Сновидения

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СНОВИДЕНИЯ
совокупность образов, мыслей, чувств, которые человек переживает во сне, а также людей, вещей и событий, которые человек видит во сне.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Сновидения
сложные, мультимодальные, динамичные и целостные осознаваемые переживания во время сна в виде сенсорноперцептивного мира или модели мира.

Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013

СНОВИДЕНИЯ
образы, непроизвольно возникающие во время сна, иногда быстро забываемые, иногда стойкие, особенно если С. ситуационные, т. е. связанные по содержанию с бывшими ранее актуальными переживаниями: травмами психическими, борьбой мотивов.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Сновидения
Возникающие во время сна иллюзорные явления, которые могут быть разной степени яркости и сложности, обычно сопровождающиеся соответствующими переживаниями и эмоциональными реакциями. Наиболее благоприятным для их возникновения функциональным состоянием мозга является быстрая фаза сна (см.), которая, завершая каждый его цикл, повторяется в течение ночи несколько раз. При пробуждении быстро достигается обычный уровень бодрствования и ориентировки. После сна больной обычно коммуникабелен и может дать детальный отчет о сновидении. С медленной фазой сна иногда связаны кошмарные сны. Пробуждение при этом может сопровождаться состоянием тревоги, дезориентации.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Сновидения
субъективно переживаемые образные представления, эмоционально окрашенные, чаще зрительные. Каждый человек видит С. 4—5 раз, но запоминает их при условии пробуждения в фазе «быстрого» сна (см. Сон). Возникновение С. сопровождается усилением вегетативных процессов, мозгового кровотока, преимущественно — в правом полушарии. Их происхождение можно объяснить активацией следов долговременной памяти.
И. М. Сеченов назвал С. «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений». Сюжет С. в образной символической форме отражает основные мотивы и доминанты субъекта (см. Принцип доминанты). С. временно ослабляют напряженность психологического конфликта и положительно влияют на процесс творчества.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Сновидения
Визуальный образный ряд, генерируемый человеческим сознанием во время фазы сна с быстрым движением глаз. Исследования показывают, что люди, разбуженные во время фазы быстрого сна, обычно сообщают о том, что видели сон. Сновидения происходят и во время фазы медленного сна, хотя не так регулярно. Точная функция и природа сновидений является предметом одной из старейших дискуссий в психологии. Фрейд утверждал, что сновидения являются разновидностью воображаемого исполнения желаний: то, что недоступно сознательному разуму, можно осуществить в подсознательном мире сновидений. Когнитивные объяснения природы сновидений выглядят далеко не так волнующе; согласно этим объяснениям, сновидения представляют собой нечто вроде мысленной «системы подшивки и хранения документов». Во время сна наш мозг продолжает обрабатывать результаты дневной деятельности, а сновидения попросту отражают бессознательные попытки найти некий порядок в хаотическом когнитивном мире образов вчерашнего дня.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

СНОВИДЕНИЯ
как правило, субъективно переживаемые субъектом мультипредставления, кот. инкарнируются-продуцируются превалировало за счет визуально-оптических феноменов, возникающих во время стадий-фаз сна; модели-структуры С., коррелируются с чувственно-эмотивной окраской С., с задействованием самого субъекта в каких-либо действиях, связанных с С., а для экспресс-сна характерна активация кортекса головного мозга, кот. сублимативно-модальноизирована-репрезентатирована в функциях правого полушария, а этот феномен коррелирован-пулирован с трансформациями сознания субъектов в С., с метаболизациями отражения-интерпретации наличной реальности с экспликацией-трактовкой того, что субъект, во время С. не может критически оценивать самого себя, свое Эго и, как максима, его поступки-действия-поведенческие паттерны, в процессе С. алогичны-дисмотивированы, хотя фабульные эпизоды-ходы, связанные с С., в эйдетико-символическо-знаковых матрицах могут отражать и индивидуально-личностно-онтологические установки-диспозиции-ориентации индивида, близкие к налично-конкретной реальности-действительности.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Сновидения
Переживание во сне психических явлений - образов, событий, явлений, идей. Носят субъективный характер и в значительной мере являются отражением жизни в бодрствующем состоянии, отражая основные ее аспекты в опосредованном, символическом виде. В большинстве случаев носят зрительный характер и связаны с фазами быстрого сна. С. являются материалом для исследования неосознаваемых форм психической деятельности.
С., внушенные (Somnia suggesta) (от лат. somnus - сон и suggero - прибавлять, подносить). Сновидения, вызванные путем внушения в состоянии гипноза.
С., вызванные. Сновидения, в связи с которыми у больного возникает бредовая убежденность, что они вызваны искусственно. Проявление синдрома Кандинского-Клерамбо.
С., кошмарные (от фр. cauchemar - кошмар). Сновидение с крайне неприятным, угрожающим содержанием. Психопатологический симптом, встречающийся в продромальном периоде непосредственно перед возникновением или по ходу остро протекающих болезней, включая и психозов.
С. наяву - см. Фантазирование, истерическое.
С. приступа. Сновидения, сопровождающие ночные эпилептические припадки. Они специфичны и стереотипно повторяются. Ауре припадка соответствует аура сновидения; тонической фазе - ощущение неподвижности или страха; клонической - переживание борьбы; фазе расслабления мышц - переживание смерти. Характерно преобладание в сновидениях красного цвета, больной часто видит отдельные части тела, различные чудовища, химеры. Некоторыми исследователями такие сновидения рассматриваются как аура припадка.
С., эротические. Характеризуются переживанием сексуальных сцен и сопровождаются обычно половым возбуждением, оргазмом, поллюциями.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СНОВИДЕНИЯ
Переживание во сне психических явлений - образов, событий, явлений, идей. Носят субъективный индивидуальный характер и в значительной мере являются отражением жизни в бодрственном состоянии, отражая основные ее аспекты в опосредованном, символическом виде. В большинстве случаев носят зрительный характер и связаны с фазами быстрого сна.
С. являются материалом для исследования неосознаваемых форм психической деятельности.
С. ВНУШЕННЫЕ. С., вызванные внушением в состоянии гипноза.
С. КОШМАРНЫЕ отличаются крайне неприятным, тягостным для спящего содержанием. Нередко наблюдаются в начале или при обострении психических заболеваний.
С. ПРИСТУПА [Ducostae, 1899]. Сновидения, сопровождающие ночные эпилептические припадки. Они специфичны и стереотипно повторяются. Ауре припадка соответствует аура сновидения, тонической фазе - ощущение неподвижности или страха, клонической - переживание борьбы, фазе расслабления мышц - переживание смерти. Характерно преобладание в сновидениях красного цвета, больной часто видит отдельные части тела, различные чудовища, химеры. Некоторыми исследователями такие сновидения рассматриваются как аура припадка.
Ср.: сноподобные состояния.
С. СДЕЛАННЫЕ. Одно из проявлений синдрома Кандинского-Клерамбо. С. интерпретируется как результат воздействия извне.
С. СИЗИФОВЫ. С., играющие роль фрустрирующего фактора. Во сне разыгрываются ситуации, тягостные для субъекта и не получающие разрешения. Такие С. нередко отличаются повторностью и каждый раз в них отсутствует разрешающий момент. Сизиф, в греческой мифологии царь Коринфа, был за обман богов ими приговорен вечно вкатывать в подземном мире на гору камень, который, достигнув вершины, скатывается обратно (Сизифов труд).
С. ЭРОТИЧЕСКИЕ характеризуются переживанием сексуальных сцен и сопровождаются обычно половым возбуждением, оргазмом, поллюциями.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

СНОВИДЕНИЯ
Сновидения являются обычным явлением повседневной жизни, но их функция и процесс остаются до некоторой степени неизвестными. Фрейд утверждал, что все психические процессы, в том числе и сновидения, имеют значение. Он предположил, что во всех наших снах отражаются подсознательные желания. Фрейд различал реальное содержание снов и их подтекст, который он называл латентным содержанием. Согласно Фрейду, латентное содержание снов можно выяснить при помощи психоанализа — методом свободных ассоциаций. Испытуемый при этом должен говорить первое пришедшее ему на ум слово в ответ на сообщение о различных стадиях его сновидения.
Когда-то полагали, что сновидения возникают только в определенной стадии сна, называемой стадией «быстрого движения глаз» (БДГ). Люди, просыпающиеся во время стадии БДГ, могли вспомнить, что им снилось, в 80 процентах случаев. Но оказалось, что сновидения возникают и на других стадиях сна. Тем не менее связь между стадией БДГ и сновидениями сделала возможным применение техники исследования сновидений. Если полагаться только на то, что человек вспоминает после естественного пробуждения, то исследования будут длиться долго, поскольку обычно запоминаются лишь два-три сновидения за неделю. Но если исследовать спящего в лаборатории и периодически будить на стадии БДГ, то только за одну ночь можно записать несколько сновидений. Из разных фактов становится ясно, что события, тревоги и переживания прошедшего дня оказывают большое воздействие на содержание сновидений человека. Например, в одном исследовании людям раздавали списки фраз, чтобы они прочли их перед сном, и оказалось, что содержание фраз так или иначе отображается в сновидениях. Причем во многих случаях содержание фраз оказалось значительно искажено. Например, фраза «Меч вынимают из ножен» отобразилась во сне в виде пробки, которую человек пытался вытянуть из бутылки. Биологический подход предполагает, что сновидения являются результатом деятельности мозга, интерпретирующего спонтанные процессы, возникающие в различных его частях во время сна.
См. также статьи «Биопсихология», «Когнитивная психология», «Сон», «Фрейд, Зигмунд».

Источник: 101 ключевая идея психологии

СНОВИДЕНИЯ
(Dreams; Traume). В широком смысле Юнг определял С. как «спонтанное самоизображение действительной ситуации в бессознательном, представленное в символической форме» (Собр. соч. Т. 8. Парагр. 505). Он рассматривал связь С. с сознанием как главным образом компенсаторную (см. КОМПЕНСАЦИЯ). В отличие от Фрейда, который, по мнению Юнга, относился к С. лишь с каузальной точки зрения, Юнг считал С. психическими продуктами, которые можно рассматривать как с точки зрения причинности, так и с позиции целеустремленности (см. РЕДУКТИВНЫЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ; ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ). Каузальная точка зрения ведет к единообразию смысла, писал Юнг, к однообразию интерпретации, она искушает человека, заставляя его приписывать символу фиксированное значение, в то время как телеологическая точка зрения «постигает в образе сновидения выражение измененной психологической ситуации. Она не признает фиксированного значения символов» (Собр. соч. Т. 8. Парагр. 471). И тот и другой использовали прием ассоциации в процессе истолкования С., но Юнг впоследствии варьировал свою практику в соответствии со своими открытиями в сфере комплекса, поскольку он рассматривал С. как комментарии личностных комплексов. К технике личных ассоциаций он добавил общекультурные ассоциации (СМ. амплификация), связанные с мифом, историей и другим культурным материалом, чтобы обеспечить как можно более широкий контекст для интерпретации образной ткани С., что позволяло изучать как скрытые, так и явные содержания. Он различал интерпретацию так называемого субъективного уровня, на котором фигуры С. постигаются как персонификации черт собственной психики сновидца, и интерпретацию на объективном уровне, на котором фигуры С. исследуются на их собственном языке (напр., фигуры людей, которые могут быть известны сновидцу). Хотя компенсация рассматривалась как фундаментальный принцип, Юнг подчеркивал, что компенсируемый материал не всегда очевиден с первого взгляда и что терпение и честность играют важную роль в разрешении загадок содержания С. Он полагал, что сны содержат в себе аспект перспективы, «бессознательное ожидание будущего сознательного достижении!», Тем не менее Юнг рекомендовал воспринимать С. прежде всего как предварительный набросок, карту или некий план, вычерченный заранее начерно, нежели в виде пророчества или набора указаний. Юнг отмечал, что существуют определенные С. (т. е. кошмары), целью которых может оказаться дезинтеграция, уничтожение, разрушение. Они выполняют свою компенсаторную задачу неприятным, но необходимым способом. Подобные впечатляющие С. могут оказаться так называемыми большими снами, способными привести человека к изменению его дальнейшей жизни. Другие С. могут ничего не предвещать или оспаривать, их задача — подытоживать осуществление какого-либо условия. Последовательность видимых С. часто раскрывает течение чьей-нибудь индивидуации и выявляет личную символику. С. можно также рассматривать как инсценировку, нечто напоминающее пьесу, с введением проблемной ситуации, ее развитием и завершением. Неоднократно Юнг предостерегал против опасности переоценки бессознательного, указывая, что в этом случае ослабляется мощь сознательного решения. В этом отношении особенно красивый или нуминозный С. может иметь нездоровую привлекательность до тех пор, пока он не будет рассмотрен более пристально. И С. и сновидец связаны неразрывными нитями, а бессознательное функционирует удовлетворительно лишь тогда, когда само отношение сознательного эго оказывается предметом исследования и при этом готово к сотрудничеству. Образы С. рассматриваются как наилучшие из возможных выражений доселе бессознательных фактов. «Чтобы понять смысл С., я должен держаться как можно ближе образа самого С.», — заявлял Юнг (Собр. соч. Т. 16. Парагр. 320). Что касается снов, то, по его словам они обладают «просто» качеством, ни позитивным, ни негативным, но изображающим ситуацию в том виде, в каком она существует, а не такой, какой ее хотелось бы предположить или увидеть. Понимание процесса С. — дело многогранное, затрагивающее всю полноту личности, а не просто один интеллект (см. САМОСТЬ). При столкновении со С., в особенности со своими собственными, Юнг признавал, что сны могут озадачить, сбить с толку, в том числе и его собственные, и подобная ориентация казалась ему предпочтительнее при встрече с любыми психическими явлениями, ценность которых не очевидна заранее. Последняя работа Юнга была посвящена С. и символам сновидения; она была закончена в 1961 г., а опубликована в 1964 г. Читая ее наряду с другими эссе и ранними семинарами по С., можно увидеть изменения, происшедшие в общем отношении к С. и сновидению со времен Юнга и Фрейда. Напр., изрядное количество людей, вне зависимости от того, проходят они анализ или нет, записывают теперь свои С. и даже пытаются рассматривать их в связи с контекстом, из которого они появились, не имея возможности углубить свое исследование. Осознание символической природы С. заметно возросло в последние десятилетия. Популяризация юнговского учения приобрела более широкий масштаб после публикации его автобиографической книги «Воспоминания, сновидения, размышления», равно как и коллективной монографии «Человек и его символы». Наряду с семинарами по С. и популярными лекциями на ту же тему вкупе со все большим числом людей, прошедших анализ, это привело к расширению интереса к любому символическому и бессознательному материалу. Другие виды терапии (напр., гештальт-терапия и психодрама) также внесли свой вклад в дело анализа С. и в использование активного воображения для высвобождения скрыто субъективного содержания С; В конечном итоге сегодня налицо сознательная коллективная увлеченность «путешествиями» или устремленность в область трудных символических поисков, которые затрагивают бредовые бессвязные речи, отчужденность, риск, азарт и утрату уверенности — все атрибуты путешествия во внутренний мир, которое предпринимается всякий раз тем, кто занимается собственными С. Со времени смерти Юнга исследования в области С. ведутся непрерывно в Цюрихе, в клинике К. Г. Юнга. Дальнейшие медицинские и научные разработки, по всей видимости, опровергают некоторые из его ранних предположений, касающихся действия или проникновения соматических стимулов в процесс С. Холл (1977), Маттун (1978) и Ламберт (1981) опубликовали работы по клиническому применению анализа С.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

СНОВИДЕНИЯ
Dreams; Traume) - независимые, спонтанные проявления бессознательного; фрагменты непроизвольной психической активности, достаточно осознаваемые, чтобы быть воспроизведенными в бодрствующем состоянии. Юнг определял сон как "спонтанное рисование своего портрета в символической форме, изображение действительной ситуации, совершающейся в бессознательном" (CW &, par. 505).
"Сновидения не являются преднамеренными или случайными выдумками - они представляют собой естественные явления, не претендующие на большее, чем они сами. Они не обманывают и не лгут, не маскируются под нечто другое и не искажают существующее, но наивно заявляют, что они есть и нечто значат. Они раздражают и сбивают с толку только потому, что мы не понимаем их. Они не прибегают ни к каким махинациям и проделкам, чтобы что-то скрыть, а информируют нас о своем содержимом со всей возможной в пределах их своеобразия ясностью. Мы также можем понять и то, что делает их столь странными и трудноуловимыми: поскольку мы постигаем из опыта, что они неизменно ищут возможность выразить нечто, чего эго не знает и не понимает. Их неспособность к более ясному самовыражению соответствует неспособности или нерасположенности сознательного разума понять суть вопроса" (CW 17, par. 189; КДД, с. 115-116).
В символической форме сновидения изображают текущую ситуацию в психическом с точки зрения бессознательного.
"Так как значение большинства снов оказывается не в согласии с тенденциями сознательного разума, демонстрирует специфические отклонения, то мы должны допустить, что бессознательное, матрица сновидений, выполняет независимую функцию. Это то, что я называю автономностью бессознательного. Сновидение не только не подчиняется нашему желанию, но очень часто встает в возмутительную оппозицию к нашим сознательным намерениям. Эта оппозиция не всегда заметна - иногда сновидение лишь немного отклоняется от сознательной установки и включает незначительные изменения - случайно оно может даже совпасть с сознательными тенденциями и намерениями. Когда я попытался выразить такое поведение в формуле, единственно адекватным показалось мне понятие компенсации, так как оно одно способно объединить все многочисленные способы поведения сна. Компенсацию необходимо отличать от комплементации (дополнительности). Понятие дополнительности слишком узко и ограничено - его недостаточно для объяснения функции сновидений, потому что оно обозначает отношение, в котором две вещи дополняют одна другую более или менее механически. Компенсация, со своей стороны, что подразумевает сам термин, означает уравновешение и сравнение различных данных или точек зрения так, чтобы произвести уточнение или исправление" (CW 8, par. 545).
Юнг допускал, что в некоторых случаях сновидения выполняют функцию осуществления желаний и предохраняют сам сон от прерывания (Фрейд) или же обнаруживают инфантильное устремление к власти (Адлер), но сам он фокусировался на их символическом содержании и их компенсаторной роли в саморегуляции психического - сновидения обнаруживают те аспекты человека, которые обычно не осознаются, они раскрывают бессознательные мотивации, действующие во взаимоотношениях и представляют новые точки зрения в конфликтных ситуациях.
"В этом отношении существуют три возможности. Если сознательная установка к жизненной ситуации в большей степени оказывается односторонней, то сновидение принимает противоположную сторону. Если сознание занимает позицию, близкую к "середине", сновидение удовлетворяется вариациями. Если сознательная установка "правильная" (адекватная), то и сновидение совпадает с ней и подчеркивает эту тенденцию, хотя и не лишаясь своей специфической автономии. Поскольку никто не может знать с уверенностью, как пациент сознательно оценивает ту или иную ситуацию, толкование сновидений, естественно, невозможно без опроса сновидца. Но даже, если мы и знаем сознательную ситуацию, мы не знаем ничего об установке бессознательного. Так как бессознательное является формой или матрицей не только сновидений, но и психогенных симптомов, то вопрос об установке бессознательного составляет огромную практическую важность (там же, пар. 546).
В отличие от фрейдовской школы, считавшей манифестное 2081 содержание сна "маской", "фасадом", чем-то "нереальным" или "символическим", Юнг рассматривал это лишь как частный случай и шаг к тому, что "сновидение часто говорит о сексуальности, но не всегда имеет ее в виду - часто говорит об отце, но в действительности подразумевает самого сновидца". И далее:
"<...> если наши сновидения воспроизводят определенные идеи, то эти идеи являются, прежде всего, нашими идеями, в структуре которых разворачивается наше целостное бытие. Они выступают как субъективные факторы, группируясь точно так же, как и в сновидении, и выражая это или то значение не по внешним причинам, а по глубоко интимным подсказкам своего психического. Вся сновидческая работа, в сущности, субъективна, и сновидение есть театр, в котором сновидец оказывается сценой, актером, суфлером, режиссером, автором, публикой и критиком. Эта простая истина образует основу для понимания смысла сновидения, которое я назвал толкованием на субъективном уровне. Такое толкование рассматривает все персонажи сновидения как персонифицированные черты собственной личности сновидца" ("Общие аспекты психологии сновидений", CW 8, par. 509).
Толкование на объективном уровне относит образы сновидения к людям и ситуациям во внешнем мире.
Многие сновидения имеют классическую структуру драмы. В них присутствует экспозиция (место, время и персонажи), которая демонстрирует изначальную ситуацию сновидца. Далее наличествует развитие фабулы, сюжета (имеет место действие). На третьей фазе возникает кульминация (происходит решающее событие). Заключительный этап - лизис - происходит как результат или разрешение случившегося действия.
Юнг полагал, что сны касаются будущего человека, называя их "бессознательным предвидением сознательного достижения". Тем не менее он рекомендовал рассматривать тот или иной сон лишь как предварительную схематическую карту или черновой план, а не как пророчество или указующую директиву.
Циклы сновидений часто помогают в раскрытии процесса индивидуации и обнаруживают личностный символизм того или иного человека, его "индивидуальный театр".
Сон и сновидец неразрывно связаны, и здесь опасны переоценки как бессознательного, так и сознательного эго. Понимание динамики сновидения многосторонне и затрагивает всю личность, а не только интеллект человека.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Сновидения
dreams) С. становятся предметом научного исслед., начиная с середины XIX в. До этого было много предположений об их происхождении и значении. Популярной была теория о том, что С. - это божественные послания, имеющие пророческую цель. Поскольку послания были зашифрованы, их понимание требовало расшифровки. Эту задачу брали на себя лица, обладающие даром толкования снов. Составлялись сонники, содержавшие элементы С. и их предполагаемое значение. С. играли очень важную роль у примитивных и древних народов и до сих пор сохраняют ее во мн. частях света. Историю научного изучения вопроса можно разделить на 3 периода: а) 1861-1900 гг.; б) 1900-1953 гг.; в) после 1953 г. 1861-1900 В 1861 г. А. Мори, французский ученый, опубликовал свое исслед. влияния внешних раздражителей на свои С. Наиболее известным примером был его сон о гильотине: длинный сон о французской революции, кульминацией к-рого был приговор Мори к смертной казни. Он проснулся в момент падения ножа гильотины, обнаружив, что доска с изголовья кровати упала ему на шею. Внешний раздражитель запустил последовательность воспоминаний, к-рые образовали С. Др. ученые этого времени продемонстрировали влияние органических состояний на формирование С. Были тж исслед., посвященные причинам забывания снов, содержаниям С., связи С. с мышлением и функциям С. 1900-1953 З. Фрейд - главное действующее лицо этого периода. Первое издание его "Толкования сновидений" стимулировало период преобладания клинических исслед. С. Хотя Фрейд и его коллеги обнаружили, что толкование С. - бесценный инструмент для раскрытия истоков симптомов у больных, С. интересовали его еще и по той причине, что они рассказывали о бессознательных психич. процессах. Фрейд утверждал, что С. яв-ся королевской дорогой к бессознательному. С. разбивается на отдельные элементы, и сновидца просят высказывать свободные ассоц. на каждый его элемент. По этим свободным ассоц. определялось скрытое содержание или, по-другому, выявлялись "сновидные мысли". Явное содержание С. - сознательное, скрытое - бессознательное. Мотивом для формирования С. яв-ся желание, вытесненное из сознания в силу своей непереносимой болезненности. Наиболее важные из таких желаний появляются в раннем детстве и имеют сексуальную или агрессивную окраску. Во время сна вытесняющая инстанция (Фрейд назв. ее цензурой) менее бдительна, так что бессознательное желание может найти свое выражение в С. Однако если желание выражается слишком открыто, повышающийся уровень тревоги ведет к пробуждению. Следовательно, при построении С. желание должно быть замаскировано, чтобы пройти цензуру. Сокрытие желания представляет собой то, что Фрейд назв. работой С. Работа С. включает четыре операции. Первая из них - сгущение. Фрейд заметил, что вспоминаемое С. всегда гораздо короче его скрытого содержания, определяемого по свободным ассоц. Это означает, что неск. сновидных мыслей были сжаты, образуя единый образ С. Вторая операция - смещение. Психич. значения сновидных мыслей подвергаются смещению при создании явного содержания С. Яркие, запоминающиеся особенности явного содержания сна могут представлять относительно малозначащие сновидные мысли, тогда как пустяковые, незначительные элементы явного содержания могут представлять сновидные мысли огромной важности. Третья операция - символизация. Вытесненные желания представлены невинными символами, чтобы обойти цензуру. Мужские гениталии могут визуализироваться как авторучка. Четвертая операция, вторичная обработка, делает сон более связным и понятным при вспоминании благодаря заполнению пробелов и добавлениям. Юнг ценил С., возможно, еще более высоко, чем Фрейд. Он отличал малые С., отражающие обычные дневные заботы во время сна, от больших С. с посланиями из глубочайшего слоя бессознательного. Этот слой он наз. коллективным бессознательным, поскольку он один и тот же у каждого чел. в любой культуре. Содержанием коллективного бессознательного яв-ся психич. структуры, или архетипы, унаследованные от прошлых поколений. Чтобы идентифицировать архетип в большом сне, Юнг изобрел метод разработки. Сновидцев просят сказать, о чем напоминает ему каждый элемент сновидения. Он должен фиксировать на этом элементе свое внимание, не позволяя следовать за непроизвольным ходом мысли, как при свободных ассоц. Элемент может разраб. не только сновидцем, но и аналитиком, а тж путем ссылок на мифологию, иск-во, религию и литературу. Образы в больших С. яв-ся символами архетипов. Эти символы отражают тенденцию архетипов не скрываться, а выражать себя. Для Юнга символы скорее раскрывают, чем скрывают. М. Босс, экзистенциальный психотерапевт, отрицает, что сны яв-ся символическими (т. е. продуктом работы С. над бессознательными сновидными мыслями и вытесненными желаниями) или компенсаторными. С. должно приниматься по своей нарицательной стоимости. Оно освещает то, каким образом сновидец видит свое существование. После 1953 года Наблюдая спящих, Азеринский обнаружил, что их глазные яблоки на протяжении ночи периодически совершают быстрые, сопряженные движения. Он и Клейтман полагали, что эти быстрые движения глаз (REM - от rapid eye movements) могут означать, что чел. видит сон. Чтобы проверить эту гипотезу, они будили испытуемых в периоды движения глаз и в периоды их относительного покоя. Испытуемые сообщали о гораздо большем количестве С. при пробуждении в RЕМ-фазах, чем при пробуждении в фазах без быстрых движений глаз (NREM). Казалось, что впервые обнаружен физиолог. индикатор С. Последующие исслед. REM-фаз обнаружили и др. их отличительные характеристики. Электрические мозговые волны в REM-фазах имеют более высокую частоту и низкую амплитуду по сравнению с волновой активность в NREM-фазах. Во время REM-фаз обнаруживаются нарушения ритма дыхания и сердцебиения, колебания давления крови, генитальное возбуждение. В силу этих причин REM-фазы наз. состояниями психофизиологической активации. Поскольку в течение ночи при нормальном сне отмечается 4- 5 REM-фаз, нетрудно сделать вывод, что каждый видит за ночь 4-5 С. При пробуждении спящего во время REM-фазы в лабораторных условиях большинство из этих С. м. б. восстановлено. Вместо того чтобы зависеть от относительно редких и, возможно, избирательных вспоминаний снов поутру, в лабораторных условиях можно выявить большое количество С., к-рые предположительно яв-ся более репрезентативными для данного индивидуума. В США и Европе образовалось много лабораторий, в к-рых были проведены сотни исслед. К сожалению, первоначальные находки не подтвердились. Самым большим ударом было открытие - многократно подтвержденное, - что С. вспоминаются при пробуждении в любой фазе сна, а не только в REM-фазах. Похоже, что весь сон - это сон со С. Сны, о к-рых сообщают при пробуждении в NREM-фазах, неск. ближе к рациональным мыслям, но, несмотря на это общее различие, подавляющее большинство снов из NREM-фаз носят нереальный (фантастический, сказочный, мифический и т. д.) характер. Очевидным и обескураживающим рез-том яв-ся отсутствие надежных физиолог. индикаторов или коррелятов С. По крайней мере, таковые не были обнаружены. Эти отрицательные рез-ты, тем не менее, не обескуражили всех исследователей сна. В то самое время, когда Азеринский, Клейтман и Демент ставили первые лабораторные эксперименты, К. Холл начал анализировать сообщения о С., используя метод контент-анализа. Холл и его коллеги категоризировали различные элементы сообщений о С. Примерами таких категорий яв-ся: а) челов. персонажи, классифицированные по полу и возрасту, члены семьи, друзья, знакомые и незнакомые лица; б) животные; в) взаимодействия между персонажами, напр. агрессивное, дружеское или сексуальное; г) несчастья или счастливые события; д) успех и неудача; е) интерьер и экстерьер; ж) объекты; з) эмоции. Были сформулированы и теорет. категории, напр. кастрационная тревога, оральность и регрессия. Др. исследователями был предложен еще ряд систем контент-анализа С. Наиболее изощренными среди них яв-ся системы анализа содержания, разраб. Д. Фаулксом. В обширном лабораторном исслед. С. детей он показал, что когнитивное развитие, оцениваемое по рез-там анализа С. у детей в возрасте 3-15 лет, параллельно их когнитивному развитию в бодрствующей жизни. Преимуществом контент-анализа яв-ся то, что большое количество снов, собранных у лиц разного пола, возраста, национальной и этнической принадлежности, живущих в разное время и т. д., м. б. проанализировано в плане выяснения сходств и различий между ними. Было, напр., обнаружено, что сны у мужчин во многом отличаются от снов у женщин. Мужские С. содержат больше мужских персонажей, незнакомых лиц, проявлений физ. агрессии, сексуальности, физ. активности, инструментов и оружия, открытых помещений, чем сны женщин. В женских снах больше женщин, знакомых лиц, разговоров, предметов одежды и закрытых помещений, чем в С. мужчин. Холл и его сотрудники изучали дневники снов, к-рые велись испытуемыми, часто годами. Интересной находкой яв-ся то, что в целом содержание С. у взрослого мало меняется из года в год. Работы по контент-анализу С. показывают большую согласованность между содержанием С. и наших повседневных забот. Это было назв. принципом связности. См. также Фантазия, Представления, Сон К. С. Холл

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
260.66 кб

Влияние индивидуально-психологических и биосоциальных особенностей субъекта на сновидения

Авакумов С. В., Уланова Н. В.
Читать PDF
343.44 кб

Психология сновидения

Авакумов Сергей Владимирович
В работе раскрываются основные положения психологии сна и сновидений. В частности, отмечается потребностный характер как возникновения сновидения, так и формирования его содержания.
Читать PDF
140.69 кб

Теоретико-методологические аспекты построения модели сновидения в норме и патологии

Авакумов Сергей Владимирович
В работе изложены основные положения теоретико-методологического подхода к построению модели сновидения как в норме, так и при нервно-психической патологии.
Читать PDF
595.68 кб

Феномен сновидения в теории и практике анализа жизненного сценария

Паукова Анна Борисовна
В статье раскрываются аспекты структуры жизненного сценария личности в контексте транзактного анализа Э. Берна.
Читать PDF
193.54 кб

Воображение и сновидения

Данилкина И. И.
В статье рассматриваются взаимосвязь визуального воображения и сновидений, которые рождаются в процессе интенсивного творчества.
Читать PDF
120.66 кб

К вопросу о симптоматике ночных гипогликемий (синдром стереосюжетного ночного сновидения)

Никберг И. И.
Читать PDF
254.77 кб

Сновидения у детей младшего возраста.

Байдаулетова А.И., Ан О.О., Балобнова О.А., Кузина Л.А.
Читать PDF
255.75 кб

Анализ базовых настроений сновидения и последующая работа с ними

Летуновский Вячеслав Владимирович
Дается описание авторской методики психотерапевтической работы со сновидениями, уникальность которой заключается в отсутствии символической интерпретации и нацеленности исключительно на работу с настроениями.
Читать PDF
351.94 кб

Осознанные сновидения - как возможная форма девиация сновидений

Курганов Сергей Александрович
В статье проводится анализ термина-осознанные сновидения, структурированные данные по изучению данного феномена в России и за рубежом. Пронализированны исторические данные и современные подходы к изучению данной проблематики.
Читать PDF
2.45 мб

О книге И. А. Бесковой «Природа сновидения. Эпистемологический анализ»

Краснопольская А. П.
Читать PDF
377.66 кб

Сон и сновидения в традиционной культуре коми-пермяков

Голева Т.Г.
Традиции сна неизбежно складывались в культуре любого народа. Современные полевые этнографические материалы позволяют раскрыть элементы антропологии сна в традиционной культуре коми-пермяков.
Читать PDF
291.37 кб

Сон, сновидения и нейрофизиологические параметры слепых людей

Линьков В. В., Новиков А. Е., Прошина Е. В.
Research of sleep, dreamings and neurophysiological parameters of 36 blind persons was carried out.
Читать PDF
153.72 кб

Тело и образ сновидения в античности

Львов А. В.
В статье поднимается вопрос о связи философии тела с теорией сновидения, выявляются особенности античной онейрологии.
Читать PDF
399.89 кб

Сновидения как отражение событийности повседневного бытия

Фролова Светлана Михайловна
Анализируются известные научные теории формирования снов.
Читать PDF
376.89 кб

ЛОВЕЦ СНОВ (ВАДИМ РУДНЕВ. НОВАЯ МОДЕЛЬ СНОВИДЕНИЯ)

Фролов Валентин

Похожие термины:

  • Сновидения, теория случайной активации

    теория сновидений, утверждающая, что сновидения – побочный продукт случайной активности нейронов в мозге, возникающей в фазе быстрого сна.
  • Сновидения аномальные

    сновидения, характер которых с досточной определенностью указывает на то, что они генерируются в непосредственной связи с болезненным процессом. К.Ясперс, под впечатлением описания В.Х.Кандински
  • АРХЕТИПИЧЕСКИЕ СНОВИДЕНИЯ

    Archetypal dreams; Archetypische Traume).- в отличие от сновидений, которые в личной биографии занимают конкретное "место в жизни", архетипические сновидения имеют сверхличностную природу. В то время как компен
  • Деятельность сновидения

    Dreamwork). Процесс искажения, отбора, перестановки, замещения, преобразования и других видоизменений исходного желания, чтобы привести его к состоянию, приемлемому для эго, даже если само исходное жел
  • СНОВИДЕНИЯ НАЯВУ

    См. Фантазирование истерическое.
  • Осознанные сновидения

    сновидения, во время которых сновидящий осознает, что его текущие переживания – сон.
  • ДЕТЕРМИНАНТ СНОВИДЕНИЯ

    См. детерминант сновидения.
  • ЭКРАН СНОВИДЕНИЯ

    понятие, используемое в психоанализе для описания желания человека спать и тех образов, которые проецируются в его психике и отражают стремление нарушить сон.    Понятие «экран сновидения» было
  • СНОВИДЕНИЯ ЭРОТИЧЕСКИЕ

    сновидения, содержание которых сплетается с различными сексуальными проявлениями (от простого сексуальноэротического возбуждения до оргазма, у лиц обоего пола или эякуляции у мужчин).
  • Внушенные лечебные сновидения, по Платонову К. И

    1930) - психотерапевтический метод посредством внушения в состоянии гипнотического сна о непременном появлении сновидений с содержанием переживаний относительно восстановления собственного здор
  • СНОВИДЕНИЯ И РАБОТА С НИМИ В ПСИХОТЕРАПИИ

    Еще в глубокой древности сновидениям придавали особое значение, что отразилось в многочисленных историях, мифах и сказках. Изучение сновидений с научной точки зрения началось лишь в XX в. До Фрейда
  • Сновидения кошмарные

    беспокоящие сновидения, отличающиеся вызываемым ими чувством замешательства, страха и/или панического ужаса.
  • ВНУШЕННЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ СНОВИДЕНИЯ ПО ПЛАТОНОВУ

    Методика относится к гипносуггестивной психотерапии, предложена К. И. Платоновым (1930) как вспомогательный терапевтический прием - внушение сновидения во внушенном сне.Содержание внушенного снови
  • Сновидения, теория моделирования угрозы

    согласно этой теории, эволюционная функция сновидений состоит в моделировании угроз, особенно связанных с примитивной агрессией и стихийными бедствиями, поскольку в ходе эволюции человечества
  • Навязчивые сновидения

    см. Навязчивые состояния. Когда он, еще давеча утром, забылся тяжелым сном на своей кушетке, все еще не решаясь раскрыть который-нибудь из этих трех кувертов, ему опять приснился тяжелый сон, и опять
  • Сновидения осознаваемые

    прозрачные) — характеризуются тем, что сновидящий во время сновидения осознает, что видит сон.
  • ПЛЕНКА СНОВИДЕНИЯ

    тонкий слой, защищающий психику спящего человека, защитный экран, оберегающий ее от внешних раздражителей и внутренних побуждений.    Понятие «пленка сновидения» было введено в научную литерату
  • Сновидения, теория решения проблем

    гипотеза о том, что функция сновидений – поиск решения проблем, которыми мы озабочены в состоянии бодрствования.
  • Сновидения, теория психического здоровья

    идея о том, что сновидения – нечто вроде «внутреннего психотерапевта», они помогают нам чувствовать себя лучше и справляться с последствиями неприятных или травмирующих событий.
  • РАБОТА СНОВИДЕНИЯ

    термин З.Фрейда, обозначает процесс превращения скрытого содержания сновидения в явное, манифестное.