Шестнадцати личностных факторов опросник это что такое Шестнадцати личностных факторов опросник: определение — Психология.НЭС
Шестиугольная модель профессиональных интересов Шестнадцатифакторный личностный опросник

ШЕСТНАДЦАТИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРОСНИК

Найдено 3 определения термина ШЕСТНАДЦАТИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРОСНИК

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ШЕСТНАДЦАТИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРОСНИК

Опросник личностной оценки, разработанный Раймондом Кэттеллом на основе 16 личностных факторов или глубинных черт, выявленных в проведенном им факторном анализе большого ряда поверхностных черт. Сам тест состоит из самооценочных утверждений относительно черт личности, например, "трезвенники – счастливые люди". Также называется 16 16 PF (ЛФ).

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Шестнадцати личностных факторов опросник

Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF) — личностный опросник, впервые опубликованный Р. Кэттеллом в 1950 г. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе теории черт. Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В) — по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже 8—9 классов). По результатам обследования строится "профиль личности", при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными. При разработке "Ш. л. ф." о. Кэттелл первоначально исходил из так наз. L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертного оценивания) к Q-данным (questionnaire data), т.е. данным, полученным с помощью опросников. При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с "Ш. л. ф." о. Факторы личности, диагностируемые "Ш. л. ф." о., обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факторов, которые выделены на основе "Q"-данных. Факторы имеют "бытовые" и "технические" названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания. Полный перечень факторов, измеряемых "Ш. л. ф." о., следующий (см. таблицу). Кеттеллом и его сотр., помимо двух основных форм "Ш. л. ф." о., разработаны эквивалентные формы для обследования лиц с различным образовательным уровнем; имеются варианты опросников для детей и подростков. Существует специальное "патологическое" дополнение к "Ш. л. ф." о., которое состоит из 12 клинических факторов — шкал. Возможно групповое обследование. Л.Ф. Бурлачук

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Шестнадцати личностных факторов опросник

самооценочный личностный тест, разработанный Р.Кэттелом на основе 16 личностных факторов или глубинных черт, выявленных им посредством факторного анализа большого числа поверхностных черт. Синоним: 16 PF (ЛФ).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ШЕСТНАДЦАТИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРОСНИК — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Экспериментальное изучение факторов личностно-профессионального развития персональных водителей

Соловьёв Владислав Юрьевич
В статье впервые представляются выявленные опытно-экспериментальным путем факторы личностно-профессионального развития персональных водителей. Данные факторы позволяют проектировать соответствующие психологические условия в рамках внутриорганизационного обучения персональных водителей, способствующие их личностно-профессиональному развитию.
Скачать PDF

Роль генетического и средового факторов во взаимосвязях свойств психодинамического и личностного уро

Корниенко Дмитрий Сергеевич
Основной целью работы является выявление генотип-средовых детерминант в межуровневых связях свойств интегральной индивидуальности. Актуальность связана с изучением целостного влияния и роли генетических и средовых компонент в межиндивидуальной вариативности характеристик различных иерархических уровней интегральной индивидуальности. Результаты исследования получены на выборке близнецов 13-17 лет, по методике ОФДСИ В.М.Русалова, опросникам 16 PF и NEO-PI-R. Основные результаты связаны с установлением большей роли генотипа в формировании одно-многозначных связей и среды в формировании много-многозначных межуровневых связях.
Скачать PDF

Психометрический анализ двух вариантов Российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций

Калугин Алексей Юрьевич
Представлена психометрическая проверка двух российских адаптаций «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома. Проверка надежности и валидности данных адаптаций дала неудовлетворительные результаты. Выявленная эмпирическая структура не согласуется с теоретическим конструктом. Все это ставит вопрос о необходимости создания надежной и валидной методики, изучающей феномен самоактуализации.
Скачать PDF

Концептуальное обоснование авторского опросника «Личностные экспектации» (ЛиЭкс)

Карина О.В., Киселева М.А., Шустова Н.Е.
В статье представлено концептуальное обоснование авторского опросника «Личностные экспектации» (ЛиЭкс). Проанализированы подходы зарубежных и отечественных исследователей к пониманию личностных экспектаций в контексте самодетерминации личности. Обосновываются выделенные диагностические блоки опросника: ожидания в сфере межличностных отношений, ожидания в контексте жизненной перспективы, ожидания к собственному личностному потенциалу с учётом теоретических предпосылок. Финансовая поддержка РГНФ (проект № 09-06-00067а).
Скачать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: определение надежности частей теста

Ласовская Татьяна Юрьевна, Сарычева Юлия Викторовна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна, Артюшина Мария Александровна, Лермонтов Павел Алексеевич
Надежность частей «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Т. Ю. Ласовская, Ц. П. Короленко, С. В. Яичников) определялась на двух выборках. Клиническая выборка состояла из лиц с нарушением поведения, химических и нехимических аддиктов и пр. (всего 141 человек). Значение a-коэффициента Рюлона 0,96; надежность частей теста по формуле Спирмена-Брауна составила 0,85; Альфа Кронбаха 0,86. Неклиническую выборку составили студенты вузов (200 человек, средний возраст 19,4 года). Значение a-коэффициента Рюлона 0,98; надежность частей теста по формуле Спирмена-Брауна составила 0,77. Вывод: опросник для диагностики пограничного личностного расстройства имеет высокие показатели надежности.
Скачать PDF

Валидизация опросника для диагностики пограничного личностного расстройства: определение конструктно

Ласовская Татьяна Юрьевна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна, Артюшина Мария Александровна, Лермонтов Павел Алексеевич
Цель исследования: определение конструктной валидности «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Яичникова С.В.). Батарею конвергирующих тестов составили Шкала диссоциации, Шкала оценки суицидального риска, Шкала депрессии Бека. Тест смысложизненных ориентаций выбран как дискриминантный тест. Также в качестве дискриминантного параметра выбран возраст. Батарею тестов заполнили 104 студента НГМУ, средний возраст 22,0 года. Коэффициенты корреляции валидизируемого опросника и группы конвергирующих тестов: шкала диссоциации 0,47; шкала депрессии Бека 0,46; шкала оценки суицидального риска 0,54. Выявлена обратная корреляционная связь значений теста смысложизненных ориентаций и валидизируемого опросника (-0,43). С таким параметром как возраст связи не выявлено (-0,25). Выводы: конструктная валидность опросника является удовлетворительной.
Скачать PDF

Взаимодействие этнических и личностных особенностей как факторов креативности

Попова Наталья Николаевна
Представлен факторный анализ кросскультурного исследования этнических особенностей креативности. Выявлена взаимосвязь между этническими характеристиками респондентов и их показателями креативности (гибкость, оригинальность, уникальность, беглость и разработанность
Скачать PDF

Возможности использования стандартизированных опросников для исследования личностных черт в ситуатив

Погребицкая Виктория Евгеньевна
В статье рассматриваются подходы к изучению личностных черт и различные ситуативные подходы. Предлагается направление исследований для их синтезирования, которое открывает дополнительные возможности при использовании традиционных психодиагностических методов. Рассматривается возможность анализа ситуативных составляющих в вопросах тестовых методик. Данный подход позволит учитывать ситуационный контекст при использовании традиционных тестов-опросников.
Скачать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: достоинства и недостатки

Ласовская Татьяна Юрьевна, Короленко Цезарь Петрович, Яичников Сергей Владимирович
В статье проводится анализ опыта практического применения «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства формы А», разработанного на кафедре клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета. Достоинствами опросника является высокий уровень его валидности и надежности. Из недостатков — большое количество вопросов и риск гипердиагностики пограничного личностного расстройства. Для устранения этих недостатков предлагается новая форма опросника — форма «S»-скрининг, состоящая из 20-ти вопросов.
Скачать PDF

Переживание одиночества студентами в зависимости от личностных факторов

Яблокова Екатерина Юрьевна
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы переживания одиночества студентами. Проанализированы психологические особенности влияния личностных факторов на феномен одиночества.
Скачать PDF

Выявление личностных факторов, связанных с успешностью профессиональной деятельности

М.В.Воропаев, А.В.Козодаев
Скачать PDF

Выявление психологических факторов динамики личностных ценностей

Капцов Александр Васильевич, Колесникова Екатерина Ивановна
В статье сравниваются результаты выявления психологических факторов динамики личностных ценностей, полученные корреляционным анализом данных и с помощью перекрестно-отсроченной корреляции на трех выборках студентов. Показан ряд частных закономерностей факторов личностных ценностей студентов, обучающихся на гуманитарных (юристы, менеджеры) и инженерных специальностях.
Скачать PDF

Похожие термины: