Роль психических нарушений в диагностике опухолей мозга

Найдено 1 определение:

Роль психических нарушений в диагностике опухолей мозга

В тех случаях, когда на первый план выступают психические нарушения, обусловленные повышением внутричерепного давления, диагностика не вызывает затруднений.

В случаях, когда другие психические нарушения выступают на первый план или речь идет о пожилом больном с атеросклеротическими или невротическими расстройствами, могут возникать значительные диагностические затруднения.

Нарушения психики при опухолях мозга редко приобретают характер какойлибо определенной нозологической формы, поэтому все случаи неопределенного нетипичного расстройства должны подвергаться тщательному анализу на основании имеющихся неврологических симптомов и результатов исследования глазного дна.

По поводу топикодиагностического значения психических нарушений нет единого мнения. Нарушения психики, в основе которых лежит водянка мозга, вызванная опухолью, не имеют топикодиагностического значения. В тех случаях, когда оглушенность и другие психические нарушения возникают в связи с повышенным внутричерепным давлением, вызванным массой самой опухоли, они могут иметь известное диагностическое значение. Это относится к опухолям лобных, левой височной долей и мозолистого тела.

При опухолях – менингиомах базальной коры лобных долей наблюдается псевдопаралитический синдром с постепенным нарастанием амнестических расстройств. Аналогичные расстройства могут носить вторичный характер при опухолях гипофиза. Обычно в этих случаях появляются инфундибулотуберальные симптомы с расстройствами функций сна и бодрствования, явлениями булимии, сексуальными нарушениями и изменениями терморегуляции.

В дальнейшем при росте опухоли наблюдаются дурашливость, эйфория и слабоумие с нелепыми поступками.

Изменения психики при поражении коры лобных долей качественно и количественно разнообразны. Наблюдается широкий диапазон изменений – от легкого нарушения активности и спонтанности до грубых изменений, которые известны только при исходных состояниях прогрессивного паралича и шизофрении.

При поражении коры лобных долей, особенно выпуклой поверхности, ближе к полюсу лобной доли, наблюдаются аффективноволевые нарушения по типу апатикоакинетикоабулического синдрома. Больные становятся медлительными, тупыми, аспонтанными, бедными в движениях.

При поражениях левого полушария все эти нарушения более массивны, за счет нарушений речи и мышления понятие об окружающей жизни сужено и уплощено.

При поражении коры лобных долей премоторной зоны выступают сложные моторные и психомоторные автоматизмы, эпилептиформные припадки и сумеречные состояния сознания. При очень медленном росте опухоли могут наблюдаться психические изменения личности по типу эпилептических.

При локализации опухолей в височных долях часто наблюдаются различные галлюцинации с преобладанием обонятельных, эпилептиформные припадки, нарушения памяти и раздражительность. Диагностическая ценность галлюцинаций оценивается неоднозначно.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Нарушения психических функций в детском возрасте при арахноидальных кистах головного мозга

Лассан Л.П.
Проведен анализ нейропсихологического исследования 142 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с арахноидальными кистами ( в правом полушарии у 35, в левом у 65) и 119 успешных школьников 1-10 классов. Установлено влияние фактора латерализации и локализации патологии на психические функции, а также зависимость этого влияния от половых различий и возраста.
Скачать PDF

Влияние фактора возраста на нарушения когнитивных функций больных с локальными повреждениями мозга р

Лассан Л.П.
Проанализированы результаты нейропсихологического исследования 808 детей и подростков 7 18 лет, из них 689 больные с локальными поражениями головного мозга (опухолями, арахноидальными кистами, сосудистой патологией, врожденной гидроцефалией), 119 здоровые. Все больные и здоровые были разделены на четыре возрастные группы: младший школьный возраст 7-9 лет, предпубертатный возраст 10-12 лет, пубертатный возраст 13-15 лет, старший школьный возраст 16-18 лет. Выявлены нарушения когнитивных функций и их зависимость от характера патологического процесса головного мозга и возраста.
Скачать PDF

Феноменологический подход как теоретическая основа методов психологической диагностики нарушений пси

Беребин Михаил Алексеевич
Описана проблемная ситуация клинической (медицинской) психологии в части исследования ее объекта феномена нарушений психической адаптации. Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты применения феноменологического подхода в психиатрии и медицинской психологии, связанные со спецификой их объекта и предметов. Показаны примеры применения некоторых процедур феноменологического метода исследования применительно к задачам медицинской психологии и психодиагностики расстройств психической адаптации.
Скачать PDF

Диагностика скрываемой информации на основе анализа когнитивных вызванных потенциалов мозга человека

Исайчев Евгений Сергеевич, Исайчев Сергей Александрович, Насонов Андрей Владимирович, Черноризов Александр Михайлович
Излагаются результаты экспериментальной верификации нового алгоритма разделения «правдивых» и «ложных» ответов, основанного на анализе пространственного распределения амплитуд компонентов когнитивных вызванных потенциалов человека. Согласно групповым данным, наиболее информативным компонентом является волна Р450.
Скачать PDF

Психологическая диагностика особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобными и неврот

Вейц Алина Эмильевна
В статье выявлены клинико-психологические особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами неорганической этиологии и детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F06.8 по МКБ-10). Проведен анализ фрустрационных реакций, структуры личности, характера конфликтов и отношения к ближайшему окружению детей исследуемых групп. Данные получены по результатам обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проведенное исследование позволит разработать дифференциальные диагностические критерии эмоциональных нарушений органического происхождения, что даст возможность более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.
Скачать PDF

Нарушение интегративного взаимодействия между структурами головного мозга при моносимптоматических п

Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В., Чурилов Л.П.
Методом кросскорреляционного компьютерного анализа электроэнцефалограмм больных детей 3-11 лет с нарушениями речи (заиканием, OHP и др.), дисграфией, тиками, синдромом нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ) и энурезом, показано, что все указанные патологии имеют сходные нарушения взаимодействия между корковыми структурами полушарий головного мозга Нарушения выражаются в пониженной по сравнению с нормой активности структур правого полушария (в передних отделах — при СНВГ и энурезе, в передних и теменнозатылочных отделах — при речевых нарушениях, дисграфии и тиках), что меняет взаимодействие между структурами правого и левого полушарий и приводит к нарушению процесса первичной обработки воспринимаемой информации. Работа имеет приоритетное значение, так как в доступной научной литературе нет аналогичного анализа речевых расстройств у детей.
Скачать PDF

К вопросу о дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств

Елецкая Ольга Вячеславовна, Мохряков Максим Олегович
В последние годы наблюдается значительный рост распространённости речевой патологии у детей и резкого утяжеления ее качества в виде появления множества сочетанных расстройств, не ограничивающихся к тому же только нарушением речевой функции. Особое значение в связи с этим приобретает проблема грамотной дифференциальной диагностики разнообразных нарушений речевого и психического развития у детей. Статья посвящена непосредственно дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств.
Скачать PDF

Особенности психологической диагностики детей с сенсорными нарушениями

Карауш Ирина Сергеевна, Дашиева Баирма Антоновна, Куприянова Ирина Евгеньевна, Стоянова Ирина Яковлевна
Проведено клиническое обследование 251 учащегося специализированных (коррекционных) школ 7-18 лет с нарушениями слуха и зрения. Представлена структура психических расстройств. Обсуждается ряд особенностей психологической диагностики детей указанной категории.
Скачать PDF

Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями

Эстербрук Светлана, Эстербрук Ричард
Представлен обзор современных исследований по проблеме нарушений аутистического спектра отклонений в США. Дается определение феномена аутизма, обсуждается его природа и источники возникновения; охарактеризованы диагностические критерии, положенные в основу международных классификаций аутизма, и методы его диагностики; представлены методы обучения и терапии детей с аутистическими нарушениями. Особое внимание уделяется прикладному анализу поведения (ABA), успешно применяемому в США и Западной Европе для работы с детьмиаутистами.The article reviews contemporary researches done in the field of autism in the United States of America. The definition of autism spectrum disorder is given, its nature and causes are discussed; the diagnostic criteria for International Classifications for autism are described; methods of diagnostics, teaching and therapies for children with autism spectrum disorders are considered. Special attention is paid to Applied Behavior Analysis (ABA) as scientifically validated and empirically proven behavioral approach that is effectively used in USA and Western Europe in working with children with autism.
Скачать PDF

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Колчина Алина Геннадиевна
Изложены некоторые теоретические аспекты проблемы эмоционального развития младших школьников с церебральным параличом. Изучается роль нарушений эмоционального развития у данной категории детей в организации их полноценного общения с окружающими и утверждения себя как полноправного члена общества. На основе результатов экспериментального исследования выявлены особенности проявлений базовых эмоций у детей c церебральным параличом. Применение комплекса психодиагностических методик позволило выявить у респондентов зависимость уровня эмоциональной адаптивности от выраженности двигательного дефекта и переживания двигательной недостаточности. Обоснована необходимость проведения коррекционно-развивающих занятий уже на раннем этапе развития ребенка. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в работе школьных и специальных психологов.
Скачать PDF

Диагностика уровня развития социально-нравственных и гендерных установок дошкольников с нарушением и

Симановский Андрей Эдгарович, Воронина Светлана Николаевна
В статье рассматривается проблема развития социально-нравственных и гендерных установок у детей с нарушением интеллекта. Авторы статьи связывают нравственное и гендерное развитие ребенка с постепенным развитием социальных потребностей. Также предлагается уровневая концепция развития социальных потребностей, которая формируется в онтогенезе и включает четыре основные стадии. Переход от одной стадии развития к другой связан с расширением осмысления актуальной ситуации социального взаимодействия. Данная концепция составила основу для изучения содержания социальных и гендерных установок у дошкольников с нарушением интеллекта. Для сравнения были взяты три группы дошкольников: с нормальным развитием, с задержкой психического развития (ЗПР), с легкой степенью умственной отсталости. Социальные нравственные и гендерные установки выявлялись на основе оценки ребенком социального поведения персонажей мультфильма. Таким образом, было выяснено, что дети с нарушением интеллекта оценивают гендерную составляющую образа персонажа только по внешним признакам, тогда как дошкольники с нормальным развитием соотносят поведение героев мультфильма с поведением окружающих взрослых мужчин и женщин, абстрагируясь от внешних половых признаков персонажа. При этом мальчики с задержкой психического развития в своих оценках более походили на детей с умственной отсталостью, а оценки девочек с ЗПР были близки к оценкам детей с нормальным развитием. При выборе персонажа, поведением похожего на них, дети с нарушением развития интеллекта и мальчики с ЗПР выбирали персонажа с поведением самого примитивного уровня социальных потребностей, тогда как обычные дети и большинство девочек с ЗПР выбирали персонажа, который демонстрировал более высокие уровни социальных потребностей.
Скачать PDF

Психосемантические пространства ценностей личности при нарушении психического здоровья

Языков К.Г.
Исследована геометрическая модель организации ценностной сферы человека для разных уровней психического здоровья. В модели использовали тест «Шкала терминальных ценностей» по Рокичу и метод многомерного шкалирования с последующим анализом конфигурации субъективного пространства ценностей.Geometric model organization of human value sphere for different level of mental health was researched. The Rokeach value survey and method multidimensional scaling with analysis of confi guration of subjective space were used in the model.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: