СУБЪЕКТИВНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СУБЪЕКТИВНОСТЬ

СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Найдено 4 определения термина СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

от лат. subjectum - подлежащее и греч. semantikos - обозначающий) - система категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. Если принять определенные допущения, в частности о независимости данных категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве, которое получает свою характеристику в системе координатных осей, на основании которых вычисляется расстояние между значениями.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ПРОСТРАНСТВО СЕМАНТИЧЕСКОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ

модель структуры категориальной (-> категоризация) индивидуального сознания, на основе коей производится классификация объектов, понятий и прочего путем анализа их значений. Размещение в пространстве семантическом тех или иных значений позволяет проводить их анализ, судить об их сходстве и различии;

Если принять определенные допущения, в частности - о независимости категорий пространства семантического субъективного, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном пространстве семантическом, получающем свою характеристику в системе координатных осей, на основании коих вычисляется расстояние между значениями.

Математически пространство семантическое субъективное выражается с помощью координатных осей и точек и вычисления расстояния между ними. Его построение как метода исследования и как модельного представления структур категориальных широко распространилось в области психологии памяти (модели семантические памяти долговременной), психологии мышления и теории принятия решения. Этот метод применяется также в психологии различий дифференциальных, в исследовании когнитивных аспектов сознания и самосознания личности.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

от лат. subjectum - подлежащее + греч. semantikos - обозначающий) - модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой путем анализа значений объектов (понятий и т. п.) выявляется их субъективная "классификация". Размещение в С. с. п. тех или иных значений позволяет проводить их анализ, судить об их сходстве и различии. Математически С. с. п. выражается с помощью координатных осей, точек и вычисления расстояния между ними. Построение С. с. п. как метод исследования и как модельное представление категориальных структур получило широкое распространение в области психологии памяти (семантические модели долговременной памяти), психологии мышления и теории принятия решения. Этот метод находит также применение в дифференциальной психологии, в исследовании когнитивных (познавательных) аспектов сознания и самосознания (личности и группы). См. Семантика, Психосемантика. (В. Ф. Петренко.)

Добавление ред.: Очевидно, изучение С. с. п. относится к исследованиям того, что Л. С. Выготский назвал "внутренней, или смысловой, структурой сознания".

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Субъективное семантическое пространство

Словообразование. Происходит от лат. subjectum - подлежащее и греч. semantikos - обозначающий.

Категория. Система категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий.

Специфика. Если принять определенные допущения, в частности о независимости данных категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве, которое получает свою характеристику в системе координатных осей, на основании которых вычисляется расстояние между значениями.

Источник: Психологический словарь

Показать все [+1] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

О субъективных семантических пространствах личности при соматических заболеваниях

Устина Е.Ю., Николаев Е.Л.
Цель исследования состояла в выявлении с помощью семантического дифференциала особенностей влияния соматического заболевания на характер и профиль изменения семантических пространств у терапевтических больных. В исследовании участвовали 46 пациентов с различными соматическими заболеваниями и 45 здоровых. Выявлено, что соматическое заболевание оказывает значительное влияние на изменение индивидуальной системы значений, что проявляется в выраженных различиях семантических характеристик понятий «здоровье», «болезнь», «я».
Скачать PDF

Несоответствие субъективного образа реальному миру как проявление экстремального пространства личнос

Погорелов А.Г., Погорелова Е.И.
Скачать PDF

Виртуальные компоненты субъективного пространства личности

Лайер Л.В., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Субъективный телесный опыт: динамика в пространстве общения ребёнка и взрослого

Тюлюпо С.В.
Выявлены и подвергнуты психологическому анализу психологически понятные взаимосвязи между стилем восприятия родителями сообщения ребёнка о телесных сенсациях и феноменами, сопровождающими оформление понятийно-смысловой сферы субъективного телесного опыта ребёнка 4-5 лет. Описаны тенденции формирования семантических пространств субъективного телесного опыта ребёнка в соотношении с различными коммуникативными позициями родителей
Скачать PDF

Психосемантика времени и пространства в субъективном восприятии студентов с разной направленностью п

Коновалова Татьяна Олеговна, Заводчиков Дмитрий Павлович
В статье обобщены результаты исследования влияния осваиваемой специальности на репрезентацию времени и пространства студентами. Предметом исследования выступает содержание и организация вербальной и образной репрезентации времени и пространства в сознании студентов с разной направленностью специализации. Целью работы стало выявление различия и сходства характеристик репрезентированности пространства и времени в сознании студентов гуманитарных и технических специальностей. Теоретико-методологическим основанием служат: системный и субъектный подходы, положения когнитивной психологии о ментальных внутренних репрезентирующих структурах. В основание эмпирической части исследования положены теоретико-эмпирические позиции психосемантики. Исследование проводилось со студентами 2-4 курсов Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбурга. Выводы свидетельствуют о существовании на этапе профессиональной подготовки некоторых качественных различий в организации ментальных репрезентаций времени и пространства в связи с направленностью осваиваемой профессиональной деятельности. Последующие эмпирические исследования позволяют уточнить и расширить выводы данного исследования
Скачать PDF

Динамика субъективной оценки студентами вузовского образовательного пространства как показатель адап

Протасова Ирина Николаевна, Протасов Виктор Васильевич
В статье обучение в вузе рассматривается как пространство для личностного и интеллектуального роста. Приводятся данные проведенного исследования динамики субъективных оценок процесса адаптации.
Скачать PDF

Методика моделирования субъективного пространства «Тело - душа - я»

Иванова Светлана Андреевна
В данной статье представлена компьютерная методика «Цветовое и графическое моделирование субъективного пространства» созданная Нагибиной Н.Л. и Ивановой С.А. Данная методика позволяет сравнивать варианты субъективных представлений о себе, теле и душе в обычном и стрессовом состояниях. В качестве методологической основы используются концепции российских и зарубежных авторов о субъективном пространстве. Новизна методики состоит в диагностировании и регулировании психоэмоционального состояния через образы души, тела и я. Авторы заключают, что данная методика обходит препятствия к глубинным конфликтам и может использоваться для диагностики и изменений проблемных состояний.
Скачать PDF

Соотношение понятий стиль жизни и субъективное жизненное пространство личности

Барышева Елена Ивановна
Статья посвящена изучению стиля жизни молодежи как показателя, отражающего субъективное жизненное пространство личности. Приведен анализ определений субъективного жизненного пространства и стиля жизни в исследованиях различных ученых и психологических направлениях. Проведен сравнительный анализ этих понятий. Приведены варианты теоретической типологии стилей жизни личности. Субъективное жизненное пространство рассматривается в статье как совокупность значимых «тем бытия» личности, то, что является для личности важным в его отношениях с миром. Отмечена взаимосвязь категории субъективного жизненного пространства с категориями «значимость», «смысл», «ценность». В статье приведены результаты эмпирического исследования стиля жизни молодежи (18-28 лет), значительное количество переменных стиля жизни проанализированы в контексте отражения содержания субъективного жизненного пространства.
Скачать PDF

Стиль жизни молодежи как отражение содержания субъективного жизненного пространства личности

Барышева Елена Ивановна
Статья посвящена изучению стиля жизни молодежи как показателя, отражающего субъективное жизненное пространство личности. Дано описание и анализ результатов эмпирического исследования стиля жизни молодежи довоенного Донбасса. Проанализированы следующие маркеры стиля жизни: жизненное кредо личности, понимание успеха в жизни, факторы, от которых зависит успех, социальные условия достижения успеха, способствующие и мешающие обстоятельства; результативность собственной жизни; место реализации собственных планов (в собственной стране или за рубежом); уровень благосостояния респондентов; удовлетворенность / неудовлетворенность социальными условиями в стране. Изучались особенности повседневной жизни респондентов: свободное время, любимые занятия, место в жизни молодежи здорового образа жизни, спорта, музыки, литературы, значимости влияния СМИ, телевидения, влияние социальных стереотипов на особенности повседневной жизни.
Скачать PDF

Влияние психосемиотических особенностей образовательного пространства на семантическую оценку метафо

Кыштымова Ирина Михайловна
Рассмотрена специфика влияния психосемиотических особенностей образовательного пространства на оценку метафорического текста школьниками. Обоснованы психологические закономерности, описан механизм влияния на эстетическое и психологическое развитие школьников образовательного пространства как зависимого от типа контекстной культуры.
Скачать PDF

Семантические пространства этнической идентичности молодежи: тендерный аспект

Бублик М.М.
В статье представлен материал, полученный на основе анализа психосемантических пространств многонациональной выборки молодежи и раскрывающий гендерные особенности этнической идентичности
Скачать PDF

Пространственно-визуальные и семантические репрезентации времени (сравнительное исследование здоровы

Молчанова Е. С.
The author analyses some peculiarities of visual spatial and semantic representation of time in healthy young people and persons with mild depression. Two cognitive models related to duration of perception of the stimulus are presented. The author also analyses characteristic features of time representation in cognitive maps and differences between the semantic images of the "present", "past" and the "future'.
Скачать PDF