СУПЕР-ЭГО

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Супер-Эго
superego). Согласно Фрейду, компонент личности, в котором заключается совесть человека, набор его моральных правил и его Эго-идеал.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Супер-эго
Superego strenght). Один из полюсов типа P, характеризующийся тенденцией к чувствительности, эмпатии. Противоположность психотизму.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Супер-эго
лат. «сверх-я») – в системе психоанализа – психическая сущность, связанная с этическим поведением человека, отвечающая за принимаемые им стандарты поведения. Ср. ид.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Супер-эго
(англ. Superego). В психоанализе - часть психического аппарата, функционирующая в качестве морального сознания или судьи-критика. Она также отвечает и за формирование идеалов эго. Супер-эго - это результат внедрения родительских наставлений в сознание ребенка.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Супер-эго
согласно психоаналитической теории З.Фрейда, психологическая подсистема личности, Руководствующаяся требованиями совести, долга и ответственности и выполняющая функции нравственного контроля и моральной оценки деятельности личности. В случае расхождения ее оценок с требованиями двух других подсистем- ид и эго- возникает внутриличностный Конфликт.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

СУПЕР-ЭГО
superego) - (в психоанализе) в схеме построения личности обозначение наивысшей инстанции, выполняющей функции цензора, отвергающего подсознательные влечения и желания или допускающего их в сознание. Кроме того, в ней происходит формирование идеалов для эго. Фактически супер-эго - это результат соединения родительских наставлений в голове ребенка.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

СУПЕР-ЭГО
Super-ego; Uber-Ich) - психоаналитический термин, обозначающий ту часть эго, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлективной деятельности.
Юнг редко пользовался этим термином, что можно объяснить и тем, что он настаивал на врожденной природе морали, которая представляет "предсуществующий нравственный канал, пропускающий поток психической энергии" (КСАП, с. 147).
Юнг приравнивает супер-эго к коллективной морали (см. коллективное), поддерживаемой культурой и традициями. Относительно основ такой коллективной морали человек должен выработать свою собственную систему ценностей и этических правил (см. индивидуация).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Супер-Эго
в классическом психоанализе – гипотетическая инстанция личности, связанная с этическим и моральным поведением, рефлексией и самооценкой. Предполагается, что супер-Эго образуют интернализованные социальные требования, в особенности родительские влияния. По мнению ряда аналитиков, источником суровости или нетерпимости супер-Эго является (по крайней мере, частично) насилие субъекта над своими чувствами в детстве. Полагают также, что тенденция супер-Эго к самонападению дает выход собственным агрессивным импульсам, поскольку супер-Эго черпает свою энергию из Ид. Некоторые аналитики считают одной из задач психоаналитической терапии изменение супер-Эго в сторону большей терпимости и реализма, тогда как другие говорят о передаче его функций в распоряжение Эго. См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Супер-Эго
В теории Фрейда - одна из компонент структуры личности, которая связана с нравственностью и идеалами. В то время как Ид озабочено мгновенным удовлетворением своих желаний, Супер-Эго определяет, является ли данное поведение морально приемлемым. Супер-Эго развивается в результате решения проблем Эдипова комплекса и большей частью представляет собой интернализацию установок, правил и ценностей отца или матери, в зависимости от пола ребенка. Оно делится на две части: Эго-идеал, заключающий в себе стандарты нравственного поведения, к которым мы стремимся, и совесть, удерживающую нас от поступков, которые считаются морально неприемлемыми. Совесть заставляет нас испытывать гордость и удовлетворение, когда мы соответствуем Эго-идеалу, либо чувство вины и стыда, когда мы преступаем моральные нормы. Супер-Эго постепенно начинает оказывать мощное влияние на наше поведение, однако оно постоянно находится в конфликте с Ид, и противоречивые требования двух этих аспектов личности разрешаются через суждения Эго — третьей составляющей структуры человеческой личности.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Супер-Эго
один из трех компонентов структуры личности, описанных 3. Фрейдом: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (С.-Э.) (см. Психоанализ). Ид — именно та арена, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. С.-Э. (Сверх-Я) — это совокупность моральных устоев общества; она исполняет роль «цензора». Таким образом, Эго находится в конфликте, ибо требования Ид и С.-Э. несовместимы, поэтому Эго (Я) постоянно прибегает к защитным механизмам: вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно.
По мнению Фрейда, для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). При этом организм рассматривается Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. С.-Э. обеспечивает их социальную приемлемость. Однако если это ему не удается, конфликт между Ид и С.-Э. приобретает обостренный характер, нормальное функционирование личности нарушается.
Литература
Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1986.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СУПЕР-ЭГО
один из элементов моделей структуры субъекта, согласно постулатам психоанализа З.Фрейда; эволюционные кондиции-факторы сверх-Я — супер-Эго формируются-конституируются в раннем детстве под влиянием адукации-воспитания, а чуть позднее представляют собой модель-систему нравственных чувств, требований-предписаний к поведению, действиям, поступкам, акциям и аффирмациям-резолюциям Эго-Я индивида; кардинально-онтологическо-социальным механизмом конституирования-морфологизации С-Я. явл. факторы мультиидентификации со С.-Я родителей, родственников, на-ставников, близких людей, а поэтому. С.-Я и явл. моделеносителем ритуалов-ориентаций-традиций, кот. передаются из поколение в поколение и редко, т.о., трансформируются-транстектонизируются; к макромодели С.-Я, по мнению неофрейдистов и других стор. концепции Фрейда относятся — матрицы-функции интроспекции, матрицы функции совести, самонаблюдения, самоосознания, некот. конститутивы-матрицы-модели бессознательного, с учетом супер-Эго, кот. и явл. согласно критериев иссл., фундаментально-индивидуальной предпосылкой, контролирующей функции поведения субъекта, его совесть и конституирующей так же тектонику Я-идеала, Я-парадигмы-эталона; если к примеру, эго-субъект желает удовлетворить-заполучить определенное наслаждение под давлением Оно-Ид и референцирует-исполняет-продуцирует нечто то, что расходится в формами совести, то в таком случае и неизбежно наказание Эго-Я в форме чувственного стыда или же раскаяния; Я-парадигма, Я-идеал, Я-эталон, с коими Эго субъекта соизмеряет-сооценивает-сокритериеизирует самого себя и к коему Эго субъекта константно интенционирует-стремится, константно т о., самосовершенствуется-самоэволюционизируется и старается, адекватизироваться-изоморфироваться с парадигмой-эталоном; Сверх-Я, Супер-Эго находятся в постоянной оппозиции-противостоянии к Оно-Ид, запрещая самому Эго, по мнению
неофрейдистов, исполнять-референцировать его стремления-желания, реализовывать те или иные индивидуально-эмпирические цели-задачи.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СУПЕР-ЭГО
понятие, используемое в психоаналитической литературе для обозначения одной из частей или инстанций психики, структуры личности.
   В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд выделил три структурные составляющие психического аппарата: Оно, Я и Сверх-Я. В этой работе он впервые использовал понятие «Uber-Ich», переводимое на русский язык как Сверх-Я. При издании работ З. Фрейда на английском языке немецкое «Uber-Ich» было обозначено термином «super-ego». В дальнейшем при издании англоязычной психоаналитической литературы на русском языке английский термин «super-ego» стал воспроизводиться как «супер-эго» или «Супер-Эго».
   В настоящее время в различных русскоязычных изданиях немецкое «Uber-Ich» и английское «super-ego» трактуются как равнозначные, в результате чего в одних публикациях фигурирует понятие Сверх-Я, в то время как в других – Супер-Эго. Оба понятия несут одну и ту же смысловую нагрузку.
   В содержательном отношении Супер-Эго олицетворяет собой психическую инстанцию, воплощающую родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть. В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи. С психоаналитической точки зрения, Супер-Эго является наследником эдипова комплекса, образуется в психике человека в процессе интериоризации родительских требований и запретов, включает в себя бессознательное чувство вины и может быть для индивида столь тираническим, вызывающим страх совести, что сшибки между ним и Я способны привести к невротизации, бегству в болезнь.
   З. Фрейд исходил из того, что возникновение Uber-Ich, то есть новой (по сравнению с Оно и Я) инстанции в психике ребенка, связано с разрушением эдипова комплекса. Многие современные психоаналитики считают, что формирование Супер-Эго начинается в более раннем возрасте ребенка, на доэдипальной стадии его развития. Так или иначе образование Сверх-Я представляется важным этапом инфантильного развития, оказывающим существенное влияние на мышление и поведение взрослого человека.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001