СЕНСОМОТОРИКА СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ

Сенсомоторная реакция

Найдено 2 определения термина Сенсомоторная реакция

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ

одиночное дискретное движение оператора на появление (прекращение действия) того или иного раздражителя. Различают следующие виды С. р.: простая С. р., сложная С. р. и реакция на движущийся объект. В общем случае в С. р. различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции, т. е. процесс восприятия; 2) центральный момент реакции, который отражает процессы переработки информации и принятия решения; 3) моторный момент реакции, т. е. выполнение двигательного действия; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). С физиологической точки зрения С. р. являются условными двигательными рефлексами. С. р. могут возникать в ответ на различные раздражители, наиболее часто встречаются зрительно-двигательные и акустико-двигательные реакции. В зависимости от сложности центрального момента реакции различают простые и сложные Ср. Простая "С. р . — это ответное элементарное движение на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал. Простая реакция характеризуется единственным параметром — временем. В его состав входят латентный (скрытый) период и время двигательного акта. Примером простой реакции может служить переключение тумблера в ответ на звуковой сигнал. Сложные С. р. могут быть двух видов. В том случае, когда на один сигнал нужно ответить движением, а на другие нет, говорят о реакции различения. Если же необходимо выбрать строго определенный из нескольких возможных двигательный ответ, то реакцию называют реакцией выбора. Сложные С. р. характеризуются временем выполнения (см. Время реакции), вариативностью и точностью. Эти показатели наряду с другими психофизиологическими качествами определяют профессиональную пригодность целого ряда специалистов: водителей, операторов и др. Поэтому эти показатели часто используются при проведении профессионального отбора и контроле состояния оператора.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Сенсомоторная реакция

двигательная реакция в ответ на действие сенсорного раздражителя.

Источник: Словарь по психогенетике

Найдено научных статей по теме — 12

Сенсомоторные реакции у детей 8-9 лет с высоким уровнем тревожности

Грибанов А.В., Нехорошкова А.Н.
В статье представлены результаты исследования зрительно-моторных реакций у 118 детей 8-9 лет с нормальным (68 человек) и высоким (50 человек) уровнем тревожности. Установлено, что моторное время простой и сложной зрительно-моторных реакций у тревожных детей достоверно больше, чем у их сверстников из контрольной группы, что приводит к увеличению общего времени реакций. Дети с высоким уровнем тревожности допускают большее количество ошибок при выполнении сложных зрительно-моторных тестов.
Скачать PDF

Особенности сенсомоторных и перцептивно-моторных реакций у студенток с разным уровнем ювенильности

Павлов Константин Иванович
Ведущим конституциональным признаком современного человека является ювенильность. Изучение данного признака стало возможным только в последние 30 лет. Цель нашего исследования — изучить сенсомоторные реакции на динамически организованные серии стимулов и перцептивно-моторные реакции по опознанию цифровых символов разного размера на цветовом фоне, особенности произвольного внимания, а также оперативной памяти у девушек 18-23 лет с разной степенью ювенильности. Было показано, что девушки с высоким и средним уровнем ювенильности имеют более высокий уровень организации перцептивно-моторных реакций по опознанию цифровых символов разного размера на цветовом фоне, демонстрируют наилучшую способность к восприятию времени и высокий уровень развития оперативной памяти и произвольного внимания, в отличие от низкоювенильных. Однако в сложной рефлексометрической серии девушки с высоким уровнем ювенильности имеют большее время реакции на акустические стимулы, в сравнении с низкоювенильными.
Скачать PDF

Гендерные дифференцировки сенсомоторных реакций в определении профпригодности у студентов разных про

Ходак H.A., Рычкова Л.С.
Обследовано 150 студентов Южно-Уральского государственного университета (филиал г. Сатки) в возрасте от 18 до 22 лет. Для оценки функциональных характеристик ЦНС применена компьютерная программа для психоневрологического тестирования «НС-Тест 2003» (Д.А. Марокко, Т.В. Поповой, Ю.И. Корюкалов, 2007). Для определения прогноза успешности в профессиональном обучении и в целом, профпригодности использовалась методика «Интеллектуальная лабильность» (Е.А. Козловой). Проведен математический и статистический анализ показателей интеллектуальной лабильности и сенсомоторных реакций у студентов технического и гуманитарного профилей обучения с учетом тендерных особенностей.
Скачать PDF

Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10-11 лет с высоким уровнем тревожности

Грибанов А. В., Кожевникова Ирина Сергеевна, Нехорошкова А. Н., Джос Ю. С.
В статье представлены результаты исследования латентного времени сенсомоторных реакции у 157 детей 10-11 лет с нормальным (103 человека) и высоким (54 человека) уровнем тревожности. В качестве методов исследования использовалось измерение латентного времени простой и сложной зрительно-моторных реакций и регистрация слуховых когнитивных вызванных потенциалов (ВП) Р300. Установлено, что латентное время зрительно-моторных реакций и латентный период слуховых когнитивных ВП Р300 у тревожных детей достоверно больше, чем у их сверстников из контрольной группы. Дети с высоким уровнем тревожности допускают достоверно большее количество ошибок при выполнении сенсомоторных тестов.
Скачать PDF

Специфика сенсомоторных реакций сотрудников различных подразделений органов внутренних дел в зависим

Родыгина Ю. К., Дерягина Л. Е., Сидоров П. И., Соловьев А. Г.
Проанализированы особенности сенсомоторных реакций сотрудников различных подразделений органов внутренних дел (ОВД) в зависимости от специфики и стажа службы. Показана оптимизирующая роль профессиональной деятельности на функциональное состояние центральной нервной системы и формирование целесообразной стратегии поведения. Выявлена зависимость изменения сенсомоторных показателей от службы в различных подразделениях ОВД.
Скачать PDF

Уровень сенсомоторной реакции и выбор когнитивной стратегии

Дроздова Л.Н., Селезнева Н.Т.
Скачать PDF

Зрительное восприятие и особенности сенсомоторных реакций у детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией

Волокитина Т.В., Зотова Анна Александровна, Попова Е.В.
В современных условиях возрастают нагрузки на сенсорные системы школьников из-за увеличения объема поступающей информации, интенсификации учебной деятельности, повышения требований к точности и скорости когнитивных процессов, что негативно влияет в первую очередь на состояние зрительного анализатора. С целью изучения компонентов зрительного восприятия и параметров сенсомоторных реакций у детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией было проведено поперечное (одномоментное) исследование. Представлены результаты исследования компонентов зрительного восприятия с использованием методики М. М. Безруких, Л. В. Морозовой и оценки сенсомоторных реакций с помощью компьютерного комплекса «Психомат» у 118 детей 7-8 лет с нормальным и нарушенным зрением. У школьников с косоглазием и амблиопией выявлено снижение помехоустойчивости, константности зрительного восприятия и отставание реализации зрительного анализа-синтеза. Установлено, что время сенсомоторных реакций у детей с косоглазием и амблиопией статистически значимо больше, чем у сверстников без нарушения зрения.
Скачать PDF

Сенсомоторные реакциив психофизиологических исследованиях (обзор)

Нехорошкова Александра Николаевна, Грибанов Анатолий Владимирович, Депутат Ирина Сергеевна
В статье представлен анализ научной литературы о возможностях использования показателей сенсомоторного реагирования человека для психофизиологических исследований, проанализированы взгляды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме классификации сенсомоторных реакций. Изучение характеристик сенсомоторной деятельности в настоящее время является одним из перспективных направлений в исследовании физиологических параметров организма. Сенсомоторная деятельность обеспечивается сложной функциональной системой, включающей большое количество различных по содержанию и значимости звеньев. Важнейшим условием полноценного функционирования сенсорных систем является координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта. Основные функциональные блоки реализации сенсомоторной деятельности и психические процессы, лежащие в основе выполнения сенсомоторных тестов, организованы работой нейронов разных областей мозга. Компоненты сенсомоторного реагирования тесно взаимосвязаны с высшими психическими функциями, что обусловливает возможность использования сенсомоторных тестов для оценки функционального состояния центральной нервной системы человека. Описана общая методика измерения параметров сенсомоторной деятельности, важными условиями которой являются установка реагировать как можно быстрее, достаточное количество контрольных проб, а также случайный порядок появления сигналов-раздражителей, позволяющий ослабить габитуацию. Показана зависимость времени сенсомоторного реагирования от модальности раздражителя, вероятностного прогноза развития ситуации возникновения стимула и индивидуальных свойств нервной системы. Отмечено, что время реакции существенно изменяется с возрастом и характеризует степень морфофункционального созревания центральной нервной системы ребенка. Подчеркнута важность использования метода измерения показателей сенсомоторных реакций для психофизиологического изучения как когнитивной, так и эмоционально-личностной сферы человека.
Скачать PDF

Соотношение латентных периодов простой сенсомоторной реакции на стимулы разной модальности у школьни

Панкова Наталия Борисовна, Романова Елизавета Борисовна, Карганов Михаил Юрьевич
Проведено исследование латентных периодов простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой стимулы у учащихся 1-х и 5-х классов. Соотношение латентных периодов сенсомоторной реакции на стимулы разной модальности изучено в динамике от начала к концу учебного года и в сравнении с аналогичными результатами 10-летней давности. Показано, что у первоклассников в начале учебного года примерно в половине случаев латентные периоды реакции на стимулы разной модальности равны. В трети случаев латентные периоды реакции на звуковой стимул длиннее, чем на зрительный стимул, и у современных первоклассников, в отличие от их сверстников 10 лет назад, за учебный год этот показатель снижается. Аналогичная годовая динамика выявлена у пятиклассников, причем более выраженная, наоборот, в результатах 10-летней давности.
Скачать PDF

Гендерные особенности сенсомоторных реакций у старших дошкольников с нормальным уровнем интеллектуал

Герасимова Оксана Юрьевна
Описаны гендерные особенности сенсомоторных реакций у детей старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем интеллекта. С помощью компьютерного зрительно-моторного теста исследованы простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), простая слухо-моторная реакция (ПСМР), реакция выбора и реакция различения, ПЗМР выбора в условиях статической помехи, ПЗМР выбора в условиях динамической помехи. Сравнительный анализ статистических характеристик времени реакции показал, что все значения показателей, характеризующих свойства нервной системы, особенно показатели силы и подвижности нервных процессов, у девочек ниже, чем у мальчиков. Произвольное внимание, способность его переключать, а также способность различать и дифференцировать лучше проявляются также у мальчиков. У девочек быстрее, чем у мальчиков, наступает утомление. При выполнении заданий они допускают больше ошибок и фальшстартов. Полученные данные подтверждают наличие гендерных особенностей сенсомоторных реакций у здоровых детей старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем интеллектуального развития.
Скачать PDF

Реакция клеток мезокортиколимбической дофаминергической системы мозга на длительную алкоголизацию у

Лебедев Андрей Андреевич, Дробленков А.В., Шабанов Петр Дмитриевич
Изучали морфофункциональные изменения структур мезокортиколимбической системы мозга крыс при длительной (5 мес) интоксикации этанолом. Алкоголизация уменьшала объем и удельную плотность нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки. Характер этих изменений носил форму нисходящей параболической кривой. При этом объем нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки уменьшался в 1,3-1,5 раза, а удельная плотность в 1,8-3 раза. Плотность нейроглиоцитов черной субстанции и вентральной области покрышки возрастала в 1,3-1,4 раза. Значительно (в 4,1-2,4 раза) уменьшилась плотность нейронов прилежащего ядра и передней поясной коры, а объем жизнеспособных нейронов несколько увеличился, что можно объяснить увеличением объема их рецепторной поверхности. Через 1 мес после отмены алкоголя определяли сохранение увеличенного объема нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки (в 1,3-1,5 раза) на фоне почти 3-кратного уменьшения их плотности, что может свидетельствовать о частичной компенсации их функции увеличением плотности нейроглиоцитов. Плотность нейроглии прилежащего ядра и передней поясной извилины сохранялись при этом на уровне значений хронической алкоголизации. Таким образом, значительное снижение плотности, уменьшение объема нейронов структур мезокортиколимбической системы в сочетании с увеличением в них плотности нейроглиоцитов могут рассматриваться как морфологические признаки длительной алкогольной интоксикации, сохраняющиеся и после ее отмены.
Скачать PDF

Исследование связи темперамента человека с частотой спонтанных кожно-гальванических реакций

Унакафов Антон Михайлович, Непышная Татьяна Генадиевна
Настоящая работа посвящена изучению связи между особенностями личности человека (нейротизм, экстраверсия) и частотой его спонтанных кожно-гальванических реакций. Исследование проводилось на 3-х группах (всего 53 человека). В результате была выявлена устойчивая корреляция частоты спонтанных реакций с характеристикой темперамента, вычисляемой как разность нейротизма и экстраверсии по Айзенку.
Скачать PDF