Социализация личности

Найдено 2 определения термина Социализация личности

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

социализация личности

процессс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.

Оцените определение:

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; o изменение себя, "стать как все"; o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Социализация личности как аспект задачи управления

Крылова Ирина Вячеславовна
Рассматривается процесс социализации личности в современном обществе. Показано, что процесс социализации является неотъемлемой частью более общей задачи задачи управления и самоуправления личности и человека в целом. Проблема управления личностью рассматривается в плане её социализации применительно к человеку, у которого состояние субъектности не латентно полностью, а уже находится, хотя бы частично, в области рефлексии. В связи с этим в работе рассматриваются основные управляющие факторы социализации личности в контексте теории нейрологических контуров сознания и их базовых импринтов, определяющих основные пути социализации личности и возможные результаты этого процесса.
Скачать PDF

Социализация личности: феномен самоорганизации

Николаева Евгения Михайловна
Показан эвристический потенциал синергетики в исследовании феномена социализации личности, структур человеческой деятельности.
Скачать PDF

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и социализация личности

Гафуров Евгений Константинович
Скачать PDF

Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода

Арендачук Ирина Васильевна
В статье показано, что с позиций диахронического подхода профессиональную социализацию личности студента в образовательной среде вуза можно рассматривать как этап жизни, в котором он становится активным субъектом процесса профессионального развития. В эмпирическом исследовании приняли участие 154 преподавателя из трех вузов г. Саратова и 54 студента факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета. Применен комплекс методов: анкетирование, методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.В. Потемкина) и «Якоря карьеры» (Э. Шейн). Определено, что профессиональная направленность преподавателей на альтруизм, труд, свободу и творческую самореализацию задает студентам ориентиры собственного профессионального развития. Установлено, что доминирующими карьерными ориентациями студентов являются «профессиональная компетентность» и «служение» и традиционные формы организации образовательной среды вуза не обеспечивают в полной мере их успешной профессиональной социализации, так как только 46% студентов готовы к реализации принципа «обучение в течение жизни», у 54% стремление к самореализации не является ведущим мотивом профессионального развития. Прикладной аспект исследуемой проблемы реализован в формулировании психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность профессиональной социализации студента в процессе обучения в вузе.
Скачать PDF

Импазо-ролевая социализация личности

Перевозкина Юлия Михайловна
В статье отражены основные принципы и подходы к феномену бессознательного детерминирования социализации личности. Обсуждаются базовые методологические основы к пониманию бессознательных тенденций социализации. Раскрываются суть и содержание нового понятия «импозит» в современной психологии, отражающего ролевые инварианты социализации личности на разных этапах. Дается анализ, демонстрирующий, что в основе социализации личности лежат глубинные ролевые детерминанты импозиты, на основании которых возможно предсказание характера социализации. Описываются виды 10 ролевых импозит и их основная линия поведения в трехмерном пространстве: возраст, пол и аспект. Материалы статьи позволяют более глубоко понять бессознательные основы социализации личности.
Скачать PDF

ВТОРИЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дробышева Татьяна Валерьевна
Целью представленного в статье теоретического анализа стало выделение из некоторых частей экономической психологии тех направлений исследований, которые представляют интерес с позиции описания разных форм вторичной экономической социализации. Рассматривается вопрос об уровневой структуре вторичной экономической социализации и выделении двух ее форм (подформ) в зависимости от уровня анализа (макроили микросоциальный). Приведены направления исследований в экономической психологии, которые представляют интерес для разработки проблемного поля вторичной экономической социализации. Среди них: динамика представлений о бедности и богатстве; изменение отношения к деньгам; динамика эмоциональных переживаний и ценностных ориентаций в условиях социально-экономических и др. изменений в обществе, а также в условиях изменения жизнедеятельности конкретного человека. Описаны функции экономических представлений, коллективных чувств, ценностных ориентаций как феноменов экономического сознания в процессе вторичной экономической социализации личности и группы. Показаны возможности разных методологических подходов к изучению вторичной экономической социализации. В целом анализ свидетельствует, что преимущественно изучается динамика феноменов экономического сознания личности и социальных групп в периоды спада и подъема в экономике, ситуациях развития общества, порождаемых геополитикой. Недостаточно представлены работы, раскрывающие специфику вторичной экономической социализации в ситуациях изменения условий жизнедеятельности человека (потери или смены работы, изменения статуса и т. п.). Перспективным направлением вторичной экономической социализации является изучение символического коупинга у представителей больших социальных групп в ситуации потери работы.
Скачать PDF

О путях коррекции социализации личности вне правовых систем

Федоренко Людмила Петровна
В статье анализируются механизмы социализации личности, используемые основными институтами. Делается вывод о том, что правовые институты не рационально используют механизмы социализации
Скачать PDF

Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности

Morodenko E. V.
Analyzing concepts and experience of research of processes of adaptation as development by the person of social norms, it is judged, that social adaptation will show significant, constant, triune process of the active adaptation of the individual to conditions of environment through mechanisms of assimilation, rеadaptation and socialization.
Скачать PDF

Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в услови

Пронина Анжелика Николаевна
В статье представлены результаты диагностики связей социализации-индивидуализации детей-сирот, раскрыта технология обеспечения целостности социализации-индивидуализации как механизма формирования личности дошкольников в детском доме.
Скачать PDF

Субъектность личности в процессе социализации в изменяющихся условиях бытия и субъективное благополу

Шамионов Раиль Мунирович
В статье обсуждаются вопросы соотношения субъектности и субъективности с позиций социализации личности, формирования бытийных пространств. Анализируется их место и роль в формировании субъективного благополучия личности.
Скачать PDF

Издержки профессиональной социализации личности в деятельности социономического типа

Арендачук Ирина Васильевна
В статье анализируются психологические факторы формирования эмоционального выгорания как формы издержек профессиональной социализации личности в деятельности социономического типа (на примере специалистов, работающих в сфере торговли). Методы исследования: «Тест смысложизненных ориентаций» (в адаптации Д.А. Леонтьева); методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой); «Опросник трудового стресса» (адаптированная русскоязычная версия теста JSS Ч. Спилбергера); методы математической статистики (сравнительный и корреляционный анализ). Показано, что эмоциональное выгорание нарушает процесс профессиональной социализации личности. Для специалистов торговой сферы независимо от выраженности степени эмоционального выгорания, факторами нарушения профессиональной социализации являются те, которые связаны с недостаточно эффективной организацией трудового процесса. У работников, имеющих высокую выраженность признаков выгорания, доминирует ориентация на настоящее и чем меньше сформированы жизненные цели, тем больше проявляется деперсонализация личности. При выполнении деятельности социономического типа на его формирование оказывают влияние, как социально-психологические условия профессиональной деятельности, так и личностные факторы, в качестве которых выступают смысложизненные ориентации.
Скачать PDF

Возрастные особенности взаимодействия как фактор социализации личности подростка

Баженов Вячеслав Григорьевич
В статье рассмотрены возрастные особенности психического развития подростков, которые необходимо учитывать в процессе организации взаимодействия детей этого возраста, с целью социализации личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!