Структурная теория научения

Найдено 1 определение:

Структурная теория научения

structural learning theory) С. т. н. представляет собой естественное расширение более ранних исслед., обеспечивающее объединяющую теорет. основу для рассмотрения взаимодействий между отдельными учениками (learners) и их окружением (напр., обучением и научением). Согласно С. т. н. то, чему отдельный чел. научается и чему он может научиться в любой конкретной ситуации, напрямую зависит от того, что этот чел. уже знает. Предполагается, что челов. познавательная способность (cognition) может быть охарактеризована с т. зр. специфических индивидуальных знаний (представленных в виде набора правил) и универсальных характеристик челов. механизма обработки информ. Знания указывают на поведенческий потенциал индивидуума (при предварительно оговоренных тестовых условиях). Универсальные характеристики, по контрасту, лучше всего рассматривать как те аспекты челов. когнитивного функционирования, к-рые присущи всем людям в целом; они не должны (а в некоторых случаях и не могут) приобретаться путем научения. Однако универсальные характеристики налагают важные ограничения на тот способ, к-рым могут репрезентироваться и измеряться знания. В С. т. н. признаются две универсальных характеристики челов. познавательной способности: одна имеет отношение к контролю (допустимым взаимодействиям между правилами), а другая - к скорости и производительности обработки информ. В структурных исследованиях научения механизмы контроля яв-сь предметом непосредственного эмпирического изучения. Эти исслед. продемонстрировали, что широкое разнообразие феноменов поведения, варьирующих от решения проблем и научения до мотивации, памяти и развития умений, может объясняться и предсказываться путем введения соответствующих правил младшего и старшего порядка и допущения о следующем механизме контроля: при столкновении с проблемой ученик проверяет каждое имеющееся правило (напр., в оперативной памяти) с т. зр. его применимости в данной ситуации. Если обнаруживается одно такое правило, в точности подходящее для решения проблемы, оно и применяется. Если в его распоряжении не оказывается готовых к немедленному употреблению правил или их оказывается несколько, процесс поиска перемещается на следующий уровень для проверки наличия правил старшего порядка, к-рые обладают потенциалом для порождения искомого единственного правила решения, и т. д., пока в этом есть необходимость. После того как такое правило отобрано и применено, результат такого применения, возможно вновь выработанное правило, добавляется к набору имеющихся правил. Затем контроль перемещается на ближайший более низкий уровень, где поиск продолжается, на этот раз среди правил набора, содержащего и это новое правило. Второй предполагаемой универсальной когнитивной характеристикой яв-ся производительность обработки информ., или обрабатывающая способность. В отличие от большинства когнитивных теорий, в С. т. н. предполагается, что рабочая, или оперативная, память (working memory) содержит в себе не только данные (материал, к-рым оперируют правила), но и сами правила (процессы). Это отличие влечет за собой множество следствий, связанных с разнообразными феноменами памяти и исполнения, из которых лишь часть была подвергнута эмпирическому исслед. Считается, что специфические знания, в отличие от универсальных когнитивных ограничений, варьируют от индивидуума к индивидууму. Отсюда первый шаг при создании конкретной структурной теории научения заключается в том, чтобы идентифицировать тот исходный уровень компетентности, который составляет основу данной проблемной области, и репрезентировать его через ограниченный набор правил. Эти правила должны быть представлены достаточно детально, с тем чтобы все их специфические компоненты непосредственно контактировали с предполагаемым минимумом способностей (всех) учеников в целевой популяции. С целью идентификации (generating) такой компетентности в структурных исслед. научения используется общий метод анализа, получивший название структурного анализа (structural analysis). Данная теория говорит нам, каким образом при помощи конечной процедуры тестирования можно установить, какие части каких правил отдельные ученики знают, а какие не знают. В этой теории представлен целый ряд важных, но порой весьма тонких взаимосвязей между содержанием, познавательной способностью и индивидуальными различиями. В завершение следует отметить, что переключаемый целью контроль (goal-switching control) не только получил строгую и прямую эмпирическую поддержку, но также может служить в качестве практически полезной основы для идентификации того, что должно выучиваться в учебных ситуациях. См. также Теории научения Дж. М. Скэндьюэ
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Континуальность типов научения: динамическое моделирование на основе теории катастроф

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
Статья посвящена формулировке теоретических подходов для моделирования и сравнительного изучения феноменов научения у человека и животных. С математической точки зрения моделирование основывается на концепциях теории катастроф и динамического моделирования. Описываемый подход к моделированию позволяет получить все известные формы кривых научения с помощью вариации единственного параметра λ, определяющего тип научения
Скачать PDF

Сознание, научение и контроль: вперед к теории ( доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
Автор лекции призывает искать природу сознания в логике познания, утверждая, что психика и сознание всего лишь инструменты познавательной деятельности. Результаты экспериментальных исследований последних лет приводят нас к выводу, что практически всё, что раньше считалось исключительной прерогативой сознания: принятие сложных решений, семантические преобразования, постановка целей, вынесение социальных оценок и моральных суждений и многое другое, всё это сначала происходит неосознанно и лишь потом осознается. Что же в таком случае делает сознание? В лекции делается попытка объяснить необходимость возникновения субъективного переживания. Постулируется необходимость независимой проверки результатов познания. На примере многочисленных исследований демонстрируется эвристичность высказанных предположений о структуре и функциях психики и сознания.
Скачать PDF

Структурная модель профессионализма руководителя в рамках теории управления

Нечаев Владимир Иванович, Нечаев Юрий Владимирович
Выполнен краткий обзор литературы по проблеме управленческого профессионализма. Проанализированы достоинства и недостатки определений и структурных моделей профессионализма в целом и профессионализма руководителя в частности. Предложена структурная модель профессионализма руководителя, актуальная для теории управления.
Скачать PDF

Системно-структурный анализ теорий психологических трансформаций личности

Абакумова Ирина В., Рядинская Евгения Н., Голубова Вера М.
В данной статье представлен системно-структурный анализ теорий психологических трансформаций личности, раскрывающий основные методологические подходы к определению сущности изменений личности. Особое внимание уделено трансформациям ценностно-смысловой сферы личности. В статье дано определение понятия «трансформация» с разных сторон психологической науки. Представлен обзор теорий и подходов разных авторов к изучению личности и ее трансформации. Выделены динамические, статические теории личности, а также теории развития и трансформации. Дана подробная характеристика психотрансформационного подхода с выделением искусственных и естественных трансформаций. В статье рассмотрены различные модели и формы трансформации личности. Подробно представлены: «теория поля», основанная на понятиях «анализа тенденций» или «сил», создающих барьеры или помогающих преобразованиям, и «теория кристаллизации недовольства», способствующая образованию ассоциативных связей между субъективным восприятием проблем, затрат и негативных результатов. Авторы классифицируют рассмотренные подходы по нескольким параметрам: закономерностям развития, влиянию ситуации и контекста деятельности, характеру когнитивной активности, специфике механизмов сопротивления любым изменениям. Анализ рассмотренных подходов и моделей показывает, что возможности преобразований личности исходят из уровня, на котором изучается сама личность. Взгляд на изменения личности с точки зрения уровней функционирования подчеркивает особенности процессов трансформации, характерных для каждого из них, и предполагает, что быстрый темп преобразований личности является характерным признаком смыслового уровня. На основе проведенного системно-структурного анализа теорий психологических трансформаций личности авторы предлагают дифференцировать возможные изменения личности на уровне личностной активности человека, черт его индивидуальности, и на смысловом уровне. Авторы делают вывод о том, что важным является изучение трансформаций личности, находящейся в зоне вооруженного конфликта с точки зрения когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений.
Скачать PDF

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА ПРИ ПОМОЩИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ (EMDR) И ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОЙ ДИССОЦИАЦИИ ЛИЧН

Казенная Елена Викторовна, Дивид Екатерина Кареновна
Данная статья посвящена описанию одного из современных и научно обоснованных методов психотерапии Eye Movement Desensitization and Reprocessing, сокращенно EMDR (десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз), в основе которого лежит модель апдаптивной переработки информации (AIP). В статье приводится обоснование учета теории структурной диссоциации личности (TSDP) при работе с тяжелой психической травмой.
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Стигма: теория и практика

Кнуф Андреас, Эпов Лев Юрьевич
Скачать PDF

Теория автоматического регулирования методологическая основа процесса оптимального управления двигат

Никитин С.Н.
Решение проблем оптимального управления двигательными действиями для профессиональной деятельности и спорта невозможно без теории автоматического регулирования, которая уже доказала свою правомочность в других областях науки. Разработанная функциональная система двигательной деятельности, являющаяся неотъемлемой частью «сплошной среды», позволяет рассматривать понятия из области теории автоматического регулирования, которая с успехом применяется для понимания механизмов поддержания постоянства внутренней среды.
Скачать PDF

Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий

Барсукова Светлана Александровна
В статье представлены различные точки зрения на проблему нравственного и морального развития ребенка. Прослеживается феномен развития совести человека через систему Суперэго, описанной в психоаналитической концепции, и проявлении морального поведения и сознания, представленных в когнитивноповеденческих концепциях. Высказывается авторская позиция в понимании совести, основанная на антропоцентрических концепциях.
Скачать PDF

Философский анализ становления современной теории эмоций

Куликов С. Б.
В статье отстаивается тезис о том, что становление современной теории эмоций раскрывает особенный вариант самосознания, в рамках которого научный поиск соответствует средству прояснения вопроса, является ли человек разумным животным или же он деятельное существо, независимое от природных начал.
Скачать PDF

Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов

Варлакова Ю. Р.
Речь идет о проблеме креативности студентов вуза, о методах ее развития, приводятся результаты проведенного эксперимента по проверке эффективности педагогических условий развития креативности студентов вуза.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!