СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. – совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Я. – конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой C. Категории C. и Я. всегда неразрывно связаны между собой. Но единство С. и Я. не означает их совпадения, т. к. C. всегда скрыта за поверхностью Я., и чем глубже она лежит, тем более трудным и длительным оказывается ее познание в теории. Познание C. возможно на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Оно представляет собой качественный скачок от эмпирического к теоретическому уровню познания. C. может считаться познанной, если известны причины возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования и воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель, свойства которой соответствуют свойствам оригинала. Отечественная конфликтология на нынешнем этапе своего развития занимается исследованием конфликта скорее как Я. Предлагаются различные классификации конфликтов, дается описание структуры, функций, динамики конфликтов. Общего подхода к пониманию С. конфликтов пока нет. Объяснение причин конфликтов, особенно политических, этнических, религиозных, также пока далеко от полного их понимания. Поэтому российская конфликтология в настоящее время находится на описательном этапе развития. Естественно, отдельные элементы объяснительной, сущностной модели конфликтов уже разрабатываются. Конфликтология завершает познание конфликта как Я. и переходит к изучению его С. первого и второго порядков.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
англ. essence and phenomenon) - универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное выражение предмета, внешние, непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования. В процессе познания С. и я. выступают как ступени постижения и понимания объектов мыслительной деятельности, их отражения в целостном виде. В мышлении категориями С. и я. выражается переход от отражения многообразия неличных форм бытия предмета к единству и целостности его внутреннего содержания. Постижение сущности предмета составляет задачу не только науки, но и многих современных видов деятельности, напр, в ситуациях организации и управления состоянием сложных систем.
Хотя категории С. и я. были выделены еще в античный период, представление об их содержании прошло значительный путь исторического развития. Согласно Демокриту, сущность ("идея") вещи составляет порядок (образ, форму) сцепления атомов в некоторое единство, но сцепления случайного, не раскрывающего характер целостности вещи. По Платону, сущность, наоборот, не сводится к совокупности конкретных явлений, а имеет сверхчувственный и даже нематериальный характер. Аристотелем представление о сущности вновь связывается с единичными вещами и вместе с тем она не выводится из "материи". Отделение ее от явления становится особенно значительным, т. к. носителем сущности считается Бог, а явление связывается с земным существованием. В новое время противопоставление С. и я. переносится в сферу познавательных действий человека.
И. Кант считал возможным познание лишь явлений, к которым он относил не объективное выражение сущности, а только вызванные ею субъективные представления. Гегель диалектически понимает С. и я. и устраняет их противопоставление. Явление определяется им как чувственно-конкретное выражение сущности, а сущность представлена являющейся. Несмотря на это, в XIX в. в западной философии противопоставление С. и я. все-таки сохраняется. Лишь в работах К. Маркса и Ф. Энгельса снимается это противопоставление, а внешние явления неразрывно связываются с внутренней структурой предмета, его единым внутренним содержанием, которое выражает его сущность. Но в единстве С. и я. выделены противоречия, которые создаются богатством и динамичностью изменений явлений, ограниченностью и устойчивостью внутреннего содержания сущности. Разрешение этих противоречий достигается познавательными действиями разных видов мышления. (В. М. Гордон.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
объективно-универсально-оптимальные модальности-характеристики объект-предметного мира, онтоса. социума их познания-гностизации и индивидуально-эмпирическо-праксиологической деятельности субъектов; мультиквинтэссенциональность сущности составляет имманентное содержание, с учетом формы объектов-предметов, кот. мультиинкарнируются-мультивыражаются в суммации всех полиобразных и оппозиционно-антитезных форм-матриц бытия-экзистенции предмета или же объекта, субъекта; явление, или если угодно, фактор, феномен—это выражение-отражение-интерпретация предмета, а в зависимости от социально-онтологических ситуаций, и модификации-моделирования объекта-предмета, явление — это экстероматрицы-экстероформы существования-бытийствования-онтологизации предмета-объекта-субъекта-вещи; в гностическо-креативных актах, феномены С. и Я. инкарнируются-дефиницируются как этапы-фазы постижения и гностицирования объектов ментально-интеллектуальной деятельности, их кодоотражения-кодоотзеркаливания-кодомоделирования в аддитивнообщемодельном-аддитивнообщеструктурном виде-матрице, а в ментальных актах, в мыслительных процессах, категориями-кластерами С.и.Я. инкарнируется-выражается-фиксируется переход от отражения дифференциальных форм-матриц налично-конкретной реальности или же объектов-предметов к суммации-целостности их матриц, коррелируемых с имманентно-структурным содержанием; гностицирование-постижение сущности объекта-предмета явл. базально-онтологическо-социальным условием, к примеру, для субъекта, в тектонизации-конституировании им актов деятельности-активности; Демокрит считал, что сущность-идея составляет порядок-матрицу-образ интеграции атомов в суммационно-единую модель; Платон, полагал, что сущность не должна сводиться к аддитивности конкретных явлений-феноменов, а имеет по своей структуре-предикатам-свойствам экстрачувственно-нематериальный базис-модальность; Аристотель свои экспликации-трактовки о сущности когеренцировал с единичными предметами и полагал, был убежден, что сущность не выводима только лишь из самой материи; Спиноза был убежден, что феномены субстанции вполне могут быть тождественны тем или иным явлениям, связанным с познанием и реинкарнацией природных факторов; Кант указывал на то, что гностизация явлений-феноменов может происходить лишь в том случае, если само по себе явление может генерировать-продуцировать в актах сознания субъекта субъективно-индивидуальные поли-представления; Фихте, в своих работах-сочинениях считал, что явление частично-парциально может коррелироваться с трансцендентными кондициями-факторами и парциально с реально-достоверными условиями экзистенции-онтологии; Гегель пытался в своих постулатах устранить антитезу-противоречия между С. и Я., а явление он дефиницировал как конкретно-достоверное отражение самой сущности, когда сама сущность должна представляться являющейся; Хайдеггер рассматривал феномены С. и Я. в конвергенции-ассимиляции с онтологическо-онтичными, бытийственными представлениями, с падением субъекта в мир-онтос-бытие и реинкарнацию субъекта, в связи с новационно-метаболизированно-онтологическими реконструкциями его целостного Эго, конгруэнтно-изоморфно условиям онтоса-бытия; Гуссерль, оригинально трактуя феномены имманентных матриц-субматриц сознания, считал, что явление-феномен константно предопределяет интенционально-временные интенции-индексы-ориентиры сознания целенаправленные-целевекторональные на гностизацию-эпистемоизацию объектов-предметов их элементов, корреляций-свойств.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.