СЕКСУАЛЬНОСТЬ
Сексуальность
половое влечение и связанное с ним поведение человека.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
характеристика сексуального влечения, сексуальных реакций, сексуальной активности и т. д.-
Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
характеристика сексуального влечения, сексуальной активности, сексуальных реакций, сексуальных предпочтений и т. д.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
(лат. sexus — пол) Является важной чертой личности, связанной с отношением к противоположному полу. Правильное понятие сексуальных чувств и отношений формируется в ходе полового воспитания.
Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
у З. Фрейда это понятие употребляется столь же широко, как в обычном языке слово любовь. Сексуальность рассматривается как единственная функция животного организма, выходящая за пределы индивида и составляющая его связь с родом.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Сексуальность
1. вообще – все те аспекты конституции человека и его поведения, которые связаны с сексуальной активностью. Некоторые авторы используют этот термин в отношении любви и глубокой привязанности, даже если или, что чаще, они не связаны с половыми органами непосредственно. Во многих культурах традиционно существуют строгие ограничения на выражение сексуальности вне брака, особенно для женщин, но в некоторых культурах отмечается тенденция к размыванию таких ограничений. Так, в США, указывает Д.Джерард (2005), от женщин ожидается, что они должны быть активными сексуальными партнерами и регулярно «получать оргазм», при этом, похоже, не имеет принципиального значения, от кого именно, во всяком случае, это не оговаривается; 2. обозначение фактической стороны секса и сексуальных функций; 3. иногда - подразумевается чрезмерная сексуальность.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
/Sexuality; от лат. sexus – пол/, у человека совокупность мотиваций, установок, поведения и др., направленная на реализацию пол. влечения. См. также Гендер; Пол. Ср. Психосексуальность.
Врожденная потребность и функция организма, на основе которой осуществлятся пол. размножение и обеспечивается непрерывность существования человеческого рода (2). Базируется на принадлежности к определенному полу, гендерной идентичности, ориентации половой, индивидуальных свойствах личности и др. Является движущей силой социальной активности, важным фактором создания семьи, гармонии сексуальной и др.
«Сексуальность еще не есть пол и даже может стать отрицанием его высшего начала, но она в то же время и неотделима от пола, который не существует без нее, как огонь – без горючего материала.» С. Булгаков. Свет невечерний.
Сексуальный (-ая; -ое) – характеристика реакций, переживаний и действий человека, связанных с С. и удовлетворением пол. влечения.
«В общем, сексуальная сила – первооснова вселенной, динамический аспект бога…». Т. Соломатина. Девять месяцев, или «Комедия женских положений».
Врожденная потребность и функция организма, на основе которой осуществлятся пол. размножение и обеспечивается непрерывность существования человеческого рода (2). Базируется на принадлежности к определенному полу, гендерной идентичности, ориентации половой, индивидуальных свойствах личности и др. Является движущей силой социальной активности, важным фактором создания семьи, гармонии сексуальной и др.
«Сексуальность еще не есть пол и даже может стать отрицанием его высшего начала, но она в то же время и неотделима от пола, который не существует без нее, как огонь – без горючего материала.» С. Булгаков. Свет невечерний.
Сексуальный (-ая; -ое) – характеристика реакций, переживаний и действий человека, связанных с С. и удовлетворением пол. влечения.
«В общем, сексуальная сила – первооснова вселенной, динамический аспект бога…». Т. Соломатина. Девять месяцев, или «Комедия женских положений».
Источник: Словарь доктора либидо
Сексуальность
это широко распространенный термин, обозначающий сексуальные характеристики и сексуальное поведение людей (Э. Гидденс). Термин появился в 1889 г. в работе, посвященной анализу женских заболеваний, не встречающихся у мужчин - такие различия неизбежно связывались с проявлениями женской сексуальности, наличие которой у женщины, по мнению медиков того времени, считалось противоестественным. Сексуальность связана с гендерной идентичностью. Сексуальность - понятие многозначное. В нем наиболее отчетливо воплощена связь между биологическими и социальными аспектами поведения человека. В житейской практике сексуальность обычно определяется как биологически обусловленное побуждение, или импульс, направленный на представителя противоположного пола (нормальная сексуальность) или любой другой объект (так называемая извращенная сексуальность), проявляющийся в поведении. Практика сексуальности указывает на сексуальную ориентацию или сексуальную идентичность личности.
С позиций психоаналитического (см. Психоанализ) подхода, сексуальность - это не только особая активность и удовольствие, связанные с функционированием генитального аппарата, но также возбуждения и действия, доставляющие человеку с самого раннего детства удовольствие, не сводимое к удовлетворению физиологических потребностей. Сексуальность здесь выступает одним из элементов так называемой нормальной сексуальной любви.
Феминистские теории, однако, трактуют сексуальность не только как "индивидуальные эротические желания, практики и идентичности", а скорее как дискурсы, конструирующие эротические возможности. Проявления сексуальности и формирование сексуальной идентичности обусловлены особенностями взаимодействия людей, способами интерпретации того или иного поведения на основе существующих образцов действий, адекватных культуре и конкретному контексту. Интерпретация сексуального поведения и сексуальной идентичности в терминах социального производства и воспроизводства, в противовес биологической предопределенности и функциональности - в фокусе социально-конструктивистского подхода. Он сложился под влиянием идей М. Фуко, рассматривающего сексуальность как социальный и исторический конструкт. Многие гендерные стереотипы, закрепленные в процессе социализации и ресоциализации, проявляются именно через отношение к сексуальности. Господствующий взгляд - только гетеросексуальные отношения представляют собой нормальный способ выражения интимности и любви. В современных культурах люди строго категоризированы - женщины и мужчины, свои и чужие, гомосексуалы и гетеросексуалы. Именно континуум гетеросексуальности-гомосексуальности используется А. Кинзи для описания различных проявлений сексуальности. Однако, по данным многочисленных исследований, для многих людей не существует строгого деления на такие биполярные категории сексуального желания.
С позиций психоаналитического (см. Психоанализ) подхода, сексуальность - это не только особая активность и удовольствие, связанные с функционированием генитального аппарата, но также возбуждения и действия, доставляющие человеку с самого раннего детства удовольствие, не сводимое к удовлетворению физиологических потребностей. Сексуальность здесь выступает одним из элементов так называемой нормальной сексуальной любви.
Феминистские теории, однако, трактуют сексуальность не только как "индивидуальные эротические желания, практики и идентичности", а скорее как дискурсы, конструирующие эротические возможности. Проявления сексуальности и формирование сексуальной идентичности обусловлены особенностями взаимодействия людей, способами интерпретации того или иного поведения на основе существующих образцов действий, адекватных культуре и конкретному контексту. Интерпретация сексуального поведения и сексуальной идентичности в терминах социального производства и воспроизводства, в противовес биологической предопределенности и функциональности - в фокусе социально-конструктивистского подхода. Он сложился под влиянием идей М. Фуко, рассматривающего сексуальность как социальный и исторический конструкт. Многие гендерные стереотипы, закрепленные в процессе социализации и ресоциализации, проявляются именно через отношение к сексуальности. Господствующий взгляд - только гетеросексуальные отношения представляют собой нормальный способ выражения интимности и любви. В современных культурах люди строго категоризированы - женщины и мужчины, свои и чужие, гомосексуалы и гетеросексуалы. Именно континуум гетеросексуальности-гомосексуальности используется А. Кинзи для описания различных проявлений сексуальности. Однако, по данным многочисленных исследований, для многих людей не существует строгого деления на такие биполярные категории сексуального желания.
Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
СЕКСУАЛЬНАСЦЬ / SEXUALITY– 1) термин, который используется для обозначения сексуального удовольствия, полученного от какого-либо участка тела или органа, а не только гениталий (З. Фрейд); 2) один из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом и формирующих многомерную совместную жизнь людей (К. Имелинский, 1988); 3) стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, включающий пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию (И. Кон, 2004); 4) совокупность психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения (Г. Дерягин, 2008). Концепции С.: 1) источник напряжения и чувственной разрядки; 2) источник удовлетворенности в связи с удовлетворением других психических потребностей (например, лидерство); 3) редукция сексуального напряжения, удовлетворения несексуальных потребностей и создания связи с другим человеком. Модели С.: биологическая, психологическая, психосоциальная. Функции С.: прокреативная (репродуктивная), рекреативная (гедоническая), коммуникативная. Аспекты С.: биологический (контроль полового развития, а по достижении половой зрелости– способность к размножению, а также влияние на сексуальное влечение, сексуальную активность и (косвенным образом) на сексуальное удовлетворение); психологический (играет главенствующую роль в становлении половой самоидентификации человека в процессе развития и проявляется в чувствах, эмоциях, переживаниях, мыслях, фантазиях и определяется индивидуальным восприятием себя и партнера); поведенческий (описывает сексуальное поведение); клинический (решение проблем сексуального характера); культурный (моральные принципы и представления); социально-правовой (соблюдение прав личности). Тенденции в развитии С.: ломка традиционных гендерных стереотипов; культурные стереотипы маскулинности и фемининности становятся менее жесткими и поляризованными; изменения в институте брака и семьи; либерализация морали и крах традиционных антисексуальных установок в культуре; изменения в системе социализации детей и молодежи; отделение сексуального поведения от репродуктивного. С. имеет гендерные различия. С. можно отнести к категориям ценностей: витальным, культурным, моральным, личностным. Иерархия ценности С. меняется в зависимости от степени развития личности и накопленного жизненного опыта, изменения мировоззрения, индивидуальных черт (особенности темперамента, выраженности сексуальной потребности), а также от возраста. Существуют различные подходы к определению периодов формирования С. (см. Психосексуальное развитие). Психология С.– направление междисциплинарной сексологии, представляющее собой область научных знаний и практик, акцентирующих внимание на психосексуальной активности. Психодиагностика С. осуществляется с помощью анкет «Сексуальная формула мужчины» и «Сексуальная формула женщины» Г. С. Васильченко (позволяют оценить состояние сексуальной сферы личности на данный момент и в динамике проводимой психотерапии), опросника стилей сексуального поведения Айзенка, методики оценки сексуального профиля О. Ф. Потемкиной. Е. Н. Зуева
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
деятельность, доставляющая удовольствие от взаимодействия половых органов, раздражения эрогенных зон, проявления сексуального инстинкта, влечения, желания.
В психоанализе понятие сексуальности имеет более широкое толкование, по сравнению с традиционным рассмотрением взаимодействия между половыми органами взрослых людей. Оно охватывает не только формы сексуальности, связанные с продолжением человеческого рода или так называемые перверсии, рассматриваемые в плане отклонения от нормальной сексуальности, но и инфантильную сексуальность, играющую определенную роль в развитии детей, становлении личности, формировании характера человека.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд ввел понятия «сексуальный объект» и «сексуальная цель», показал многочисленные отклонения как от сексуального объекта, так и от сексуальной цели, которые ранее принимались в качестве естественных и нормальных. Он обратил внимание на возможные задержки на промежуточной сексуальной цели, свойственные большинству нормальных людей и составляющих основу символизации и сублимации, благодаря которым сексуальность может направляться на создание духовных, художественных ценностей. Одновременно З. Фрейд показал, что сексуальность играет существенную роль при образовании неврозов и является важным элементом психического развития ребенка. Инфантильная сексуальность рассматривалась им в плане соединения с какой-либо необходимой для жизни телесной функцией и проявления различных эрогенных зон, способных доставлять ребенку удовольствие. Развитие человека определялось им с точки зрения преобразований, возникающих на тех или иных этапах проявления инфантильной сексуальности, изменений, происходящих при половом созревании, влияния инфантильного выбора объекта на последующую половую жизнь взрослого.
З. Фрейд исходил из того, что без осмысления болезненных форм проявления сексуальности, без изучения природы инфантильной сексуальности и соотнесения их с нормальной сексуальной жизнью невозможно понять и то, что называется нормальной сексуальностью. Рассмотрение того и другого привело его к выдвижению следующих положений, нашедших отражение в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17): «извращенная сексуальность есть не что иное, как возросшая, расщепленная на свои отдельные побуждения инфантильная сексуальность»; сведение сексуальности к продолжению человеческого рода приводит к ошибке, закрывающий путь к пониманию сексуальности, извращений и неврозов; общество стремится к ограничению и подчинению сексуальности, оно заинтересовано в отсрочке ее полного развития у ребенка, пока он не достигнет определенной ступени сексуальной зрелости; воспитание в обществе преследует идеальную цель сделать жизнь ребенка асексуальной, в то время как сексуальные проявления имеют место уже у грудного младенца; сексуальность ребенка исчерпывается проявлением частных влечений, которые независимо друг от друга пытаются получить удовольствие как от собственного тела, так и от внешнего объекта; оба вида сексуальности – извращенная и нормальная – происходят из инфантильной сексуальности; нормальные люди проделывают путь сексуального развития через извращения и привязанности к объектам эдипова комплекса; внутрипсихические конфликты возникают между Я и сексуальностью, а неврозы обязаны своим происхождением этому конфликту.
Нередко З. Фрейда упрекали в том, что понятие сексуальности в психоанализе претерпело неоправданное расширение с целью сохранить положения о сексуальной причине неврозов и сексуальном значении симптомов. В ответ на это он замечал, что психоаналитики расширили понятие сексуальности лишь настолько, чтобы оно могло включить в себя сексуальную жизнь извращенных и детей. «Это значит, что мы возвратили ему его правильный объем. То, что называют сексуальностью вне психоанализа, относится только к ограниченной сексуальной жизни, служащей продолжению рода и называемой нормальной».
В психоанализе понятие сексуальности имеет более широкое толкование, по сравнению с традиционным рассмотрением взаимодействия между половыми органами взрослых людей. Оно охватывает не только формы сексуальности, связанные с продолжением человеческого рода или так называемые перверсии, рассматриваемые в плане отклонения от нормальной сексуальности, но и инфантильную сексуальность, играющую определенную роль в развитии детей, становлении личности, формировании характера человека.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд ввел понятия «сексуальный объект» и «сексуальная цель», показал многочисленные отклонения как от сексуального объекта, так и от сексуальной цели, которые ранее принимались в качестве естественных и нормальных. Он обратил внимание на возможные задержки на промежуточной сексуальной цели, свойственные большинству нормальных людей и составляющих основу символизации и сублимации, благодаря которым сексуальность может направляться на создание духовных, художественных ценностей. Одновременно З. Фрейд показал, что сексуальность играет существенную роль при образовании неврозов и является важным элементом психического развития ребенка. Инфантильная сексуальность рассматривалась им в плане соединения с какой-либо необходимой для жизни телесной функцией и проявления различных эрогенных зон, способных доставлять ребенку удовольствие. Развитие человека определялось им с точки зрения преобразований, возникающих на тех или иных этапах проявления инфантильной сексуальности, изменений, происходящих при половом созревании, влияния инфантильного выбора объекта на последующую половую жизнь взрослого.
З. Фрейд исходил из того, что без осмысления болезненных форм проявления сексуальности, без изучения природы инфантильной сексуальности и соотнесения их с нормальной сексуальной жизнью невозможно понять и то, что называется нормальной сексуальностью. Рассмотрение того и другого привело его к выдвижению следующих положений, нашедших отражение в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17): «извращенная сексуальность есть не что иное, как возросшая, расщепленная на свои отдельные побуждения инфантильная сексуальность»; сведение сексуальности к продолжению человеческого рода приводит к ошибке, закрывающий путь к пониманию сексуальности, извращений и неврозов; общество стремится к ограничению и подчинению сексуальности, оно заинтересовано в отсрочке ее полного развития у ребенка, пока он не достигнет определенной ступени сексуальной зрелости; воспитание в обществе преследует идеальную цель сделать жизнь ребенка асексуальной, в то время как сексуальные проявления имеют место уже у грудного младенца; сексуальность ребенка исчерпывается проявлением частных влечений, которые независимо друг от друга пытаются получить удовольствие как от собственного тела, так и от внешнего объекта; оба вида сексуальности – извращенная и нормальная – происходят из инфантильной сексуальности; нормальные люди проделывают путь сексуального развития через извращения и привязанности к объектам эдипова комплекса; внутрипсихические конфликты возникают между Я и сексуальностью, а неврозы обязаны своим происхождением этому конфликту.
Нередко З. Фрейда упрекали в том, что понятие сексуальности в психоанализе претерпело неоправданное расширение с целью сохранить положения о сексуальной причине неврозов и сексуальном значении симптомов. В ответ на это он замечал, что психоаналитики расширили понятие сексуальности лишь настолько, чтобы оно могло включить в себя сексуальную жизнь извращенных и детей. «Это значит, что мы возвратили ему его правильный объем. То, что называют сексуальностью вне психоанализа, относится только к ограниченной сексуальной жизни, служащей продолжению рода и называемой нормальной».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
Со времени появления знаменитых работ Фрейда сексуальности в психологических научных концепциях придается огромное значение. Как бы ни различались многочисленные теоретические позиции авторов, роль сексуального фактора неоспоримо подчеркивается в развитии человеческой личности. Многомерность этого влияния определяется как спецификой психофизиологического формирования самой сексуальности (от эмбрионального этапа до инволюционного), наличием кризисных возрастных периодов, так и ее жесткой зависимостью от этнических, религиозных, социокультуральных, этических, эстетических, микросоциальных условий существования индивида.
Сексуальность по Г. Аммону представляет собой одну из центральных Я-функций, укоренившихся в бессознательном человека и в своих проявлениях всегда отображает и представляет целостную Я-идентичность, то есть, ее проявление всегда органически взаимосвязано с остальными гуманными функциями (агрессией, страхом, внешним и внутренним Я-отграничением, нарциссизмом). В соответствии с этим, ее развитие определяется группо-динамическими условиями, и проявляется она в группо-динамических условиях партнерства и группы.
Решающим в концепции динамической психиатрии является понимание сексуальности как психической репрезентации (отражения) раннего детского опыта отношений с матерью или заменяющим ее первичным ближайшим окружением (первичного симбиоза), под защитой которого создается возможность выделения и формирования первичного телесного Я, на основе чего определяется мир восприятия ребенка и реализуется его способность к получению удовольствия от формирующихся телесных контактов.
Развитие сексуальности, как реализации первично заданного потенциала, осуществимо лишь при условии успешного разрешения первичного симбиоза, т.е. при формировании гибкого Я-отграничения и преодоления симбиотически-зависимых отношений без страха и чувства вины.
«Взрослая» сексуальность в этой связи рассматривается Г.Аммоном как способность без страха погружаться в симбиоз партнерских отношений, устанавливать живой контакт на телесном, душевном и духовном уровнях, а также получать удовольствие от такого «многоуровневого» партнерского взаимодействия.
Развитие сексуальности, как и других центральных функций «Я», может быть нарушено и приобретать черты деструктивной активности или остановлено, проявляясь в качестве определенного психического дефицита. В обоих случаях функциональное значение сексуальности изменяется и она начинает выступать в качестве фактора, удовлетворяющего лишь парциальным целям адаптации, препятствуя развитию и реализации целостной Я-идентичности.
1. Конструктивная сексуальность
Конструктивная сексуальность, интегрированная в целостной психической активности индивида означает способность установлению зрелого партнерского симбиоза, как взаимообогащающего единения самодостаточных личностей, направленного на «открытие» партнера, прочувствование его уникальности, а также безусловное телесное, душевное и духовное слияние, не обусловленное исключительно биологическими потребностями, свободное от ролевых фиксаций и страхов, допускающее возможность выхода из него без разрушительного чувства вины и переживания потери.
Иными словами, конструктивная сексуальность служит средством углубления общения, достижения близости, доверительности и интимности. Она всегда включает в себя настоящий контакт и отношения партнеров, основанные на чувствах любви, заботы, теплоты, преданности и совместной ответственности. При этом обращение с собственной эротикой свободно от фиксированных половых ролей (клише) и содержит в себе игровой элемент творческой силы, воображения и шутливости.
В поведении конструктивная сексуальность проявляется способностью наслаждаться разнообразием и богатством переживаний, возникающих в ситуации сексуального взаимодействия при одновременном доставлении удовольствия партнеру, свободой от сексуальных предрассудков, ригидных стереотипов и фиксированных сексуальных ролей, склонностью к эротической игре и эротическому фантазированию, развитостью сексуального репертуара, открытостью новому сексуальному опыту, гибким согласованием диапазона приемлемости и форм сексуальной активности, опирающихся на прочувствованное понимание партнера; хорошей интегрированностью эротических компонентов в целостной, естественной активности личности.
Личность с выраженной конструктивной сексуальностью характеризуется способностью устанавливать зрелые чувственные партнерские отношения при хорошем понимании своих потребностей и потребностей партнера, умением выражать и реализовывать свои сексуальные желания без эксплуатации и безличного манипулирования партнером, способностью к взаимообогащающему обмену чувственным опытом и переживаниями, способностью ощущать ответственность и проявлять теплоту, заботу и преданность в сексуальных партнерских отношениях.
2. Деструктивная сексуальность
Деструктивная сексуальность означает нарушение процесса интеграции сексуальной активности в целостном поведении личности, отщепление сексуальности от целостной Я-идентичности с преследованием автономных, не согласующихся с другими проявлениями Я целей, таких как получение чисто физиологического удовлетворения, связанного с возбуждением той или иной эрогенной зоны, потребность в признании и восхищении, желание доказать сексуальное превосходство, следование социально предписанной роли, агрессивное побуждение и т.д. При этом вместо средства достижения близости сексуальность становится способом эгоистической отгороженности и избегания подлинного контакта. Как партнер, так и отдельные компоненты собственной сексуальной активности, инструментализируются и манипулятивно используются лишь для достижения сексуального наслаждения. Чувства, переживаемые другим, игнорируются или объектно эксплуатируются. Отношения носят закрытый характер, не направленный на желание прочувствовать единственность и уникальность партнера или оскорбляет его достоинство телесно, душевно или духовно.
Причиной деструктивной сексуальности является деформированная динамика ранних симбиотических отношений с непониманием или игнорированием матерью развивающейся чувствительности и телесных потребностей ребенка в диапазоне от неосознаваемой враждебности по отношению к полиморфным проявлениям инфантильной сексуальности до чрезмерно тепличных, излишне эротизированных отношений с ребенком вне зависимости от его реальных желаний. Неумение матери обходиться с близостью и дистанцией в соответствии с потребностями другого, ее несвобода от сексуальных предрассудков и/или бессознательное непринятие ребенка создают предпосылки для нарушений «здорового» развития психосексуальной идентификации его «Я».
В поведении деструктивная сексуальность проявляется неспособностью к установлению глубоких, интимных взаимоотношений, избеганием эмоциональной близости как обременительной обязанности или угрозы потери собственной свободы, доверительности и теплоты отношений; замещением истинного интереса к личности сексуального партнера частным возбуждающим элементом (новизна, необычность, популярность, внешняя сексуальная привлекательность и т.д.); отщепленной сексуальной активностью, то есть, протеканием сексуального контакта вне ситуации «здесь и теперь» с участием в нем, вместо целостной личности лишь отдельные ее фрагментов, игнорирующих целостность партнера и придавая сексуальным отношениям характер безличности, анонимности, отчужденности; ригидностью (отсутствием гибкости) сексуального репертуара, игнорирующего диапазон приемлемости партнера; склонностью к различным формам проявления агрессивности: от скандальности до открытого проявления физического насилия и/или саморазрушения; преобладанием после сексуальных отношений негативных эмоций и психотравмирующих переживаний чувства вины, унижения, ощущения «использованности» или деградированности.
Личность с выраженной деструктивной сексуальностью характеризуется неспособностью к духовно и эмоционально наполненному сексуальному партнерскому взаимодействию, к сексуальной «игре», восприятием партнера лишь как объекта (инструмента) для удовлетворения собственных сексуальных желаний; эгоцентрическими эротическими фантазиями, стереотипностью сексуального самовыражения, фетишизированностью сексуального интереса и жесткой его связью лишь с отдельными сексуально возбуждающими качествами партнера, а не его личностью в целом.
Крайними вариантами деструктивной сексуальности являются многообразные, не обладающие аффективным моментом сексуальной встречи, сексуальные перверзии (отклонения), такие как различные варианты сексуального насилия, включая насилие над детьми, садомазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, педофилия, геронтофилия, некрофилия, садомия, проституция и другие, имеющие зафиксированные, аутистические черты мании и приводящие к психотравматизации, деградации и саморазрушению личности.
3. Дефицитарная сексуальность
Дефицитарная сексуальность носит характер освоенного запрета на жизнь и проявляется в виде отсутствующей или симбиотически лишенной силы воображения сексуальности. Она часто связана со страхом перед контактом и прикосновением, с дефицитарной агрессией и дефицитарным нарциссизмом и может принимать формы импотенции, фригидности или отказа от сексуальности.
Дефицитарная (задержанная в своем развитии) сексуальность означает интериоризированный (освоенный) запрет на проявление своей сексуальной активности и собственной идентичности, с утратой способности ощущать межличностную основу сексуальных действий, как необходимого компонента чисто человеческого общения. Тем самым смысл любой эротической или сексуальной ситуации оказывается резко обедненным и, зачастую, представляется как «неприличное» проявление сугубо «животного» начала, что не позволяет межличностным контактам достигать какой-либо глубины.
Причиной дефицитарной сексуальности является выраженный недостаток положительного, доставляющего телесное удовольствие, нежного тактильного контакта и безразличие матери к телесным потребностям ребенка в раннем периоде его развития. Такая ситуация раннего симбиоза обуславливает недостаток признания собственной ценности (нарцистического подтверждения) и сильного бессознательного страха покинутости и формирует чувство неприятия как своей, так и чужой телесности, а также страх физического контакта и прикосновения, бессознательно определяющие всю последующую душевную динамику сексуальной активности индивида.
В поведении дефицитарная сексуальность проявляется низкой сексуальной активностью или ее отсутствием; избеганием реальных сексуальных контактов, которые могут происходить лишь под сильным прессингом внешних обстоятельств, вплоть до полного отказа от них, тенденцией заменять реальные сексуальные отношения фантазиями, растерянностью и пассивностью в ситуациях, требующих проявления своей сексуальности; восприятием сексуальных желаний и претензий других как угрозы собственной идентичности; ассоциированием собственной сексуальной активности, как и всей сферы отношений полов, со страхом (морального падения, заражения, боязнью прикосновения или сексуальной зависимости); несформированностью сексуального репертуара, неспособностью сообщать о своих желаниях и потребностях другим, устанавливать полнокровные межличностные отношения, обесцениванием сексуальной привлекательности других, предпочтением реальным или потенциальным сексуальным партнерам выдуманных «принцев» или «принцесс»; высоко вероятной импотенцией у мужчин и фригидностью у женщин.
Личность с выраженной дефицитарной сексуальностью характеризуется отсутствием сексуальных желаний, бедностью эротического фантазирования, слабой эмоциональностью даже в личностно значимых отношениях, плохим пониманием людей, равно как и жизни в целом; неспособностью испытывать радость от собственного тела и восприятием полового контакта только как механистического взаимодействия и субъективно недопустимого вторжения, «слишком серьезным» отношением к жизни, наличием большого количества предрассудков, низкой оценкой своего телесного образа и сексуальной привлекательности, восприятием сексуальных отношений как «грязных», греховных, недостойных человека и заслуживающих отвращения.
Три разных аспекта сексуальности (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).
Источник: Глоссарий терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой