интерпретация находятся под влиянием определенных личностных характеристик субъекта, в частности, психотипа и когнитивного стиля. Акцентируется внимание не на текстах вообще, а на так называемых текстах-интерпретациях, требующих индивидуально-психологического подхода к анализу. Предполагается, что одновременное использование возможностей когнитивно-стилевого и типологического подхода при изучении текстов-интерпретаций позволит получить новые основания для выделения психотипов. Констатируется необходимость учета при этом ценностно-мотивационных характеристик субъекта. Делаются выводы и рекомендации по дальнейшему изучению поднятой проблемы.
Скачать PDF

Когнитивные и мотивационные теории в психолого-экономических исследованиях поведения

Шульгин М.В.
Проведен исторический анализ становления и развития когнитивных и мотивационных теорий с позиции междисциплинарных психолого-экономических исследований. На основе исторического анализа осуществлена систематизация факторов, влияющих на характер экономического поведения, выделены основополагающие концептуальные подходы к анализу поведения
Скачать PDF

Проблема cтресса (дистресса) и когнитивные теории

Тимошенко Татьяна Викторовна
Феномен стресса в условиях современного технологического общества постоянно сопутствует жизни человека. Чем благополучнее становится жизнь людей, тем более снижена их способность к изменениям и адаптации. Стресс изучается целым рядом различных наук: от биологии, медицины, физиологии и психологии, до демографии, юриспруденции и политологии. Но это явление существовало и в древности. Человеку для восстановления гармоничного существования рекомендовалось освободиться от влияния внешнего мира путем изменения образа мыслей, постоянного самосовершенствования. И среди современных исследований также будущее за когнитивными науками, исследующими и разрабатывающими когнитивные техники и технологии управления стрессом.
Скачать PDF

Когнитивный аспект применения теории схем в познавательной деятельности

Макарова Елена Александровна
Современная образовательная среда переживает эпоху активного преобразования, создаются новые концепты, стремительно меняется сама парадигма научного знания. Это приводит к изменению педагогической системы «обучающий – обучаемый – обучающие программы – содержание учебного материала», направленной на инновационные тенденции. В современных теориях образования обучение интерпретируется как дискурс обучающего и обучаемого, работающих с отдельными когнитивными схемами и вступающих в личностно-смысловые отношения между собой.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть 1. Теории дополнительной о

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Каким образом мы можем знать, насколько хорошо или плохо решаем задачи, возникающие в процессе познания окружающего мира? В поисках ответа на этот вопрос в первой части данной статьи рассматриваются два класса теоретических походов к процессу субъективной оценки эффективности решения, которые в общем виде можно обозначить как теории дополнительной оценки и теории частичного доступа. Несмотря на то, что конкретные теории, рассматриваемые в обзоре, направлены на объяснение различных феноменов, таких как чувство уверенности, чувство «на кончике языка» или чувство знания, с нашей точки зрения, они описывают схожие процессы и опираются на схожие представления о лежащих в основе оценки механизмах. Так, теории дополнительной оценки предполагают, что субъективная оценка основана на тех же данных, что и оцениваемый процесс, однако отличается используемыми критериями. Схожим образом теории частичного доступа утверждают, что субъективная оценка основывается на части той информации, которая используются или необходима для решения задачи. Проведенный обзор показывает, что оба класса теорий успешно описывают взаимосвязь эффективности решения и его субъективной оценки. Однако отсутствие такой взаимосвязи, которое наблюдается в некоторых клинических случаях и при определенных экспериментальных манипуляциях, противоречит предсказаниям данных моделей. Следовательно, необходим новый теоретический подход, который позволил бы объяснить диссоциацию субъективной оценки и оцениваемого процесса. Модели, в которых предлагается подобный подход, связанные с ними проблемы и возможные направления дальнейших исследований будут описаны в следующей части статьи.
Скачать PDF

Методический арсенал социально-когнитивной теории личности

Виноградов Александр Геннадьевич
Статья посвящена обзору основных направлений в области социально-когнитивной диагностики поведенческих структур (поведенческих или личностных сигнатур) с целью наметить возможные перспективы ее развития. Утверждается, что социально-когнитивная теория сможет составить реальную конкуренцию современной теории личностных черт исключительно в том случае, если сумеет выработать не только собственную теорию диагностики, но и собственную систему статистических методов, дизайна исследований и психометрику. На основании обзора ряда исследований, базирующихся на внешнем наблюдении, самонаблюдении, техниках изучения предпочтений, Q-сортировке и S–R опросниках, предложена общая схема сбора данных о поведенческих сигнатурах и их статистического анализа. Эта схема позволяет преодолеть существенные недостатки диагностических инструментов в рамках социальнокогнитивного направления в исследовании личности: чрезмерную трудоемкость и невысокую информативность результатов. В ее основе лежат использование методов планирования эксперимента для формирования стимульных ситуаций, объединение данных самоотчета и внешнего наблюдения, проведение повторных замеров и глубинных интервью, а также применение комплекса современных статистических методов для описания и объяснения интраиндивидуальной вариативности поведения (конджойнт-анализ, кластерный анализ, многоуровневое моделирование и т.д.). На основании проведенного анализа предлагается система показателей для описания качества статистических моделей на уровне индивида – индивидуальные индексы надежности-эквивалентности, стабильности, внутренней согласованности и валидности. Предложенная схема и система показателей может быть использована для индивидуальной личностной диагностики с позиций социально-когнитивного подхода, а также при проведении научных исследований, имеющих целью объяснение интраиндивидуальной вариативности поведения. Делается вывод о том, что в психологии личности складывается целостная система методов идиографического анализа, при этом ее важной составляющей должна стать индивидуальная психометрика. Дальнейший прогресс в этой области предполагает возможность интегрировать информацию об активных ингредиентах ситуации из различных источников на основе содержательной психологической теории ситуаций.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть II. Теории косвенной оценк

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Во второй части статьи продолжается анализ теорий мета-оценки, то есть субъективной оценки эффективности решения задач. Описываются модели косвенной оценки, рассматривающие мета-оценки как результат анализа косвенных признаков, не имеющих непосредственного отношения к выбранному решению. Например, человек может быть уверен в ответе, поскольку он знает, что в принципе хорошо решает задачи данного типа, или испытывать чувство «на кончике языка», поскольку у него возникает много ассоциаций в ответ на заданный вопрос. Как и в случае теорий дополнительной оценки и теорий частичного доступа, рассмотренных в первой части статьи, теории косвенной оценки обладают схожими сильными и слабыми сторонами, вне зависимости от того, какие конкретно мета-оценки они описывают. Подобного рода модели хорошо справляются с проблемой расхождения объективной эффективности и мета-оценок, но взаимосвязь между этими параметрами оказывается для данного класса теорий проблемой. В заключении рассматриваются возможные направления дальнейшего развития теорий мета-оценки. Формулируются три проблемы для будущих теорий: (1) как объяснить соответствие и рассогласование мета-оценок и объективной эффективности решения? (2) что объединяет различные мета-оценки и в чем они отличаются? (3) как соотносятся между собой мета-оценки и осознанность?
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Стигма: теория и практика

Кнуф Андреас, Эпов Лев Юрьевич
Скачать PDF

Теория автоматического регулирования методологическая основа процесса оптимального управления двигат

Никитин С.Н.
Решение проблем оптимального управления двигательными действиями для профессиональной деятельности и спорта невозможно без теории автоматического регулирования, которая уже доказала свою правомочность в других областях науки. Разработанная функциональная система двигательной деятельности, являющаяся неотъемлемой частью «сплошной среды», позволяет рассматривать понятия из области теории автоматического регулирования, которая с успехом применяется для понимания механизмов поддержания постоянства внутренней среды.
Скачать PDF

Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий

Барсукова Светлана Александровна
В статье представлены различные точки зрения на проблему нравственного и морального развития ребенка. Прослеживается феномен развития совести человека через систему Суперэго, описанной в психоаналитической концепции, и проявлении морального поведения и сознания, представленных в когнитивноповеденческих концепциях. Высказывается авторская позиция в понимании совести, основанная на антропоцентрических концепциях.
Скачать PDF