РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Решающие эксперименты в психологии

Найдено 1 определение:

Решающие эксперименты в психологии

crucial experiments in psychology) P. э. (experimentum crucis) давно играет важную роль в строгих (формально-логических) концепциях прогресса и изменений в науке. Это понятие выполняет функцию окончательного арбитра в разрешении спора между двумя конкурирующими теориями. Фрэнсис Бэкон первым строго описал понятие Р. э. и дал ему название, хотя сама идея Р. э. существовала задолго до этого. Бэкон ввел понятие instantia crucis (решающее испытание) для описания ситуации, когда каждое из двух конкурирующих объяснений в равной мере успешно учитывает все имеющиеся эмпирические данные, так что не существует оснований для оказания предпочтения одному из них. Если из этих двух объяснений выводятся конфликтующие предсказания, приводящие к взаимно исключающим исходам, тогда следует провести Р. э., с тем чтобы его результаты подтвердили одно объяснение и опровергли другое. Тезис Дюэма-Куайна. Пьер Дюэм [Дюгем] утверждал, что Р. э. просто неосуществимы в их классическом понимании. Никакая отдельная научная гипотеза не может быть окончательно верифицирована или фальсифицирована. Любая гипотеза в какое-то время может быть опровергнута, или может быть развита еще более удовлетворительная теория в будущем. Позднее У. Куайн сформулировал положение, согласно к-рому любое отдельное утверждение в составе теории может считаться истинным, независимо от доказательства, если данная теория допускает соответствующие корректировки в др. своих частях. Томас Кун развивал взгляды на Р. э., во многом сходные с взглядами Дюэма. Согласно Куну, большая часть научной работы напоминает "решение головоломки" (puzzle resolving) - разработку деталей в рамках определенной парадигмы. Эксперименты не яв-ся решающими по той причине, что в них проверяется лишь отдельная исходная теория. Реальное изменение в науке происходит в ходе революций, к-рые влекут за собой смену одной парадигмы другой. Поскольку, согласно Куну, парадигма определяет то, каким образом надлежит осуществлять наблюдения - в известной степени, каким образом следует смотреть на мир, - теория не может опровергаться опытом. Теория отвергается, когда ученые начинают понимать, что она обладает таким количеством недостатков, что уже больше не оказывается полезной или оказывается менее полезной, чем др. теория. По мнению Куна, Р. э. яв-ся скорее частью научной педагогики - учебником науки, - нежели самой наукой. Кун указывал на то, что эксперименты, часто описывавшиеся в роли решающих в определении выбора теории, реализовывались уже после того, как между теориями был сделан действительный выбор. Однако, не все философы науки отрицали ценность Р. э. Один из наиболее видных, Карл Р. Поппер, утверждал, что хотя теории никогда не могут быть верифицированы, "для эмпирической научной системы должна существовать возможность ее опровержения опытом". Позиция Поппера, допускающая принципиальную возможность опровержения гипотез, идет вразрез с обоими, Дюэмом и Куном. Наиболее прямой атаке тезис Дюэма-Куайна подвергся со стороны Адольфа Грюнбаума, утверждавшего, что, во-первых, решающие опровергающие эксперименты логически возможны, и во-вторых, в действительности уже были такие эксперименты. Т. о., нет единой или определяющей филос. позиции в отношении Р. э. С различными точками зрения на эту проблему можно ознакомиться у Хардинга, на вводную главу к-рого отчасти опирается данная статья. Очевиден, однако, отказ от абсолютистского взгляда Бэкона на проблему подтверждения-опровержения, наряду с линейным взглядом на научный прогресс. Отличительные свойства Р. э. Подлинные Р. э. обладают одним очевидным отличительным свойством: они должны обеспечивать адекватную проверку двух соперничающих гипотез. Очевидно, что для этого они должны быть настолько хорошо спланированы, чтобы не возникало сомнение в их внутренней валидности. Вторым отличительным свойством Р. э. яв-ся в высшей степени творческий характер их планов. Чтобы осуществить адекватную проверку двух соперничающих теорий, экспериментатор должен найти способ проверки конфликтующих гипотез. Примеры Р. э. По-видимому, некоторые отдельные эксперименты или серии экспериментов с полным основанием могут быть названы решающими. Они однозначно или подтверждали, или опровергали важные аспекты теорий. Даже если исслед., проведенные Фредом Шеффилдом и его учениками, и не доказали полной несостоятельности теории подкрепления как редукции драйва (drive-reduction theory of reinforcement), то по меньшей мере сделали ее неубедительной, показав необходимость включения в объяснение вознаграждения чего-либо скорее связанного с индукцией драйва. Два классических результата заключались в том, что удалось выработать у самцов крыс реакцию, которая приводила к покрытию самок, но не к эякуляции, и в том, что не имеющий питательной ценности сахарин оказывался при этом эффективным вознаграждением. Эксперименты Гарри Ф. Харлоу, в к-рых детеныши обезьян формировали сильные привязанности к не имеющим пищевой ценности кускам ткани, натянутым на проволочный каркас и заменявшим им мать, но практически не вырабатывали привязанностей к проволочным "суррогатным матерям", к-рые обеспечивали им пищу, оказались фактически решающим свидетельством против традиционных объяснений привязанности на основе концепции вторичных драйвов и психоаналитических объяснений. Большая часть научной деятельности Эдварда Ч. Толмена была посвящена попыткам проведения Р. э., к-рые бы подтверждали роль ожиданий, в противоположность S-R ассоц., в качестве базовой единицы научения. Напр., исслед., проводимые Толменом и его учениками по латентному научению и пространственному научению, заставили теоретиков S-R на многие годы занять оборонительную позицию. Тщательный анализ классического эксперимента по латентному научению показал, однако, что, невзирая на значительные проблемы, к-рые он создавал для S-R теорий, он не был, в строгом значении этого термина, Р. э. В действительности, как того могли бы ожидать Дюэм, Куайн и Кун, эти эксперименты не привели к ниспровержению S-R теорий. Однако, последовавшие модификации, напр., теория Кларка Халла, позволявшая объяснить в рамках теории S-R некоторые из таких результатов, привели к приобретению этой теорией более когнитивного характера. Др. результаты по-прежнему продолжают представлять непреодолимые трудности для S-R моделей. Р. э., по крайней мере по намерению, сыграли важную и сохраняющую свое значение роль в развитии некоторых областей в психологии. Одна из таких областей - восприятие пространства и объектов в пространстве - связана с попытками разрешения спора между нативистами и эмпириками. Хотя результаты таких экспериментов выглядят окончательными, недавние исслед. ставят под сомнение их первоначальную интерпретацию. Более того, др. исслед. на животных и на людях показывают, что определенные аспекты восприятия глубины являются врожденными. Несмотря на то, что ни один из этих экспериментов не привел к окончательному разрешению исходной проблемы, они все же помогли развить эту область в нескольких важных аспектах и значительно трансформировали характер постановки первоначальных вопросов. Влияние экспериментов на изменение теории. Эмпирические исслед. оказали значительное влияние на психол. теории. Примеры, приведенные в предыдущем разделе, отчетливо указывают на то, что некоторые эксперименты привели к существенным модификациям одних теорий и фактическому отказу от других. В этом смысле, некоторые эксперименты бесспорно оказались решающими. См. также Экспериментальные методы, Проверка гипотезы, Философия науки, Методология (научных) исследований Р. Т. Браун, С. Р. Рейнолдс
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Экспериментально-психологические исследования коммуникативно-речевой инактивности у подростков: иссл

Дюмон Н.Н.
Скачать PDF

Экспериментальная оценка психологической устойчивости человека-оператора в открытой информационной с

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Результаты эксперимента по изучению и оценке индивидуальных психолого-педагогических особенностей во

Хорева Юлия Александровна
В данной работе для выявления аспектов помеховлияющего воздействия на сосредоточение внимания волейболистов представлена оригинальная «Профилированно-адаптированная анкета», разработанная автором. Полученные результаты исследования дали возможность провести анализ соотношения важности источников помеховлияний и разработать способы оптимизации психических состояний спортсмена. Опираясь на эти данные, тренер получает возможность целесообразно проводить занятия в плане их совершенствования и решения ряда других вопросов спортивного воспитания, что позволит повысить эффективность соревновательной деятельности волейболистов.
Скачать PDF

Изучение динамики экспериментально-психологических характеристик больных с невротическими растройств

Мизинова Елена Борисовна
Статья является результатом многопланового психологического исследования пациентов с невротическими расстройствами, проходивших лечение в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института (СПбНИПНИ) им. В.М. Бехтерева на протяжении тридцатилетнего периода (сопоставление современных данных с данными прошлых лет). Представлен анализ динамики отдельных индивидуально-типологических характеристик больных с невротическими расстройствами, имеющих значение для понимания их психогенеза, а также процесса адаптации в стрессовых ситуациях
Скачать PDF

Экспериментальное исследование состояния психологического климата в группах слабослышащих младших шк

Скворцова Марина Владимировна
Представлены результаты исследования особенностей психологического климата в группах слабослышащих младших школьников и способов его оптимизации. Анализируются изменения в структуре неформальных межличностных отношений слабослышащих детей до и после проведения обучающего эксперимента.
Скачать PDF

Психологический анализ эксперимента по формированию профессионального самосознания студентов

Семенова Елена Александровна
В статье дается теоретический анализ основных подходов к проблеме профессионального самосознания, даны определения понятия «профессиональное самосознание». Раскрываются особенности и динамика профессионального самосознания будущих инженеров в техническом вузе.
Скачать PDF

Психологические особенности формирования навыков и умений у пианиста (психологические эксперименты в

Куликова Елена Евгеньевна
Подвергаются пересмотру некоторые распространенные педагогические представления о методах формирования пианистических навыков и умений. Привлечение знаний в области современной психологии позволяет по-новому взглянуть на некоторые вопросы формирования исполнительских навыков и умений, и интенсифицировать процесс их выработки.
Скачать PDF

О некоторых «Предрассудках» фортепианной педагогики (психологические эксперименты в помощь фортепиан

Куликова Елена Евгеньевна
В статье подвергаются пересмотру некоторые распространенные педагогические представления о методах формирования пианистических навыков и умений. Привлечение знаний в области современной психологии позволяет по-новому взглянуть на некоторые вопросы формирования исполнительских навыков и умений, и интенсифицировать процесс их выработки.
Скачать PDF

Методика психологического эксперимента по контекстуальному моделированию разрешения проблемной ситуа

Арзамасова К.А.
В статье описана методика психологического эксперимента, направленного на выявление роли контекстуального моделирования в процессе разрешения проблемной ситуации. Показаны особенности работы испытуемых под влиянием изменения предметного и социального контекстов их деятельности. The procedure of the psychological experiment aimed at identifying the role of contextual modeling in the process of problem situation solution is described. The paper reveals the peculiarities of subjects" work under the influence of changes in the object and social context of their activities.
Скачать PDF

Развитие экспериментальных исследований в советской педагогической психологии 1917 1936 годов

Киселева Надежда Анатольевна
В работе дан обзор развития экспериментальных исследований в педагогической психологии и в смежных научных направлениях по психолого-педагогическим проблемам периода 1917 1936 годов, когда происходила острая борьба за становление новой науки на основе марксистской идеологии и создание объективной методологии в противовес идеалистической психологии.
Скачать PDF

Эксперимент как база развития педагогической психологии в дореволюционной России

Киселева Надежда Анатольевна, Горячева Ася Сергеевна
В работе характеризуются этапы развития педагогической психологии в дореволюционной России. Особое внимание уделяется роли экспериментальных психолого-педагогических исследований и вкладу крупнейших отечественных ученых и педагогов в становление педагогической психологии как самостоятельной науки.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: