Сценарий это что такое Сценарий: определение — Психология.НЭС
Сцена СЦЕНАРИЙ ВСЕГДА

Сценарий

Найдено 9 определений термина Сценарий

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Сценарий

Script) —список событий, происходящих в определенной ситуации в определенном порядке. Сценарий помогает человеку координировать свое поведение с поведением других и не нарушать запретов в той или иной ситуации.
Оцените определение:

Источник: «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)347

Сценарий

Интернализированное представление, или «история» о том, что обычно происходит в конкретной ситуации. Сценарий является разновидностью восстановленных воспоминаний, когда ребенок мысленно совмещает разные случаи с одинаковой последовательностью событий и таким образом вырабатывает общий сценарий о том, что обычно происходит в жизни и чего он может ожидать в будущем. Если мы спросим ребенка, что происходит, когда мы ходим в церковь, он может ответить: «Мы входим, садимся, затем встаем и слушаем священника; потом мы молимся и идем домой». Сначала сценарии ограничены несколькими действиями, но затем становятся более усложненными. Дети полагаются на сценарии для упорядочивания и интерпретации повседневной жизни и часто пользуются ими как справочной информацией для понимания историй, услышанных от других людей. Сценарии имеют особенно важное значение, когда детей просят давать свидетельские показания в суде (см. Дети как свидетели).

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

СЦЕНАРИЙ

1. В социологии и социальной психологии – характеристики событий, возникающих в определенных социальных обстоятельствах. 2. В когнитивистике – знания индивида о таких событиях в терминах того, какое поведение будет соответствующим, знание того, кто что делает, когда, для кого и почему. Обычно сценарии квалифицируются в зависимости от обстоятельств; например, ресторанный сценарий, сценарий пикника.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

СЦЕНАРИЙ

En.: Script

В психологии этим термином принято обозначать повторяющиеся типы поведения некоторых пациентов.

Они как бы стремятся снова и снова проигрывать одну и ту же сцену, чтобы доказать что-то себе самим или другим людям. Эти сценарии, будучи детально проработаны, остаются неизвестными самому пациенту и, подобно парадигме, не обсуждаются и не подлежат обсуждению.

В таких случаях гипноз имеет терапевтическое значение, если позволяет изменить установку пациента. Пример Ноэми показывает, как она открывает в себе самой возможность нового поведения, чего ей не удавалось сделать усилием воли. Пример Ундины позволяет увидеть, что она идет теперь в бассейн не для того, чтобы доказать свою неспособность плавать, а для того, чтобы наконец попытаться чему-нибудь научиться.

Источник: Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

СЦЕНАРИЙ (SCRIPT)

то же, что и сценарий жизни.

Источник: Современный транзактный анализ, глоссарий по книге

СЦЕНАРИЙ

повествовательный прогноз, который описывает потенциальный курс событий.

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий

Сценарии

scripts) – образцы социального поведения, незаметно усваиваемые людьми из культурной среды.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Сценарий

ит. scenario) – 1. в социологии и социальной психологии – характеристики событий, возникающих в определенных социальных обстоятельствах; 2. в когнитивистике – знание индивида о том, кто, что, для кого, почему и зачем кто-то делает в определенных социальных ситуациях; 3. заранее подготовленный план действий; 4. гипотетически - имплицитно существующий замысел относительно собственной жизни («жизненный сценарий»).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Сценарий

(script) — порядок и структура определенных событий, зафиксированные в представлениях.

Источник: Психология развития, методы исследования

Найдено рефератов по теме Сценарий — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Жизненные стремления человека и сценарий его жизни как конструкты личностного анализа

Котельникова Юлия Александровна
В статье актуализируется проблема включения категории «жизненные стремления» в терминологический аппарат отечественной психологии. Категория жизненных стремлений рассматривается в ракурсе соприкосновения указанного конструкта с принятыми представлениями о природе человека, с личностно-мотивационными и целевыми конструктами, с элементами направленности личности. На основании проведенного теоретического анализа развития взглядов на понятие «жизненные стремления» в зарубежной и отечественной психологии делается вывод о целесообразности определения специфически уникального места жизненных стремлений в системе представлений о человеке в отечественной психологии, что позволяет дополнить и детализировать систему личностных представлений, а также расширить спектр изучения личностно-мотивационной основы поведения и функционирования человека. Жизненные стремления рассматриваются как характеристика жизненного сценария человека. Проведен анализ понятия жизненный сценарий в отечественных и зарубежных психологических концепциях. В статье освещены перспективы изучения жизненных стремлений и жизненного сценария в их связи с психологическими параметрами личности.
Скачать PDF

Жизненный сценарий личности как системный конструкт ее функционирования

Котельникова Юлия Александровна
В статье приводится обзор литературы и анализ категории «жизненные сценарии личности» в рамках зарубежной и отечественной психологии. Рассматриваются такие категории, как жизненный путь личности, история жизни, или жизненная история. Проводится сравнительный анализ данных личностных конструктов и понятия «жизненные сценарии личности». В статье представлены результаты исследования жизненных сценариев в их взаимосвязи с такими личностными характеристиками, как жизненные стремления личности, уровень рефлексивности, уровень жизнестойкости и временные ориентации личности. Описаны обнаруженные корреляционные связи и проведено их обсуждение. Выделены шесть типов жизненных сценариев, приведено их описание. Произведен анализ особенностей функционирования личности по каждому из выделенных типов жизненных сценариев, основанный на их взаимосвязи с исследуемыми личностными характеристиками. Обозначены перспективы исследования в рамках рассматриваемого направления исследования личности.
Скачать PDF

Жизненный сценарий как бытийное пространство личности

Петросьян Светлана Николаевна
Статья посвящена анализу жизненного сценария личности как ее бытийному пространству. Задачами статьи являются рассмотрение личности и ее бытия как предметной области психологии, анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию жизненного сценария личности, рассмотрение жизненного сценария как способа личностной бытийности. Сделан вывод о том, что жизненный сценарий может быть обозначен как форма экспансии и персонализации личности во внешнем пространстве, причем характерологические позиции в отношениях, освоенные личностью в онтогенезе, становятся встроенными в структуру личности, и также имеют тенденцию к экспансии и персонализации, что может служить основой развития негативного жизненного сценария.
Скачать PDF

Осознание жизненного сценария: от теоретических оснований к практическому применению

Крахмалева Н.С., Нужных К.В.
Скачать PDF

Роль превентивного сценария утраты в аспектах психологической помощи вдовам летчиков-испытателей

Заворотняя Маргарита Ивановна, Жиляев Андрей Геннадьевич
Представлен результат исследования особенностей переживания утраты вдовами летчиков-испытателей, чьи мужья погибли при выполнении профессиональных задач. Выделены и изучены психологические предпосылки формирования реакции горевания в виде превентивного переживания гибели супруга, опережающего реальные события. В рамках стратегии совладания впервые исследованы адаптивный и неадаптивный варианты психологического реагирования вдов летчиков на утрату. Предложен психодиагностический комплекс, позволяющий на ранних стадиях исследовать механизмы психологического совладания и прогнозирования развития отдаленных постстрес-совых результатов развития личности вдов.
Скачать PDF

Феномен сновидения в теории и практике анализа жизненного сценария

Паукова Анна Борисовна
В статье раскрываются аспекты структуры жизненного сценария личности в контексте транзактного анализа Э. Берна. Сновидение осмысливается в формате возможной терапевтической работы по прояснению и перепостроению жизненного сценария. Выдвигается предположение о наличии в сновидениях как сценарных («консервирующих»), так и антисценарных (ведущих к изменениям) тенденций. Приводятся случаи рефлексивной работы над пугающими сновидениями, в ходе которой актуализируется альтернативный жизненному сценарию опыт.
Скачать PDF

Инструментальная коррекции жизненного сценария путем нейромодуляции психофункциональных состояний

Каркищенко Н.Н., Чайванов Д.Б., Чудина Ю.А.
В работе обсуждается возможность применения методов нейромодуляции и создания инструментального аналога трансактного анализа для коррекции жизненного сценария посредством воздействия на эго-состояния.
Скачать PDF

Сценарии рутинной активности у врачей и программистов

Высоков Игорь Евгеньевич
The research aimed at comparing the structures of schematic knowledge, namely, the schemes of routine activity, or scripts, in the representatives of two occupations: medical doctors and software designers. It has been found that, while doctors distinguish more essential features in five scripts than the software designers do, both occupations equal in regards of non-essential features of the scripts. The author suggests the existence of occupation-specific patterns of social experience and scripts development. The results corroborate the main points of R. Schank’s theory of dynamic memory.
Скачать PDF

Исследование соотношения характера устойчивости жизненного мира студентов с типом жизненного сценари

Логинова Ирина Олеговна, Чупина Виктория Борисовна, Стоянова Екатерина Иннокетьевна, Живаева Юлия Валерьяновна
Представлены результаты эмпирического исследования соотношения устойчивости жизненного мира студентов малого города и мегаполиса. В представленном исследовании у студентов малого города и мегаполиса отмечены различия в показателях устойчивости жизненного мира: конструктивный, неконструктивный, стагнационный характер устойчивости и соответствующий тип жизненного сценария.There are represented the results of the empiric research of correlation of students’ life world in a small town and a megalopolis. There are noted the differences in steadiness of small town and megalopolis students’ life world: constructive, non-constructive, stagnating character of steadiness and the corresponding type of life scenario.
Скачать PDF

Сценарии взаимосвязи академических достижений и интеллектуально-когнитивного развития студентов

Лобанов Александр Павлович, Радчикова Наталия Павловна, Семёнова Елена Михайловна
Представлен теоретический анализ проблемы дескрипторов академических достижений обучающихся; рассмотрены научные подходы, основанные на интеллекте и компетенциях. Отмечено, что оппозиция компетенций интеллекту уступает место их включению в структуру когнитивных способностей. Применение психодиагностического инструментария (для диагностики интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена» и «Ведущий способ группировки» А. П. Лобанова; когнитивного стиля «Скорость завершения рисунков» и «Скрытые фигуры» Л. Л. Терстоуна; компетенций «Анкета оценки компетенций»; компетентностей опросник «Профессиональная компетентность педагогов-психологов» Н.В.Матяш и Е.М. Фещенко) на выборке 58 студентов 3-го курса в возрасте 20-25 лет, позволило выявить, что возможны два сценария взаимосвязи успеваемости с интеллектуально-когнитивным развитием и компетенциями. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в практике модернизации высшего образования и мониторинге его психологического сопровождения.
Скачать PDF

Атрибуция враждебности и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии

Фурманов Игорь Александрович
Обсуждается взаимосвязь атрибуции враждебности и сценариев поведения детей в ситуации провокации агрессии. Установлено, что преобладающими когнитивными стилями, используемыми младшими школьниками для объяснения причин поведения сверстников в ситуации провокации агрессии, являются атрибуция невраждебности и случайности, а также склонность к прощению. Младшие школьники вне зависимости от пола имеют склонность выбирать стратегии пассивной агрессии и ассертивного реагирования. Вместе с тем было установлено, что мальчики чаще прибегают к выбору активной агрессии, а девочки к бегству/уходу. Активная агрессия в ситуации провокации выбирается при атрибутировании поступку враждебности и намеренности, а также при принятии решения о суровом наказании провокатора. Выбор сценариев пассивной агрессии и подавленной агрессии осуществляется при оценке действий сверстника как невраждебных, случайных и не требующих наказания. Выбор таких сценариев как ассертивное реагирование, бегство и устранение ущерба мотивирован особенностями процесса атрибутирования враждебности.
Скачать PDF

Исследование жизненных сценариев у представителей сообщества «Childfree»

Камзина О.А., Самыкина Н.Ю.
Статья посвящена исследованию жизненных сценариев у представителей сообщества «Childfree» и их установки на материнство. Авторы анализируют ранние воспоминания адептов сообщества относительно взаимоотношений с матерью, а также их идентификацию с любимыми сказочными персонажами. Формирование базового доверия/недоверия к миру и качество родительских директив определяют установку на чрезмерные внутренние ограничения или способствуют построению близких отношений и формированию модели «материнства».
Скачать PDF