САМОНАБЛЮДЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ

Предыдущий термин:
САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Следующий термин:
Самонадеянность

Содержание:

Найдено 2 определения термина САМОНАБЛЮДЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

САМОНАБЛЮДЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ

метод интроспективный, разработанный в гештальт-психологии. Характерен ориентацией на непредвзятое описание психических феноменов в их непосредственности и целостности - с позиции наивного испытуемого. Этот метод, исходящий из метода внутреннего восприятия, разработанного Ф. Брентано, продуктивно применялся в психологии описательной В. Дильтея, а затем в психологии гуманистической.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Феноменологическое самонаблюдение

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся.

Категория. Интроспективный метод, разработанный в гештальтпсихологии.

Специфика. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности "наивным испытуемым". Этот метод, находящий свои истоки в методе "внутреннего восприятия", разработанном Ф.Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В.Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Самонаблюдение в освоении профессионального опыта будущими педагогами-психологами

Шумакова Ольга Алексеевна
В статье анализируются понятия «опыт», «профессиональный опыт», «активность», «практическая подготовка», «самонаблюдение». Самонаблюдение представлено как эффективный метод профессионализации студентов в период производственной практики. Представлена специфика аналитического и систематического самонаблюдения студентов. Выводы исследования ориентированы на оптимизацию практической подготовки в вузе. The author of the article analyses such notions as "experience", "activity", "practical training" and "introspection". Introspection is presented as an effective method of a student's professionalisation in the period of practical training. The specific character of students' analytic and systematic introspection is presented as well. The conclusions of the research are directed toward optimising practical training in a higher education institution.
Скачать PDF

Самонаблюдение как метод психологии

Яновский Михаил Иванович
В статье выдвигается идея о том, что причиной отсутствия единства психологической науки является отказ от естественного метода психологии - самонаблюдения. Утверждается, что самоочевидность внутреннего опыта у Р. Декарта есть следствие совпадения в самонаблюдении гносеологии и онтологии, акта знания и акта бытия. Выявлен органичный, неискажающий характер интроспекции при понимании психики как управляемой механизмом апперцепции (что реализует понимание психики как определенным образом организованной внутренней работы, т.е. психический детерминизм). Механизм апперцепции означает наличие в психике исходной неоднородности, множественности, квазиполисубъектности. В связи с этим проблема эффективного самонаблюдения рассматривается как проблема эффективной коммуникации разномерных, разнокоординатных сфер психического аппарата человека, адекватных внутренних трансляций опыта и адекватных внутренних переводов.
Скачать PDF

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения перцепции объектности через интроспекцию субъектности к рефлексии саморазвивающегося Я. Предлагается рефлексивная онтология психологической реальности внутренней жизни, где инкорпорированы такие ее компоненты, как самоактуализация, самовосприятие, самопознание, самопонимание, самосознание, самоопределение, самореализация индивидуальности Я. В контексте рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии рассматривается рефлексивная сущность интроспекции в проблемно-конфликтных ситуациях саморазвития индивидуальности в сфере художественного и научного творчества. Во второй части статьи предложенные теоретические положения реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности.
Скачать PDF

Теоретическая структура самонаблюдения в контексте интервью

Приёмко Карина Дмитриевна, Клегг Джошуа В.
В статье предлагается новый взгляд на интроспекцию, основанный на диалогических и транзакционных традициях Джеймса, Мида, Бахтина и Волошинова. Авторская теория самонаблюдения (конкретно в контексте интервью «лицом к лицу») охватывает понятия о личности и социо­идеологическом сознании. В этой модели сознание (или Я ), погруженное в бесконечный обмен внутренними и внешними диалогами, постоянно оценивает, согласовывает и преобразует непосредственный опыт в более устойчивые характеристики личности ( меня ). Эти аспекты меня характеризуются в понятии «высказывание» в трех семиотических жанрах: 1) идеологически-аффилятивном, 2) личностно-эмоциональном и 3) соционормативном. Авторы утверждают, что такие жанры пронизывают каждую стадию процесса исследования, начиная с построения вопросов исследования и кончая составлением отчета об исследовательской работе.
Скачать PDF

Отрывки из книги С. В. Кравкова «Самонаблюдение»

Приводятся отрывки из книги С.В. Кравкова «Самонаблюдение» (М.: Русский книжник, 1922. 176 с.). В своем исследовании С.В. Кравков излагает аргументацию в пользу необходимости интроспекции для психологической науки, отграничивает интроспекцию от рефлексии, анализирует психические процессы, обеспечивающие возможность интроспекции, обсуждает способы организации интроспективного исследования и другие теоретические и методические вопросы, возникающие в связи с интроспекцией.Excerpts from the book S.V. Kravkov “Self-observation” (Moscow: Russkiy knizhnik, 1922. 176 p.). In his study, S.V. Kravkov presents arguments in favor of the need for introspection, psychology, introspection separates from reflection, analyzes the mental processes that provide the opportunity to introspection introspective discusses ways of organizing research and other theoretical methodological issues arising in connection with introspection.
Скачать PDF

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности. Нумерация разделов продолжается.
Скачать PDF

Самонаблюдение между феноменологией и повествованием: обзор коллективной монографии clegg J. W. (ed.

Вайнштейн Сергей Викторович
Скачать PDF

Феноменологические методы в психолого-педагогической практике

Кораблина Елена Павловна
Анализируются исторические и философские методы феноменологического подхода. Феноменологический метод рассматривается как способ исследования сознания. Рассмотрена процедура феноменологического анализа и его роль в психолого-педагогической практике.
Скачать PDF

Феноменологический обзор вариантов родительского отношения и мотивов взаимодействия в семье с ребенк

Меренков Валерий Александрович
Статья представляет собой обзор феноменологического содержания вариантов родительского отношения к ребенку с детским церебральным параличом, мотивов и целей его развития как центральных составляющих социальной ситуации развития в детском онтогенезе. В процессе анализа эмпирических данных автором условно выделены типы родительского отношения и мотивы развития и лечения ребенка.The paper presents the review of phenomenological contents of parents' attitude towards their child suffering from cerebral palsy, motivation and targets of his/her development as integral components of the social development situation in children's ontogenesis. Analysing the empirical data, the author conventionally singles out a number of types of parents' attitude and motives for development and of treatment of a child.
Скачать PDF

«Ступени сознания» психического опыта в феноменологической парадигме

Трунов Дмитрий Геннадьевич
Представлена феноменологическая критика понятия «бессознательные переживания». Рассмотрен альтернативный взгляд, в котором так называемое «бессознательное» представлено как потенциальная интенциональность, как трансцендентальность. Описан процесс эксплицитного познания как постепенное прояснение переживаний.
Скачать PDF

Феноменологические и операциональные характеристики психологической компетентности в области педагог

Яценко Татьяна Евгеньевна
В статье приведено определение психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия. Выделены ее функции, феноменологические и операциональные характеристики.
Скачать PDF

Состояние психического выгорания в феноменологическом пространстве профессиональной идентичности пед

Никишина Вера Борисовна, Молчанова Людмила Николаевна
В статье дается как теоретическое, так и эмпирическое обоснование исследования состояния психического выгорания в феноменологическом пространстве профессиональной идентичности педагогов высшей школы с опорой на представление о психическом выгорании как «антисистеме», а также профессиональной идентичности как структурном образовании из эмоционально-оценочного, когнитивного и мотивационного компонентов личности.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!