РЕФЛЕКС ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ это что такое РЕФЛЕКС ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ: определение — Психология.НЭС
Рефлекс орбитальный вегетативный рефлекс Петцетакиса Рефлекс Ортнера

РЕФЛЕКС ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

Найдено 7 определений термина РЕФЛЕКС ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

РЕФЛЕКС ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя - сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом "что такое?". Его биологический смысл - создание условий для лучшего восприятия раздражителя. Это достигается за счет появления комплекса соматических, вегетативных реакций и изменения уровня активации системы нервной центральной при общем торможении или нарушении текущей деятельности организма.

Выделяются три основные группы компонент рефлекса ориентировочного:

1) двигательные - сюда относятся: а) реакции, обеспечивающие поворот глаз и головы в направлении зрительного раздражителя, настораживание ушей, принюхивание и пр.; b) реакции, обеспечивающие поддержание позы и приближение к стимулу;

2) вегетативные - сюда относятся: а) сосудистые реакции - в виде сужения периферических сосудов и расширения сосудов головы, что увеличивает кровоснабжение мозга головного; b) реакция кожно-гальваническая; с) изменение частоты сердцебиения и дыхания; d) возрастание тонуса мышц;

3) изменение уровня активации системы нервной центральной, в том числе: а) повышение физиологической активности коры больших полушарий мозга головного (уменьшения амплитуды альфа-ритма); b) повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений.

При действии нового раздражителя появляются все компоненты рефлекса ориентировочного, образуя так называемый генерализованный рефлекс ориентировочный, который постепенно - после 15-20 предъявлений нового раздражителя - угасает, обретая форму локального рефлекса ориентировочного.

На основании сходства угасания рефлекса ориентировочного с угасанием рефлекса условного И. П. Павлов трактовал оба процесса как результат развития внутреннего торможения.

В качестве возбудителей рефлекса ориентировочного кроме новизны стимула выделяют такие его свойства, как изменение стимула, его сложность, двусмысленность, удивительность. Когда стимул и след, оставленный ранее предъявленными раздражителями (-> стимул: модель нервная), совпадают, рефлекс ориентировочный не возникает. По мере повторения нового стимула, вызывающего рефлекс, происходит ослабление, угасание рефлекса ориентировочного.

В зависимости от широты распространения возбуждения в системе нервной различаются генерализованная и локальная формы рефлекса ориентировочного. В зависимости от длительности выделяются долго длящийся - тонический, и быстро завершающийся - физический рефлекс ориентировочный. В ходе угасания генерализованный рефлекс ориентировочный сменяется локальным, тонический - физическим.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Ориентировочный рефлекс

Словообразование. Происходит от лат. оrientis - восток и reflexus - отраженный.

Категория. Форма рефлекса.

Структура. Комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя. К этим реакциям относятся: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфа-ритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. При действии нового раздражителя появляются все компоненты ориентировочного рефлекса, образуя т. н. генерализованный ориентировочный рефлекс, который постепенно, после 15 - 20 предъявлений нового раздражителя, угасает, приобретая форму локального ориентировочного рефлекса. На основании сходства угасания ориентировочного рефлекса с угасанием условного рефлекса И.П.Павлов трактовал оба процесса как результат развития внутреннего торможения.

Источник: Психологический словарь

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС

См. ориентировочная реакция.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС

сложная реакция животного на новизну стимула. Состоит из 3-х групп компонентов: 1) двигательные, 2) вегетативные, 3) изменение уровня активации центральной нервной системы. И.П.Павловым был назван реакцией «что такое?». Биологический смысл ориентировочного рефлекса - создание условий для лучшего восприятия раздражителя. В качестве возбудителя ориентировочного рефлекса выступают новизна стимула, изменение стимула, его сложность, неожиданность.

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

Рефлексы ориентировочные

Рефлексы, возникающие при изменениях окружающей среды, сопровождающихся неожиданной активацией рецепторных аппаратов той или иной модальности и непроизвольной двигательной реакцией, характер которой не всегда адекватен.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

РЕФЛЕКС ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

сложная реакция животного или человека, вызываемая действием новых раздражителей или изменением старых, названная И.П. Павловым рефлексом «что та кое?». С Р. о. начинается любой сложнорефлекторный акт организма

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС

ориентировочная реакция) — сложная реакция организма на новый раздражитель, направленная на мобилизацию систем организма для выработки соответствующего действия в новой ситуации. О. р. лежит в основе ориентировочной деятельности человека, т. е. деятельности, направленной на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач. Поэтому О. р. называют также исследовательским рефлексом. В комплекс компонентов реакции О. р. входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражителя, сосудистые изменения, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, а также повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга, проявляющееся в форме уменьшения альфаритма ЭЭГ. Сенсорными компонентами реакции О. р. являются повышение чувствительности анализаторов и возрастание ритмической частоты слияния ощущений. Реакция О. р. возникает на новизну раздражителя. При предъявлении нового раздражителя вначале образуются все компоненты О. р. Через несколько его предъявлений часть компонентов О. р. угасает, а при последующих предъявлениях рефлекс угасает полностью. Раздражитель перестает быть новым для организма. Отличительная особенность угасания О. р.— его селективность по отношению к раздражителю- Изменяя разные параметры стимула, можно вновь вызвать реакцию О. р.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме РЕФЛЕКС ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Рефлексивная самодиагностика учебно-познавательного опыта студентов в «обогащающей модели» учебного

Кибальченко И.А.
Скачать PDF

Внутриличностная конфликтность как проблема научной рефлексии

Исаева Э.Г.
Скачать PDF

Психологическое содержание и смысловые аспекты рефлексии подростков

Титкова М.С.
В статье проанализированы научные взгляды на рефлексию и раскрывается ее психологическое содержание. Описанное в статье исследование позволило условно выделить смысловые аспекты рефлексивной активности подростков: эгоцентрический, эмотивный и когнитивный. В работе подробно раскрывается содержание смысловых аспектов рефлексии подростков и приводится их эмпирическое выражение.
Скачать PDF

Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации

Грязнова В.Ю.
Предметом статьи является развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации.
Скачать PDF

Опыт философской рефлексии в психологической практике исследования представлений о поступке

Ильина О.И.
В статье рассматривается поступок человека как возможность становления его бытия и анализ философско-психологической программы актуализации представлений о поступке и способностей к поступку.
Скачать PDF

Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии

Дрепа Мария Ивановна
В статье дано понятие интернет-зависимости, раскрываются ее объекты, основные механизмы развития и признаки, описывается психологический портрет интернет-зависимой личности.
Скачать PDF

Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога

Пискунова Е. В.
В статье рассматривается сущность профессиональной педагогической рефлексии как необходимого компонента профессионально-педагогической деятельности и представляются основные подходы к исследованию профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной педагогике. Предлагаются практические рекомендации к организации рефлексивной деятельности учителя и рефлексивного обучения в подготовке студентов педагогических вузов.In the article the phenomenon of the professional pedagogical reflection is considered as a necessary component of the pedagogical activity and approaches to the research of this phenomenon are presented. The recommendations to organization of pedagogical reflection of teachers and reflective learning of student teachers are offered.
Скачать PDF

Способы формирования рефлексии

Вартазарян К.А.
В статье представлены различные подходы к определению понятий «рефлексия» и «механизм рефлексии» зарубежных и отечественных философов и психологов, а также рассмотрены механизмы, запускающие рефлексию учащихся во время образовательного процесса.
Скачать PDF

Оценка информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности

Ляшук А.В.
Скачать PDF

Рефлексивное «я» как условие самоидентификации человека

Денисова Ирина Валентиновна
В статье рассматриваются проблема человеческого «Я», фундаментальные вопросы «образа «Я». Автор обращает внимание на понимание «образа Я» как социальной установки, отмечает единство и множественность «Я», предлагает измерения «образа «Я».
Скачать PDF

Разработка рефлексивно-развивающей методики «Сказка-загадка». Все как у тебя»: проверка валидности

Кибальченко Ирина Александровна
В статье рассматривается процесс разработки и проверки валидности авторской рефлексивно-развивающей методики: «Сказка-загадка «Все как у тебя». Она предназначена для диагностики и развития рефлексии у дошкольников и младших школьников. В процедуре участвуют дети и взрослые члены семьи. Методика выявляет косвенные признаки отношений между детьми и другими членами семьи. В статье предлагается краткое описание методики и обзор основных результатов ее валидизации.
Скачать PDF

Личностная рефлексия в поздней юности: структура

Двоеглазова М.Ю.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения личностной рефлексии. Основные выводы: личностная рефлексия это сложный психологический феномен, состоящий из когнитивного, аффективного, оценочно-регулятивного компонентов структурные компоненты личностной рефлексии взаимосвязаны и равнопорядковы по степени значимости.
Скачать PDF