СИТУАЦИЯ ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ – СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Найдено 1 определение:

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. Разновидность трудной ситуации взаимодействия, которая характеризуется наличием противоречия между субъектами взаимодействия и осознанием хотя бы одной из сторон этого противоречия как не имеющего однозначного решения. Несмотря на противоречие, отношение субъектов взаимодействия друг к другу является положительным или нейтральным. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угрозы со стороны другого оцениваются как потенциальные. 2. Третий этап латентного периода развития конфликта, характеризующийся попытками сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием др. стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания С. п. в. в конфликт. На данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции, не применяя противодействия.

Оцените определение:

Источник: Словарь конфликтолога

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности восприятия и оценки проблемных ситуаций

Хабирова Елена Рафаиловна
Автор статьи ставит задачу рассмотреть различия в оценке проблемной ситуации в зависимости от ее принадлежности, то есть восприятия ситуации как «своей» или как «чужой». В результате исследования выявлена половая и возрастная динамика в оценке проблемных ситуаций.
Скачать PDF

Проблемно-конфликтные ситуации и экзистенциальная рефлексия личности

Геворкян С.Р.
В статье дан анализ роли экзистенциальной рефлексии в разрешении субъектом проблемно-конфликтных ситуаций. Авторский подход позволяет по-новому взглянуть на сам процесс разрешения проблемно-конфликтных ситуаций, динамику и закономерности их происхождения. На данном этапе теоретических и практических исследований в современной психологии область изучения процесса разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций экзистенциального характера через призму ее рефлексивности еще не получила должной разработки.
Скачать PDF

Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (ср

Первитская Алёна Михайловна
Статья посвящена изучению эмоционально-волевой регуляции в подростковом возрасте и особенностям преодоления проблемных (фрустрирующих) ситуаций у девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным поведением. Сравнительный анализ помог выделить особенности реагирования на проблемную ситуацию в зависимости от особенностей поведения подростка. Делинквентное поведение накладывает отпечаток на эмоционально-волевые проявления личности и особенности восприятия фрустрирующих ситуаций.
Скачать PDF

Особенности взаимосвязи надситуативности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способностей

Серафимович Ирина Владимировна, Таттыбаева Екатерина Викторовна
Статья посвящена изучению взаимосвязи метакогнитивных процессов и умения надситуативно решать проблемные ситуации на разных этапах профессионализации. Приводится анализ данной взаимосвязи на примере студентов языковедческих специальностей.
Скачать PDF

Обеспечение качества подготовки специалиста в условиях ситуационных отношений проблемных знаний

Дрешер Ю.Н.
В статье показывается модель ситуационных отношений, состоящая из четырех основных блоков: анализ психофизиологического состояния личности, группы; практический уровень анализа и коррекции; информационно-аналитический уровень, оптимизация тематических ресурсов. Особое внимание в статье уделено физиологическому состоянию индивида, диагностике психофизиологических состояний обучаемых с помощью традиционных методик, а так же с привлечением экспертных систем, различных технических средств.
Скачать PDF

Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности (постановка проблемы)

Бохан Татьяна Геннадьевн, Мещерякова Эмма Ивановна
В статье рассматривается один из аспектов проблемы этнической толерантности копинг-стратегии формирующейся ментальности молодежи малочисленных народов, населяющих Сибирь. Для сравнительного анализа выбраны представители алтайской, хакасской, шорской, татарской, бурятской и селькупской молодежи. Направленность исследования в целом и в представляемой статье связана с решением современной проблемы интолерантного поведения, что является важным в профилактике формирования отрицательных этнических стереотипов, и предотвращением национальной нетерпимости и экстремизма как на территории России, так и в регионах.
Скачать PDF

Процесс трансформации проблемной ситуации в задачу: содержательный анализ

Погожина Варвара Андреевна
Первый этап процесса решения проблем идентификация проблемы и постановка задачи. Существующие модели анализа условий проблем и задач узкоспециализированы. В статье обосновывается подход к построению универсальной модели анализа широкого спектра проблемных ситуаций вне зависимости от контекста и предметного поля. Сопоставлены основные подходы к процессу анализа проблемной ситуации, выявлены ключевые факторы, связанные с эффективностью перевода проблемной ситуации в задачу. Показано, что модель, разработанная на основании когнитивного подхода, наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к дизайну универсальной модели анализа проблемных ситуаций. Выдвинута гипотеза о том, что использование данной модели позволит разработать полную обобщенную ориентировку трансформации проблемной ситуации в задачу вне зависимости от контекста и предметного содержания исходной проблемы.
Скачать PDF

Многомерное мышление как механизм преобразования проблемных ситуаций

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
Статья посвящена обсуждению проблемы механизмов интеллектуального творчества. В теоретической части автор анализирует некоторые положения теории Дж. Гилфорда и ставит вопрос о том, насколько с помощью такой категории, как «гибкость мышления», возможно описать качественное своеобразие мыслительных структур, задействованных в процессе преобразования проблемных противоречивых ситуаций и ситуаций неопределенности. Делается вывод о том, что данное понятие не позволяет провести целостный анализ, так как подразумевает мысленное разделение объекта на признаки, которые по сути рядоположены. Отмечается, что продуктивное преобразование всегда сопряжено с изменением структуры ситуации, выведением ее на новый более высокий уровень сложности. Методологическим основанием работы является концепция структурно-диалектического подхода, в рамках которого вводится понятие «многомерное мышление». Подчеркивается, что оно во многом сопряжено с такими концептами, как «теоретическое обобщение» и «диалектическое мышление». В констатирующем эксперименте используется авторская методика диагностики многомерного мышления, где испытуемому предлагается описание проблемной ситуации и набор внешних факторов, которые создают или негативный, или нейтральный фон по отношению к изначальной проблеме героя предлагаемого кейса. Требуется предложить несколько вариантов решения, использовав описанные факторы таким образом, чтобы они за счет включения их в структуры другого уровня рассматривались испытуемым не как риски, а как ресурс для продуктивного преобразования. Автором выдвигаются гипотезы о наличии взаимосвязи между многомерным мышлением и гибкостью мышления, а также между многомерным мышлением и некоторыми операциями диалектического мышления. В ходе проведенного экспериментального исследования гипотезы получили эмпирическое подтверждение. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейших исследований мыслительного преобразования проблемных ситуаций.
Скачать PDF

Особенности коммуникативных стратегий менеджеров в ситуациях затрудненного взаимодействия.

Эксакусто Т.В.
Скачать PDF

Особенности взаимодействия переговорщика с посредником в ситуации захвата заложников

Вахнина Виктория Владимировна
В статье рассматривается проблема переговоров при помощи посредника. Автор анализирует работу посредника как процесс, при котором нейтральная третья сторона помогает конфликтующим сторонам выработать взаимно удовлетворяющее решение, является одним из средств мирного разрешения споров (конфликтов). В статье говорится о том, что целями работы посредника могут быть достижение соглашения, достижение изменений, достаточных для дальнейшего самостоятельного ведения переговоров, более ясное представление об обсуждаемых вопросах, расширенный поиск решения проблемы, повышение качества общения, понимания сторонами друг друга в процессе переговоров. Ведение переговоров с преступниками при участии посредника требует специальной подготовки, в результате которой у сотрудника, ведущего переговоры будет формироваться переговорная компетентность. Автор анализирует опыт Академии управления МВД России по подготовке руководителей к переговорной деятельности в экстремальных условиях.
Скачать PDF

Взаимодействия школьников с разным уровнем социального интеллекта в ситуации индуцированного конфлик

Чеснокова Ольга Борисовна, Мартиросова Юлия Викторовна, Субботский Евгений Васильевич
Статья посвящена изучению влияния уровня развития социального интеллекта в младшем школьном и младшем подростковом возрасте на характер взаимодействия детей в ситуации индуцированного конфликта интересов, смоделированного в форме кооперативно-конкурентной игры. Каждый испытуемый участвовал в двух сериях эксперимента с двумя разными партнерами. В исследовании выявлены особенности стратегий взаимодействия и предпочтение использования стилей взаимодействия с первым и со вторым партнером в двух возрастных группах в зависимости от уровня развития социального интеллекта и способности манипулировать поведением партнеров.
Скачать PDF

Ситуации нарушенного взаимодействия в школе и представления о них школьников разных возрастов

Морозова Т.В.
В статье отражены результаты исследования представлений младших, средних и старших школьников о ситуациях нарушенного взаимодействия в школе. Дается определение нарушения взаимодействия на основе анализа современных и классических исследований этого вопроса как зарубежных, так и отечественных психологов и философов. Проводится анализ данных, иллюстрирующих разницу представлений и стратегий решения ситуаций нарушенного взаимодействия школьниками разных возрастов. В заключение говорится о последствиях системного пребывания ребенка в ситуации нарушенного взаимодействия и необходимости создания в школе (и в других средах социализации) пространств «свободных от нарушений».
Скачать PDF