Шесть упражнений методики Шульца

Предыдущий термин:
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

Следующий термин:
ШЕФЕР Рой

Содержание:

Найдено 1 определение:

Шесть упражнений методики Шульца

Первое упражнение. Сводится к вызыванию ощущения тяжести в верхних и нижних конечностях, что проявляется расслаблением поперечнополосатой скелетной мускулатуры. Формулы, которые используются при этом: «Правая рука совершенно тяжелая», затем «Левая рука совершенно тяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Идентичные формулы существуют для ног, окончательная формула выглядит так: «Руки и ноги совершенно тяжелые».

Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервацией конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая», затем «Руки совершенно теплые», те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».

Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».

Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».

Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Формула: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».

Показателем овладения нового упражнения служит генерализация ощущений. Для примера: упражнение с внушением чувства тепла в конечностях считается пройденным только в том случае, если тепло начинает разливаться по всему телу. На освоения каждого упражнения может уйти 2 недели, в некоторых случаях и больше. Полный курс аутогенной тренировки продолжается до трех месяцев. Такие занятия проводятся под руководством психотерапевта, в групповом коллективе 1–2 раза в неделю, продолжительность занятия 15–20 мин. Особое внимание следует уделять самостоятельным тренировкам пациентов, которые необходимо проводить два раза в день (утром, перед тем как встать с кровати, и вечером, перед сном). Все ощущения, испытываемые пациентами во время занятий, необходимо записывать в дневник.

Состояние, в котором находятся пациенты во время упражнений, характеризуется как промежуточное между состоянием бодрствования и сна. Вышеописанное состояние чрезвычайно похоже на первую стадию гипнотического сна (сомноленция). По глубине аутогенного погружения его подразделяют на три фазы:

1. Пациент ощущает тяжесть, тепло, разливающиеся по всему телу.

2. Характеризуется появлением чувства телесной легкости, невесомости. Данная фаза нередко сопровождается нарушением схемы тела.

3. «Исчезновение тела».

Первые две фазы можно дифференцировать между собой электроэнцефалографически. Благодаря внушительному торможению коры повторяемые формулы являются достаточно эффективным средством самовнушения. В процессе аутогенного погружения больной приступает к самовнушению, устремленному против определенных психических расстройств.

Наиболее выраженный положительный результат применения аутогенной тренировки больными отмечается при неврозах, а также при заболеваниях, клинические проявления которых связаны с эмоциональным напряжением, сопровождающимся спазмом гладкой мускулатуры. В последнем случае парасимпатический эффект достигается гораздо легче по сравнению с симпатическим. В психиатрической литературе встречается упоминание о достижении хороших результатов от применения аутогенной тренировки у больных бронхиальной астмой, в начальном периоде гипертонической болезни, облитерирующего эндоартериита, при нарушении дыхания по типу диспноэ, при эзофагоспазме, стенокардии, болях желудочнокишечного тракта спастической природы, при запорах. Помимо того, имеются данные о получении хорошего результата при лечении язвенной болезни, одной из причин которой является местный неврогенный спазм кровеносных сосудов.

Аутогенная тренировка приносит положительный результат, используясь при лечении различных расстройств речи и фонации неврогенного характера, хотя в общей группе больных данный вид терапии помогает купировать только явления логофобии и не вылечивает заикание как проявление системного невроза. В связи с указанными особенностями, оказываются необходимыми занятия пациентов с данной патологией в специализированных психотерапевтических группах, организованных для больных логоневрозами.

В комплексную терапию алкоголизма и наркомании также включается аутогенная тренировка. В большинстве случаев она применяется для устранения абстинентного синдрома и создания антитоксикоманической установки больных. В неврологическом стационаре аутогенная тренировка используется для терапии остаточных явлений органических заболеваний нервной системы. Ее целью в данном случае является купирование психогенных расстройств, которые дополняют и осложняют клиническую картину органического поражения нервной системы. Кроме того, данный вид лечения корректирует реакцию личности на болезнь при сосудистых поражениях головного мозга, применяется при лечении остаточных явлений перенесенных черепномозговых травм и нейроинфекций.

Аутогенная тренировка включается в различные варианты психопрофилактики родовых болей с целью снятия эмоционального напряжения и тревоги.

Рассматриваемый вид психотерапии нашел широкое применение в качестве психогигиенического и психопрофилактического метода при подготовке спортсменов, а также лиц, трудящихся в условиях повышенной эмоциональной нагрузки, в экстремальных условиях.

Для применения аутогенной тренировки имеются определенные противопоказания, которыми являются состояния у больных со смутным сознанием и бредом, по большей части бредом отношения и воздействия. Относительным противопоказанием к проведению аутогенной тренировки служит время острых приступов соматической патологии, а также период вегетативных кризов. В случае выраженной артериальной гипотонии применяют особые методики для преодоления патологического преобладания вагусной иннервации.

Упражнения низшей ступени оказывают влияние по большей части на вегетативные функции органов и их систем. Для улучшения высших психических функций Шульц разработал высшую ступень упражнений аутогенной тренировки, которые носят название «аутогенная тренировка2», благодаря данной ступени больные должны научиться вызывать сложные переживания, которые в последующем приведут к излечению через «аутогенную нейтрализацию» и «самоочищение», что носит название катарсис. Шульц считал упражнения низшей ступени только лишь подготовкой к основному лечению. Упражнения второй ступени, а именно аутогенная медитация, приводят к достижению аутогенной нейтрализации. Автор считал, что окончательно излечиться от невроза можно, лишь избавив больного от любых отрицательных переживаний.

Приемы для такого вида терапии он черпал из древнеиндусской системы йоги.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Методика профессионально-психологического отбора кандидатов на должность специалиста по защите инфор

Зырянова Татьяна Юрьевна, Черданцева Екатерина Владимировна
В представленном докладе рассмотрены социально-психологические аспекты проблем информационной безопасности организации. Исследована проблема влияния человеческого фактора на систему защиты информации
Скачать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Методика для диагностики актуальных потребностей личности

Капцов Александр Васильевич
Описана методика, в основу которой положена модель потребностей Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Приведены данные психометрического исследования и стандартизации шкал
Скачать PDF

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Скачать PDF

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

О роли наблюдения: психолого-педагогические и методико-биологические аспекты

Крыштоп В.А.
Статья посвящена теоретическому анализу психолого-педагогических и методико-биологических аспектов проблемы влияния средств обучения на развитие интеллектуальных умений школьников, особенное внимание уделено развитию такого умения, как наблюдательность. Автор предлагает внедрение специально разработанной системы изобразительных средств обучения в целях интеллектуального развития учащихся на уроках биологии.
Скачать PDF

Морфофункциональные и биомеханические предпосылки совершенствования методики занятий оздоровительной

Беляев Никита Сергеевич
В исследовании рассмотрены показатели функционального состояния организма, предрасположенность к проявлению различных физических качеств, биомеханические характеристики выполнения базовых шагов классической аэробики женщинами первого зрелого возраста в зависимости от их конституциональной принадлежности. На основе этого разработаны рекомендации по совершенствованию методики оздоровительных занятий
Скачать PDF

О методике изучения двух фундаментальных начал в психологических установках личности

Пузырев Александр Владимирович
Предлагается методика, позволяющая градуировать степень выраженности созидательного и деструктивного начал в человеческой психике. Методика основана на идеях разграничения силы либидо и Танатоса (3. Фрейд), биофилии и некрофилии (Э. Фромм).
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: