Супер-Эго
superego). Согласно Фрейду, компонент личности, в котором заключается совесть человека, набор его моральных правил и его Эго-идеал.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Супер-эго
Superego strenght). Один из полюсов типа P, характеризующийся тенденцией к чувствительности, эмпатии. Противоположность психотизму.
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Супер-эго
лат. «сверх-я») – в системе психоанализа – психическая сущность, связанная с этическим поведением человека, отвечающая за принимаемые им стандарты поведения. Ср. ид.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
Супер-эго
(англ. Superego). В психоанализе - часть психического аппарата, функционирующая в качестве морального сознания или судьи-критика. Она также отвечает и за формирование идеалов эго. Супер-эго - это результат внедрения родительских наставлений в сознание ребенка.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Супер-эго
согласно психоаналитической теории З.Фрейда, психологическая подсистема личности, Руководствующаяся требованиями совести, долга и ответственности и выполняющая функции нравственного контроля и моральной оценки деятельности личности. В случае расхождения ее оценок с требованиями двух других подсистем- ид и эго- возникает внутриличностный Конфликт.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
СУПЕР-ЭГО
superego) - (в психоанализе) в схеме построения личности обозначение наивысшей инстанции, выполняющей функции цензора, отвергающего подсознательные влечения и желания или допускающего их в сознание. Кроме того, в ней происходит формирование идеалов для эго. Фактически супер-эго - это результат соединения родительских наставлений в голове ребенка.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
СУПЕР-ЭГО
Super-ego; Uber-Ich) - психоаналитический термин, обозначающий ту часть эго, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлективной деятельности.
Юнг редко пользовался этим термином, что можно объяснить и тем, что он настаивал на врожденной природе морали, которая представляет "предсуществующий нравственный канал, пропускающий поток психической энергии" (КСАП, с. 147).
Юнг приравнивает супер-эго к коллективной морали (см. коллективное), поддерживаемой культурой и традициями. Относительно основ такой коллективной морали человек должен выработать свою собственную систему ценностей и этических правил (см. индивидуация).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Супер-Эго
в классическом психоанализе – гипотетическая инстанция личности, связанная с этическим и моральным поведением, рефлексией и самооценкой. Предполагается, что супер-Эго образуют интернализованные социальные требования, в особенности родительские влияния. По мнению ряда аналитиков, источником суровости или нетерпимости супер-Эго является (по крайней мере, частично) насилие субъекта над своими чувствами в детстве. Полагают также, что тенденция супер-Эго к самонападению дает выход собственным агрессивным импульсам, поскольку супер-Эго черпает свою энергию из Ид. Некоторые аналитики считают одной из задач психоаналитической терапии изменение супер-Эго в сторону большей терпимости и реализма, тогда как другие говорят о передаче его функций в распоряжение Эго. См. Бессознательное.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СУПЕР-ЭГО
(от лат. superego - сверх-Я) - в теории психоанализа этическое или моральное образование в структуре личности. С-э. возникает на фаллической стадии развития в результате преодоления Эдипова комплекса и интериоризации родительских требований и запретов. Включает компоненты врожденного - комплекс кастрации и чувство вины. Развивается в процессе идентификации Эго с родителями или иными значимыми взрослыми и интроециро- ванием социально значимых норм. С-э. формулирует, развивает и утверждает моральные нормы личности. По словам З. Фрейда: «С-э. ребенка в действительности базируется не на образах родителей, а на их С-э. Содержание его - то же самое; оно служит сохранению традиций и устойчивой системы ценностей, передающихся из поколения в поколение». Основными функциями С-э. являются функции совести, самонаблюдения и формирования идеала. С-э. оценивает деятельность Эго, ограничивает, разрешает или осуждает его поступки.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
СУПЕР-ЭГО
Юнг не часто пользовался этим термином и чаще всего при обсуждении взглядов Фрейда. Это объясняется тем, что Юнг настаивал на врожденной природе морали, которая, по его метафоре, представляет собой предсуществующий нравственный канал, пропускающий поток психической энергии. Поэтому нет необходимости обусловливать процесс обучения связью с совестью. Когда Юнг пишет о С. как таковом он приравнивает его к коллективной морали (см. КОЛЛЕКТИВНОЕ), поддерживаемой культурой и традицией. Относительно основ такой коллективной морали человек должен выработать свою собственную систему ценностей и этических правил (см. ИНДИВИДУАЦИЯ). В психоанализе признание врожденных способностей С. является частью клейновского подхода к ранним объектным отношениям. Современные аналитические психологи (напр., Newton, 1975) изучали грубую, архетипическую (т. е. властную, первобытную, экстремистскую) природу раннего С. и выделили тот способ, каким оно скорее модифицируется, нежели акцентируется путем родительских интроекций (см. АРХЕТИП). См. РЕЛИГИЯ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
Супер-Эго
В теории Фрейда - одна из компонент структуры личности, которая связана с нравственностью и идеалами. В то время как Ид озабочено мгновенным удовлетворением своих желаний, Супер-Эго определяет, является ли данное поведение морально приемлемым. Супер-Эго развивается в результате решения проблем Эдипова комплекса и большей частью представляет собой интернализацию установок, правил и ценностей отца или матери, в зависимости от пола ребенка. Оно делится на две части: Эго-идеал, заключающий в себе стандарты нравственного поведения, к которым мы стремимся, и совесть, удерживающую нас от поступков, которые считаются морально неприемлемыми. Совесть заставляет нас испытывать гордость и удовлетворение, когда мы соответствуем Эго-идеалу, либо чувство вины и стыда, когда мы преступаем моральные нормы. Супер-Эго постепенно начинает оказывать мощное влияние на наше поведение, однако оно постоянно находится в конфликте с Ид, и противоречивые требования двух этих аспектов личности разрешаются через суждения Эго — третьей составляющей структуры человеческой личности.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Супер-Эго
один из трех компонентов структуры личности, описанных 3. Фрейдом: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (С.-Э.) (см. Психоанализ). Ид — именно та арена, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. С.-Э. (Сверх-Я) — это совокупность моральных устоев общества; она исполняет роль «цензора». Таким образом, Эго находится в конфликте, ибо требования Ид и С.-Э. несовместимы, поэтому Эго (Я) постоянно прибегает к защитным механизмам: вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно.
По мнению Фрейда, для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). При этом организм рассматривается Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. С.-Э. обеспечивает их социальную приемлемость. Однако если это ему не удается, конфликт между Ид и С.-Э. приобретает обостренный характер, нормальное функционирование личности нарушается.
Литература
Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1986.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
СУПЕР-ЭГО
один из элементов моделей структуры субъекта, согласно постулатам психоанализа З.Фрейда; эволюционные кондиции-факторы сверх-Я — супер-Эго формируются-конституируются в раннем детстве под влиянием адукации-воспитания, а чуть позднее представляют собой модель-систему нравственных чувств, требований-предписаний к поведению, действиям, поступкам, акциям и аффирмациям-резолюциям Эго-Я индивида; кардинально-онтологическо-социальным механизмом конституирования-морфологизации С-Я. явл. факторы мультиидентификации со С.-Я родителей, родственников, на-ставников, близких людей, а поэтому. С.-Я и явл. моделеносителем ритуалов-ориентаций-традиций, кот. передаются из поколение в поколение и редко, т.о., трансформируются-транстектонизируются; к макромодели С.-Я, по мнению неофрейдистов и других стор. концепции Фрейда относятся — матрицы-функции интроспекции, матрицы функции совести, самонаблюдения, самоосознания, некот. конститутивы-матрицы-модели бессознательного, с учетом супер-Эго, кот. и явл. согласно критериев иссл., фундаментально-индивидуальной предпосылкой, контролирующей функции поведения субъекта, его совесть и конституирующей так же тектонику Я-идеала, Я-парадигмы-эталона; если к примеру, эго-субъект желает удовлетворить-заполучить определенное наслаждение под давлением Оно-Ид и референцирует-исполняет-продуцирует нечто то, что расходится в формами совести, то в таком случае и неизбежно наказание Эго-Я в форме чувственного стыда или же раскаяния; Я-парадигма, Я-идеал, Я-эталон, с коими Эго субъекта соизмеряет-сооценивает-сокритериеизирует самого себя и к коему Эго субъекта константно интенционирует-стремится, константно т о., самосовершенствуется-самоэволюционизируется и старается, адекватизироваться-изоморфироваться с парадигмой-эталоном; Сверх-Я, Супер-Эго находятся в постоянной оппозиции-противостоянии к Оно-Ид, запрещая самому Эго, по мнению
неофрейдистов, исполнять-референцировать его стремления-желания, реализовывать те или иные индивидуально-эмпирические цели-задачи.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
СУПЕР-ЭГО
понятие, используемое в психоаналитической литературе для обозначения одной из частей или инстанций психики, структуры личности.
В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд выделил три структурные составляющие психического аппарата: Оно, Я и Сверх-Я. В этой работе он впервые использовал понятие «Uber-Ich», переводимое на русский язык как Сверх-Я. При издании работ З. Фрейда на английском языке немецкое «Uber-Ich» было обозначено термином «super-ego». В дальнейшем при издании англоязычной психоаналитической литературы на русском языке английский термин «super-ego» стал воспроизводиться как «супер-эго» или «Супер-Эго».
В настоящее время в различных русскоязычных изданиях немецкое «Uber-Ich» и английское «super-ego» трактуются как равнозначные, в результате чего в одних публикациях фигурирует понятие Сверх-Я, в то время как в других – Супер-Эго. Оба понятия несут одну и ту же смысловую нагрузку.
В содержательном отношении Супер-Эго олицетворяет собой психическую инстанцию, воплощающую родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть. В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи. С психоаналитической точки зрения, Супер-Эго является наследником эдипова комплекса, образуется в психике человека в процессе интериоризации родительских требований и запретов, включает в себя бессознательное чувство вины и может быть для индивида столь тираническим, вызывающим страх совести, что сшибки между ним и Я способны привести к невротизации, бегству в болезнь.
З. Фрейд исходил из того, что возникновение Uber-Ich, то есть новой (по сравнению с Оно и Я) инстанции в психике ребенка, связано с разрушением эдипова комплекса. Многие современные психоаналитики считают, что формирование Супер-Эго начинается в более раннем возрасте ребенка, на доэдипальной стадии его развития. Так или иначе образование Сверх-Я представляется важным этапом инфантильного развития, оказывающим существенное влияние на мышление и поведение взрослого человека.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001