Социальное влияние это что такое Социальное влияние: определение — Психология.НЭС
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ Социальное внедрение

Социальное влияние

Найдено 5 определений термина Социальное влияние

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Социальное влияние

social influence) Любое челов. взаимодействие предполагает власть и влияние. Умение влиять на других и принимать ответственность за такое влияние составляет важную сторону жизни чел. С. в. может рассматриваться с двух различных т. зр.: с позиции черт-факторов (trait-factor) и с позиции динамики-взаимозависимости (dynamic-interdependence). Подход с позиции черт-факторов. При взгляде с позиции черт-факторов С. в. представляется функцией характеристик а) лица, оказывающего влияние, б) лица, испытывающего влияние, и в) самой попытки влияния. В период после Второй мировой войны самым значительным приложением подхода с позиции черт-факторов к С. в. явилась Йельская программа изменения аттитюдов (Yale Attitude Change Program) под руководством Карла Ховланда. Основная часть исслед. в этой программе была сконцентрирована в той области, где эта позиция наиболее сильна, а именно в области изучения эффектов отдельных попыток оказания влияния через СМИ. В каждой из этих ситуаций контакт между коммуникатором и получателем сообщения носит непродолжительный и разовый характер. Кроме того, такая коммуникация является односторонней; в ней отсутствует взаимодействие между двумя сторонами. Поскольку единичные случаи односторонней коммуникации являются по существу статическими, при их анализе чрезвычайно полезным оказывается подход с позиций черт. Реализация С. в. рассматривается как передача вызывающим доверие и привлекательным коммуникатором эффективно организованного сообщения уязвимой или подверженной влиянию аудитории. Исследователи черт-факторов предполагают, что люди яв-ся рациональными в способе, к-рым они перерабатывают информ., и мотивированными уделять внимание сообщению, усваивать его содержание и встраивать в свои аттитюды. Эффективность попыток чел. реализовать власть над другими возрастает, если он оказывается привлекательным и вызывает доверие; если он формулирует свои сообщения так, чтобы в них выражались позиции двух сторон, чтобы они были ориентированы на действия и отличались от существующих убеждений членов аудитории; если получатели обладают низкой самооценкой, рассматривают свои подвергающиеся изменению аттитюды как второстепенные для них и не предупреждены о попытке оказать на них влияние; если позиции разыгрываемых ролей согласуются с их собственными, если они не имеют опыта в отстаивании своей позиции или находятся в смятении во время передачи сообщения и, вдобавок ко всему, если они не обладают высоким интеллектом. Однако, подход к влиянию с позиций черт-факторов обнаруживает свою слабость как в логическом, так и эмпирическом отношении, в ситуациях, где две или большее число участников коммуникации находятся в постоянном взаимодействии. Подход с позиции динамики-взаимозависимости. В процессе взаимодействия с др. людьми мы постоянно оказываем влияние и подвергаемся влиянию со стороны этих других. Взаимодействующие люди постоянно изменяют и приспосабливают свое поведение для того, чтобы не утратить согласованности друг с другом. При подходе с позиций динамики-взаимозависимости С. в. рассматривается как атрибут взаимоотношений, а не личности. В рамках взаимоотношений, обоюдное влияние существует в той степени, в которой каждый может воздействовать на достижение другим его цели. Чем большей степенью сотрудничества характеризуются взаимоотношения, тем больше проявляется взаимозависимость в достижении цели и тем большее влияние люди могут оказывать друг на друга. По причине взаимного влияния для успешного достижения цели необходима координация поведения отдельных людей. Коммуникация, принятие решений, лидерство, разрешение конфликтов и др. аспекты взаимодействия предполагают взаимное С. в. Вовлечение в соц. взаимодействия оказывается неизбежным, а оно осуществляется через реализацию обоюдного влияния, к-рое делает взаимоотношения удовлетворяющими и продуктивными. С. в. можно определить как контроль одного чел. над ресурсами, представляющими ценность для др. чел. С. в. зависит от соотношения удовлетворяющих потребности ресурсов у участников взаимодействия. Ресурсами могут быть информ., прямая помощь в достижении цели, способность других влиять на затраты, связанные с реализацией человеком поведения, направленного на достижение цели, и их способность вознаграждать такое поведение. Успешность попыток С. в. определяется не наличием у чел. реальных ресурсов, а его восприятием их наличия. Сознательное планирование того, каким образом лучше всего оказывать влияние на др. людей, может показаться посягательством на их свободу выбора и самоопределения. Однако существует различие между использованием влияния и манипуляцией. Любое челов. взаимодействие предполагает обоюдное влияние; манипуляция яв-ся определенным типом влияния. Манипуляция - это управление другими или осуществление контроля над ними путем ловкого и расчетливого использования влияния (в особенности несправедливым и нечестным образом) ради своих собственных целей и выгод. В рассмотрении того, как приобретается и используется С. в., многие поведенческие науки уделили особое внимание его ресурсам. Существует шесть возможных источников С. в. чел.: его способность вознаграждать и принуждать; его законное положение (legal position); его способность быть референтом, с к-рым хотят идентифицировать себя другие; его компетентность (expertise); и его информированность. Каждый из этих ресурсов позволяет оказывать влияние на других. См. также Реклама, Процессы коммуникации, Пропаганда У. Джонсон
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Социальное влияние

Влияние, оказываемое одним человеком на другого человека, в то время как он сам остается сравнительно недосягаемым для ответного воздействия. Существует несколько разных видов социального влияния, хотя один человек (агент) может оказывать все виды влияния одновременно в своих отношениях с другим человеком (мишенью): 1. Сила принуждения: возможность осуществлять наказание. 2. Сила вознаграждения: возможность награждать за требуемое поведение. 3. Сила авторитета: «мишень» считает, что «агент» обладает намного превосходящими знаниями или способностями. 4. Юридическая (законодательная) сила: «мишень» считает, что агент облечен властью принимать решения и отдавать приказы. 5. Притягательная сила: «мишень» идентифицируется с «агентом», либо испытывает влечение к нему.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Общий термин, использующийся для обозначения всех тех процессов, посредством которых человек, группа или класс влияют на мнения, установки, поведение и ценности других людей, групп или классов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Социальное влияние

общее название процессов, посредством которых человек, группа, общество влияют на мнения, установки, ценности и поведение индивида, групп людей или социальных классов. Термин распространяется и на влияние, которое лица с психическими отклонениями оказывают на других людей.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Социальное влияние

Social influence)—изменение поведения, вызванное реальным или воображаемым давлением других.

Источник: «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)347

Найдено рефератов по теме Социальное влияние — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социальное влияние как предмет психологического исследования

Середа Елена Ивановна
Скачать PDF

Социальное влияние: конформизм и конформность личности

Хлабыстова Наталья Валерьевна, Хохлов Дмитрий Сергеевич
В статье изучаются сущность конформизма и конформности, приводятся классификации данных понятий, а также рассматриваются факторы, влияющие на конформизм и конформное поведение личности. Описывается мотивационное подчинение личности социальному влиянию.
Скачать PDF

Влияние тендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию в пожилом и старческом возраст

Соколинская Е. В.
В статье рассмотрены особенности структуры тендерной идентичности людей позднего возраста. Обследовано 111 испытуемых в возрасте от 65 до 89 лет. Исследование проводилось при помощи методик: «МиФ», «SF-36», «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» и «Пятифакторного опросника». Получены данные, свидетельствующие о наличии значимых различий в адаптивности мужчин и женщин по ряду факторов, а также о наличии корреляционной взаимосвязи между тендерной идентичностью и социально-психологической адаптацией у лиц пожилого и старческого возраста.
Скачать PDF

Влияние отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую ада

Толчинская Лариса Витальевна
Статья посвящена проблеме влияния отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности (подростковом возрасте).
Скачать PDF

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации. Экспериментально доказывается, что дополнительная спортивная деятельность является фактором развития механизмов социализации субъекта: социального интеллекта, дивергентного мышления, способности понимать скрытый смысл социальных ситуаций.Psychological characteristics of a subject are substantiated as mechanisms of socialization in the modern socio cultural situation. It is experimentally proved that additional sport activity serves as a factor of subject's socialization mechanisms: his social intellect, divergent thinking, the ability to understand the hidden sense of a social situation.
Скачать PDF

Влияние условий воспитания и межличностных семейных взаимоотношений на социально-психологическую ада

В статье представлены выводы по результатам исследования, в которых раскрываются особенности развития ЛИЧНОСТИ здоровых детей, детей с заболеванием желудочно-кишечного тракта и детей, которые занимают промежуточный этап между состоянием здоровья и болезни. Показана взаимосвязь данного фактора с условиями семейного воспитания и реакцией организма ребенка на состояние болезни.
Скачать PDF

Влияние пролактолиберина на тревожность и социальное предпочтение у крыс

Виноградова Е.П., Марков Г.А., Волчик П. В.
В настоящее время практически для всех известных гипоталамических нейрогормонов выявлены психотропные эффекты. Формула пролактолиберина (ПрРГ) была расшифрована не более 10 лет назад и влияние этого гормона на поведение практически не изучено. Есть единичные исследования, которые показывают, что ПрРГ, как и другие нейропептиды, модулирует не только на отдельные физиологические процессы, но и поведение в целом, например, показаны тормозные влияния ПрРГ на пищевое поведение. Введение ПрРГ стимулирует выброс АКТГ и β-эндорфинов в гипоталамическом паравентри-кулярном ядре и рассматривается, как возможный модулятор активности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы. Исходя из этих данных можно предположить, что он оказывает влияние (прямо или опосредовано) на спонтанное поведение. Целью работы было изучение влияния введения ПрРГ на уровень тревожности. Исследования проводились на самцах белых крыс (n = 60). Для определения уровня тревожности животных тестировали в приподнятом «крестообразном лабиринте». За 15 минут до теста животным опытных групп интраназально (билатерально) вводили по 10 мкл раствора пролактолиберина в концентрации 10-10 моль в первой опытной группе животных, во второй группе в концентрации 10-9 моль, животным контрольной группы дистиллированную воду в таких же количествах. Было показано, что введение ПрРГ в концентрации 10-10 моль резко увеличивало уровень тревожности по сравнению с контролем, оцениваемые по величине обратной времени пребывания в открытых рукавах лабиринта (56,6 ± 10,2 с;14,6 ± 6,5, p d 0,01) и количеству свешиваний (4,5 ± 0,6 с; 1,9 ± 0,6 с p d 0.01). Двигательная и исследовательская активность, смещенной поведение и др. не отличались в контрольной и первой опытной группе. Введение ПрРГ в концентрации 10-9 моль не вызывало никаких достоверных изменений в поведении при сравнении опытной и контрольных групп. Таким образом можно предположить, что ПрРГ оказывает дозозависимый эффект на уровень тревожности и не оказывает влияния на другие формы спонтанного поведения.
Скачать PDF

Социально-психологический характер формирующего влияния исторического времени

Урываев Владимир Анатольевич, Липов Владимир Николаевич, Витютина Татьяна Андреевна
Сопоставлены изменения мотивационного профиля личнсти (методика мотивационной индукции Ж. Нюттена) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1988 (исследование 2006) г.г. рождения. Установлено, что наибольшему изменению под влиянием исторических перемен подверглись группы мотивов, детерминированных возросшей социальной активностью личности.
Скачать PDF

Влияние социальных условий на развитие ответственности личности студентов университета

Сухих А. В.
В статье приведены результаты краткого теоретического анализа ответственности личности. Рассмотрены результаты эксперимента по определению уровня ответственности и связи его с социальными условиями проживания студентов университета. In article results of studying of responsibility of person of students are stated. Results of the short theoretical analysis of responsibility of the person are adduced. Results of experiment by definition of a level of responsibility and its connection with social conditions of residing of students of university are considered.
Скачать PDF

Влияние пола и предшествующей социальной среды (город/село) на представления студенческой молодежи о

Старкова Евгения Витальевна
В статье представлены результаты исследования, связанного с изучением влияния пола и предшествующей социальной среды (город/село) на представления студенческой молодежи о жизненных целях. Анализ результатов исследования показал, что на начальном этапе обучения в колледже определяющим оказался фактор предшествующей социальной среды. Сельская и городская молодежь имеют больше сходства по своим жизненным целям внутри своих групп, нежели по половой принадлежности. Анализ особенностей и динамики представлений молодёжи о жизненных целях в процессе обучения в колледже демонстрирует выравнивание силы влияния факторов половой принадлежности и предшествующей социальной среды.
Скачать PDF

К вопросу о социально-психологических предпосылках подверженности личности вербальному влиянию

Богатова Е. Б.
В данной статье приведен теоретический анализ проблемы изучения социально психологических предпосылок подверженности личности вербальному влиянию. Среди наиболее значимых условий высокой восприимчивости личности к информационному воздействию выделяют : интерес к теме, дефицит надежной информации, состояние тревоги, неопределенность, социальные установки, фрустрация потребности в безопасности, признании, престиже и др. Сегодня, когда личность все чаще сталкивается с натиском беспорядочной информационной лавины, возникает актуальная необходимость эмпирического изучения социально психологических факторов и механизмов формирования устойчивости к различным видам вербального влияния.
Скачать PDF

Влияния эмоционально-личностных характеристик на развитие социального интеллекта у детей 9-10 лет

Клещева Татьяна Валентиновна
В статье рассматривается проблема развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста. На основе полученных экспериментальных данных сделан вывод об особенностях социального интеллекта в младшем возрасте, а также, какие характеристики личности оказывают влияние на развитие социального интеллекта.
Скачать PDF