СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ это что такое СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ: определение — Психология.НЭС
СЕМАНТИКА, ГЕНЕРАТИВНАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОШИБКА

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Найдено 5 определений термина СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

см. Афазия.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи здесь является нарушение симультанного (одновременного) пространственного восприятия, а центральным дефектом - нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

Диагностика семантической афазии, отграничение ее от ак-стико-мнестической и амнестической афазии является не всегда легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых поражений головного мозга достаточно редко. Спонтанная и диалогическая речь у больных этой группы обычно в полном объеме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение синтаксиса. Произносительные нарушения отсутствуют, речь выразительная. Автоматизированная речь не страдает. Отраженная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при повторении длинных и сложных по структуре предложений. Номинативная функция речи (называние) в целом сохранена, но может в той или иной степени нарушаться, однако, в отличие от других форм афазии, забытое слово легко вспоминается при подсказке и при этом не искажается и редко заменяется другим. Сохранность номинации сочетается с достаточно выраженными затруднениями повествовательной речи. Дефектен пересказ коротких текстов. Больные не всегда понимают прочитываемые ими и короткие и простые тексты, не улавливают детали или забывают их. Пересказы часто состоят из обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предложений, так и между ними, имеют место ошибки в согласовании, пропуски предлогов и связок.

С наибольшей отчетливостью неполноценность импрессивной речи проявляется в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими категориями, которые отражают дефекты сложных форм пространственного и временно-пространственного анализа. Больные с этой формой афазии не понимают или плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения, конструкции родительного падежа, инвертированные конструкции, где порядок слов расходится с порядком мысли.

Нарушения понимания не зависят от того, читает ли больной вслух или про себя. Эти нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в оценке структуры восприятия со слуха предложений, нарушения понимания и употребления предлогов, наречий, служебных слов, местоимений. Отдельные слова вне контекста прочитываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются, тогда как чтение предложений вслух и про себя осуществляется замедленно. Больные с семантической афазией сохраняют способность к аналитическому и глобальному чтению. Аналитический способ становится ведущим в случаях затруднений узнавания слова "в лицо". Опора на глобальное чтение связана с вероятностным прогнозированием. Ограничение вероятностного прогнозирования замедляет чтение, вынуждает больных чаще, чем в норме, прибегать к послоговому и даже побуквенному чтению. И вместе с тем текст, воспринимаемый со слуха, понимается хуже, чем при чтении, так как больной имеет возможность по мере необходимости возвращаться к уже прочитанному. Письмо при семантической афазии грубо не нарушается. Больным труднее сложить слово из букв разрезной азбуки, чем записать его, что тоже может свидетельствовать о неполноценности зрительно-пространственного гнозиса, неумения расположить буквы в определенной последовательности.

Все вышеуказанные нарушения речи при семантической афазии сочетаются с выраженными апракто-агностическими нарушениями, типичными для теменного поражения: нарушениями право-левой ориентировки, праксиса позы, схемы тела, конструктивного и идеаторного праксиса. Всех больных затрудняет ориентировка в географической карте и выполнение заданий "поставить заданное время на макете часов". У некоторых больных обнаруживается также акалькулия в виде непонимания разрядного принципа организации чисел и затруднения счетных операций. Наблюдается у больных и грубое нарушение рисунка, даже при его копировании (срисовывании).

Преимущественная локализация очагов поражения при семантической афазии - область надкраевой извилины теменной доли левого полушария.

Источник: А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы, 2004 г.

Афазия семантическая

Возникает при расстройстве функции коры нижней теменной дольки (поля 39 и 40 по Бродманну) доминантного полушария. Проявляется трудностями понимания сколько-нибудь сложных по построению фраз, сравнений, логико-грамматических оборотов, выражающих пространственные отношения. Больной не ориентируется в смысловом значении предлогов, наречий, суффиксов, окончаний: под, над, перед, за, сверху, снизу, светлее, темнее и т.п. Ему трудно понять, чем различаются фразы: «Солнце освещается Землей» и «Земля освещается Солнцем», «Брат отца и отец брата», дать правильный ответ на вопрос: «Если Ваня идет за Петей, то кто идет впереди?», нарисовать по заданию треугольник в круге, крест над квадратом и т.п.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

Семантическая (смысловая) афазия

нарушение понимания смысла фраз. Больные хорошо говорят, в основном понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу между такими, например, словосочетаниями, как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш.

Источник: Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы

Афазия семантическая

греч. semanticos - обозначающий) - утрата способности понимать значение грамматически сложных фраз при восприятии устной и письменной речи. Это, полагают, происходит потому, что теряется понимание отношений между словами, выраженными с помощью флексий (окончаний слов), предлогов, союзов, сравнений, атрибутивных конструкций (определений). Пациент не может, к примеру, понять и разъяснить, чем “отец брата” отличается от “брата отца” (Х.Г.Ходос, 1974). Семантическая афазия возникает при органическом повреждении коры области мозга на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантного полушария (Head, 1926).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ — 0

Найдено книг по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 12

Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье рассматриваются литературные и обобщенные эмпирические данные по нарушениям речи при поражениях правого полушария у взрослых и детей. Показано, что функции правого полушария в обеспечении речи эволюционируют от активации речевой деятельности через обеспечение сенсорных эталонов и двигательной основы речи к личностно-смысловому базису всей речевой и мыслительной деятельности.
Скачать PDF

Изменение профиля слухоречевой асимметрии при афазии

Шипкова Каринэ Маратовна
В статье рассматривается проблема межполушарной реорганизации речевых процессов при афазии. В исследовании участвовали 27 больных с афазией с поражением левого полушария сосудистой и травматической этиологии. В первую группу (острая афазия) вошли 11 больных в возрасте от 21 до 62 лет с давностью заболевания от 2 до 6 месяцев, из них 7 — с преимущественно «передними» формами (моторные афазии и динамическая афазия) и 4 — с преимущественно «задними» (височные формы и семантическая афазия). Во вторую группу (хроническая афазия) вошли 16 пациентов в возрасте от 32 до 65 лет с давностью заболевания более 2 лет, из них 3 с «передними» и 13 — с «задними» афазиями. Батарея нейропсихологических методик включала нейропсихологическое исследование по схеме А.Р. Лурия, количественную оценку степени выраженности афазического дефекта и методику дихотического прослушивания в начале и в конце курса речевой реабилитации. Результаты: 1) в обеих группах испытуемых выявлен высокий процент случаев доминантности левого уха; 2) эффект левого уха был типичен для височных поражений левого полушария; 3) в нейропсихологическом синдроме всех пациентов обнаружены правополушарные симптомы; 4) в обеих группах не было достоверных сдвигов в изменении значения коэффициента ведущего уха по завершении курса нейрореабилитации. Основные выводы: преимущественное доминирование правого полушария в речевом восприятии устанавливается на ранних сроках одностороннего поражения левого полушария мозга; мозговая реорганизация речи при афазии происходит спонтанно.
Скачать PDF

Взаимосвязь семантических характеристик привлекательного портрета с личностными ценностями студентов

Лысикова Ольга Михайловна
В статье рассматривается процесс восприятия человека через его лицо. Делается акцент на изучении личностных ценностей как одного из факторов восприятия привлекательного человека. Описывается эксперимент, в котором выявляются взаимосвязи между семантическими характеристиками воспринимаемого портрета и личностными ценностями студентов
Скачать PDF

Семантическое поле языка в контексте антиномии

Артишевская Татьяна Михайловна
Статья касается социально-психологического феномена изменения языка в периоды исторических преобразований. Переход на новую парадигму мышления трансформирует язык и вместе с этим формирует новое антиномическое сознание человека, порождающее хаос в понимании мироустройства в целом и в изменении языка в частности.
Скачать PDF

Феномен семантического конфликта на модели искусственно сформированных бимодальных знаков

Вартанов Александр Валентинович, Пасечник Инна Викторовна
В статье обсуждаются мозговые механизмы аудиовизуальной интеграции и понимания знака как прямого автоматического процесса (ранняя интеграция) и как процесса, требующего вторичной подстройки системы (поздняя интеграция) в ситуации семантического конфликта. Описывается формирование искусственных понятий с помощью специально разработанной системы бимодальных стимулов-знаков. Показано существование аудиовизуального семантического конфликта и выделены четыре стратегии его разрешения. Для каждой стратегии построены математические модели, описываемые линейными уравнениями, различающимися весами вкладов аудиальной и визуальной модальностей.
Скачать PDF

Семантические характеристики текста и особенности профессионального труда

Абдуллаева М.М.
Скачать PDF

Влияние психосемиотических особенностей образовательного пространства на семантическую оценку метафо

Кыштымова Ирина Михайловна
Рассмотрена специфика влияния психосемиотических особенностей образовательного пространства на оценку метафорического текста школьниками. Обоснованы психологические закономерности, описан механизм влияния на эстетическое и психологическое развитие школьников образовательного пространства как зависимого от типа контекстной культуры.
Скачать PDF

Семантические пространства этнической идентичности молодежи: тендерный аспект

Бублик М.М.
В статье представлен материал, полученный на основе анализа психосемантических пространств многонациональной выборки молодежи и раскрывающий гендерные особенности этнической идентичности
Скачать PDF

Семантические особенности категориальной структуры индивидуального сознания студентов (на примере Ке

Смагина Светлана Сергеевна
Настоящая статья посвящена исследованию различных аспектов семантики категориальной структуры индивидуального сознания студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Обозначены актуальные семантические составляющие индивидуального сознания и представлена их динамическая характеристика.
Скачать PDF

Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и п

Новиков Алексей Львович, Новикова Ирина Александровна
В статье проанализированы теоретические концепции, обосновывающие применение метода семантического дифференциала в лингвистике, социальной психологии и смежных науках. Кратко рассмотрены процедура и основные модификации метода. Приведены результаты эмпирических исследований этнических стереотипов, выполненных с использованием семантического дифференциала.
Скачать PDF

Пространственно-визуальные и семантические репрезентации времени (сравнительное исследование здоровы

Молчанова Е. С.
The author analyses some peculiarities of visual spatial and semantic representation of time in healthy young people and persons with mild depression. Two cognitive models related to duration of perception of the stimulus are presented. The author also analyses characteristic features of time representation in cognitive maps and differences between the semantic images of the "present", "past" and the "future'.
Скачать PDF

Кросскультурное исследование семантических полей образов членов семьи

Мохова Светлана Юрьевна
В статье приводятся результаты ассоциативного эксперимента, проведённого в бурятской и русской выборке респондентов. В имплицитном виде сопоставляется содержание обыденного сознания и культуры повседневности. Исходя из классификации категорий смыслов жизни, обосновывается актуальность исследования семантических полей. Раскрывается содержание семантического образа членов семьи у разных возрастных групп (подростков, молодёжи, взрослых). Анализ семантических полей, полученных в результате ассоциативного эксперимента, может показать определённые перспективы преобразований семейных аттитюдов в современном обществе. В интерпретации полученных результатов различается кровное родство и культурная преемственность в семантических полях образов членов семьи. Каждый член семьи репрезентирован образом в семантическом поле сознания, имплицитно представляющем проявление общественных форм родства, брачных правил, предписанных норм поведения между определёнными типами родственников. Раскрываются образы членов семьи, живущих в сельской и городской местности.
Скачать PDF