САМОСОЗНАНИЕ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САМОСОЗНАНИЕ
понимание, осознание человеком собственных психологических качеств.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

САМОСОЗНАНИЕ
осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего "Я".

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Самосознание
Категория. Осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Самосознание
совокупность представлений индивида о самом себе, образ собственной личности в своем сознании.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

САМОСОЗНАНИЕ
образ себя и отношение к себе, которые формируют у человека стремления к самоизменению и самосовершенствованию.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Самосознание
Осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

САМОСОЗНАНИЕ

— представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Самосознание
осознание человеком себя как индивидуальности, в том числе своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Самосознание

Высший уровень развития сознания, осознание человеком себя как личности. Иначе говоря, самосознание – это образ себя и отношение к себе.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

Самосознание
рефлексивное сознание, объединяющее в себе переживания, связанные с самим собой (например, свое отражение в зеркале) с представлением о себе в долгосрочной памяти.

Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013

Самосознание
Осознание человеком себя как личности с присущими ей самовоззрением, мотивами поведения, интересами, целями. Самосознание может быть нарушенным в случаях развития психической патологии.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

САМОСОЗНАНИЕ
Одна из сторон сознания - осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Расстройства С. в психиатрии приобретают важное диагностическое значение.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Самосознание
относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознания, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

самосознание

высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потебностях, мотивах деятельности, сущности. В психологии понятие "с." активно развивается в рамках "Я"-концепции.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

САМОСОЗНАНИЕ
Самоосознание; но также: осознание возможности того, что кто-то другой тоже осознает себя. Если самосознание сопровождается смущением, подразумевается недостаток самоосознания. Либо субъект боится, что другой воспримет его так, что это не будет совпадать с собственным образом самого себя, либо боится, что его способ подачи себя неадекватен ситуации, в которой он находится. См. ИДЕНТИЧНОСТЬ; СТЫД.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Самосознание
Осознание человеком самого себя (в результате сопоставления себя с другими людьми) как личности с присущими ей мировоззрением, целями, интересами и мотивами поведения. Высшее проявление сознания у человека, направленное на самого себя. С. - осознание себя как устойчивой и определенной единицы, которая сохраняется независимо от изменяющейся ситуации (сознание собственной идентичности). Самосознание нарушается при многих психических заболеваниях.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

САМОСОЗНАНИЕ
1. Вообще – самоосознание, но более сложное, с дополнительным осознанием того, что, возможно, другие подобным образом осознают себя. 2. Специальное значение – ощущение замешательства или неловкости, которое возникает из-за ощущения, выраженного в значении, когда индивид предполагает, что осознание, имеющееся у других, содержит критические оценочные аспекты, несовместимые с его собственной личностной самооценкой, или обнаруживает то, что является неадекватным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Самосознание
направленность сознания человека на самого себя, связанная с самопознанием, самооценкой и самоотношением личности, саморегуляцией и самовоспитанием. С. выступает внутренним интегратором представлений человека о самом себе, т. е. участвует в формировании образа Я. Важными процессами, относящимися к сфере С., являются ощущение себя во времени и пространстве, ощущение себя самим собой, несмотря на существенные изменения с возрастом (самоидентификация), самоуважение и самоактуализация
Литература
Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

САМОСОЗНАНИЕ
одно из проявлений сознания как выделение себя (Я) из объективного мира («не Я»); осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения и т. д. С. присуще не только индивиду, но и классу, нации, коллективу и т. д. С. имеет иерархию проявления от низшего самочувствия через самопознание до высшего — самоотношения, объективизирующихся в самоконтроле и саморегуляции своего поведения.
«В немногих словах,— писал В. И. Ленин,— заслуги Маркса и Энгельса перед рабочим классом можно выразить так: они научили рабочий класс самопознанию и самосознанию и на место мечтаний поставили науку» (т. 2, с. 6).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

САМОСОЗНАНИЕ
осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (=> Я-концепция).
Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших форм работы самосознания - попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.
Главные функции самосознания - это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (-> самосовершенствование; самоосмысление). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Самосознание
осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В С. человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. С. тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. С. начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. имеет социальный, общественный характер. Н.Н. Авдеева

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

САМОСОЗНАНИЕ
развивающийся в течение всей жизни процесс (реализуемый посредством механизмов идентификации и рефлексии), с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Данный процесс обладает определенной автономией от сознания, выступая по отношению к нему в роли (согласно В. П. Зинченко) своеобразного рефлексивного «деятеля», «наблюдателя». С. тесно связано с самооценкой, с анализом результатов свой деятельности, с учетом оценки себя окружающими. С. помогает каждому заниматься самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием. Наиболее типичные недостатки в самосознании человека – субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность. С. – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, нередко неосознаваемое отношение к себе. Большую роль играет самосознание в профессиональном становлении личности (см. Профессиональное самосознание).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

САМОСОЗНАНИЕ
осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств. С.-это также особое чувство, которое проявляется в осознании человеком того факта, что он живет и в настоящее время существует. В структуру С. входят: физический образ «Я» (знания человеком своих физических качеств), психологический образ «Я» (знания человеком своих психологических особенностей), самооценка, уровень притязаний. Имеется два потенциальных источника формирования С.: самонаблюдение человека и оценка его окружающими людьми. Через самонаблюдение человек получает непосредственные знания о себе, но эти знания, как правило, бывают не вполне точными и являются односторонними (далеко не все в психологии человека поддается самонаблюдению, например, невозможно наблюдать бессознательное). Оценки со стороны других людей корректируют и дополняют результаты самонаблюдения человека. С. в его высших проявлениях основано на рефлексивной способности человека. См. образ «Я», самооценка, самонаблюдение, рефлексия, уровень притязаний.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

САМОСОЗНАНИЕ
индивидуально-осознанное отношение субъекта к своим целям-задачам-потребностям-влечениям-желаниям и мультимотивам поведения, а также, осознанное отношение субъекта к тем или иным переживаниям, эмоциям, чувствам, замыслам, мыслям, критериям; кондиции-матрицы-модели С. отражаются-интерпретируются в эмоционально-чувственно-мотивационных оценках индивидом своих собственных субъективных потенций, кот. уже инкарнируются-тектонизируются-конституируются в предикате-качестве базиса-фундамента целеинтенциональных-целеизоморфных действий-поступков-акций индивида; в фундаменте С. лежит способность субъекта отличать самого себя, свое Эго от собственной деятельности-активности, связанной с дифференциальными модусами индивидуальной социодеятельности; субъект конституирует-формирует определенное представление о себе, своем Эго, как о субъекте, кот. и способен на индивидуально-социоонтологическо-значимые действия-акции-поступки, а дифференциально-индивидуальное представление о себе, например, субъективно-объективная модель собственного Эго, суммируется-тектонизируется под феноменами модально-критериального отношения других людей к самому субъекту, а также в суммации-аддитивности-сравнении-аналогизации субъектом своих мотивов, целей, ориентаций, эго-диспозиций, действий, поступков, с поведением других индивидов или же в конгруэнтности с парадигмами-эталонами, кот. имеют место-признаны в том или ином обществе-альянсе-группе; в субстанционально-онтологическом порядке, эйдетика собственного Эго, образ индивидуального Эго и есть апикально-онтологическая кондиция-условие индивидуально-эмпирическо-праксиологических мультиактов эгоинтерпретации-эгодизайнирования-эготрансляции-эгопаттерномодификации субъектом самого себя проекционально-траекториально других субъектов, мира, онтоса, социума; представление о самом себе, собственные цели-программа-проекты, а также магистрали-пути-этапы-фазы, связанные с реализацией-достижением целей-задач, эйдетикомоделирование собственных действий, ментально-рефлексивное программирование-конституирование поведенческих актов, поступков, акций, мультиактов, наряду с потенциями, способностями, талантами и помогают самому индивиду, —разумеется, не переоценивающему свои возможности-способности, —самоосознавать свое место в социуме, осознавать свои желания-притязания-ориентации применительно-конгруэнтно-изоморфно результирующим кондициям-факторам, спроецированным на трансформацию мира, других индивидов, на реализацию-итог программ-моделей-целей, индивидуально-онтологических задач.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Самосознание
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину): * сознание отличия себя от остального мира; * сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности; * сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; * социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критерии самосознания: 1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2. осознание своей активности – "Я управляю собой"; 3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество"); 4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. В структуре самосознания можно выделить: 1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект"); 2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я"); 3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект"); 4. эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: * самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); * самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1. отношение к себе; 2. отношение к другим людям; 3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди"); 2. группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший"); 3. просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой"); 4. эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

САМОСОЗНАНИЕ
САМАСВЯДОМАСЦЬ / SELF-CONSCIOUSNESS– 1) осознание человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми, мотивов своих действий и поступков, своих личностных качеств ; 2) совокупность психических процессов, благодаря которым происходит выделение личности из окружающего мира, проявление ее внутренней сущности, изменение отношения к прошлому, настоящему и будущему ; 3) феномен, являющийся результатом познания, но не присутствующий непосредственно в переживаниях ; 4) понимание человеком собственной личности как субъекта деятельности, рассматриваемое как вторичное образование по сравнению с отношениями субъекта, которые проявляются в деятельности. С. тесно связано с самооценкой, с анализом результатов своей деятельности, с учетом оценки себя окружающими. Согласно Л. С. Выготскому, развитие С. происходит по схеме, близкой к схеме развития высших психических функций (см. Высшие психические функции). Компоненты структуры С.: самопознание, самоконтроль или саморегуляция, самосовершенствование. Структура С. (по А. А. Налчаджяну): 1) Я-центр личности и ее С.; 2) Я-концепция личности или собственно С.; 3) ситуативные или оперативные Я-образы; 4) свойства личности (черты характера, способности и т. д.). Функции С.: регулятивная (способствует контролю, организации и регламентации собственного поведения и деятельности человека, проявляющихся в отношении к себе и во взаимоотношениях с внешним миром); развития и самосовершенствования (представляет собой важнейший инструмент внутренних и внешних преобразований личности); экзистенциальная (способствует стремлению личности к поиску смысла жизни); интегративная (способствует построению целостного непротиворечивого внутреннего мира человека и соотнесения его с внешним опытом человечества); защитная (способствует удовлетворению стремления человека к поддержанию и сохранению устойчивого образа своего «Я»). С. студентов формируется на основе расширения знаний о необходимых им как будущим гражданам и специалистам качествах, адекватной самооценки уровня своего развития, чему способствует ознакомление обучающихся с закономерностями формирования личности, а также умение анализировать свою деятельность. С. помогает каждому заниматься самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием. Наиболее типичные недостатки в С. человека– субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность. Большую роль играет С. в профессиональном становлении личности (см. Профессиональное самосознание). Нарушения С.: деперсонализация (утрата своего «Я»); расщепление ядра личности; нарушение телесной идентификации; дереализация (утрата чувства реальности). Психодиагностика С. может осуществляться с помощью методик: контрольного списка прилагательных Г. Гоха (1960), Q-классификации В. Стефенсона (1953), семантического дифференциала Ч. Осгуда (1952), теста ролевых конструктов Г. Келли (1965). Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

САМОСОЗНАНИЕ
англ. self-consciousness) - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия). См. также Интенция.
С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С, но не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться С, т. к. "знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных" (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. б. разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле С. - это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.
Не следует также отождествлять С. и Я-кон-цепцию. С. частично включает содержание "Я-концепции", которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть С, но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на С. Однако С. включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта.
Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания (см. выше т. зр. Леонтьева), а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина "саморегуляция" (в контексте С.) ведет к понятийной путанице, т. к. традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостати-ческой системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.
Еще И. Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и С: "То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др. существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность..." На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов "С." и "личность". Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса С. у ребенка; операциональным признаком С. традиционно считается употребление личного местоимения "я" (и др. рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно, и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие С. включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах); к нему применяется та же логика: сначала др. люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; т. о., прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме.
Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию. См. также Зеркальное Я. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
152.44 кб

Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков

Рысева А. А.
В статье рассматриваются результаты изучения особенностей самосознания личности интеллектуально одаренных подростков.
Читать PDF
225.47 кб

Этническое самосознание русской молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия

Кадацких И. Ю.
Читать PDF
391.37 кб

Профессиональное самосознание офицера внутренних войск МВД России: понятие, структура, диагностика

Вяткин Бронислав Александрович, Беляев Олег Борисович
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования структуры профессионального самосознания офицера внутренних войск. Установлено, что оно представляет собой целостное, многокомпонентное личностное образование.
Читать PDF
198.08 кб

Профессиональное самосознание будущих юристов

Семенова Елена Александровна
В статье дается обоснование актуальности изучения проблемы профессионального самосознания студентов, представлен теоретический анализ основных подходов к понятию «профессиональное самосознание».
Читать PDF
248.27 кб

Самопознание, самосознание и этническая Мы-концепция

Налчаджян Карине Агабековна
Читать PDF
2.07 мб

Самосознание - фактор формирования установки личности

Конюхова Екатерина Тимофеевна, Шевцов Н. В.
Читать PDF
235.19 кб

Национальное самосознание как источник оптимальной толерантности и психического здоровья нации

Макаров Ю. А.
Читать PDF
4.27 мб

Самосознание сотрудников ОВД: национальный, гражданский, профессиональный аспекты

М.К.Ардавов
Читать PDF
296.24 кб

Самосознание и вера: влияние традиционных и нетрадиционных конфессий на личность современной молодеж

Храмова Ксения Вячеславовна, Азаматов Дамир Мустафиевич
Цель: обобщение результатов проведенного эмпирического исследования особенностей самосознания верующей молодежи республики Башкортостан.
Читать PDF
75.40 кб

Микросоциальные технологии и механизмы их воздействия на профессиональное самосознание студентов

Андреева О. С.
В статье анализируются возможности использования взаимодействия в группе для воздействия на профессиональное самосознание студентов. Дается понятие микросоциальных технологий и рассматриваются механизмы их воздействия на личность.
Читать PDF
124.78 кб

Профессиональное самосознание и психологические механизмы его становления

Семенова Елена Александровна
Анализируются основные подходы к проблеме психологических механизмов становления профессионального самосознания, даны определения понятий «профессиональное самосознание», «психологический механизм», «целеполага-ние», «рефлексия»,
Читать PDF
261.20 кб

Мифологическое самосознание коренных народов Камчатки

Семенова С. В.
Читать PDF
217.66 кб

Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальн

Давыдов Д. Г.
Читать PDF
157.05 кб

Самосознание мировой культуры

Автор реферата Т.А.Фетисова
Читать PDF
0.00 байт

Искусство и литература как самосознание культуры

Доманский В.А., Ануфриев С. И.

Похожие термины:

  • САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ

    осознание людьми своей принадлежности к определенному этносу, этнической группе, один из неотъемлемых компонентов самоидентификации личности. Не осознав себя представителем одного из многих эт
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

    специфический национальный менталитет индивида, определяемый мироощущением его этноса. Ср. этноцентризм.
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

    процесс и результат выработки относительно устойчивой и осознанной системы представлений субъеккта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой такой с
  • ПОЛОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ

    осознание себя представителем определенного пола и регулирование своего поведения в соответствии с принятыми в обществе моральноэстетическими требованиями и установками.
  • профессиональное самосознание

    совокупность знаний человека о своем внутреннем мире,чувствах,профессиональных интересах,способностях,своей оценки внешнего мира и других людей,своего положения в системе производства и произ
  • Расколотое самосознание

    самосознание, включающее две противоположные Я-концепции: внешнюю, защитную и идеализированную, и глубинную, состоящую из плохо сформированного Я-реального. При этом внешнее Я — доминирует, а Я-ре
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

    понимание и чувство принадлежности к этнической общности, результат освоения культуры, традиций, обычаев своего народа. Н. с. л. взаимодействует с ее нравственным, религиозным, эстетическим, профе
  • Публичное самосознание

    (Public self-consciousness) – тенденция постоянно сознавать себя находящимся в центре внимания окружающих.
  • Расстройство самосознания целостности

    Нарушение осознания себя как единого целого. Переживание внутреннего распада, раздвоения, вызывающие панический страх. Возможное проявление эндогенной психопатологии.
  • Методика Косвенного Исследования Системы Самосознания

    КИСС). Е. Т. Соколова, Е. О. Федотова. Методика КИСС объединяет принципы психометрического и проективного обследования и исходит из неск. теорет. допущений: 1) использование принципа неопределенност
  • Моральноэтический уровень самосознания

    отражает как осознание себя в целом, так и своих поступков с позиций справедливости/несправедливости, честности/нечестности, порядочности/непорядочности.
  • Нарушения самосознания

    Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание своей личности, своего тела и своих психических функций во всем их разнообразии (мысли, чувства, желания, интересы). Оно вкл
  • РАССТРОЙСТВО САМОСОЗНАНИЯ ВИТАЛЬНОСТИ

    Больные перестают осознавать, что они есть, что они живы. В более легких случаях – ослабленное переживание физического благополучия, телесной жизнедеятельности, телесного существования.
  • Расстройства самосознания витальности

    Снижение или потеря чувства собственной жизненности. В тяжелых случаях жалуются на то, что не воспринимают себя живыми, живущими («Я мертвый, это только моя оболочка»). В более легких случаях больн