Самомониторинг САМОНАБЛЮДЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Найдено 9 определений термина САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение за собой. Квалифицируется Фрейдом как функция СУПЕР-ЭГО на том основании, что оно возникает путем ИНТРОЕКЦИИ опыта пребывания в качестве объекта наблюдения и что прежде всего оно моралистично. См. ИНТРОСПЕКЦИЯ.

Оцените определение:

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

метод самонаблюдения) - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления - переживания, мысли, чувства и пр. Возникает в ходе общения с другими, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования.

За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализованном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.

Самонаблюдение нужно отличать от интроспекции, хотя оно - почти буквальный перевод этого слова. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ "внутреннего опыта", аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях - все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах (=> метод экспериментальный).

Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто - значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания.

Самонаблюдение широко применялось в психологии эмпирической XVIII-XIX вв., затем его значение снизилось, но в последнее время снова повысилось. Такие методы, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений.

В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах - письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом.

Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет - описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих - в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

англ. introspection, self-observation) - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (по выражению Л. С. Выготского, к овладению собственным поведением, самоовладению). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер (см. Метод С).

Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции "аналитической интроспекции" В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено "внутреннему восприятию", протекающему в естественных условиях. Кроме того, С, проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания - ощущений, представлений, чувств и их атрибутов - интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как "ошибка стимула" (см. Э. Титченер).

Кризис "аналитической интроспекции" наметился уже после появления работ Вюрцбургской школы. Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальт-психологии, согласно которой целое не складывается из суммы "элементов". Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую "аналитическую установку" на естественную, "феноменологическую", предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме. См. также Ретроспекция, Рефлексия.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

1. Просто — наблюдение за собственным поведением, наблюдение за собой. 2. Более специальное значение — синоним интроспекции.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Самонаблюдение

наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии, данные С. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты С. могут фиксироваться в различных документах - письмах, автобиографиях, анкетах и др. С. не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом (см. Интроспективная психология). Результатом С. является в ряде случаев самоотчет - описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают, свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Самонаблюдение

наблюдение человека за собой, за своими психологическими процессами, чувствами, мыслями, образами, состоянием, а также за своим поведением.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Самонаблюдение

наблюдение за собой, интроспекция.

«Старушонка, вздор! – думал он горячо и порывисто, – старуха, пожалуй что, и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь… Я переступить поскорее хотел… Я не человека убил, я принцип убил! Да, я действительно вошь… И уже по тому одному, что, во-первых, теперь рассуждаю про то, что я вошь; потому, во-вторых, что целый месяц всеблагое Провидение беспокоил, призывая в свидетели, что не для своей, дескать, плоти и похоти предпринимаю, а имею в виду великолепную и приятную цель… Потому, потому я окончательно вошь, – что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью» (Ф. Достоевский, Преступление и наказание).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Самонаблюдение

1. в более общем значении – наблюдение за своим поведением, констатация собственных действий. По данным экспериментов социальных психологов, самонаблюдению отводится, в среднем, 8% времени бодрствующего состояния в репрезентативной выборе участников эксперимента; 2. специальное значение – мотивированное самоизучение, то есть интроспекция.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

самонаблюдение

психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, психики; непосредственное познание сознанием самого себя.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать все [+6] ↓

Найдено научных статей по теме — 7

Самонаблюдение в освоении профессионального опыта будущими педагогами-психологами

Шумакова Ольга Алексеевна
В статье анализируются понятия «опыт», «профессиональный опыт», «активность», «практическая подготовка», «самонаблюдение». Самонаблюдение представлено как эффективный метод профессионализации студентов в период производственной практики. Представлена специфика аналитического и систематического самонаблюдения студентов. Выводы исследования ориентированы на оптимизацию практической подготовки в вузе. The author of the article analyses such notions as "experience", "activity", "practical training" and "introspection". Introspection is presented as an effective method of a student's professionalisation in the period of practical training. The specific character of students' analytic and systematic introspection is presented as well. The conclusions of the research are directed toward optimising practical training in a higher education institution.
Скачать PDF

Самонаблюдение как метод психологии

Яновский Михаил Иванович
В статье выдвигается идея о том, что причиной отсутствия единства психологической науки является отказ от естественного метода психологии - самонаблюдения. Утверждается, что самоочевидность внутреннего опыта у Р. Декарта есть следствие совпадения в самонаблюдении гносеологии и онтологии, акта знания и акта бытия. Выявлен органичный, неискажающий характер интроспекции при понимании психики как управляемой механизмом апперцепции (что реализует понимание психики как определенным образом организованной внутренней работы, т.е. психический детерминизм). Механизм апперцепции означает наличие в психике исходной неоднородности, множественности, квазиполисубъектности. В связи с этим проблема эффективного самонаблюдения рассматривается как проблема эффективной коммуникации разномерных, разнокоординатных сфер психического аппарата человека, адекватных внутренних трансляций опыта и адекватных внутренних переводов.
Скачать PDF

Отрывки из книги С. В. Кравкова «Самонаблюдение»

Приводятся отрывки из книги С.В. Кравкова «Самонаблюдение» (М.: Русский книжник, 1922. 176 с.). В своем исследовании С.В. Кравков излагает аргументацию в пользу необходимости интроспекции для психологической науки, отграничивает интроспекцию от рефлексии, анализирует психические процессы, обеспечивающие возможность интроспекции, обсуждает способы организации интроспективного исследования и другие теоретические и методические вопросы, возникающие в связи с интроспекцией.Excerpts from the book S.V. Kravkov “Self-observation” (Moscow: Russkiy knizhnik, 1922. 176 p.). In his study, S.V. Kravkov presents arguments in favor of the need for introspection, psychology, introspection separates from reflection, analyzes the mental processes that provide the opportunity to introspection introspective discusses ways of organizing research and other theoretical methodological issues arising in connection with introspection.
Скачать PDF

Самонаблюдение между феноменологией и повествованием: обзор коллективной монографии clegg J. W. (ed.

Вайнштейн Сергей Викторович
Скачать PDF

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения перцепции объектности через интроспекцию субъектности к рефлексии саморазвивающегося Я. Предлагается рефлексивная онтология психологической реальности внутренней жизни, где инкорпорированы такие ее компоненты, как самоактуализация, самовосприятие, самопознание, самопонимание, самосознание, самоопределение, самореализация индивидуальности Я. В контексте рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии рассматривается рефлексивная сущность интроспекции в проблемно-конфликтных ситуациях саморазвития индивидуальности в сфере художественного и научного творчества. Во второй части статьи предложенные теоретические положения реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности.
Скачать PDF

Теоретическая структура самонаблюдения в контексте интервью

Приёмко Карина Дмитриевна, Клегг Джошуа В.
В статье предлагается новый взгляд на интроспекцию, основанный на диалогических и транзакционных традициях Джеймса, Мида, Бахтина и Волошинова. Авторская теория самонаблюдения (конкретно в контексте интервью «лицом к лицу») охватывает понятия о личности и социо­идеологическом сознании. В этой модели сознание (или Я ), погруженное в бесконечный обмен внутренними и внешними диалогами, постоянно оценивает, согласовывает и преобразует непосредственный опыт в более устойчивые характеристики личности ( меня ). Эти аспекты меня характеризуются в понятии «высказывание» в трех семиотических жанрах: 1) идеологически-аффилятивном, 2) личностно-эмоциональном и 3) соционормативном. Авторы утверждают, что такие жанры пронизывают каждую стадию процесса исследования, начиная с построения вопросов исследования и кончая составлением отчета об исследовательской работе.
Скачать PDF

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности. Нумерация разделов продолжается.
Скачать PDF