Скука

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Скука
тягостное душевное состояние от отсутствия или потери интереса к какому-либо делу, от безделья.

Источник: Ильин Е. Психофизиология состояний человека

СКУКА
психическое состояние, вызванное отсутствием интересных стимулов и проявляющееся в снижении уровня ясности сознания. Личности с богатым внутренним миром С. несвойственна.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Скука
переживание невозможности удовлетворять любопытство, начать поиск и исследование мира или себя в данной ситуации. Особенностью ситуации является либо отсутствие в ней чего-либо любопытного, либо запрет на проявление любопытства, либо необходимость быть внимательным к чему-то совершенно не любопытному. Обычно переходит в раздражение, а потом отвращение к ситуации.

Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015

СКУКА

Болезненно воспринимаемое аффективное состояние, характеризующееся диффузной напряженностью, нетерпением и чувством неудовлетворенности. Обычно скука проявляется в ситуациях, сопровождающихся монотонными переживаниями и недостаточностью удовлетворения либо внешней стимуляции. Состояние скуки может отражать как реальные обстоятельства, так и структуру личности и потребности индивида. Скука интерпретируется как процесс возрастания защитной борьбы с недопустимыми фантазиями и импульсами, когда содержание импульсов вытесняется из мыслей, но напряженность достигает аффективного уровня. Считается также, что при таких состояниях имеется определенная предрасположенность, связанная с процессами развития. Так, более склонны к скуке дети, а также взрослые с пассивным и "полезовисимым' характером.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

СКУКА
boredom) Эмоция, которая возникает, если индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Она может возникнуть либо вследствие ограничений - например, одиночное заключение, сенсорная депривация, монотонная работа, - либо вследствие внутреннего торможения. Согласно Fenichel (1954), невротическая скука - это состояние инстинктного напряжения (см. также ИНСТИНКТ), при котором отсутствует инстинктная цель. В результате этого человек, ощущающий скуку, ищет объект "не для того, чтобы направить на него действия своих инстинктных импульсов, а скорее для того, чтобы объект помог найти инстинктную цель, которой он лишен". Он знает, что ему чего-то не хватает, но не знает, чего. Отсюда - раздражительность и беспокойство неотделимы от скуки, но отсутствуют при АПАТИИ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Скука
общеславянск., от «съкукати» - горевать, плакать; англ. вore – скука, скучное занятие) – эмоциональное состояние, указывающее на то, что индивид не в состоянии найти интересное занятие, которое его увлекло или захватили бы полностью. Скука может быть связана как с внешними причинами (одиночное заключение, сенсорная депривация, монотонная работа и др.), так и внутренними ограничениями (отсутствие широкого круга увлечений, интересов). Иногда говорят: скука – это тоска обывателя («умирать со скуки», «смертельная скука», «зеленая», то есть невыносимая скука и т.п.). Обычно в этом состоянии индивид осознает, что ему явно чего-то не хватает, но он не понимает, в чем именно он нуждается. Поведение при скуке может быть разным: 1. любое приемлемое занятие («от скуки на все руки»); 2. занятия, порождающие острые ощущения, в частности, это рискованные, опасные для жизни виды спорта; 3. погружение «с головой» в разного рода зрелища и развлечения; 4. употребление психоактивных субстанций и т.п.; 2. в психоанализе - упоминается «невротическая скука» - состояние инстинктного напряжения, при котором отсутствует инстинктная цель (Fenichel, 1954); 3. состояние душевного томления, уныния, тоски от безделья или отсутствия интереса к окружающему.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Скука
тягостное, томительное состояние от отсутствия дела и интереса к окружающему. Может быть обусловлена духовной бедностью индивида. Возможное проявление – зевание, малая подвижность тела, мускулов лица, ритмичное потаптывание передней частью ступни; индивид, сидя, держит голову прямо, обхватив подбородок и щеку всей ладонью руки, с пальцами, направленными вверх. Типичная реакция – снисходительная или презрительная насмешка, сочувствие, желание вывести индивида из такого состояния.
Мне скучно… Не в смысле тоски существования, а просто скучно без людей, без музыки (А. Чехов, Письмо М. Горькому).
«Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!»…
Так думал молодой повеса…
(А. Пушкин, Евгений Онегин)
Деревня, где скучал Евгений, | Была прелестный уголок (там же).
…Промежутки в жизни человека между наслаждением и огорчением залиты скукою (Дж. Леопарди, Диалоги и мысли).
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки (Словарь Даля).
От скуки на все руки (поговорка).
Посмотрев вслед уносившемуся поезду, Долинский обернулся и в эту минуту особенно тяжело почувствовал свое одиночество, почувствовал его сильнее, чем во все протекшие четыре года. Не тихая тоска, а какое-то зло на свое сиротство, желчная раздражительная скука охватила его со всех сторон (Н. Лесков, Обойденные).
Ср. аффилиация.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Скука
эмоциональное состояние субъекта, возникающее в условиях внешней и внутренней стимуляции, не привлекающей его внимания наличием новизны и не вызывающей эмоционального напряжения. С. может возникать при выполнении различных видов деятельности — игровой, учебной, профессиональной или при бездеятельности человека («Праздность — мать скуки», — Стендаль).
С. переживается как неудовлетворенность, общая заторможенность психической деятельности, иногда — ригидность познавательной, психологическая вялость, пассивность реагирования, сопровождаемые обычно снижением ясности сознания, может сопровождаться слабой степенью раздражения, досады и грусти.
В одном из первых отечественных исследований состояние С. описывается следующим образом: «а) сознание неинтересности, ненужности, незначительности того, что человек воспринимает или делает; б) незнание того, когда это неинтересное окончится, своего рода сознание беспросветности; в) чувство неудовлетворенности от вынужденной пассивности, от даром затраченного времени; г) рассеянность ...: слабость или поверхностная подвижность внимания» (Левитов Н. Д., 1964).
Для состояния С. характерны также определенные наблюдаемые психофизиологические и поведенческие проявления («тусклый», «поблекший» взгляд, сонливость, зевота, нередко сниженная двигательная активность в целом или, наоборот, неусидчивость и пр.). В современной специальной литературе отмечается, что наиболее распространен теоретический подход, согласно которому С. возникает в ситуациях с уровнем стимуляции ниже оптимального. Это положение подтверждается исследованиями в условиях трудовой деятельности, когда С. возникает «как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т. е. снижения силы мотива, превращения его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу» (Е. П. Ильин).
Иногда различают экзистенциальную и невротическую С. Так, В. Франкл назвал «экзистенциальным вакуумом» состояние, возникающее в тот или иной период жизни субъекта и связанное с ощущением дефицита или непониманием смысла своей жизнедеятельности («Скука есть пустота души», — Н. В. Шелгунов). В то же время психиатры выделяют такое заболевание, как «воскресный невроз», причина развития которого — безделье и праздность, когда человек вне работы не знает, чем себя занять, как заполнить досуг («Отдых — приятная вещь, но его родная сестра — скука», — Вольтер).
В литературе существует некоторая путаница понятий «С.», «монотония» (см. Монотония), «монотонность», связанная с неоднозначностью их понимания. Иногда в качестве научного синонима C. предлагают использовать «монотонию». Действительно, по своим внешним проявлениям они сходны, но С. имеет более сложную природу, связанную с тем, что она «проявляется там, где теряется смысл в работе или, еще шире, — в жизни» (Л. П. Гримак). О «монотонии» и «монотонности» нередко говорят также в ситуации продолжительной и однообразной деятельности — с точки зрения ее условий и особенностей протекания.
В обыденном языке синонимами С. выступают «тоска», «уныние», «апатия».
В целом С. подвержены люди любого возраста; женщины в меньшей мере, чем мужчины.
При выборе мер преодоления и борьбы со С. прежде всего следует учесть специфику предмета и ситуативных условий, в связи с которыми возникает состояние
С., и возможность их реорганизации. Важно усилить положительную мотивацию субъекта (например, в рабочей ситуации объясняя значимость деятельности).
В настоящее время нет единого мнения относительно способов разрешения проблемы С. На практике обычно отыскиваются и анализируются факторы, стимулирующие возникновение и поддержание С., и подбираются средства и способы их устранения.
Литература
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Скука
boredom) Хотя С. является эмоцией, к-рую, вероятно, испытывал каждый из нас, она вызывала к себе меньший исследовательский интерес по сравнению с такими эмоциями, как депрессия и гнев. Существуют важные теорет. основания рассматривать С. как мотивационное понятие, связывающее внутренние чувства и мотивы с условиями среды. Мн. теории связывают С. с вниманием, возбуждением, процессом обработки информ. и стимульной недогрузкой. Согласно наиболее распространенному теорет. подходу, С. возникает в ситуациях с уровнем стимуляции ниже оптимального. При этом теоретики сосредоточиваются либо на внешних факторах, либо на внутренних условиях. Берлайн определял С. как "драйв, к-рый редуцируется в процессе направляемого интересом исследовательского поведения и актуализируется, когда внешняя стимуляция становится слишком редкой или слишком монотонной". В исслед. трудовой деятельности часто придается особое значение внешним условиям, поскольку они влияют на производительность труда. В противоположность этому, Цукерман подчеркивал роль внутренних элементов и рассматривал подверженность С. как компонент модели поиска стимулов (stimulus-seeking model). О"Хэнлон связывает С. с возбуждением, привыканием (габитуацией), усилием (effort) и стрессом. Лэйрд утверждает, что переживание С., по крайней мере отчасти, возникает в результате сознавания себя неспособным направить внимание на что-либо при отсутствии видимых на то причин. Ксизентмихали исследовал баланс С. и тревоги, рассматривая оба эти состояния как результат несоответствия между требованиями окружения и личной компетентностью. С. возникает в ситуациях, в к-рых способности человека превышают ситуационные возможности для их проявления, в то время как тревога возникает тогда, когда окружение требует от данного человека больше, чем он оказывается в состоянии выполнить или предоставить на данный момент времени. Достижение баланса происходит в "потоке" ("flow") или, говоря иначе, в состоянии радостного чувства поглощенности интересной деятельностью. Плутчик в свой структурной модели 8 базовых эмоций определяет С. как близкую к отвращению и раздражению, но более умеренную, а тж граничащую с др. умеренными эмоциями, такими как досада и легкая грусть. Экзистенциалисты различают экзистенциальную С. и невротическую С. В психоаналитическом подходе акцентируются проблемы конфликта или контроля; напр., Феничел утверждает, что С. появляется, "когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать, или должны делать то, что мы делать не хотим". Кросс-культурные исслед. тж предлагают возможные направления для изучения С. как одного из важных факторов отношений между индивидуумом и окружающей средой. Одно направление исслед. представлено экспериментами, в к-рых происходит манипулирование условиями: создается стимульная ситуация, к-рая предположительно вызывает С., напр., дается монотонное задание на вычеркивание определенной буквы на страницах, состоящих из наборов случайных букв. Др. подход подразумевает изучение повседневного опыта; он гл. обр. использовался Ксизентмихали и его сотрудниками. Третий подход состоит в коррелировании показателей оценочных шкал или опросников для измерения С. с др. измерениями или условиями. При измерении С., как и в случае мн. др. эмоциональных состояний, таких как депрессия или тревога, чаще всего используются различные формы самоотчетов. Поведенческие признаки состояния С. включают зевоту, "потускневшие" глаза, облокачивание, ерзанье на месте и такие признаки невнимания, как рассматривание стен помещения. Противоположные С. эмоции пли состояния включают интерес, энтузиазм, вовлеченность, поглощенность (flow) и оптимальную стимуляцию. В свою шкалу поиска стимулов Цукерман включил подшкалу подверженности С., к-рая использовалась во многих исслед. К числу др. (к сожалению, немногих) релевантных измерений можно отнести шкалу склонности к С. (boredom proneness, ВР), 28-пунктовую самооценочную шкалу, к-рая демонстрирует хорошую надежность и достаточную валидность, но не имеет значимых корреляций с подшкалой Цукермана. Воданович и Касс выделили в шкале ВР 5 факторов, оказавшихся во многом концептуально сходными с теми, к-рые рассматривались в литературе: внешняя стимуляция, внутренняя стимуляция, аффективные реакции на С., восприятие времени и ограничивающие условия. Мужчины более подвержены состоянию С., чем женщины; к тому же в склонности к С. наблюдаются культурные различия. Кроме того, показатели по шкале ВР оказались связанными с нежеланием голосовать на выборах и патологическим влечением к азартным играм. В ряде исслед. была обнаружена умеренная взаимосвязь между депрессией и С. Нек-рые межличностные характеристики, такие как одиночество, тж оказываются связанными со С. Преодоление С. является отдельной областью исслед. Воображение служит одним из способов преодоления однообразия ситуаций, и недостаток воображения может быть связан с показателями ВР. Есть данные, что аддиктивные формы поведения, напр. переедание, используются в качестве способа преодоления С. Робинсон показал, что С. может быть важным фактором школьной успеваемости, и предложил системно-ориентированную модель. Нек-рые клиницисты отмечают, что существует проблема преодоления скуки в ходе психотер. как со стороны пациента, так и со стороны терапевта; С. рассматривается в качестве индикатора проблем в осуществлении переноса и контрпереноса. Установлено тж, что С. является индикатором проблем, связанных с креативностью. Положительная функция С. может заключаться в подготовке индивидуума к выполнению др. деятельности. Несомненно, имеется достаточно свидетельств, указывающих на то, что С. как эмоциональное состояние заслуживает гораздо большего внимания исследователей. Работа по вычленению состояния С. из ряда др. эмоций, установлению ее специфики и встраиванию ее в общую теорию эмоций на сегодняшний день еще далека от своего завершения. См. также Низкие учебные достижения, Когнитивная сложность, Диспозициональные наборы, Промежуточные переменные, Мотивация, Поиск ощущений Н. Д. Сандберг

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

СКУКА
психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности.
 Состояние скуки может возникать как в результате внешних ограничений, связанных с монотонной работой и изоляцией от людей, так и в силу внутренней опустошенности, пресыщенности жизнью и неспособности к эмоциональным переживаниям, вызывающим радость, восторг, желание к осуществлению активной деятельности. Скука становится неотъемлемой частью жизни многих людей, не испытывающих удовольствие ни от работы, ни от развлечений. Увеличение свободного времени ведет к тому, что многие не знают, что делать с ним и как занять себя. Не все из них обращаются за помощью к психоаналитику, но состояние скуки часто сопровождается такими болезненными проявлениями, что скучающие люди являются потенциальными пациентами. Не случайно некоторые психоаналитики стали обращать особое внимание на проблему скуки. Одним из первых, кто приступил к осмыслению данного феномена, был О. Фенихель, опубликовавший работу «О психологии скуки» (1934). Несколько десятилетий спустя к рассмотрению данной проблемы обратился Э. Фромм, считавший, что «человек – единственное животное, которое может скучать». Размышления о скуке нашли отражение в таких его работах, как «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) и других.
   Исследуя феномен скуки в работе «Анатомия человеческой деструктивности», Э. Фромм (1900–1980) выделил три категории лиц: не знающие скуки – способные продуктивно реагировать на стимулирующие раздражения; хронически скучающие – постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании и в вечной смене раздражителей; больные – которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным раздражителем. Для хронически скучающих и больных людей скука связана с неудовлетворением, испытываемым ими по отношению к жизни. В первом случае люди «обречены на хроническую скуку, но поскольку они умеют ее компенсировать, они ее не осознают». Во втором случае люди время от времени «остро осознают свое душевное состояние, но часто они даже не понимают, что больны». Отличие между ними состоит в том, что хронически скучающие люди способны на реакцию, если скука будет компенсирована, в то время как скука больных не компенсируется. И в том, и в другом случае люди страдают от недостатка продуктивности. Однако, как считал Э. Фромм, в первом случае с помощью соответствующих раздражителей можно избавиться от скуки (но не от причины ее возникновения), а во втором случае «невозможно освободиться даже от ее симптомов».
   Осуществленное Э. Фроммом различие относится не только к типологии людей, но и к смысловому употреблению слова «скучный». Человек может изнывать от скуки в определенной ситуации, говоря, например, что ему скучно и неинтересно находиться в данной компании.
   Но человек может быть скучным сам по себе в силу структуры своего характера и тогда он является скучным как личность. Такой скучный человек неинтересен и безрадостен, в нем нет ощущения жизненности. «Многие люди готовы признаться, что испытывают скуку (что им скучно); но вряд ли кто согласился бы, чтобы его назвали скучным».
   По мнению Э. Фромма, хроническая скука представляет собой одну из патологий современного общества. Большинство людей не являются тяжелобольными, но все они страдают в легкой форме недостатком продуктивности. Если такие люди не находят каких-либо способов стимулирования, то они постоянно скучают. Создается впечатление, что главной целью человека становится попытка «убежать от собственной скуки». Для достижения этой цели используются различные средства сиюминутного возбуждения, включая всевозможные развлечения, алкоголь, наркотики, секс. Однако все это не затрагивает творческие способности и психические возможности человека, поскольку на глубинном, бессознательном уровне он все равно пребывает в скуке. Так, когда терапевт спросил одного из своих пациентов, имевшего большой успех у девушек, не спасает ли его от скуки секс, то тот ответил: «Секс – тоже скука, но не в такой мере, как все остальное».
   С точки зрения Э. Фромма, следствием «некомпенсированной скуки» могут быть насилие и деструктивность. В пассивной форме они проявляются в том, что человеку нравится узнавать о преступлениях и катастрофах, смотреть по телевизору сцены кровавых убийств и жестоких драк. В активной форме удовольствие достигается путем садистского и деструктивного поведения. Мотивом некоторых убийств становится именно скука, потребность увидеть какие-то нестандартные ситуации и прекратить монотонность повседневной жизни.
   Э. Фромм высказал убеждение, согласно которому «скука – одна из величайших мук». Ад представлялся ему тем местом, где царит вечная скука. Люди предпринимают значительные усилия, чтобы избежать скуки, мечутся из стороны в сторону, хватаются то за одно, то за другое, так как не могут переносить скуку. Если же человек имеет «свой» невроз и «своего» психоаналитика, то это дает ему возможность скучать меньше. Даже если человек испытывает тревогу, беспокойство, какие-то неприятные ощущения, то и это годится, поскольку подобное состояние «зачастую оказывается способом избежать скуки».
   Наряду с другими депрессивными состояниями пациентов состояние скуки становится объектом исследовательского и терапевтического интереса многих психоаналитиков. Данная проблематика нашла свое отражение, в частности, в статьях А. Эсмена «Некоторые размышления о скуке» (1979) и М. Уанга «Некоторые психоаналитические соображения по поводу скуки» (1979).
   Обращая внимание на проблему скуки, некоторые аналитики, в частности Э. Фромм и В. Франкл, напомнили актуальность высказывания немецкого философа ХIХ столетия А. Шопенгауэра о том, что человечество обречено вечно пребывать между двумя крайностями желания и скуки. По их мнению, проблема скуки становится все более насущной. Как заметил В. Франкл, «скука сегодня ставит перед нами – и пациентами, и психиатрами – больше проблем, чем желания и даже так называемые сексуальные желания».   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
834.07 кб

Скука. Постановка психологической проблемы

Курочкин О. Е.
Данная статья представляет собой теоретический анализ психологической проблемы изучения скуки как феномена жизни человека, ее этиологии и причинности.
Читать PDF
155.65 кб

Скука как особое психическое состояние человека

Посохова Светлана Тимофеевна, Рохина Елена Владимировна
Основа феномена скуки представлена в статье в виде особого психического состояния. рассмотрены разнообразные направления в изучении психических состояний человека и представлены различные их классификации.
Читать PDF
1.47 мб

«Не знаю, что такое скука» : к 180-летию П. Ф. Лесгафта

Уткин Анатолий Валерьевич
Петр Францевич Лесгафт один из ярких представителей передовой педагогической мысли, выдающийся русский ученый-биолог, обогативший педагогическую теорию изучением закономерностей физиологического развития человека; автор капитальны
Читать PDF
183.38 кб

Скука в историко-философском контексте

Макогон Э. Р.
Читать PDF
273.05 кб

Скука и время

Аригунова Екатерина Владимировна
Отношение между фундаментальной скукой и временем можно рассмотреть с двух позиций: время внутри скуки и историчность феномена скуки.
Читать PDF
314.24 кб

Скука

Глебкин В.В.
Читать PDF
233.53 кб

Скука и кризис созерцания

Панкратьев Олег Владимирович
В статье анализируется настроение скуки как фундаментальное настроение Нового времени, выражающее собой кризис созерцательной установки.
Читать PDF
659.59 кб

Ностальгия, скука и тошнота как модусы экзистенциальной тревоги

Ефремова Ольга Николаевна
Предметом данного исследования выступает экзистенциальная тревога как ответ человека на неотвратимые данности бытия: свободу, смерть, одиночество, абсурд.
Читать PDF
346.44 кб

Dasein, скука, забота в сфере образования

Волкова С.В.
В центре внимания статьи философия М. Хайдеггера. Отправляясь от идей, высказанных немецким мыслителем в работах «Основные понятия метафизики» и «Бытие и время», автор пытается проследить взаимосвязь выявленных М.