СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ это что такое СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: определение — Психология.НЭС
СТРУКТУРНАЯ ПАТОЛОТИЯ СТРУКТУРНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ МИНУХИНА

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 4 определения термина СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ structural psychology) - термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии. Развивая идеи В. Вундта, Титченер доказывал, что психология должна отвлекаться от функционального значения психики, от роли, выполняемой сознанием в поведении. Ее задача - изучать структуру сознания, расчленять любое душевное явление на составляющие его элементы, не поддающиеся дальнейшему анализу, выяснять законы объединения этих составных частей и раскрывать связь психологической структуры с физиологической организацией. С. п. Титченера - концентрированное выражение интроспективной трактовки психики, которая ограничивается лишь сферой осознанного и исследуется как замкнутое в самом себе сознание. Методом С. п. служит аналитическая интроспекция - описание переживаний в категориях элементов сознания. В положении о возможности непосредственного познания психики реализуется позитивистский принцип о совпадении сущности и явления. Представители функционализма критиковали концепцию Титченера за игнорирование дарвиновской теории о роли психики в процессе приспособления {адаптации) организмов к среде. В настоящее время С. п. представляет в основном исторический интерес. (А. Н. Ждан.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Структурная психология

Словообразование. Происходит от лат. structura - взаиморасположение, греч. psyche - душа и logos - учение.

Категория. Направление в психологии.

Специфика. Развивалась Э.Титченером на основе идей В.Вундта в противовес функциональной психологии. Задачей психологии, по его мнению, является не анализ роли, выполняемой сознанием в поведении, а обнаружение элементарных структур сознания, не поддающихся дальнейшему расчленению, выяснение законов объединения этих частей, а также раскрытие связи психологических элементов с физиологическими процессами. Эта задача решалась прежде всего при помощи метода аналитической интроспекции.

Источник: Психологический словарь

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

См. структурализм (1).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

структурная психология

одно из направлений зарубежной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.), основное внимание уделявшее структурной организации психического, отношеням его структурными элементами. С.п. подверглась критике со стороны гештальтпсихологии и функциональной психологии.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов гуманитарн

Буравцова Наталия Владимировна
В статье представлены структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов педагогов и психологов, специфика психологического пространства личности рассматривается в зависимости от уровней личностной суверенности, доказано, что уровень личностной суверенности студентов-гуманитариев определяет уровень эмпатии.
Скачать PDF

Структурные и содержательные аспекты исследования феномена мотивации в юридической психологии

Арбузова Е.Н.
Наиболее важными проблемами исследования мотивации на данный момент являются проблемы, связанные с определением ее основного содержания и структуры. Предложенная автором модель мотивации рассматривается с точки зрения системного принципа и ориентирована на разработку мер, предупреждающих развитие неконструктивных форм мотивации. В исследовании приводятся некоторые данные корреляционного анализа.
Скачать PDF

Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников РФ

Малиновская Н. Д.
Скачать PDF

Структурно-функциональный подход к исследованию культурно-психологической компетентности личности

Жижина Мария Викторовна
Структурно-функциональный подход предлагается в качестве основы для построения модели культурно-психологической компетентности личности. Культурно-психологическая компетентность рассматривается как интегральное социально-психологи-ческое свойство, обеспечивающее эффективное взаимодействие личности с культурной средой. В статье подчеркивается значение формирования культурно-психологической компетентности в плане реализации жизненных перспектив человека, его гражданского и профессионального становления.
Скачать PDF

Структурно-уровневый анализ и установление психологических механизмов патологии

Роговин М.С., Залевский Г.В.
Предпринята попытка прояснить суть понятия «психологический механизм», а также отношения между двумя рядами понятий «уровневая структура действия» и «уровневая структура личности». Выявлено, что в обоих случаях имеет место снижение с патологически измененного уровня цели на уровень средств. Иллюстрируется это на примере нарушения речи.
Скачать PDF

Факторный и кластерный анализы в контексте структурно-уровневого подхода к проблеме психологии здоро

Кузьмина Юлия Викторовна
Обсуждаются проблемы психологии здоровья и стиля жизни студентов, возможности реализации структурно-уровневого подхода с использованием в исследовании факторного и кластерного анализов. Описаны результаты исследования, полученные с помощью опросника «Оценка стиля жизни и уровня здоровья» («Как ваше здоровье?») Р. Страуба, адаптированного Г.В. Залевским.
Скачать PDF

Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателей высшей школы РФ

Дёмина Людмила Денисовна
Психологическая культура личности (ПКЛ) рассматривается как системный психологический феномен, включающий взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты (когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, креативный, интерактивный). Ее системообразующим основанием является социальный интеллект. Доказано, что ПКЛ служит основанием вектора и содержания любой активности человека, в том числе и профессиональной. Предлагаются концепция психологического сопровождения образовательного процесса в вузе и программа повышения квалификации преподавателей вуза.
Скачать PDF

Структурно-функциональные характеристики психологических механизмов переживания травматического собы

Полетаева Анна Вадимовна
Исследование посвящено психологическим проблемам переживания жизненных событий, имеющих травматический характер. Рассматривается феномен переживания травматического события, дано описание этого феномена сквозь призму его структурных и функциональных характеристик. Показана роль актуального смыслового состояния в переживании травматического события, на основании чего дана новая интерпретация смысловой составляющей механизмов переживания. Илл.4. Библиогр. 13 назв.
Скачать PDF

Личностная беспомощность у студентов: психологическое содержание структурных компонентов

Циринг Д.А.
статье рассматривается проблема изучения структуры личностной беспомощности у студентов. Приводятся результаты исследования эмоциональной, когнитивной, мотивационной и волевой сфер личности у студентов с признаками беспомощности и их отсутствием.
Скачать PDF

Саморегуляция поведения психолога в структурных компонентах

Пошехонова Вера Адамашевна
Личностная осознанная (ценностно-смысловая) саморегуляция – это система психических феноменов, структур и механизмов сознания, обеспечивающая реализацию субъектной активности личности.
Скачать PDF

Структурно-содержательные характеристики внутриличностной компетентности психолога

Плужникова Лариса Алексеевна
В статье на основе анализа актуальной психологической и акмеологической литературы, результатов эмпирических исследований раскрываются содержательные характеристики компонентов, критериев, показателей внутриличностной компетентности психолога; формулируются уровни ее проявления.
Скачать PDF

Структурные компоненты самоактуализации как составляющей самосознания личности будущего психолога

Самаль Елена Викторовна
В статье анализируется структура самоактуализации личности будущего психолога. Эмпирически доказывается, что данная структура представляет собой единство трех компонентов: мотивационно-потребностного, ценностно-смыслового и функционально-регулятивного. Базовым в структуре является ценностно-смысловой компонент.
Скачать PDF

Похожие термины: