Социальное влияние

Найдено 5 определений термина Социальное влияние

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Социальное влияние

social influence) Любое челов. взаимодействие предполагает власть и влияние. Умение влиять на других и принимать ответственность за такое влияние составляет важную сторону жизни чел. С. в. может рассматриваться с двух различных т. зр.: с позиции черт-факторов (trait-factor) и с позиции динамики-взаимозависимости (dynamic-interdependence). Подход с позиции черт-факторов. При взгляде с позиции черт-факторов С. в. представляется функцией характеристик а) лица, оказывающего влияние, б) лица, испытывающего влияние, и в) самой попытки влияния. В период после Второй мировой войны самым значительным приложением подхода с позиции черт-факторов к С. в. явилась Йельская программа изменения аттитюдов (Yale Attitude Change Program) под руководством Карла Ховланда. Основная часть исслед. в этой программе была сконцентрирована в той области, где эта позиция наиболее сильна, а именно в области изучения эффектов отдельных попыток оказания влияния через СМИ. В каждой из этих ситуаций контакт между коммуникатором и получателем сообщения носит непродолжительный и разовый характер. Кроме того, такая коммуникация является односторонней; в ней отсутствует взаимодействие между двумя сторонами. Поскольку единичные случаи односторонней коммуникации являются по существу статическими, при их анализе чрезвычайно полезным оказывается подход с позиций черт. Реализация С. в. рассматривается как передача вызывающим доверие и привлекательным коммуникатором эффективно организованного сообщения уязвимой или подверженной влиянию аудитории. Исследователи черт-факторов предполагают, что люди яв-ся рациональными в способе, к-рым они перерабатывают информ., и мотивированными уделять внимание сообщению, усваивать его содержание и встраивать в свои аттитюды. Эффективность попыток чел. реализовать власть над другими возрастает, если он оказывается привлекательным и вызывает доверие; если он формулирует свои сообщения так, чтобы в них выражались позиции двух сторон, чтобы они были ориентированы на действия и отличались от существующих убеждений членов аудитории; если получатели обладают низкой самооценкой, рассматривают свои подвергающиеся изменению аттитюды как второстепенные для них и не предупреждены о попытке оказать на них влияние; если позиции разыгрываемых ролей согласуются с их собственными, если они не имеют опыта в отстаивании своей позиции или находятся в смятении во время передачи сообщения и, вдобавок ко всему, если они не обладают высоким интеллектом. Однако, подход к влиянию с позиций черт-факторов обнаруживает свою слабость как в логическом, так и эмпирическом отношении, в ситуациях, где две или большее число участников коммуникации находятся в постоянном взаимодействии. Подход с позиции динамики-взаимозависимости. В процессе взаимодействия с др. людьми мы постоянно оказываем влияние и подвергаемся влиянию со стороны этих других. Взаимодействующие люди постоянно изменяют и приспосабливают свое поведение для того, чтобы не утратить согласованности друг с другом. При подходе с позиций динамики-взаимозависимости С. в. рассматривается как атрибут взаимоотношений, а не личности. В рамках взаимоотношений, обоюдное влияние существует в той степени, в которой каждый может воздействовать на достижение другим его цели. Чем большей степенью сотрудничества характеризуются взаимоотношения, тем больше проявляется взаимозависимость в достижении цели и тем большее влияние люди могут оказывать друг на друга. По причине взаимного влияния для успешного достижения цели необходима координация поведения отдельных людей. Коммуникация, принятие решений, лидерство, разрешение конфликтов и др. аспекты взаимодействия предполагают взаимное С. в. Вовлечение в соц. взаимодействия оказывается неизбежным, а оно осуществляется через реализацию обоюдного влияния, к-рое делает взаимоотношения удовлетворяющими и продуктивными. С. в. можно определить как контроль одного чел. над ресурсами, представляющими ценность для др. чел. С. в. зависит от соотношения удовлетворяющих потребности ресурсов у участников взаимодействия. Ресурсами могут быть информ., прямая помощь в достижении цели, способность других влиять на затраты, связанные с реализацией человеком поведения, направленного на достижение цели, и их способность вознаграждать такое поведение. Успешность попыток С. в. определяется не наличием у чел. реальных ресурсов, а его восприятием их наличия. Сознательное планирование того, каким образом лучше всего оказывать влияние на др. людей, может показаться посягательством на их свободу выбора и самоопределения. Однако существует различие между использованием влияния и манипуляцией. Любое челов. взаимодействие предполагает обоюдное влияние; манипуляция яв-ся определенным типом влияния. Манипуляция - это управление другими или осуществление контроля над ними путем ловкого и расчетливого использования влияния (в особенности несправедливым и нечестным образом) ради своих собственных целей и выгод. В рассмотрении того, как приобретается и используется С. в., многие поведенческие науки уделили особое внимание его ресурсам. Существует шесть возможных источников С. в. чел.: его способность вознаграждать и принуждать; его законное положение (legal position); его способность быть референтом, с к-рым хотят идентифицировать себя другие; его компетентность (expertise); и его информированность. Каждый из этих ресурсов позволяет оказывать влияние на других. См. также Реклама, Процессы коммуникации, Пропаганда У. Джонсон
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Социальное влияние

Влияние, оказываемое одним человеком на другого человека, в то время как он сам остается сравнительно недосягаемым для ответного воздействия. Существует несколько разных видов социального влияния, хотя один человек (агент) может оказывать все виды влияния одновременно в своих отношениях с другим человеком (мишенью): 1. Сила принуждения: возможность осуществлять наказание. 2. Сила вознаграждения: возможность награждать за требуемое поведение. 3. Сила авторитета: «мишень» считает, что «агент» обладает намного превосходящими знаниями или способностями. 4. Юридическая (законодательная) сила: «мишень» считает, что агент облечен властью принимать решения и отдавать приказы. 5. Притягательная сила: «мишень» идентифицируется с «агентом», либо испытывает влечение к нему.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Общий термин, использующийся для обозначения всех тех процессов, посредством которых человек, группа или класс влияют на мнения, установки, поведение и ценности других людей, групп или классов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Социальное влияние

общее название процессов, посредством которых человек, группа, общество влияют на мнения, установки, ценности и поведение индивида, групп людей или социальных классов. Термин распространяется и на влияние, которое лица с психическими отклонениями оказывают на других людей.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Социальное влияние

Social influence)—изменение поведения, вызванное реальным или воображаемым давлением других.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология: глоссарий к книге

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Социальное влияние как предмет психологического исследования

Середа Елена Ивановна
Читать PDF

Социальное влияние: конформизм и конформность личности

Хлабыстова Наталья Валерьевна, Хохлов Дмитрий Сергеевич
В статье изучаются сущность конформизма и конформности, приводятся классификации данных понятий, а также рассматриваются факторы, влияющие на конформизм и конформное поведение личности.
Читать PDF

Влияние тендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию в пожилом и старческом возраст

Соколинская Е. В.
В статье рассмотрены особенности структуры тендерной идентичности людей позднего возраста. Обследовано 111 испытуемых в возрасте от 65 до 89 лет.
Читать PDF

Влияние отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую ада

Толчинская Лариса Витальевна
Статья посвящена проблеме влияния отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности (подростковом возрасте).
Читать PDF

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации.
Читать PDF

Влияние условий воспитания и межличностных семейных взаимоотношений на социально-психологическую ада

В статье представлены выводы по результатам исследования, в которых раскрываются особенности развития ЛИЧНОСТИ здоровых детей, детей с заболеванием желудочно-кишечного тракта и детей, которые занимают
Читать PDF

Влияние пролактолиберина на тревожность и социальное предпочтение у крыс

Виноградова Е.П., Марков Г.А., Волчик П. В.
В настоящее время практически для всех известных гипоталамических нейрогормонов выявлены психотропные эффекты.
Читать PDF

Социально-психологический характер формирующего влияния исторического времени

Урываев Владимир Анатольевич, Липов Владимир Николаевич, Витютина Татьяна Андреевна
Сопоставлены изменения мотивационного профиля личнсти (методика мотивационной индукции Ж. Нюттена) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1988 (исследование 2006) г.г.
Читать PDF

Влияние социальных условий на развитие ответственности личности студентов университета

Сухих А. В.
В статье приведены результаты краткого теоретического анализа ответственности личности.
Читать PDF

Влияние пола и предшествующей социальной среды (город/село) на представления студенческой молодежи о

Старкова Евгения Витальевна
В статье представлены результаты исследования, связанного с изучением влияния пола и предшествующей социальной среды (город/село) на представления студенческой молодежи о жизненных целях.
Читать PDF

К вопросу о социально-психологических предпосылках подверженности личности вербальному влиянию

Богатова Е. Б.
В данной статье приведен теоретический анализ проблемы изучения социально психологических предпосылок подверженности личности вербальному влиянию.
Читать PDF

Влияния эмоционально-личностных характеристик на развитие социального интеллекта у детей 9-10 лет

Клещева Татьяна Валентиновна
В статье рассматривается проблема развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!