Рыбакова фигуры это что такое Рыбакова фигуры: определение — Психология.НЭС
РЫБАК РЫБНИКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Рыбакова фигуры

Найдено 1 определение:

Рыбакова фигуры

практический тест, направленный на определение уровня развития пространственного воображения. Разработан русским психиатром Ф. Е. Рыбаковым в 1910 г. В первоначальной форме тест представлял собой набор рисунков геометрических фигур, из каждой можно было сложить квадрат. Позднее принцип Р. ф. был положен в основу многих сходных методик. В 1922 г. методика Рыбакова была использована В. Штерном, а в 1930 г появилась редакция Р. ф подготовленная Р. Лайкертом. Одним из последних вариантов методики является версия Р. Мейли (1955), используемая и в настоящее время. Материал теста состоит из 45 заданий, размещенных на карточках или на специальном бланке. Каждое задание представляет собой замкнутую фигуру из соединенных под различным углом прямых линий. По периметру фигуры нанесены точки, две из которых, соединенные прямой линией, приведут к правильному решению. Все точки пронумерованы. Правильным является такое решение, когда отсеченная от общей фигуры часть, повернутая в воображении и вновь соединенная с оставшейся частью, образует квадрат. Время выполнения заданий ограничено. В протоколе испытуемый самостоятельно записывает номера точек, между которыми он провел бы условную линию (работа испытуемого по комбинированию частей фигуры проводится только в воображении). Первичная оценка образуется путем подсчета количества правильно выполненных заданий. В различных редакциях теста используются разные варианты шкальных оценок. Напр., в версиях Р. ф. разработанных в Польше и Чехословакии (1966, 1976), индивидуальные первичные показатели переводятся в процентили, стэны, пятибалльную рейтинговую шкалу. Возрастные категории испытуемых, для которых стандартизированы различные версии Р. ф., 15—18 лет. Надежность по внутренней согласованности rt=0,812. Надежность ретестовая устанавливалась для трех временных интервалов: спустя 24 часа rt=0,986;спустя 14 дней rt=0,988; спустя 6 недель rt=0,965. Имеются сведения о конструктной валидности Р. ф. Как показывает факторный анализ:, решение теста зависит главным образом от уровня развития пространственного воображения, однако, результаты теста в высокой степени насыщены фактором G. Исследования показали, что испытуемые с высокими показателями по тестам интеллекта и недостаточно развитым уровнем пространственного воображения часто достигают высоких результатов по Р. ф. Успешность выполнения теста в значительной степени зависит от уровня ригидности мышления. Испытуемые, с трудом изменяющие тактику решения и придерживающиеся стереотипных подходов, получают более низкие результаты. В то же время количественные показатели связи результатов Р. ф. с данными тестов интеллекта не столь существенны, как можно было бы ожидать. Так, с тестом Векслера — на уровне r=0,28, с результатами теста "Проверка G" r=0,221. Однако связь Р. ф. с практическими тестами общих способностей оказывается более значимой. При сопоставлении с прогрессивными матрицами Равена r=0,382—0,596, с тестом PFB Вонкомера r=0,408—0,700. Имеются сведения о наличии высоких связей Р. ф. с практическими тестами конструктивных способностей, задания которых требуют выполнения комбинаторных пространственных задач. Критериальная валидность Р. ф. оценивалась на основании сопоставления с академической успешностью, а так же с экспертными заключениями об уровне овладения испытуемыми различными специальностями. Валидность прогностическая по критерию успешности обучения арифметике с интервалом прогноза 5 лет составила r=0,438, по прогнозу овладения специальностью r=0,489—0,501. Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления с оценками на выпускных экзаменах (r=0,26—0,37). Наиболее широко используется Р. ф. в психологии труда, в диагностике технических способностей. Рекомендуется использование теста в виде элемента тестовой батареи. В отечественной психодиагностике тест Р. ф. оказался забытым.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Рыбакова фигуры — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Категориальная модель различения линий, углов и крестообразных фигур

Чудина Юлия Александровна
В статье рассмотрена геометрическая модель различения стимулов, представляющих собой изображения из линий. С помощью многомерного шкалирования усредненных надпороговых оценок субъективных различий между линиями, углами и крестами было получено пространство, которое в рамках концепции Соколова—Измайлова является моделью различения этих стимулов. Особенностью полученной модели является различение изображений путем выявления зрительных категорий.
Скачать PDF

Апробация многомерной нейропсихологической методики «Комплексная фигура Рея Остеррита» на модели бол

Вассерман Людвиг Иосифович., Чередникова Татьяна Владимировна., Ершов Борис Борисович., Фоломеева Ксения Григорьевна, Чуйкова Анна Владимировна.
Дается информация о новой для отечественной диагностики многомерной методике «Комплексная фигура Рея Остеррита», ее рестандартизации и практической адаптации на модели больных фокальной эпилепсией. Подчеркивается перспективность ее применения в клинике органических поражений мозга.
Скачать PDF

Категориальная модель различения четырехлинейных фигур

Чудина Юлия Александровна, Чудина Наталья Александровна
В работе была построена модель различения изображений, состоящих из четырех линий и характеризующихся разным соотношением элементов. Усредненные надпороговые оценки различий четырехлинейных конфигураций были обработаны методом многомерного шкалирования, построенное пространство интерпретировано в терминах сферической модели различения стимулов Соколова-Измайлова. Характеристики полученной модели отражают механизм различения изображений путем выделения зрительных категорий на основе категориальных признаков.
Скачать PDF

Конфигурационные и категориальные характеристики зрительного восприятия схематических фигур

Измайлов Чингиз Абильфазович, Чудина Юлия Александровна
В работе сравниваются две геометрические модели, построенные методом многомерного шкалирования для двух типов оценок воспринимаемых различий между одними и теми же стимулами схематическими изображениями циферблата часов. В одной экспериментальной серии стимулы были представлены испытуемым как специфические конфигурации, составленные из линий разной ориентации, и испытуемые оценивали конфигурационные различия между стимулами, а в другой как циферблат часов с различными значениями времени суток, и испытуемые оценивали различия по категории «время суток». Полученные геометрические пространства анализировались в терминах двухканальной сферической модели различения стимулов Соколова и Измайлова. В результате анализа было показано, что конфигурационные различия между стимулами полностью описываются двумя сферическими координатами в трехмерном евклидовом пространстве. На этом основании делается вывод, что распознавание паттернов такого типа осуществляется трехканальной нейронной сетью, детектирующей две конфигурационные характеристики стимулов. Одна сферическая координата точки-стимула в этой модели представляет величину угла между линиями-стрелками на схематическом циферблате часов, а другая ориентацию биссектрисы этого угла. Сравнение этих данных с исследованиями различения каждой из этих конфигурационных характеристик (величины угла и ориентации линий) по отдельности показывает, что данная нейронная сеть различения схематических конфигураций является результатом специфического взаимодействия двух двухканальных сетей, детектирующих каждую из этих характеристик по отдельности. Таким образом, можно предположить, что распознавание сложных конфигураций (pattern recognition) осуществляется в зрительной системе по иерархическому принципу формирования сложных сетей из однотипных двухканальных * Авторы выражают благодарность проф. Е.Н. Соколову за полезное обсуждение полученных результатов. Работа финансировалась РФФИ, грант № 01-06-80160а и РГНФ, грант № 01-06-00179а. Вестник РУДН, сер. Психология и педагогика, 2004, № 2 механизмов, детектирующих отдельные конфигурационные признаки стимула. Геометрическая модель категориальных различий между схематическими изображениями циферблата часов существенно отличается от модели различения конфигураций. Она представляет собой двумерное евклидово пространство, в котором точки, обозначающие различные стимулы, располагаются на окружности в точном соответствии с показаниями времени линиями-стрелками на циферблате часов. Оси этого категориального пространства не имеют никакой связи с осями конфигурационного пространства, что служит основанием предположения, что между конфигурацией и категорией зрительного образа связь не генетическая, а языковая. Ключевые слова: восприятие формы, оценки попарных различий, схематические фигуры, многомерное шкалирование, детекторы конфигурационных признаков, двухканальная нейронная сеть, зрительная категоризация.
Скачать PDF

Значимые фигуры российской истории в коллективной памяти разных групп общества

Емельянова Татьяна Петровна, Кузнецова Анна Владимировна
На материале эмпирического исследования рассматриваются представления коллективной памяти трех возрастных групп людей о выдающихся деятелях прошлого России. По результатам исследования был определен рейтинг наиболее значительных фигур российской истории, а также были выявлены их основные характеристики, данные респондентами.
Скачать PDF

Невербальная методика «Комплексная фигура» Рея - Остерриета и ее психодиагностическое значение для к

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна
Представлен краткий обзор литературы по методике «Комплексная фигура» Рея Остерриета, широко известной за рубежом как валидный инструмент психодиагностики различных видов нейрокогнитивного дефицита, его качественной и психометрической оценки как у взрослых, так и у детей, в целях дифференциального диагноза, функционального прогноза, мониторинга динамики и коррекции когнитивных дисфункций в процессе лечения и реабилитации.
Скачать PDF

Модели различения цветных геометрических фигур разного размера

Чудина Юлия Александровна
В статье описаны результаты двух экспериментов, в которых в качестве стимулов использовали цветные геометрические фигуры разного размера. На основе полученных экспериментальных данных были построены конфигуративная и категориальная модели различения, отличающиеся формальными и содержательными характеристиками. Они отражают разные способы формирования образа: на основе аддитивного и неаддитивного принципов объединения мозговых механизмов, анализирующих зрительные признаки изображения.
Скачать PDF

Модель различения фигур из линий с разным количеством элементов

Чудина Юлия Александровна
Настоящая работа посвящена моделированию механизмов различения фигур, состоящих из раз­ного количества линий. Экспериментальное исследование зрительного восприятия данных конфигураций осуществлялось в рамках векторного подхода, его результаты интерпретировались в терминах сферической модели различения стимулов Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова. Различение фигур из линий с разным количеством элементов осуществляется интегральной трехканальной нейронной сетью, образованной в результате взаимодействия двухканальных модулей, детектирующих элементы изображения.
Скачать PDF

Метафорическое внушение как способ психологического воздействия на фигуранта

О.Е.Третьяков
Скачать PDF

Фигура и фон: работа с клиентом на фоне компетенций проекта профессионального стандарта «Коуч»

Филонова Екатерина
Автор описывает непосредственные ощущения и чувства во время проведения демонстрационной коучинговой сессии. Помимо коуча и клиента, составляющих некое единое целое (как лошадь и всадник) при хорошей рабочей сессии, в демо-сессии присутствовал зал профессионалов, заставляющих вольно или невольно смотреть с третьей (их, присутствующих в зале) точки зрения. Но задача состояла в том, чтобы работать, демонстрируя компетенции профессионального коуча. Используя язык гештальт-психологии, мы можем представить себе работу с клиентом как «фигуру», а формат супервизионного наблюдения на основе проекта Профессионального стандарта как «фон» профессионального восприятия. Присутствие этого фона помогает коучу выстраивать работу с клиентом, а сам фон становится незаметным, как будто «исчезает» из текущего восприятия. Для коучингового сообщества Профессиональный стандарт продуктивный фон для творческой работы.
Скачать PDF

Идентификация «с отцовской фигурой» в контексте развития самоидентичности детей в возрасте 3-5 лет

Бурлакова Наталья Семеновна
В статье представлен теоретический анализ роли идентификации «с отцовской фигурой» с присущими ей символическими функциями в развитии и становлении самоидентичности ребенка. Особое внимание уделяется возможностям применения идей культурно-исторической психологии и современной психотерапевтически ориентированной психодинамической психологии в изучении процессов интериоризации и идентификации. Эмпирическое исследование проводилось с детьми 3-4 и 4-5 лет на материале Детского Апперцептивного Теста (САТ) С. и Л. Беллак. Применялись методы феноменологического анализа, элементы контент-анализа применительно к результатам восприятия, проективным комментариям и рассказам детей после предъявления им третьей таблицы САТ С и Л. Беллак, а также качественный анализ данных наблюдения за поведением детей. Полученные результаты позволили обнаружить смену категоризации восприятия «отцовской фигуры», что является внешним маркером более глубинных процессов идентификации. На конкретном материале обсуждаются качественные трансформации содержания процесса идентификации с «отцовской фигурой» с учетом возрастных изменений, а также вопрос о механизме идентификации и процессе присвоения соответствующего эмоционального опыта. Посредством идентификации «с отцовской фигурой» изначально агрессивное самоутверждение ребенка получает значимую и социально принятую форму для своего проявления, что знаменует собой важный этап в развитии самоидентичности.
Скачать PDF

Информационная модель ментального вращения фигур

Ляховецкий В.А., Потапов А.С., Крумина Г.
Предмет исследования. Исследована информационная структура внутренних представлений объектов и операций над ними, используемых человеком при решении задачи ментального вращения фигур. Для анализа этой информационной структуры введены в рассмотрение не только классические зависимости времени правильных ответов от угла поворота фигур, но и иные зависимости, полученные в последнее время в когнитивной психологии. Метод. В среде технических вычислений MATLAB R2010b разработана информационная модель ментального вращения фигур. В рамках модели можно менять такие параметры, как число бит во внутреннем представлении, вероятность искажения единичного бита, дискретный угол поворота, порог сравнения, степень различия при вращении. Основные результаты. Модель качественно воспроизводит такие психологические зависимости, как линейный рост от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании одинаковых фигур, «плоскую» зависимость от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании зеркальных фигур. Результаты моделирования позволяют предположить, что ментальное вращение является итеративным процессом поиска совпадения между двумя фигурами, каждый шаг которого может вести к значительному искажению внутреннего представления запомненных объектов. Поиск совпадений ведется в рамках внутренних представлений, не обладающих высокой инвариантностью к углу вращения. Практическая значимость. Результаты работы могут быть полезны для понимания роли обучения (в том числе с учителем) при выработке эффективных представлений информации и операций над ними в системах искусственного интеллекта.
Скачать PDF