САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ

САМОСОЗНАНИЕ

Найдено 22 определения термина САМОСОЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

САМОСОЗНАНИЕ

осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (=> Я-концепция).

Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших форм работы самосознания - попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.

Главные функции самосознания - это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (-> самосовершенствование; самоосмысление). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

САМОСОЗНАНИЕ

осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

САМОСОЗНАНИЕ

Самоосознание; но также: осознание возможности того, что кто-то другой тоже осознает себя. Если самосознание сопровождается смущением, подразумевается недостаток самоосознания. Либо субъект боится, что другой воспримет его так, что это не будет совпадать с собственным образом самого себя, либо боится, что его способ подачи себя неадекватен ситуации, в которой он находится. См. ИДЕНТИЧНОСТЬ; СТЫД.

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

САМОСОЗНАНИЕ

осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего "Я".

Источник: Краткий словарь психологических терминов

САМОСОЗНАНИЕ

— представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

САМОСОЗНАНИЕ

Одна из сторон сознания - осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Расстройства С. в психиатрии приобретают важное диагностическое значение.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

САМОСОЗНАНИЕ

англ. self-consciousness) - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия). См. также Интенция.

С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С, но не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться С, т. к. "знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных" (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. б. разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле С. - это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Не следует также отождествлять С. и Я-кон-цепцию. С. частично включает содержание "Я-концепции", которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть С, но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на С. Однако С. включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта.

Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания (см. выше т. зр. Леонтьева), а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина "саморегуляция" (в контексте С.) ведет к понятийной путанице, т. к. традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостати-ческой системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.

Еще И. Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и С: "То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др. существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность..." На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов "С." и "личность". Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса С. у ребенка; операциональным признаком С. традиционно считается употребление личного местоимения "я" (и др. рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно, и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие С. включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах); к нему применяется та же логика: сначала др. люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; т. о., прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме.

Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию. См. также Зеркальное Я. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Самосознание

осознание человеком себя как индивидуальности, в том числе своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Самосознание

Категория. Осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

САМОСОЗНАНИЕ

1. Вообще – самоосознание, но более сложное, с дополнительным осознанием того, что, возможно, другие подобным образом осознают себя. 2. Специальное значение – ощущение замешательства или неловкости, которое возникает из-за ощущения, выраженного в значении, когда индивид предполагает, что осознание, имеющееся у других, содержит критические оценочные аспекты, несовместимые с его собственной личностной самооценкой, или обнаруживает то, что является неадекватным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Самосознание

Высший уровень развития сознания, осознание человеком себя как личности. Иначе говоря, самосознание – это образ себя и отношение к себе.

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

Самосознание

осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В С. человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. С. тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. С. начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. имеет социальный, общественный характер. Н.Н. Авдеева

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Самосознание

Осознание человеком себя как личности с присущими ей самовоззрением, мотивами поведения, интересами, целями. Самосознание может быть нарушенным в случаях развития психической патологии.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

Самосознание

Осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Самосознание

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину): * сознание отличия себя от остального мира; * сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности; * сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; * социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критерии самосознания: 1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2. осознание своей активности – "Я управляю собой"; 3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество"); 4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. В структуре самосознания можно выделить: 1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект"); 2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я"); 3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект"); 4. эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: * самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); * самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1. отношение к себе; 2. отношение к другим людям; 3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди"); 2. группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший"); 3. просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой"); 4. эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

самосознание

высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потебностях, мотивах деятельности, сущности. В психологии понятие "с." активно развивается в рамках "Я"-концепции.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Самосознание

относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознания, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Самосознание (self-awareness)

осознание собственного существования.

Источник: Д. Палмер, Л. Палмер. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

Самосознание

совокупность представлений индивида о самом себе, образ собственной личности в своем сознании.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Самосознание

рефлексивное сознание, объединяющее в себе переживания, связанные с самим собой (например, свое отражение в зеркале) с представлением о себе в долгосрочной памяти.

Источник: Антти Ревонсуо. Психология сознания. Питер. 2013 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков

Рысева А. А.
В статье рассматриваются результаты изучения особенностей самосознания личности интеллектуально одаренных подростков. Констатируются на основе сравнительного анализа различия в характере самоотношения, содержании Я-концепции, уровне притязаний и субъективного контроля личности интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков.The paper dwells upon results of study of intellect gifted teenagers self-consciousness. Comparative analysis shows differences in their self-attitude
Скачать PDF

Этническое самосознание русской молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия

Кадацких И.Ю.
Скачать PDF

Профессиональное самосознание офицера внутренних войск МВД России: понятие, структура, диагностика

Вяткин Бронислав Александрович, Беляев Олег Борисович
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования структуры профессионального самосознания офицера внутренних войск. Установлено, что оно представляет собой целостное, многокомпонентное личностное образование. Прилагается методика, позволяющая измерить степень его выраженности (опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД России).
Скачать PDF

Профессиональное самосознание будущих юристов

Семенова Елена Александровна
В статье дается обоснование актуальности изучения проблемы профессионального самосознания студентов, представлен теоретический анализ основных подходов к понятию «профессиональное самосознание». Раскрываются особенности профессионального самосознания будущих юристов в вузе.
Скачать PDF

Самосознание и вера: влияние традиционных и нетрадиционных конфессий на личность современной молодеж

Храмова Ксения Вячеславовна, Азаматов Дамир Мустафиевич
Цель: обобщение результатов проведенного эмпирического исследования особенностей самосознания верующей молодежи республики Башкортостан. Метод или методология проведения работы: для сравнения были выбраны две конфессии: традиционный ислам и секта «Свидетелей Иеговы», в качестве фоновой группы выступали студенты. В качестве методов исследования применялась стандартизированная беседа, проективный метод депривации самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов), методика М. Куна, Т. Макпартленда «20 ответов на самоотношение». Результаты: обнаружены различия формирования самосознания и социальной деятельности у всех трех групп. В частности, выявилось, что идеология представленных религиозных конфессий, четко определяет нормы и правила общественной и личной жизни верующих. В тоже время, социальные идеалы, система семейных и образовательных ценностей «Свидетелей Иеговы», в отличии от мусульман приводит к серьезным искажениям развития личности, обрекая на замкнутое существование в рамках религиозного сообщества, на выпадение из многообразия общественных отношений. Все структурные звенья самосознания верующих юношей и девушек содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Самосознание характеризуется слабо выраженной саморефлексией. Личность реализует себя лишь в культовой практике и деятельности. Половая идентификация определяется культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым. Мусульмане и студенты фоновой группы, демонстрируют более выраженные чем «Свидетели Иеговы» способности к рефлексии собственно личностных качеств, что позволяет сделать вывод о более адекватной их адаптации в многообразии социальных отношений. Область применения результатов: полученные результаты открывают перспективы дальнейшего исследования влияния религии на формирование самосознания современного человека в рамках таких наук как: социальная философия, философия религии, социология, психология личности и педагогика
Скачать PDF

Микросоциальные технологии и механизмы их воздействия на профессиональное самосознание студентов

В статье анализируются возможности использования взаимодействия в группе для воздействия на профессиональное самосознание студентов. Дается понятие микросоциальных технологий и рассматриваются механизмы их воздействия на личность.
Скачать PDF

Профессиональное самосознание и психологические механизмы его становления

Семенова Елена Александровна
Анализируются основные подходы к проблеме психологических механизмов становления профессионального самосознания, даны определения понятий «профессиональное самосознание», «психологический механизм», «целеполага-ние», «рефлексия», «идентификация». Раскрываются особенности и содержание основных психологических механизмов становления профессионального самосознания будущего специалиста в вузе
Скачать PDF

Моральное самосознание молодежи Дагестана в традиционной и иноэтнической среде

Луговой Руслан Александрович
В статье дается сравнительный анализ результатов эмпирического исследования морального самосознания студенческой молодежи Дагестана в традиционной и иноэтнической среде. Показано, что в условиях иноэтноса у молодежи Дагестана происходит изменение моральных ценностей своей общности вследствие влияния инокультурного окружения.
Скачать PDF

Профессиональное самосознание как фактор развития интегральной индивидуальности офицера внутренних в

Беляев Олег Борисович
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования структуры профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД России. Установлено, что оно представляет собой целостное, двухуровневое многокомпонентное образование, выполняющее в структуре интегральной индивидуальности как приспособительную, так и системоразвивающую функцию. Полученные данные могут быть использованы для психологического сопровождения процессов обучения и воспитания курсантов.
Скачать PDF

Мышление, самосознание и самопонимание

Знаков Виктор Владимирович
В статье обсуждается влияние смысловой теории мышления О.К. Тихомирова на современные исследования самосознания и самопонимания. Обосновывается, что процессы осознавания субъектом себя неразрывно связаны с формированием операциональных смыслов. Смысл рассматривается одновременно и как когнитивный феномен, обусловленный знанием, получаемым в процессе мышления, и как порождение экзистенциального опыта, основанное на осознании субъектом ограниченности когнитивных, рациональных схем знаний о мире. Утверждается, что наиболее перспективное направление психологического исследования проблемы самопонимания - это сочетание когнитивных и экзистенциальных способов анализа порождения смысла.
Скачать PDF

Профессиональное самосознание продавца

Цаплина Татьяна Александровна
В статье рассматривается один из основных способов обучения персонала бизнес-тренинг. Обосновывается необходимость развития на тренингах не только навыков работы с клиентами, но и профессионального самосознания продавцов.
Скачать PDF

Самопознание, самосознание и этническая Мы-концепция

Налчаджян Карине Агабековна
Скачать PDF