ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
образование рефлексов условных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Обусловливание
conditioning) - простая форма научения, когда данный стимул вызывает данную реакцию.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Обусловливание
экспериментальная процедура, используемая для модификации поведения. По мнению большинства теоретиков научения, существуют два типа обусловливания — классическое и инструментальное, и всякое научение сопровождается обусловливанием. Для тех, кто придерживается этого мнения, научение — термин, обозначающий большое количество условных реакций.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
общий термин, используемый для обозначения процессов, происходящих при научении. О. бывает двух видов: классическое или респондентное, по И.П. Павлову (оно называется обусловливанием типа S), и оперантное или инструментальное, по Б.Ф. Скиннеру (оно имеет название обусловливания типа R). Классическое О. представляет собой форму рефлексоподобного процесса, который вызывается простым сочетанием условного и безусловного стимулов. Оперантное О. рассматривается как основа произвольной регуляции поведения. См. научение, научение условно-рефлекторное, обусловливание вербальное, обусловливание дифференциальное, обусловливание инструментальное, обусловливание обратное, обусловливание оперантное, обусловливание отсроченное. См. Павлов Иван Петрович, Скиннер Беррес Фредерик.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Обусловливание
в бихевиоризме - общий термин для обозначения эмпирических понятий, особенно тех, которые означают условия, при которых происходит ассоциативное научение. Обычно различают классическое обусловливание и оперантное научение. Классическое научение (тип S, реактивное, Павловское научение) характеризуется тем, что результат испытания (безусловный стимул или БС) всегда возникает независимо от того, как отвечает организм экспериментального животного. Например, собака в ходе формирования условного рефлекса получает пищу независимо от того, выделяется у нее слюна или нет. Оперантное научение (тип R, инструментальное, скиннеровское научение) характеризуется тем, что результат испытания (подкрепление) сопряжен с тем, реагирует ли организм определенным образом на стимул или нет. Например, голуби Скиннера не получают пищу до тех пор, пока они не начинают клевать клавишу определенное число раз при соответствующих стимулах. Обусловливание используется при разработке методов лечения нарушений поведения у человека, а также психических расстройств, которые в бихевиоризме рассматриваются, в основном, как результат неправильного научения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

En.: Conditioning
Спрашивается, дает ли концепция обусловливания, пришедшая к нам в основном из работ Павлова и Скиннера, что-либо для понимания гипноза?
Павлов (1951), как и Халл (1933), объясняет всю совокупность гипнотических явлений феноменом обусловливания.
Заслуживают упоминания следующие эксперименты, позволившие объективировать феномен гипноза (Rojnov, 1965): вначале экспериментаторы вызывают у пациента сосудистую реакцию в такой последовательности: звон колокольчика - прикладывание к коже нагретого предмета - регистрация плетизмографического1 ответа. Этот опыт объективируется графической записью. Вскоре звона колокольчика становится достаточно для того, чтобы весь феномен проявлялся полностью.
У тех же пациентов в гипнотическом состоянии звон колокольчика не вызывал подобной реакции. Это соответствовало теории Павлова, который в гипнозе видел только состояние торможения. К счастью, гений экспериментаторов подсказал им пронаблюдать, что произойдет, если произнести в гипнозе слово «колокольчик»... Реакция появилась снова и куда более сильная, чем раньше
Понятие "вторая сигнальная система используется здесь вместо понятия «внушение», которое следовало бы применить. Здесь определенно есть направление для интересных исследований. Пока что автор ничего больше не смог нам сообщить.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.
Психологов всегда интересовало то, как люди учатся и вырабатывают определенные навыки. Бихевиоризм предполагает, что научение (выработка навыков в широком смысле) основывается на построении ассоциативной связи между двумя стимулами окружающей среды (условные рефлексы) либо на построении ассоциативной связи между поведением и его последствиями (оперантное обусловливание). Русский ученый Иван Петрович Павлов первым провел систематическое изучение того, что теперь называется условными рефлексами. В начале XX века он исследовал пищеварительную систему собак.
В своих экспериментах он использовал тот факт, что многие животные, в том числе и собаки, при виде пищи выделяют слюну. Однако во время экспериментов Павлов заметил, что любой стимул, обычно сопровождающий прием пищи собакой, например звук звонка или вид подноса, на котором подают еду, может также приводить к слюноотделению. Оказалось, что собака отождествляла эти внешние стимулы с пищей, и слюноотделение наблюдалось даже при полном ее отсутствии. Другими словами, у собаки выработался условный рефлекс на внешние стимулы.
В качестве средства убеждения людей вести себя определенным образом в повседневной жизни часто используются награды. Принцип оперантного обусловливания, разработанный Берресом Скиннером, гласит, что поведение контролируется его последствиями. Положительное подкрепление увеличивает шанс повторения подобного поведения.
См. также статьи «Бихевиоризм», «Модификация поведения», «Поведенческая терапия», «Скиннер, Беррес Фредерик».

Источник: 101 ключевая идея психологии

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Общий термин для группы эмпирических понятий особенно тех. которые означают условия, при которых происходит ассоциативное научение. Часто в этой группе выделяются два отдельных тита: классическое обусловливание (или тип S. или реактивный, или павловский) и толерантное (или тип R, или инструментальный, или скиннеровский). Основное различие между двумя этими типами заключается в том, что в классическое обусловливании результат испытания (безусловный стимул или БС) возникает всегда независимо от того, как отвечает организм: собаки Павлова получили пищу независимо оттого, выделялась у них слюна или нет. В оперантном обусловливании результат испытания (подкрепление) сопряжен с тем, реагирует ли организм определенным образом: голуби Скиннеране получали пищу до тех пор. пока они не клевали клавишу необходимое число раз при соответствующих стимулах. Термины классическое и оперантное обусловливание, однако, часто используются: (а) в отношении набора экспериментальных процедур (именно в этом смысле они упоминались выше) и (б) для обозначен* двух различных типов научения, которые, как считается, наблюдаются при двух экспериментальных процедурах. Первое употребление операциональное, второе – теоретическое. Традиционная точка зрения – что классическое обусловливание является примитивным, рефлексоподобным процессом, который вызывается у организма при соответствующем соединении УС (условного стимула) и БС (безусловного стимула), в то время как оперантное обусловливание рассматривалось как основанное на произвольном поведении, демонстрируемом организмом Однако такие явления, как автоформирование, блокирование (2). сенсорное предобусловливание и т.д. плюс широкое принятие теории Рескорла-Вагнера показывают, что классическое обусловливание представляет собой основной, наиболее важный процесс, характеризующийся сложностью и тонкостью, о которых раньше не подозревали. Следовательно, в современной литературе наблюдается тенденция использовать термин обусловливание по отношению не к процессу, а к операции, особенно к созданию определенной последовательности событий и поведению, вызванному такой последовательностью. Операционально классическое обусловливание понимается как следствие последовательности стимулов, условных и безусловных, и операциональное обусловливание – последовательность реакций и стимулов, то есть реакций организма и подкрепляющих их стимулов из внешней среды. Существует множество специальных форм обусловливания. Некоторые из них приводятся ниже, другие располагаются по алфавиту.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
142.66 кб

2005. 03. 013. Альтмауер К. «у нее только чисто женский разум. . . »: обусловливает ли идентичность

Боброва А. А.
Читать PDF
3.59 мб

Фактор пола в обусловливании переживаемых состояний и поведения субъекта деловых переговоров

Танасов Г.Г.
Автор сравнивает гендерную психологию и психологию половых различий, отмечает ограничения первой и обосновывает необходимость исследований в области психологии пола.
Читать PDF
175.39 кб

Использование оперантного обусловливания в процессе иноязычного профессионально ориентированного обу

Рякина Ольга Руфовна, Звягинцева Елена Петровна
В статье рассматривается проблема, с которой часто сталкиваются педагоги неязыковых вузов: обучение иностранному языку не приводит к научению общения на нем.
Читать PDF
375.72 кб

Формирование культуры здоровьесбережения как условие, обусловливающее самореализацию студента

Серёжникова Раиса Кузьминична, Воротилкина Ирина Михайловна
Читать PDF
64.79 кб

Mir-34a как часть системы, обусловливающей устойчивость при хроническом лимфолейкозе

Киселев Ф. Л.
Читать PDF
298.67 кб

Факторы, обусловливающие нервно-психическое здоровье спортсменов-стрелков

Кочеткова Светлана Валентиновна, Королева Татьяна Петровна, Удовенко Ирина Леонидовна
В работе исследованы профили нервно-психического здоровья, адаптационные способности спорстменов-стрелков к стресс-фактору-соревнованию.
Читать PDF
315.45 кб

Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное повед

Блясова Ирина Юрьевна
В статье представлены основные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних, рассмотрена их роль в развитии личности.
Читать PDF
10.97 мб

Факторы и условия, обусловливающие девиантное поведение подростков с ограниченными интеллектуальными

Афанасьева В.В.
В статье раскрыты основные факторы и условия, обусловливающие девиантное поведение подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Читать PDF
413.42 кб

Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие псих

Кокурин Алексей Владимирович, Петров Владислав Евгеньевич
В статье анализируются особенности личности и профессионально важных качеств 3 518 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, допущенных к несению службы с огнестрельным оружием.
Читать PDF
583.04 кб

Личностные факторы, обусловливающие развитие профессионального выгорания у спортсменов разного пола

Гринь Е.И.
Влияние личностных особенностей на развитие профессионального выгорания является одним из актуальных направлений исследований в спортивной психологии.
Читать PDF
465.07 кб

Продолжительность жизни нетрудоспособного населения и объективные факторы, ее обусловливающие

Пак Татьяна Иннокентьевна
В статье раскрываются особенности подходов и объективные обстоятельства, под воздействием которых складывается продолжительность жизни. Основное внимание уделено факторам длительности жизни нетрудоспособного населения.
Читать PDF
317.58 кб

Заболеваемость остеоартрозами крупных суставов нижних конечностей и обусловливающие ее факторы риска

Сазонова Н. В.
Приведены данные по изучению факторов риска и заболеваемости остеоартрозами жителей Курганской области в возрасте от 17 до 83 лет.
Читать PDF
701.23 кб

Расходы населения на лекарственные препараты и медицинские услуги и факторы, их обусловливающие

Меньшикова Лариса Ивановна, Дьячкова Марина Геннадьевна, Мордовский Эдгар Артурович
Актуальность. В 1990-е 2000-е гг. на фоне глубокого экономического кризиса отечественная система здравоохранения столкнулась с проблемой значительного роста показателя платности медицинской помощи для населения.
Читать PDF
84.67 кб

Физико-химические технологии, обусловливающие безопасность современных стиральных машин

Болотова Светлана Сергеевна
Статья посвящена физико-химическим технологиям ультразвука и ионизации водного раствора серебром в стиральных машинах и их влиянию на отстирывание и антибактериальную обработку тканей. Приводятся результаты испытаний.
Читать PDF
3.36 мб

Генетические полиморфизмы, обусловливающие гиперкоагуляцию, как возможная причина привычного невынаш

Д. Р. Гамыркина, Н. А. Воробьева
Проблема привычного невынашивания беременности (ПНБ) является одной из наиболее сложных медико-социальных проблем.

Похожие термины:

  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    Обусловливание, вызываемое посредством подкрепления реакции, произведенной в ответ на один из наборов стимулов при оставлении без внимания реакций, сделанных в ответ на другие. См. различение.
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    процедура, в которой подкрепление реакции на стимул происходит в ходе оперирования со средой. Синоним: Оперантное обусловливание (в отличие от классического, Павловского).
  • ВРЕМЕННОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ИЗБЕГАНИЯ

    Процедура оперантно-го обусловливания, в которой аверсивный стимул (обычно удар током) предъявляется с регулярными интервалами (например, каждые 10 секунд). Когда животное (обычно лабораторная кры
  • КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    формирование условно-рефлекторных реакций по методу И.П. Павлова. См. научение условно-рефлекторное, Павлов Иван Петрович.
  • R-R обусловливание

    Обусловливание ряда реакций, при котором каждая реакция является предвестником следующей реакции.
  • СЕНСОРНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    См. сенсорное предобусловливание.
  • КЛАССИЧЕСКОЕ, Павловское обусловливание

    животному «навязываются» экспериментатором определенные движения, при этом наблюдается «респондентское» поведение, те ответ следует за стимулом.
  • Обратное обусловливание

    структура эксперимента, в котором условный стимул предъявляется после предъявления безусловного стимула.
  • ОДНОВРЕМЕННОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    Экспериментальная процедура обусловливания, в которой происходит одновременное начало и прекращение предъявления условного и безусловного стимулов. Ср. с отсроченным обусловливанием и следовы
  • ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    лат. оperatio) - см. Обусловливание.
  • РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЕ ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    См. различение (1).
  • ОТДАЛЕННОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    Относительно редкий синоним термина следовое обусловливание.
  • ОТСРОЧЕННОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    техника экспериментального формирования условного рефлекса, при которой безусловный стимул начинает действовать в качестве подкрепления реакции спустя некоторое время после появления условно
  • Отставленное обусловливание

    Производная от классического формирования условных рефлексов, где условный стимул предшествует безусловному стимулу вместо одновременного или почти одновременного проявления, как это обычно п
  • ОТВЕТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    Термин Скиннера для обозначения классического обусловливания.
  • ПАВЛОВСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    Термин, часто используемый для обозначения классического обусловливания.
  • ПЕРЕКРЕСТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    Случайное обусловливание, связывающее реакцию с несоответствующим стимулом, который случайно появляется вместе с безусловным стимулом.
  • ОБУСЛОВЛИВАНИЕ, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ

    Общий термин в классическом обусловливании для обозначения ситуаций, когда наблюдается отрицательная корреляция между условным и безусловным стимулами, при которой происходит ослабление реакц
  • ВТОРОГО ПОРЯДКА, ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    См. обусловливание более высокого порядка.
  • ВЫСШЕГО ПОРЯДКА, ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    Классическое обусловливание, при котором условный стимул (УС) из первоначальной серии обусловливания используется как безусловный стимул (БС) в новом эксперименте. Также называется вторичным, ил