Скрытое обусловливание это что такое Скрытое обусловливание: определение — Психология.НЭС
СКРЫТНОСТЬ ПОДРОСТКА СКРЫТОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Скрытое обусловливание

Найдено 2 определения термина Скрытое обусловливание

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Скрытое обусловливание

covert conditioning) С. о. - это процесс, посредством к-рого происходят изменения поведения, и комплекс процедур поведенческой терапии, основывающихся на модели С. о. Этот процесс предполагает взаимодействие таких скрытых, недоступных внешнему наблюдению явлений, как воображение, мышление и чувствование. При применении С. о. клиента просят представить себе целевое поведение, а затем вообразить к.-н. последствие, к-рое может изменить это целевое поведение. В основе С. о. лежат 3 исходных допущения: а) допущение об однородности; б) допущение о взаимодействии; в) допущение о научении. В соответствии с допущением об однородности, все категории поведения, включая открытые и скрытые его формы, подчиняются одним и тем же законам. Согласно допущению о взаимодействии, различные категории поведения, такие как скрытая психич. деятельность, физиолог. деятельность и открытое поведение, находятся во взаимодействии и оказывают влияние друг на друга прогнозируемым образом. Допущение о научении гласит о том, что все формы поведения подчиняются одним и тем же законам научения. Процедуры поведенческой терапии, опирающиеся на С. о., были разраб. Дж. Котела. В С. о. и само поведение, к-рое подлежит изменению, и его последствие, к-рое ответственно за изменение этого поведения, происходит в воображении клиента в соответствии с инструкциями терапевта. Первой из таких процедур была разраб. процедура скрытой сенсибилизации. Скрытая сенсибилизация с успехом применялась в решении целого ряда поведенческих проблем, включая ожирение, злоупотребление наркотиками, членовредительство, алкоголизм, сексуальные расстройства, курение и непреодолимую тягу к воровству. В серии исслед., проведенных Д. Барлоу и его коллегами, были получены эмпирические подтверждения того, что скрытая сенсибилизация яв-ся эффективной процедурой лечения со сравнительно устойчивыми и продолжительными терапевтическими эффектами. В 1970 г. Котела разраб. и предложил процедуру скрытого положительного подкрепления (covert positive reinforcement, CPR). В отличие от скрытой сенсибилизации, предназначенной для снижения частоты возникновения неадекватного, нежелательного поведения, СPR предполагала повышение вероятности возникновения адекватного, желательного поведения. В процессе CPR клиент пытается представить и пережить в своем воображении ситуации, связанные с целевым поведением. В CPR за образом желательного поведения непосредственно следует переживание клиентом образа приятной, оптимистической подкрепляющей сцены. Т. о., CPR - аналог своего оперантного двойника, положительного подкрепления. Скрытое положительное подкрепление использовалась для модификации таких беспокоящих форм поведения, как герои новая наркомания, фобии и повышенная чувствительность к боли. По сфере охвата СPR яв-ся наиболее универсальной из всех процедур С. о. Существует определенное сходство между CPR и систематической десенсибилизацией Дж. Вольпе: опора на воображение, частое использование тренировок релаксации и эффективность в лечении фобий. Из-за этих сходств нек-рые психологи ошибочно считают CPR вариантом десенсибилизации. Однако применимость СPR к более широкому спектру поведения, включая и не содержащие аффективного компонента его формы, а тж рез-ты эксперим. исслед. механизмов CPR, представляют убедительные свидетельства в поддержку оперантной теоретической основы СPR. Были разраб. еще 4 процедуры С. о.: скрытое моделирование (covert modeling, СМ), скрытое отрицательное подкрепление (covert negative reinforcement, CNR), скрытое угашение (covert extinction, CE) и скрытые издержки реакции (covert response cost, CRC). Во всех случаях процедура С. о. имела в своей основе соотв. оперантный аналог. Скрытое моделирование яв-ся наиболее тщательно изученной и широко используемой из этих дополнительных процедур. А. Каздин написал обзор исслед. по скрытому моделированию в книге Дж. Сингера и К. Поупа "Сила челов. воображения" (The power of human imagination). Скрытое моделирование нашло применение в ситуациях обучения соц. навыкам и моторному поведению и оказывается особенно полезным для клиентов, испытывающих затруднения с воображением себя в соотв. ситуациях или при реализации определенных видов поведения. В СМ клиент представляет себе, что видит модель, реализующую целевое поведение. Скрытое отрицательное подкрепление может быть альтернативой СPR в случаях, когда клиенты затрудняются представить себе, что с ними происходит что-нибудь приятное. В CNR клиент начинает с визуализации аверсивной сцены, а затем переключается на сцену того поведения, к-рое подлежит улучшению. В процедуре скрытых издержек реакции, являющейся полезным дополнением скрытой сенсибилизации, клиент представляет себе потерю подкрепляющего стимула в рез-те неадекватного поведения. Скрытое угашение особенно эффективно в модификации излишествующего поведения, такого как злоупотребление алкоголем и переедание: клиент в этом случае просто представляет себя реализующим целевое поведение без ожидаемого рез-та. Несмотря на то что процедуры С. о. обычно требуют от поведенческого терапевта предварительного обучения клиентов, они могут впоследствии легко переводиться на уровень самоконтроля, позволяя тем самым клиенту приобретать большую независимость от терапевта. Одним из таких приложений, иллюстрирующих способ комбинирования отдельных процедур, яв-ся триада самоконтроля (self-control triad, SCT). SCT включает сочетание остановки мыслей, тренировки релаксации и CPR. Др. способы самоконтроля, использующие С. о., разраб. в индивидуальном порядке, в зависимости от индивидуальных потребностей клиентов и тех видов поведения, к-рые они хотят изменить. См. также Поведенческая терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Новаторские психотерапии, Психотерапия Дж. Р. Котела, А. Керни
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

СКРЫТОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Мысленное представление целевого поведения, помогающее пациенту изучить реакцию среды на него и натренировать эмоциональный ответ, чтобы в реальной обстановке не возникло психотравмирующей ситуации. Метод применяется для лечения фобий, повышенной тревожности, неуверенности в себе. В процедурах С. о. пациенту предлагается представить то поведение, которое он считает нежелательным, затем его последствия или уменьшение негативных последствий такого поведения. Существует несколько разновидностей процедур С. о.: скрытая сенситизация (Cautela J. R., 1967), скрытое подкрепление (Cautela J. R., 1970), скрытая изоляция (Cautela J. R., 1970), скрытое отрицательное подкрепление (Cautela J. R., 1976), скрытое моделирование (Bandura A., 1970). Они являются аналогами оперантного обусловливания таких приемов, как наказание, положительное подкрепление, игнорирование, отрицательное подкрепление и др., лишь воспроизводимых мысленно.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено рефератов по теме Скрытое обусловливание — 0

Найдено научных статей по теме — 11

Типичные психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуально

Дубровина Светлана Валериевна
На основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных детей.
Скачать PDF

Ценностно-смысловая сфера, ее особенности и развитие у старшеклассников с явной и скрытой формой инт

Спешилова Татьяна Сергеевна
Данная статья посвящена результатам изучения особенностей ценностно-смысловой сферы у интеллектуально одаренных учащихся и обычных старшеклассников, а также развитию и обогащению основных аспектов ценностно-смысловой сферы. Выявлены качественные различия по основным показателям ценностно-смысловой сферы: системы жизненных, личностных смыслов, жизненных ценностей в сравнении между выделенными группами. Разработана и апробирована программа по развитию и обогащению ценностно-смысловой сферы.
Скачать PDF

Анализ личности потерпевшего как объекта скрытого психологического воздействия по делам о мошенничес

Полянская Валентина Анатольевна
Рассматриваются актуальные проблемы выявления скрытых психологических воздействий, построенных на современных психотехнологиях, совершаемых преступниками в отношении потерпевших в корыстных целях, и ставших предметом установления в рамках уголовных дел о мошенничестве. Проводится анализ личности потерпевшего как объекта скрытого психологического воздействия. Выявляются основные критерии и признаки объекта психологического воздействия, на основании которых устанавливается причинно-следственная связь между действиями виновного и имущественным вредом, причиненным потерпевшему
Скачать PDF

Особенности скрытой мотивации молодых военных летчиков в условиях Кольского Заполярья и Архангельско

Бойко Игорь Михайлович, Маруняк С. В., Мосягин И. Г.
Изучены особенности мотивации военных летчиков в условиях Кольского Заполярья и Архангельской области. Установлено, что летчики Кольского Заполярья в большей степени, чем пилоты Архангельской области, испытывали эмоциональный дискомфорт. Они характеризовались общей устремленностью к удовлетворению базовых потребностей и реализации основных целей в будущем, неудовлетворенностью достижениями на настоящий момент. Базовые потребности связывали с самоактуализацией, профессиональной деятельностью, личной жизнью и получением положительных эмоций. Пилоты Архангельской области отличались стремлением к самореализации, успешностью в своей профессиональной деятельности, основной направленностью личности на удовлетворение потребности в отношениях с семьей. Базовые потребности пилоты этого региона связывали с профессиональным ростом и развитием, домом и семьей, общением и материальным благополучием. Анализ осознаваемых потребностей показал, что всех испытуемых объединяла важность удовлетворения потребностей в удовольствии и коммуникации с семьей.
Скачать PDF

Типология поведения при открытом и скрытом воздействиях

Шейнов Виктор Павлович
Обосновано включение в классическую типологию поведения (пассивное, агрессивное, ассертивное) манипулятивного поведения. Показано, что все четыре типа поведения имеют принципиально различные модели реализующих их психологических воздействий и трансакций.
Скачать PDF

Факторы, обусловливающие нервно-психическое здоровье спортсменов-стрелков

Кочеткова Светлана Валентиновна, Королева Татьяна Петровна, Удовенко Ирина Леонидовна
В работе исследованы профили нервно-психического здоровья, адаптационные способности спорстменов-стрелков к стресс-фактору-соревнованию. Экспериментально доказана связь психического здоровья со спортивным успехом и способности к саморегуляции состояния
Скачать PDF

Характер профессиональной деятельности как фактор, обусловливающий особенности временной перспективы

Неяскина Юлия Юрьевна
В статье описана специфика временной перспективы личности и осмысленности компонентов временного континуума у военнослужащих-контрактников, проходящих службу на территории Камчатского края. Анализируются как общие закономерности восприятия времени собственной жизни военнослужащими по контракту, так и особенности, обусловленные влиянием характера профессиональной деятельности. Показано, что особенности отношения к настоящему не специфичны для военнослужащих представителей разных профессиональных групп, в то время как отношение к будущему и характер его осмысления определяется непосредственными условиями несения воинской службы.
Скачать PDF

Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное повед

Блясова Ирина Юрьевна
В статье представлены основные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних, рассмотрена их роль в развитии личности.The paper presents the main factors causing the socially dangerous behavior of juveniles considered their role in the development of their personality.
Скачать PDF

Психическая депривация как фактор, обусловливающий отклонения в аффективной и когнитивной сферах раз

Иванова Н.Н., Исаева С.Н.
В статье раскрыты особенности проявления «депривационного синдромы» у ребенка от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Подчеркивается, что отсутствие учета единства аффективного и когнитивного развития ребенка приводит к деформации основных механизмов аффективной организации поведения, что влияет на развитие когнитивных функций.
Скачать PDF

Изучение личностных особенностей студентов физкультурного вуза, обусловливающих профессионально-педа

Колмогорова Наталья Владимировна
В статье обоснована необходимость формирования профессионально-педагогической направленности студентов физкультурного вуза. Изучены личностные особенности студентов и выявлена взаимосвязь их с уровнем профессионально-педагогической направленности. Полученные результаты позволят целенаправленно формировать и совершенствовать уровень профессионального мастерства специалистов в области физической культуры и спорта. Теоретико-методологической основой исследования явились деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, концепции человекознания, концепция поэтапного управления формированием профессионального интереса к педагогической деятельности, проблема педагогических способностей, акмеологические аспекты педагогического профессионализма преподавателя. Проведенный констатирующий эксперимент позволил заключить, что студенты с педагогической направленностью любого типа в большинстве своем гипертимы, умеренной агрессивности, достаточной способностью к сопереживанию и адекватной самооценкой. Данное соотношение личностных качеств студентов физкультурного вуза и профессионально-педагогической направленности можно объяснить спецификой спортивной деятельности, которая во многом предопределяет формирование общительности, коммуникабельности, организованности, открытости.
Скачать PDF

Гендерные различия выраженности потребностей, обусловливающих мотивы занятий футболом

Смоленцева Валентина Николаевна, Будай Елена Константиновна
Представлены результаты исследований гендерных различий мотивов занятий футболом в различных возрастных группах.
Скачать PDF