Систематическая ошибка в ответах это что такое Систематическая ошибка в ответах: определение — Психология.НЭС
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА Систематическая ошибка измерений, вызванная влиянием пола

Систематическая ошибка в ответах

Найдено 1 определение:

Систематическая ошибка в ответах

response bias) Под С. о. в о. подразумевается любой способ или паттерн реагирования на пункты теста, выражающийся в том, что тестируемые отвечают на них иначе, чем если бы они отвечали на эти пункты при предъявлении их к.-л. др. способом. Этот отличный паттерн реагирования м. б. обусловлен либо содержанием и словесной формулировкой пункта, либо форматом пункта или ответа. Интерес к проблеме С. о. в о. начался с исслед. Ли Кронбахом тестов достижений. Кронбах полагал, что студенты, к-рые не выбирают ответ в пунктах "истинно-ложно", когда они не уверены в его правильности, будут получать более низкие оценки, чем студенты, к-рые пытаются отвечать на каждый пункт. Кроме того, даже после проведения корректировки оценок с учетом возможной догадки, при наличии неравного (как это обычно бывает) соотношения числа пунктов, в к-рых в соответствии с ключом требуется выбирать "истинно" и "ложно", студенты будут по-разному штрафоваться в зависимости от того, выбирают ли они в ситуации сомнения ответы "истинно" или "ложно". В серии исслед. Кронбах обнаружил индивидуальные различия в прослеживающейся от теста к тесту тенденции выбирать ответы "истинно" (т. е. автоматически соглашаться). Эта тенденция, в сочетании с тем фактом, что слабые студенты, в отличие от более сильных, чаще прибегают к догадкам, приводила к следующему: оценки по пунктам, в к-рых в соответствии с ключом требовалось выбирать "ложно", оказывались более изменчивыми, надежными и валидными, чем по пунктам, в к-рых в соответствии с ключом требовалось выбирать "истинно". Эти оригинальные исслед. повлекли за собой сотни др. исслед. С. о. в о. Подавляющее большинство таких исслед. использовало личностные опросники типа самоотчетов и фокусировалось на автоматическом согласии (тенденции отвечать "истинно" или "да") и соц. желательности (тенденции одобрять пункты, расцениваемые как выражающие социально желательное поведение). Основные проблемы. С. о. в о. важно учитывать на трех уровнях анализа. Первым яв-ся интерпретация индивидуальных показателей тестируемых. В той степени, в какой С. о. в о. влияет на индивидуальные показатели, интерпретация этих показателей будет вызывать сомнения. Во-вторых, когда рассматриваются групп. показатели, С. о. в о. может влиять на характеристики распределения показателей (напр., на среднее и дисперсию), а тж на надежность и валидность теста. В-третьих, если С. о. в о. проявляется постоянно от теста к тесту, она будет репрезентировать измерение индивидуальных различий, к-рое может представлять самостоятельную ценность для изучения. Кроме того, если С. о. в о. яв-ся источниками устойчивых индивидуальных различий, приобретает важное значение вопрос о том, как изолировать эффекты С. о. в о. от эффектов измеряемой черты или характеристики. Типы систематических ошибок в ответах. С. о. в о. могут возникать в любого типа измерительных инструментах. Л. Рорер провел полезное различие между установками на ответ и стилями ответов. Установка на ответ зависит от содержания и возникает, когда тестируемые хотят представить себя в определенном свете. В противоположность этому, стили ответов относительно независимы от содержания и проявляются, когда стимулы или задания носят неоднозначный характер или когда тестируемый испытывает неуверенность или колеблется в выборе правильного ответа. Выявление и контроль систематических ошибок в ответах. Учитывая факт существования С. о. в о., конструкторы тестов должны разраб. методы, к-рые бы позволяли выявлять и контролировать их эффекты. Одна группа таких методов фокусируется на структуре задания. Нек-рые стили ответов могут сводиться к минимуму путем уравновешивания форматов пунктов, напр., включением в тест равного количества истинных и ложных пунктов, сменой полюсов оценочных шкал и использованием как положительных, так и отрицательных формулировок пунктов в опросниках аттитюдов. В проективных методах использование стимулов неопределенного содержания минимизирует установки на ответ, но не устраняет стилей ответов. Напротив, высокоструктурированные процедуры, включающие описания скорее специфических форм поведения, нежели более общих личностных черт, могут снижать влияние эффектов как установок на ответ, так и стилей ответов. Др. подход состоит в использовании формата вынужденного выбора. Этот подход вынуждает тестируемого давать ответы, руководствуясь содержанием пункта, а не его соц. желательностью. Форматы вынужденного выбора тж используются в оценочных шкалах. Вторая группа методов предполагает разраб. специальных инструментов для обнаружения С. о. в о. Самый простой подход заключается в подсчете числа пропущенных пунктов. Др. подходами яв-ся включение повторяющихся пунктов и подсчет числа выборов нетипичных ответов. Оба этих метода позволяют выявлять людей, к-рые не следуют инструкциям, а последний может тж идентифицировать тех, кто пытается фальсифицировать ответы в целях симуляции. Наиболее распростр. подход состоит в разраб. зависимых от содержания шкал для выявления установок на ответ. Был разраб. целый ряд шкал соц. желательности. Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) содержит неск. "шкал валидности", предназначенных для обнаружения С. о. в о. L-шкала содержит пункты, к-рые отражают социально желательные действия, демонстрируемые лишь очень немногими людьми; поэтому высокие оценки по L-шкале выдают попытку произвести благоприятное впечатление. F-шкала содержит пункты, на к-рые редко реагируют в специфическом засчитываемом направлении. Высокие оценки по этой шкале (т. е. много нетипичных, или редких реакций) выявляют людей, к-рые или фальсифицируют ответы, или не следуют указаниям, или демонстрируют много аномальных чувств и действий. K-шкала позволяет измерять более тонкие оборонительные реакции тестируемого. Оценки по K-шкале используются в качестве фактора коррекции по ряду диагностических шкал для повышения их валидности. Др. методом яв-ся анализ ответов на пункты с неочевидным и очевидным ключом. Сравнивая ответы на пункты с неочевидным и очевидным ключом, часто можно выявить людей, к-рые пытаются произвести благоприятное впечатление или фальсифицировать ответы. При доступности оценочных данных из неск. источников, о С. о. в о. может свидетельствовать несогласованность этих полученных различными способами оценок. Подводя итог, нужно признать, что С. о. в о. могут возникать и действительно возникают при работе с психол. тестами, особенно с типичными мерами выполнения, и поэтому должны учитываться при интерпретации оценок. Их влияние на валидность, однако, пока еще остается под вопросом. Ф. Браун
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Систематическая ошибка в ответах — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Методологические ошибки в психолого-педагогических исследованиях и публикациях

Меретукова Зара Кадыровна
В статье рассматриваются выявленные в процессе изучения и анализа многочисленных публикаций (научных статей, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, монографий), диссертаций и авторефератов диссертаций методологические ошибки. В ней приводятся типы ошибок, их анализ и иллюстрирующие эти ошибки примеры. Кроме того, в ней предлагается ряд рекомендаций, алгоритмов для недопущения этих ошибок.
Скачать PDF

Типичные ошибки психолога-диагноста

Ануфриев А.Ф., Рыжкова А.Н.
С помощью метода компьютерного моделирования диагностических задач изучаются типичные ошибки психолога-диагноста. Предлагается их теоретически обоснованная классификация. Typical mistakes of a psychologist-diagnostician have been studied with the help of computer simulation of diagnostic problems. Theoretically grounded classification of these mistakes is proposed.
Скачать PDF

Как возможна внутренняя свобода: три ответа Л. И. Божович

Толстых Н.Н.
Скачать PDF

Когнитивные ошибки и способы их исправления

Сханов Руслан Александрович, Макаров Антон Валерьевич
В статье рассматривается проблема ошибочных действий, а также выдвигаются гипотезы относительно возможности элиминации ошибок в когнитивной деятельности субъекта. Ошибки понимаются с позиции психологических подходов, согласно которым к ошибочным действиям приводят неосознаваемые процессы и для исправления ошибки субъекту необходимо ввести её в сознание. При этом не всякое осознание ошибки приводит к её исправлению. В статье предлагается осуществлять коррекцию некоторых ошибочных действий с помощью обратной связи особого вида.
Скачать PDF

Современный уровень преступности несовершеннолетних и ошибки семейного воспитания, приводящие к форм

Широбокова Татьяна Сергеевна
Обеспечение нормальных условий развития и воспитания это основная обязанность родителей. Автор статьи считает, что важным направлением профилактики отрицательного влияния на несовершеннолетнего является собственное нравственное совершенствование лиц, занимающихся воспитанием.Maintenance of normal conditions of development and education is a principal duty of parents. The author of article considers that an important direction of preventive maintenance of negative influence on the minor is own moral perfection of the persons who are engaged in education.
Скачать PDF

Связанные с агрессивностью и полом различия в осцилляторных ответах на эмоциональные выражения лиц

Бочаров Андрей Викторович, Князев Геннадий Георгиевич, Слободской-Плюснин Ярослав Юрьевич, Левин Евгений Андреевич, Савостьянов Евгений Андреевич
Основной задачей проведенного исследования была проверка двух гипотез. Мы предполагали, что характерная для женщин большая эмоциональная чувствительность проявится в большей тета-синхронизации в ответ на эмоциональные стимулы. С другой стороны, мы ожидали, что связанная с тормозным контролем альфа-синхронизация будет более выражена у женщин, чем у мужчин. Проведенные исследования показали, что у женщин по сравнению с мужчинами при предъявлении эмоциональных выражений синхронизация в тета-диапазоне была больше и была наиболее выражена у агрессивных женщин. Агрессивность положительно коррелировала с тета-синхронизацией при предъявлении гневных лиц у женщин и отрицательно у мужчин. Только у агрессивных женщин при предъявлении эмоциональных выражений большая тета-синхронизация сочеталась с альфа-синхронизацией.
Скачать PDF

«Самосознание, возможно, является ошибкой эволюции»: Олдос Хаксли о топографии сознания

Головачева И. В.
Структура и работа сознания трудно поддается словесному выражению, взывая к необходимости метафорического и символического описания. Олдосу Хаксли это прекрасно удавалось. В междисциплинарной работе рассматриваются отнюдь не случайные изменения в топографических моделях сознания, предложенных в произведениях, эссе и письмах Хаксли.
Скачать PDF

Ошибки в процессе научения при разных способах оценки эталона

Сханов Р.А., Ворожейкин И.В., Филиппова М.Г., Макаров А.В.
В статье описана процедура и результаты исследования, нацеленного на выявление феноменов научения, связанных с оценкой двумя независимыми способами одного и того же релевантного стимула. Было показано, что в процессе научения две независимо работающие системы оценивания настраиваются друг на друга и это может являться одним из критериев самого процесса научения. Кроме того, исследование позволяет делать контринтуитивный вывод о том, что повторные ошибки могут играть важную роль в процессе научения.
Скачать PDF

Ошибки невнимания в слепоте по невниманию

Кувалдина Мария Борисовна
Данная статья посвящена экспериментальному исследованию слепоты по невниманию, поддерживаемой динамически. Для того чтобы прояснить взаимодействие эффективности выполнения задачи слежения за несколькими движущимися объектами и возможным привлечением непроизвольного внимания к новому неожиданно появляющемуся (ключевому) стимулу, мы провели анализ ошибок, совершенных испытуемыми при выполнении основного задания, в трех экспериментах, проведенных нашей научной группой. В данных экспериментах нас интересовала возможность повышения релевантности ключевого стимула и ее влияние на уровень слепоты по невниманию. Варьирование релевантности ключевого стимула достигалось путем формирования временных ожиданий его появления, подсказкой относительно его появления и включением в основное задание. Как показали результаты, увеличение ошибок наблюдается в двух случаях: когда испытуемые осознают ключевой стимул в случае его иррелевантности и когда, несмотря на высокую релевантность нового стимула, испытуемые оказываются «слепы» в его отношении. Фактор слепоты по невниманию влияет на выполнение основного задания, приводя к сдвигам внимания. Осознание ключевого стимула интерферирует с основным заданием (эксплицитный сдвиг внимания). Неосознание ключевого объекта также вызывает интерференционный эффект, но иного рода: имплицитный сдвиг внимания. Этот результат может быть следствием конфликта между оценкой релевантности (высокая) и неосознанием стимула и косвенно может свидетельствовать в пользу гипотезы о механизме ингибиции, имеющем место в феномене слепоты по невниманию.
Скачать PDF

Ошибки воспроизведения оценочных суждений при противоречивой обратной связи

Козлов Дмитрий Дмитриевич, Агафонов Андрей Юрьевич, Шалаева Наталья Юрьевна
Статья посвящена изучению условий возникновения ошибок воспроизведения оценочных суждений при наличии противоречивой обратной связи. Показано, что ошибки воспроизведения оценочных суждений связаны с уровнем доверия к получаемой информации и не зависят от таких личностных особенностей, как самооценка и уверенность в собственных суждениях.
Скачать PDF

Ошибки материнского воспитания как фактор затрудненного общения ребенка

Самохвалова Анна Геннадьевна, Котова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются коммуникативные трудности детей дошкольного возраста, возникающие в процессе межличностного общения со взрослыми и сверстниками; влияние стилей и ошибок материнского воспитания на коммуникативное развитие ребенка, на возникновение специфических трудностей общения.
Скачать PDF

Устойчивые ошибки в процессе научения: особенности и возможности прогнозирования

Андриянова Наталья Владимировна
В данной экспериментальной работе исследуется возможность прогнозирования устойчивых ошибок в процессе научения с помощью регистрации времени реакции и степени уверенности при ответе. Известно, что время реакции при совершении повторяющихся ошибок меньше, чем при одиночных ошибках. Действительно, проведенное исследование показало, что в начале процесса научения люди быстрее и увереннее реагируют при совершении устойчивых ошибок по сравнению с одиночными ошибками. Следовательно, эта реакция может служить сигналом о том, что данные ошибки будут повторяться при продолжении процесса научения. Кроме того, обнаружено увеличение времени реакции при правильных ответах перед устойчивыми ошибками, что также позволяет прогнозировать повторение этих ошибок. Библиогр. 9 назв. Ил. 2. Табл. 6.
Скачать PDF