СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ это что такое СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ: определение — Психология.НЭС
Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях Способность терапевта к регулированию

СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ

Найдено 4 определения термина СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ

психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности - музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие способностей специальных опирается на соответственные задатки, - например, слух музыкальный и память.

О способностях специальных них можно говорить в двух планах:

1) как о способностях в некоей области деятельности психической; сюда относятся способности перцептивные, мнестические, логические и пр.;

2) как о способностях к определенному типу деятельности; сюда относятся способности лингвистические, художественные, педагогические и пр.

Способности второго типа, как правило, описываются на базе первого типа, и тесты для их диагностики включают задания для диагностики способностей первого типа.

Показано существование особых периодов сенситивных (-> сенситивность возрастная), на протяжении коих развитие способностей специальных происходит особенно благоприятно. Так, для музыкальных способностей это период до пяти лет, когда активно формируется слух музыкальный и память.

В силу многозначности задатков возможно формирование способностей специальных на достаточно различной анатомо-физиологической основе. Определенный уровень способностей специальных (математических, художественных и пр.) можно сформировать практически у любого здорового ребенка. Поэтому имеются реальные основания для направленного развития способностей детей в условиях специально организованного обучения.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СПЕЦИАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Теоретически, любая способность, которая является специфичной для определенного вида задач; практически, любая способность, выделенная с помощью методов факторного анализа как такая, которая обнаруживает незначимую корреляцию или вообще не коррелирует с другими способностями. Ср. с общей способностью.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

СПОСОБНОСТЬ, СПЕЦИАЛЬНАЯ

См. тест способности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Специальная способность

любая способность, являющаяся специфичной для решения определенного вида задач и не коррелирующая с другими способностями. Например, это счетная способность пациентов с ранним детским аутизмом.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование структуры академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопа

Озеров Виктор Петрович, Акопова Милена Аванесовна
Описывается комплексное исследование когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных компонентов способностей студентов. Исследование предполагает разработку и внедрение принципиально новой методики комплексной психодиагностики академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности», математико-статистическую разработку их структуры и целенаправленное развитие (формирование) ведущих компонентов этих способностей с целью развития у обучающихся «человеческого капитала» и их профессиональной компетентности
Скачать PDF

Специальные способности, обеспечивающие учащимся возможность профильного обучения, в свете когнитивн

Ратанова Тамара Анатольевна
Рассматриваются теоретические подходы к пониманию сущности и природных основ общих умственных и специальных способностей, являющихся основой профильного обучения учащихся старших классов. Описывается принцип дифференциации и представления о репрезентативных когнитивных структурах как носителях умственного развития и специальных способностей (Н.И. Чуприкова). Представлены экспериментальные данные, полученные в рамках дифференционной теории, касающиеся особенностей когнитивной дифференцированности, интеллектуальных и специальных способностей и личностных качеств старших подростков художественных и музыкальных школ.
Скачать PDF

Особенности памяти студентов и школьников с разным уровнем специальных химических способностей

Волкова Е.В.
В статье приводятся данные, обосновывающие существование специальной «химической» памяти, психическим носителем которой могут выступать концептуальные структуры химии. Зрелость данных структур обуславливает избирательность, прочность, объем сохранения химической информации в памяти. Показано различие структурной организации памяти студентов с разным уровнем специальных химических способностей. В группе более успешных химиков, помимо структур долговременной памяти на химическую информацию и структур, обеспечивающих возможность запоминания информации в разных форматах, выявлены структуры «общих химических закономерностей».
Скачать PDF

Факторная структура управленческих способностей студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент

Шансков Михаил Алексеевич, Пономарев Геннадий Николаевич, Усольцев Борис Петрович
В статье представлены результаты психодиагностического исследования факторной структуры управленческих способностей студентов, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте».
Скачать PDF

Структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей

Мовсесян Лина Сергеевна
Представлена структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей, полученная на основе факторного анализа. Выявлены структурные компоненты: социально-перцептивный, интерактивный, мотивационно-личностный, организационно-деятельностный.
Скачать PDF

Динамика изменения показателей эмпатических способностей студентов педагогических специальностей в р

Зайтметов Хусан Авасхонович
В статье рассматривается проблема эмпатиче-ских способностей, а также национальная литература в качестве ее фактора. Автор демонстрирует динамику изменения показателей эм-патических способностей после влияния национальной литературы. Также предлагает про-грамму развития эмпатических способностей средствами национальной литературы.
Скачать PDF

Специальные психофизические способности и волевая подготовка курсантов-юристов

Медников А.Б.
В работе исследовано соотношение успешности защитных действий от вооруженного преступника в связи с показателями физической, психологической подготовленности и психической надежности курсантов-юристов. Экспериментально обоснована возможность использования комплекса упражнений по развитию волевых качеств с целью повышения эффективности защитных действий.
Скачать PDF

Особенности формирования сложнокоординированных навыков у лиц, различающихся специальными способност

Бебинов Сергей Евгеньевич, Сальников Виктор Александрович
В статье отражены результаты исследования темпа прироста навыков управления автомобилем у лиц с различным исходным уровнем подготовленности. Показано влияние специальных способностей на динамику подготовленности.
Скачать PDF

Координационные способности и соматотип как база специальной физической подготовки курсантов

Медников Андрей Борисович
Статья посвящена анализу природных маркеров, которые взаимосвязаны с проявлениями моторных и функциональных характеристик. На примере 251 испытуемого мужского пола раскрыта стимулирующая и лимитирующая роль биологических предпосылок в проявлении специально физической подготовленности курсантов.
Скачать PDF

Интеллект, креативность и специальные способности

Сырникова Н.А.
В статье представлены результаты теоретических обобщений ряда собственных исследований автора, а также работ других авторов, посвященных актуальной проблематике современной когнитивной психологии, связанной с соотношением таких понятий, как интеллект, креативность и специальные способности. Подвергается критике операционный подход к характеристике интеллекта. Отмечается, что интеллект, креативность и специальные способности имеют в своем составе как содержательные, так и операционные характеристики. Указывается, что креативность характеризуется не только мыслительными особенностями (дивергентное мышление), но и специфическими параметрами восприятия, памяти, воображения, внимания, а главной характеристикой специальных способностей является также специфический паттерн интеллектуальных свойств. Показано, что на основе системного подхода удается определить и соотнести указанные концепты. При этом функционирование интеллектуальной структуры инициируется направленностью в целом, а специфические формы мотивации инициируют как проявления креативности, так и специальные способности. Сделано заключение о том, что определение креативности и специальных способностей может быть дано на основе интеллектуальных характеристик.
Скачать PDF

Профессиональные способности учителя при полипредметной и специальной подготовке

Харламова Татьяна Михайловна
Проведен сравнительный анализ психологической структуры профессиональных способностей учителя в зависимости от полипредметной и специальной подготовки. Установлено, что на этапе овладения профессией между педагогическим и предметным компонентами данных способностей отсутствует интеграция, при этом педагогические способности имеют недостаточный уровень развития. Структура предметных способностей будущих учителей изобразительного искусства обладает большей целостностью и более высоким уровнем развития. В качестве детерминант профессиональных способностей выступают свойства психодинамического и личностного уровней индивидуальности, а в группе будущих учителей начальных классов также и нейродинамического уровня.
Скачать PDF

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности. Полученные результаты исследования говорят о присутствии билатеральной связи художественных способностей и креативности на протяжении всего школьного возраста
Скачать PDF