СИГНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СИГНАЛЬНЫЙ

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Найдено 8 определений термина СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

лат. signum - знак и греч. system - целое, соединение) - первая и вторая - способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов либо непосредственно улавливаемых органами чувств таких, как ощущения цвета, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система).

Оцените определение:

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

СИСТЕМЫ СИГНАЛЬНЫЕ

Понятие, введенное И.П. Павловым при разработке принципа системности в работе коры полушарий головного мозга. Первая сигнальная система базируется на условно-рефлекторных связях, формирующихся в головном мозге при воздействии непосредственных конкретных раздражителей (световых, звуковых и т.д.). В отличие от нее, специфическим раздражителем второй сигнальной системы является слово - сигнал сигналов. Обе сигнальные системы работают в постоянном взаимодействии, взаимосвязи. В их разобщенности И.П. Павлов видел причину многих патологических состояний. Соотношениями сигнальных систем, по И.П. Павлову, определяются человеческие типы высшей нервной деятельности: преобладание первой характерно для художественного типа, второй - для мыслительного типа, их гармоническое взаимодействие - для среднего типа.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

англ. signal systems) - первая С. с. (I С. с.) и вторая С. с. (II С. с.) - термины, введенные И. П. Павловым для обозначения 2 качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности.

У животных сигналами условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители - зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность таких раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов Павлов назвал I С. с.

Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных связей Павлов отнес к специально человеческой II С. с. Поскольку слово является орудием отвлечения (абстрагирования) и обобщения, II С. с. обеспечивает более высокий уровень отражения, чем I С. с. II С. с. связана с функциями специфически человеческих речевых зон в коре головного мозга. Это 2 передние речевые зоны в лобных отделах коры и задняя речевая зона, включающая верхнезаднюю часть височной и прилегающие к ней области теменной коры. Как правило, речевые зоны локализованы в левом полушарии (см. Межполушарная организация психических процессов, Нейролингвистика). Только в случаях его обширных поражений в раннем детстве речевые зоны складываются в соответствующих отделах правого полушария.

Несмотря на принципиальное различие первосигнальных и второсигнальных процессов, в норме всегда имеет место взаимодействие I и II С. с. На основе относительного преобладания у человека I или II С. с. определяются выделенные Павловым специфически человеческие типы высшей нервной деятельности - художественный (преобладание I С. с), мыслительный (преобладание II С. с.) и средний (относительно одинаковая роль I и II С. с).

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

от лат. signum - знак, греч. systema (целое), составленное из частей, соединение] - физиол. системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей. Различают первую С. с. и вторую С. с., обеспечивающие регуляцию поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются благодаря работе головного мозга в виде сигналов, либо непосредственно принимаемых органами чувств в виде света, звука и т.п. (1-я С. с.), либо представленных в знаковой системе языка (2-я С. с.). С. с. человека функционируют в тесном взаимодействии и единстве, причем вторая С. с. играет ведущую роль. Термин «С. с.» Введен И.П. Павловым с целью характеристики общей для животных и человека первой сигнальной системы и специфичной только для человека второй сигнальной системы

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

от лат. signum — знак и греч. systema— целое, соединение) — первая и вторая С. с. (1-я С. с, 2-я С. с.) — термины, введенные И. П. Павловым для обозначения двух качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности. Совокупность непосредственных условных раздражителей (зрительных, слуховых, тактильных), вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов называется 1-й С. с. Она присуща как животным, так и человеку. Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и система возникающих на этой основе временных нервных связей называется 2-й С. с. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, 2-я С. с. обеспечивает более высокий уровень отражения, чем 1-я С. с. Она присуща только человеку. 2-я С. с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека. Это означает, что поведение человека детерминируется не столько непосредственными чувственными воздействиями действительности, сколько ее опосредованным отражением в форме сложных систем словесных связей. Наряду с этим 2-я С. с. часто изменяет и подчиняет себе протекание нервных процессов, вызываемых непосредственными раздражителями 1-й С. с. Несмотря на принципиальное отличие первосигнальных и второсигнальных процессов, в норме всегда имеет место их взаимодействие. На основе относительного преобладания у человека 1-й или 2-й С. с. выделяются специфические человеческие типы высшей нервной деятельности — художественный (преобладание 1-й С. с ) , мыслительный (преобладание 2-й С. с.) и средний (относительно одинаковая роль 1-й и 2-й С. с ) .

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Системы сигнальные

термин И.П.Павлова, обозначает первую сигнальную систему (воспринимающую естественные стимулы и базирующуются на условно-рефлекторных связях) и вторую сигнальную систему (воспринимающую слова или «сигналы сигналов» и представляющую мыслительные структуры). Обе сигнальные системы работают в постоянном взаимодействии, в содружестве. В диссоциации деятельности сигнальных систем И.П.Павлов, как и З.Фрейд, усматривал причину развития некоторых патологических состояний. Различные конфигурации, в которых проявляются соотношения сигнальных систем определяют, по И.П.Павлову, человеческие типы высшей нервной деятельности. Преобладание первой сигнальной системы свойственно художественному типу, преобладание второй сигнальной системы – мыслительному типу, их гармоничное взаимодействие – среднему типу.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Сигнальные системы

в теории И.П.Павлова – нейрофизиологические структуры головного мозга человека, в информационных процессах в которых используются разные знаковые системы: в первой сигнальной системе – это сенсорные стимулы (ощущения, наглядные образы), во второй сигнальной системе – слова, язык. Аналогичным образом представляются психические процессы и в психоанализе, в котором различаются первичные процессы и вторичные процессы (см. Бессознательное). Вообще термин «сигнальная система» часто употребляется в отношении систем коммуникации нечеловеческих биологических видов.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Сигнальные системы

Категория. Системы ориентировки на признаки окружающей среды.

Специфика. Это качество выделяет животные организмы из живого мира.

Виды. В соответствии с терминологией И.П.Павлова, разделяют первую и вторую сигнальные системы.

Источник: Психологический словарь

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. Особую значимость вопросам сохранения психического здоровья школьников придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Кроме того, для развития ЦНС у человека особенно важны тиреоидные гормоны (Kettyle, Arky, 2001). В условиях естественного эксперимента было обследовано 146 учащихся 16-17 лет общеобразовательных школ и лицеев, расположенных в химически загрязненном и экологически благополучном районах. О состоянии гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы старшеклассников судили по содержанию тироксина (Т4) в слюне, определяемом иммуноферментным методом. Уровень невротизации и психопатизации школьников определяли при помощи дифференциально-диагностической шкалы (Е.Ф. Бажин с соавт., 1979). Согласно полученным данным, химическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению возрастной динамики Т4 в слюне у юношей. У девушек возрастная динамика Т4 сохраняется, но абсолютные величины содержания Т4 в 16 лет достоверно превышали таковой показатель у школьниц контрольной группы. Введение инновационных форм обучения в условиях экологического благополучия в 16 лет не вызывало достоверно значимых изменений уровня Т4 в слюне у школьников обоего пола, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. К 17 годам в профильных классах экоблагополучного района у юношей отмечали повышение уровня Т4 в слюне (Р
Скачать PDF

Влияние синдрома эмоционального выгорания профессионала в системе «Человек - Человек»

Клевцова Н.А.
Скачать PDF

Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надёжности личности

Стрижов Евгений Юрьевич
В статье изучена роль моральных и универсальных ценностей при развитии нравственной надёжности сотрудников. Дано понимание автором нравственной надёжности. Показано, что нравственные и универсальные ценности личности направляют и корректируют процесс целеполагания, задают вектор нравственного развития личности. Они являются условием и средством конструирования личностью собственной нравственной Я-концепции. Доказано, что между универсальными и нравственными ценностями русской культуры существуют противоречия как в субъективном понимании смыслов этических категорий, так и в способах объяснения и вербализации этих смыслов.
Скачать PDF

Эмоциональные факторы в системе личностных детерминант девиантного поведения подростков и юношей

Краснощёков Александр Сергеевич, Печерский Алексей Владимирович
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения девиантных подростков и юношей, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Методическое обеспечение систем психофизиологического сопровождения напряженных видов деятельности и

Лучинин А. В., Черчаго А. Я.
Скачать PDF

Сценарное прогнозирование мотивационной составляющей социально-трудовых отношений в системе государс

Катасонов С.В., Титова Н.Н., Жукова Валентина Федоровна
Определена значимость сценарного прогнозирования. Проанализированы категории для определения различных типов социально-трудовых отношений. В качестве основной задачи работы представлено построение сценарных прогнозов существующих противоречий, которые являются основным фактором возникновения конфликтов. Сделан вывод о том, что используемые ранее методы сценарного прогнозирования в исследовании социально-трудовых отношений, рассматривали прогноз с предметных позиций права, экономики. Предлагаемая методика позволяет рассмотреть взаимосвязь экономики и права на формальную и неформальную мотивационную составляющую определяющую отношение людей к принятым решениям, сформировать прогноз поведения участников трудовых отношений на макроэкономическом уровне в различных ситуациях, а так же рассчитать экономические и социальные последствия принятия нормативно-правовых актов.
Скачать PDF

Влияние сравнительно-анатомических, биогеографических и систематических исследований на российскую т

Хе В.Х.
Скачать PDF