СЕКСУАЛЬНОСТЬ, ИНФАНТИЛЬНАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СЕКСУАЛЬНОСТЬ, ИНФАНТИЛЬНАЯ
sexuality, infantile) Этот термин охватывает не только явное СЕКСУАЛЬНОЕ поведение, имеющее место в детстве, но и всякое удовольствие, получаемое от ЭРОГЕННЫХ ЗОН, и все проявления СОСТАВНЫХ ИНСТИНКТОВ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

СЕКСУАЛЬНОСТЬ ИНФАНТИЛЬНАЯ
сексуальность детского возраста, а также ее элементы, обнаруживаемые у взрослых. Согласно З. Фрейду, существует несколько ее стадий - этапов в возрастном развитии сексуальности:
1) автоэротизм;
2) нарциссизм;
3) догенитальная стадия (-> сексуальность: стадия догенитальная);
4) генитальная стадия (-> сексуальность: стадия генитальная).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СЕКСУАЛЬНОСТЬ ИНФАНТИЛЬНАЯ
: "ИСТОЧНИК" - согласно З. Фрейду, источники появления постоянного сексуального возбуждения в период детства таковы:
1) воспроизведение удовлетворения, пережитого в связи с органическими процессами;
2) соответственное раздражение периферических зон эрогенных;
3) влечение к подглядыванию, жестокости и пр.;
4) эрогенно значимая общая раздражимость кожи (температурные раздражения);
5) разнообразные механические сотрясения тела - укачивания, игры, поездки и пр.;
6) работа мускулатуры (борьба, драка и пр.);
7) интенсивные аффективные процессы - возбуждение от испуга, страх перед экзаменом, напряжение при решении задач и пр.;
8) возможно, от сильных болезненных ощущений;
9) от умственной работы и пр.
Предполагается, что сексуальное возбуждение в свою очередь может действовать в обратном направлении и влиять на "источники".

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Инфантильная сексуальность
Что означает сексуальное? Самое используемое в психоанализе слово одновременно является и самым загадочным. Человеческая сексуальность эмансипировала не только в том, что касается инстинктивной целенаправленности, связанной с воспроизведением, в ней также присутствует отказ подчиняться примату гени-тальности. Определить инфантильную сексуальность как «догенитальную» было бы недоразумением, ибо она является лишь первым этапом, завершающимся достижением пубертатной сексуальности. Инфантильная сексуальность подобна бессознательному, у которого нет возраста, и так же, как бессознательное, инфантильная сексуальность игнорирует время. Временем и местом ее рождения является детство, и все же она не смешивается с детской сексуальностью. Инфантильная сексуальность не является прелиминарной сексуальностью, предварительными ласками, даже если «прелюдии» полностью обязаны ей. Это сексуальность другого рода, не «конформная», всегда чуждая, беспокоящая и захватывающая. Фантазм является ее элементом и не существует такой человеческой деятельности, которой не удавалось бы ее возбудить. Генитальная сексуальность знает свою цель, а именно коитус, в то время как инфантильная сексуальность полиморфна, умножает половые органы, полна желаний, не преследуя никакой цели, можно сказать, она толком не знает, чего хочет, – одни лишь бесконечные желания. Мы знаем, что она связана с оральностью, при которой главной эрогенной зоной является рот, и с анальностью и анусом, но ее сила превращения не инвестирует только лишь отверстия, каждая частица кожи служит фантазму, каждое ощущение хочет лишь удовлетворить желание, и даже интеллектуальная деятельность не защищена от ее воздействий. Все это не остается без последствий. Поскольку инфантильная сексуальность ни с чем не считается и всего касается, воспламеняет костер из любых щепок с риском разрушить все, что ее стимулирует, и только лишь потому, что ей скорее доставляет удовольствие дробить все на части, чем выдумывать новые формы, инфантильная сексуальность задевает наш конформизм, цензуру и наше разумное спокойствие. Ее вытеснение подпитывает тревогу, а неудовольствие множит симптомы . Психическое здоровье обязано ей всем, болезнь тоже.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ИНФАНТИЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ (INFANTILE SEXUALITY)

Проявления психосексуального развития до подросткового возраста. Они отражают соответствующее определенным фазам созревание сексуального влечения (которое само подчиняется закономерностям общего развития) и постепенное развитие способности к формированию объектных отношений.
В ходе развития отдельные области тела ребенка (эротогенные зоны) становятся важными участками напряжения, удовлетворения и дистресса (то есть удовольствия или неудовольствия). Сначала оральная (рот, губы, язык), затем анальная, уретральная и, наконец, генитальная области наделяются повышенной способностью к обеспечению удовольствия и разрядке напряжения. Однако период развития столь непродолжителен, что даже при доминировании одной из зон в очередной фазе остальные зоны по-прежнему активны и способны обеспечивать эротическое удовлетворение. Поэтому катексис одной из зон не означает отсутствие такового в отношении остальных.
Ребенок от рождения отличается генетически заложенной способностью образовывать аффективные связи с другими людьми. Поскольку базисные телесные потребности (например, голод) удовлетворяются через контакты с объектами, удовлетворяющая Стимуляция, связанная с различными эротогенными зонами, усиливает привязанность к объекту и дает импульс (парциальное влечение) к последующему удовлетворению. Удовольствие интрапсихически ассоциируется с присутствием объекта. Однако ребенок способен и к самоудовлетворению (например, посредством сосания пальца или задержки стула). Таким образом, удовлетворение дериватов влечений может быть отнесенным к объекту или аутоэротическим.
С возникновением Я у ребенка начинает возникать психическая репрезентация отсутствующего в данный момент объекта, что повышает удовольствие от аутоэротической активности. В ходе дальнейшего развития с обретением опыта сексуальные фантазии постепенно усложняются, приводя к конфликтным представлениям эдипова периода с сопутствующей генитальной мастурбацией или без таковой. Впоследствии они перерастают в подростковые и взрослые фантазии при мастурбации. В латентном периоде (периоде сексуальной статичности, продолжающийся с конца фаллически-эдиповой фазы до наступления подросткового возраста) сексуальные побуждения в значительной степени вытесняются.Такое вытеснение, однако, не является полным, и инфантильная сексуальность, хотя и принимает другие формы активности, сохраняется, выражаясь в симптомообразовониях, в структуре характера или в мастурбации.
С достижением подросткового возраста у индивида появляется возможность сексуального удовлетворения посредством внешнего объекта. Теперь он вынужден противостоять собственным фантазиям и желаниям, часть которых является дериватами парциальных влечений, ранее на сознательном уровне не принимавшихся. После того как сексуальные элементы организуются при примате гениталий, остатки инфантильной сексуальности находят нормальное выражение в виде предварительной эротической игры (взгляды, прикосновения, поцелуи и т.п.). Созревание сексуальной организации сочетается, как правило, с укрощением агрессивного влечения, возрастанием контроля над инстинктивными проявлениями и слиянием любовной нежности и сексуального желания в едином объектном отношении. Некоторые индивиды, однако, не достигают взрослой генитальной организации вследствие конституциональных особенностями, проблем развития или интрапсихического конфликта. Их сексуальная активность напоминает таковую при инфантильной сексуальности с точки зрения условий или способа разрядки, необходимых для достижения удовлетворения или обусловленных характером объектных отношений (например, привязанностью к парциальным объектам).

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ИНФАНТИЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ
сексуальные проявления в детстве, не являющиеся, как правило, предметом воспоминания взрослого человека, но оказывающие важное влияние на его развитие.
   На начальном этапе становления психоанализа З. Фрейд уделял пристальное внимание исследованию инфантильной сексуальности. В 1896 году, когда впервые он ввел в научный оборот термин «психоанализ», им было подчеркнуто значение детского возраста для проявления важных психических феноменов, зависящих от сексуальности. В дальнейшем он пересмотрел широко распространенное мнение о том, что половое влечение отсутствует в детстве и пробуждается только в тот период жизни, когда наступает юношеский возраст. Подобное мнение расценивалось им в качестве «жестокой ошибки», имеющей серьезные последствия, сказывающиеся, в частности, на незнании основ сексуальной жизни человека и возникновении невротических заболеваний. З. Фрейд исходил из того, что непредвзятые наблюдения над детьми опровергают нелепое представление, будто у них нет никаких сексуальных возбуждений, потребностей и своего рода удовлетворения. Дело не обстоит так, замечал он, «будто половое чувство вселяется в детей во время полового развития, как в Евангелии сатана в свиней»: ребенок привносит на свет вместе с собой сексуальные влечения и «из этих влечений образуется благодаря весьма важному поэтапному процессу развития так называемая нормальная сексуальность взрослых».
 В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд рассмотрел поэтапный процесс развития инфантильной сексуальности, начиная от сосания ребенком материнской груди как образца первых инфантильных сексуальных проявлений и кончая генитальной сексуальной деятельностью человека. На первом этапе речь идет, по его мнению, об аутоэротизме, когда сексуальные влечения ребенка направлены не на другие лица, а находят свое удовлетворение на собственном теле: в акте сосания ребенок заменяет материнскую грудь различными частями собственного тела; он сосет палец, язык и испытывает при этом удовольствие; он получает удовольствие от мочеиспускания и испражнения, от возбуждения соответствующих эрогенных зон. С трехлетнего возраста сексуальная жизнь ребенка не подлежит сомнению, так как этот период его развития характеризуется проявлением инфантильной мастурбации. Примерно с шестого до восьмого года жизни имеет место, как считал З. Фрейд, затишье, спад в сексуальном развитии, что в психоанализе получило название «латентного периода». В дальнейшем поворотным пунктом развития становится «подчинение всех сексуальных частичных влечений примату генитальности и вместе с этим подчинение сексуальности функции продолжения рода».
   Подобные воззрения З. Фрейда на инфантильную сексуальность находились в противоречии с ранее распространенным предрассудком об асексуальном детстве. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они встретили резкое возражение со стороны многих людей, включая воспитателей и педагогов. З. Фрейд объяснял мотивы сопротивления взрослых людей против признания инфантильной сексуальности тем, что они сами некогда были детьми, в ранние годы жизни проявляли свои бессознательные сексуальные желания, которые впоследствии оказались вытесненными из сознания и в результате инфантильной амнезии как бы стерлись из их памяти. Весьма примечательно, замечал он, что «отрицающие детскую сексуальность не делают в воспитании никаких уступок, а со всей строгостью преследуют проявления отрицаемого ими под названием «детские дурные привычки».
   Основатель психоанализа констатировал тот факт, что довольно часто родители и воспитатели ставят перед собой идеальную цель сделать жизнь ребенка асексуальной: они запрещают всякое проявление у ребенка инфантильной сексуальности, стыдят и наказывают его, в своем стремлении противостоять «дурным наклонностям» ребенка доходят до того, что действительно считают его жизнь асексуальной. «Ребенок считается чистым, невинным, а кто описывает его по-другому, тот, как гнусный злодей, обвиняется в оскорблении нежных и святых чувств человечества».
   Рассматривая инфантильную сексуальность в качестве важного пласта знаний, способствующего пониманию психосексуального развития человека и причин возникновения невротических заболеваний, З. Фрейд придерживался точки зрения, что ребенок с самого начала обладает сексуальными влечениями и соответствующей деятельностью. «Собственно, – подчеркивал он, – вовсе не так трудно наблюдать проявления детской сексуальности, напротив, требуется известное искусство, чтобы просмотреть и отрицать ее существование».
   Высказанные З. Фрейдом идеи об инфантильной сексуальности легли в основу дальнейших разработок, связанных с развитием теории и практики психоанализа. Эти разработки касались уточнения содержательных периодов активизации инфантильной сексуальности, формирования объектных отношений, специфики защитных механизмов Я на различных фазах психосексуального развития ребенка, изменений в поведении детей в зависимости от уровней психосексуальной организации, внутрипсихических переживаний, оказывающих предопределяющее воздействие на образование невротических симптомов в детстве и сказывающихся в дальнейшем на сексуальной ориентации и способности к достижению сексуального удовлетворения взрослого человека.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001