образование рефлексов условных.
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Обусловливание
conditioning) - простая форма научения, когда данный стимул вызывает данную реакцию.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Обусловливание
экспериментальная процедура, используемая для модификации поведения. По мнению большинства теоретиков научения, существуют два типа обусловливания — классическое и инструментальное, и всякое научение сопровождается обусловливанием. Для тех, кто придерживается этого мнения, научение — термин, обозначающий большое количество условных реакций.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
общий термин, используемый для обозначения процессов, происходящих при научении. О. бывает двух видов: классическое или респондентное, по И.П. Павлову (оно называется обусловливанием типа S), и оперантное или инструментальное, по Б.Ф. Скиннеру (оно имеет название обусловливания типа R). Классическое О. представляет собой форму рефлексоподобного процесса, который вызывается простым сочетанием условного и безусловного стимулов. Оперантное О. рассматривается как основа произвольной регуляции поведения. См. научение, научение условно-рефлекторное, обусловливание вербальное, обусловливание дифференциальное, обусловливание инструментальное, обусловливание обратное, обусловливание оперантное, обусловливание отсроченное. См. Павлов Иван Петрович, Скиннер Беррес Фредерик.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Обусловливание
в бихевиоризме - общий термин для обозначения эмпирических понятий, особенно тех, которые означают условия, при которых происходит ассоциативное научение. Обычно различают классическое обусловливание и оперантное научение. Классическое научение (тип S, реактивное, Павловское научение) характеризуется тем, что результат испытания (безусловный стимул или БС) всегда возникает независимо от того, как отвечает организм экспериментального животного. Например, собака в ходе формирования условного рефлекса получает пищу независимо от того, выделяется у нее слюна или нет. Оперантное научение (тип R, инструментальное, скиннеровское научение) характеризуется тем, что результат испытания (подкрепление) сопряжен с тем, реагирует ли организм определенным образом на стимул или нет. Например, голуби Скиннера не получают пищу до тех пор, пока они не начинают клевать клавишу определенное число раз при соответствующих стимулах. Обусловливание используется при разработке методов лечения нарушений поведения у человека, а также психических расстройств, которые в бихевиоризме рассматриваются, в основном, как результат неправильного научения.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
En.: Conditioning
Спрашивается, дает ли концепция обусловливания, пришедшая к нам в основном из работ Павлова и Скиннера, что-либо для понимания гипноза?
Павлов (1951), как и Халл (1933), объясняет всю совокупность гипнотических явлений феноменом обусловливания.
Заслуживают упоминания следующие эксперименты, позволившие объективировать феномен гипноза (Rojnov, 1965): вначале экспериментаторы вызывают у пациента сосудистую реакцию в такой последовательности: звон колокольчика - прикладывание к коже нагретого предмета - регистрация плетизмографического1 ответа. Этот опыт объективируется графической записью. Вскоре звона колокольчика становится достаточно для того, чтобы весь феномен проявлялся полностью.
У тех же пациентов в гипнотическом состоянии звон колокольчика не вызывал подобной реакции. Это соответствовало теории Павлова, который в гипнозе видел только состояние торможения. К счастью, гений экспериментаторов подсказал им пронаблюдать, что произойдет, если произнести в гипнозе слово «колокольчик»... Реакция появилась снова и куда более сильная, чем раньше
Понятие "вторая сигнальная система используется здесь вместо понятия «внушение», которое следовало бы применить. Здесь определенно есть направление для интересных исследований. Пока что автор ничего больше не смог нам сообщить.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.
Психологов всегда интересовало то, как люди учатся и вырабатывают определенные навыки. Бихевиоризм предполагает, что научение (выработка навыков в широком смысле) основывается на построении ассоциативной связи между двумя стимулами окружающей среды (условные рефлексы) либо на построении ассоциативной связи между поведением и его последствиями (оперантное обусловливание). Русский ученый Иван Петрович Павлов первым провел систематическое изучение того, что теперь называется условными рефлексами. В начале XX века он исследовал пищеварительную систему собак.
В своих экспериментах он использовал тот факт, что многие животные, в том числе и собаки, при виде пищи выделяют слюну. Однако во время экспериментов Павлов заметил, что любой стимул, обычно сопровождающий прием пищи собакой, например звук звонка или вид подноса, на котором подают еду, может также приводить к слюноотделению. Оказалось, что собака отождествляла эти внешние стимулы с пищей, и слюноотделение наблюдалось даже при полном ее отсутствии. Другими словами, у собаки выработался условный рефлекс на внешние стимулы.
В качестве средства убеждения людей вести себя определенным образом в повседневной жизни часто используются награды. Принцип оперантного обусловливания, разработанный Берресом Скиннером, гласит, что поведение контролируется его последствиями. Положительное подкрепление увеличивает шанс повторения подобного поведения.
См. также статьи «Бихевиоризм», «Модификация поведения», «Поведенческая терапия», «Скиннер, Беррес Фредерик».
Психологов всегда интересовало то, как люди учатся и вырабатывают определенные навыки. Бихевиоризм предполагает, что научение (выработка навыков в широком смысле) основывается на построении ассоциативной связи между двумя стимулами окружающей среды (условные рефлексы) либо на построении ассоциативной связи между поведением и его последствиями (оперантное обусловливание). Русский ученый Иван Петрович Павлов первым провел систематическое изучение того, что теперь называется условными рефлексами. В начале XX века он исследовал пищеварительную систему собак.
В своих экспериментах он использовал тот факт, что многие животные, в том числе и собаки, при виде пищи выделяют слюну. Однако во время экспериментов Павлов заметил, что любой стимул, обычно сопровождающий прием пищи собакой, например звук звонка или вид подноса, на котором подают еду, может также приводить к слюноотделению. Оказалось, что собака отождествляла эти внешние стимулы с пищей, и слюноотделение наблюдалось даже при полном ее отсутствии. Другими словами, у собаки выработался условный рефлекс на внешние стимулы.
В качестве средства убеждения людей вести себя определенным образом в повседневной жизни часто используются награды. Принцип оперантного обусловливания, разработанный Берресом Скиннером, гласит, что поведение контролируется его последствиями. Положительное подкрепление увеличивает шанс повторения подобного поведения.
См. также статьи «Бихевиоризм», «Модификация поведения», «Поведенческая терапия», «Скиннер, Беррес Фредерик».
Источник: 101 ключевая идея психологии
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Общий термин для группы эмпирических понятий особенно тех. которые означают условия, при которых происходит ассоциативное научение. Часто в этой группе выделяются два отдельных тита: классическое обусловливание (или тип S. или реактивный, или павловский) и толерантное (или тип R, или инструментальный, или скиннеровский). Основное различие между двумя этими типами заключается в том, что в классическое обусловливании результат испытания (безусловный стимул или БС) возникает всегда независимо от того, как отвечает организм: собаки Павлова получили пищу независимо оттого, выделялась у них слюна или нет. В оперантном обусловливании результат испытания (подкрепление) сопряжен с тем, реагирует ли организм определенным образом: голуби Скиннеране получали пищу до тех пор. пока они не клевали клавишу необходимое число раз при соответствующих стимулах. Термины классическое и оперантное обусловливание, однако, часто используются: (а) в отношении набора экспериментальных процедур (именно в этом смысле они упоминались выше) и (б) для обозначен* двух различных типов научения, которые, как считается, наблюдаются при двух экспериментальных процедурах. Первое употребление операциональное, второе – теоретическое. Традиционная точка зрения – что классическое обусловливание является примитивным, рефлексоподобным процессом, который вызывается у организма при соответствующем соединении УС (условного стимула) и БС (безусловного стимула), в то время как оперантное обусловливание рассматривалось как основанное на произвольном поведении, демонстрируемом организмом Однако такие явления, как автоформирование, блокирование (2). сенсорное предобусловливание и т.д. плюс широкое принятие теории Рескорла-Вагнера показывают, что классическое обусловливание представляет собой основной, наиболее важный процесс, характеризующийся сложностью и тонкостью, о которых раньше не подозревали. Следовательно, в современной литературе наблюдается тенденция использовать термин обусловливание по отношению не к процессу, а к операции, особенно к созданию определенной последовательности событий и поведению, вызванному такой последовательностью. Операционально классическое обусловливание понимается как следствие последовательности стимулов, условных и безусловных, и операциональное обусловливание – последовательность реакций и стимулов, то есть реакций организма и подкрепляющих их стимулов из внешней среды. Существует множество специальных форм обусловливания. Некоторые из них приводятся ниже, другие располагаются по алфавиту.