реальный актуальный уровень развития сознания большинства людей в обществе, сложившийся под влиянием условий их жизни. Обыденное сознание выражается в интересах, взглядах, образе жизни, представлениях людей и т.п. Обыденное сознание отличается от научного невысокой строгостью, Недоказательностью знаний, которыми оно располагает.
СОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ
Обыденное сознание
СОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ
термин, обозначающий средний (не самый высокий, не самый низкий) уровень развития сознания людей. С.о. отличается от апперцепции и научного сознания тем, что в С.о. преобладают так называемые житейские, не научные понятия и представления. С.о. порождается реальными условиями жизни людей и выражается в преобладающих у них взглядах, отношениях, интересах, установках, в целом в их образе жизни. С.о. отличается невысокой точностью отражении внешнего мира, неполной достоверностью знаний, на которые оно опирается, недостаточной строгостью суждений и оценок. См. апперцепция, понятие житейское, понятие научное, сознание.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Сознание обыденное
совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. С. о. отличается от сознания, основу которого составляют научные знания, полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество. С. о. свойственны ошибки, которые могут препятствовать научному познанию мира, способствуя сохранению укоренившихся предрассудков. Вместе с тем фиксация многократно повторяющихся связей между вещами и людьми (народная мудрость), характерная для С. о., дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни. А.В. Петровский
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
Обыденное сознание
совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном опыте людей. О. с. формируется в процессе практической деятельности человека, поэтому получаемые психологические знания крайне субъективны, а их характер определяется спецификой социального окружения и особенностями доминирующей деятельности. Очень часто с. отождествляется с житейской психологией. Следует отметить, что она имеет ряд принципиальных отличий от научной:
Житейские психологические знания конкретны, связаны с конкретными ситуациями, людьми, задачами. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщению.
Житейские психологические знания интуитивны. Это обусловлено способом их получения — методом практических проб, субъективного анализа на бессознательном уровне. По сравнению с этим научные знания вполне рациональны и осознаваемы.
Существуют различия в способах передачи знаний: накопленные в житейской психологии передаются, как правило, с большим трудом, подчас это вообще сделать невозможно.
Существуют различия и в способах получения знаний. В житейской психологии — это в основном наблюдения и размышления. В науке — эксперимент.
Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
В силу своей субъективности О. с. свойственны ошибки, которые могут препятствовать научному познанию мира.
Житейские психологические знания конкретны, связаны с конкретными ситуациями, людьми, задачами. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщению.
Житейские психологические знания интуитивны. Это обусловлено способом их получения — методом практических проб, субъективного анализа на бессознательном уровне. По сравнению с этим научные знания вполне рациональны и осознаваемы.
Существуют различия в способах передачи знаний: накопленные в житейской психологии передаются, как правило, с большим трудом, подчас это вообще сделать невозможно.
Существуют различия и в способах получения знаний. В житейской психологии — это в основном наблюдения и размышления. В науке — эксперимент.
Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
В силу своей субъективности О. с. свойственны ошибки, которые могут препятствовать научному познанию мира.