Рефлексивные технологии в управлении СМИ
Рефлексивные технологии в управлении СМИ
Наиболее инвариантные и эффективные механизмы формирования и разрушения субъектности связаны с воздействиями на рефлексивные структуры сознания. С. Л. Рубинштейн выделил 2 базовых способа существования человека как субъекта жизни: жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в к-рых живет человек (реактивный способ существования), и рефлексивный, когда сознание выступает как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. В изменяющемся обществе особенно актуален рефлексивный способ, что связано с высокой динамикой процессов самоопределения человека и соорганизации индивидов для осуществления властных полномочий, развития личности, общества и государства. Самая важная психол. проблема в изменяющемся обществе - это проблема стимулирования и поддержки рефлексивного способа существования человека (группы) как субъекта жизни. В контексте рефлексивного подхода можно выделить 2 типовые альтернативные схемы: «Схема развития» (опирается на стимулирование и поддержку рефлексивного способа жизнедеятельности) и «Схема рефлексивного программирования» (опирается на стимулирование и эксплуатацию реактивного способа жизнедеятельности). 1. «Схема развития» включает след. процедуры: А. «Фиксация разрыва, ранее сложившейся жизнедеятельности» - формирование состояния готовности к принятию новых форм жизнедеятельности. Субъект сам приходит к осознанию того, что надо что-то менять и как-то жить иначе, или ему оказывают в этом помощь. Б. «Актуализация рефлексии», как единственной возможности самому создать, осознанно выбрать новую форму жизнедеятельности, а также организовать процесс перехода к новой форме жизнедеятельности. Помощь извне в данной процедуре крайне важна, ибо совершить, как иногда говорят, «рефлексивный выход» за пределы своей жизнедеятельности, сделать ее объектом исследования и соотнести с новой формой жизнедеятельности весьма сложный процесс, требующий иных, чем для осуществления жизнедеятельности, методов и средств. В. »Рефлексивная кооперация» - поддержка субъекта, совершившего «рефлексивный выход» за пределы сложившейся жизнедеятельности, выход в рефлексивную позицию. Такого рода помощь определяет основу совр. представлений гуманистической психологии. В этих подходах ведущая ориентация на обеспечение свободы личности, а не на «навязывание» человеку внеш. советов и рекомендаций. При использовании «схемы развития» человек является подлинным субъектом развития своей жизнедеятельности, кроме того, он и сам развивается, ибо процедура актуализации рефлексии либо провоцирует переход с реактивного способа жизнедеятельности на рефлексивный, либо закрепляет рефлексивный способ жизнедеятельности, оснащая субъекта новыми средствами более эффективной работы. Можно утверждать что «Схема развития» является благом для общества и максимально ориентирована на свободную развивающуюся личность. 2. «Схема рефлексивного программирования» включает след. процедуры: А. «Разрыв, ранее сложившейся жизнедеятельности». Б. «Рефлексивная блокада» - блокировка «несанкционированных» кем-то рефлексивных процессов, фактически лишение субъекта возможности самостоятельно осуществлять осознанное создание или выбор новой формы жизнедеятельности. В. «Социальная изоляция» - блокировка «несанкционированных» кем-то информационно-психол. воздействий социального окружения, фактически лишение возможности влияния на процессы создания или выбора новой формы жизнедеятельности ближайшего социального окружения. Г. «Рефлексивное программирование» - навязывание субъекту заранее предопределенных кем-то представлений, точек зрения, позиций, мнений и др. психич. образований с целью сформировать принятие предлагаемой нормы жизнедеятельности. При использовании Схемы «рефлексивного программирования» человек превращается в объект управления. Все процедуры данной схемы способствуют закреплению «реактивного способа жизнедеятельности» и никоим образом не способствуют развитию личности. Эти процедуры явно ограничивает свободу личности. Эта схема априорно таит в себе зло для общества, т. к. ориентирована на превращение людей в бессознательных роботов, к-рыми легко управлять в интересах др. субъектов. Можно утверждать что «Схема рефлексивного программирования» является злом для общества и максимально ориентирована на превращение человека в робота. Лит.: Емельянов Г. В., Лепский В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. 1999. № 3; Лепский В. Е. Рефлексивный анализ политического PR в России: аспект построения гражданского общества // Рефлексивное управление. Сборник статей. Межд. симпозиум 17-19 октября 2000, М. 2000; Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М., 1996; Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976 ; Lefebvre V. Algebra of Conscience. Dordrecht-Boston-London.: Kluwer Academic Publ., 2001. В. Е. Лепский
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011